Памятник «офицеры» на фрунзенской набережной. памятник героям фильма «офицеры»

Компенсация за памятник за счет средств Министерства обороны России

Компенсация за изготовление и установку памятника из бюджета Министерства обороны выплачивается родственникам следующих категорий лиц:

  1. Военных и лиц, которые явились на военные сборы, погибли в ходе несения военной службы или сборов, умерли в мирное время из-за травмы или болезни (памятники будут устанавливаются после 12.06.1990 г.).
  2. Умерших или погибших людей, которые уже были уволены с военной службы из-за исполнения им максимального возраста, при котором можно нести службу, из-за ухудшения здоровья или по причине проведения организационно-штатных мероприятий, если в совокупности срок несения службы составил или превысил 20 лет (пенсионеры Минобороны) (памятники устанавливаются после 12.06.1990 г.).
  3. Участников ВОВ, инвалидов ВОВ, ветеранов боев за границей вне зависимости от общего срока несения службы (памятники начали устанавливать с 12.06.1990 г.).
  4. Умерших или погибших лиц вольнонаемного состава флота и армии, которые занимали штатные должности в период Великой Отечественной Войны в составе действующей армии – в штабах, частях, учреждениях (памятники начали устанавливать только с 01.01.2002 г.).
  5. Умерших или погибших ветеранов военной службы (начало установки памятников – 12.06.1990 г.).
  6. Умерших или погибших обладателей медали “За оборону Ленинграда” (начало установки памятников – 12.05.2004 г.).
  7. Умерших или погибших ветеранов боев, военнослужащих в Чечне (устанавливать памятники начали с 01.01.2004 г.).
  8. Умерших или погибших инвалидов детства, инвалидность которых получена из-за увечья, контузии или ранения, полученных во время боев на ВОВ (устанавливают памятники, начиная с 12.05.2004 г.).

История создания

Инициатором создания фильма был тогдашний министр обороны СССР Андрей Антонович Гречко, основная идея фильма ему виделась следующим образом: «Мне нужен фильм о жене офицера — в основе, и двое героев рядом». Считается, что ставшие впоследствии крылатыми слова «Есть такая профессия — Родину защищать!» были сказаны именно им. Фильм заказывался как рассказ о нелёгкой жизни офицерских жён.

Сюжет фильма основан на одноимённой повести советского писателя-фронтовика Бориса Васильева. Она была написана в 1970 году и с тех пор выдержала множество переизданий. Первоначальный вариант сценария был рассчитан на две серии; первая серия должна была захватить период «Большого террора» и окончиться арестом и тюремным сроком главных героев, во второй серии с началом Великой Отечественной войны их выпускали, чтобы отправить на фронт. Однако киностудия не согласилась на двухсерийный вариант, а Васильев не хотел сам сокращать сценарий и предложил переделать его Кириллу Рапопорту.

Для Владимира Рогового картина стала дебютом в качестве режиссёра. Борис Васильев предложил на главную роль в картине Георгия Юматова. Режиссёр сначала отказывался. У Юматова была плохая репутация сильно пьющего человека, который мог сорвать съёмки. Однако Васильев поручился за него.

Кроме этого, между Лановым и Юматовым были очень натянутые отношения. Ещё в 1950-е годы Юматов мечтал сняться в фильме «Павел Корчагин», но вместо него тогда на роль взяли Ланового. На съёмках «Офицеров» актёры помирились.

Многие члены съёмочной группы сами прошли через войну. В сцене, когда после возвращения Алексея из Испании жена видит у него след от ранения на спине, этот след настоящий — Юматов был ранен во время Великой Отечественной войны.

Съёмки фильма проходили по всему Советскому Союзу: в Москве, Подмосковье, Калинине (совр. Тверь), Севастополе (железнодорожная петля возле Инкермана), Ашхабаде. Одна из самых известных сцен возле некоего военного ведомства, где находился кабинет генерала Вараввы, на самом деле снималась возле центрального входа на химфак МГУ на Ленинских горах.

По сюжету фильма, внук Трофимовых — Иван — выбрал службу в . Этот факт в сценарий фильма был внесён по просьбе генерала армии Василия Маргелова, в то время — командующего ВДВ. По его же инициативе в фильме появились кадры учений с участием ВДВ.

Салютные залпы

В отделе информационного обеспечения Черноморского флота в свою очередь добавили, что в честь октрытия памятника корабли произвели салютные залпы. 

«В рамках мероприятия на внешнем рейде порта Феодосия в линию парадной диспозиции были поставлены четыре корабля Черноморского флота, в том числе фрегат «Адмирал Макаров», малый ракетный корабль «Орехово-Зуево», патрульный корабль «Дмитрий Рогачев» и ракетный корабль на воздушной подушке «Самум». В ходе церемонии открытия памятника генералу П. С. Котляревскому для отдания воинских почестей группа боевых кораблей ЧФ произвела салютные залпы из корабельных орудий под гимн Российской Федерации», — говорится в сообщении. 

Уточняется, что накануне корабли совершили переход из пунктов базирования на внешний рейд порта Феодосия.

Сюжет

События, показанные в фильме, происходят примерно с начала 1920-х годов до конца 1960-х. В России идет Гражданская война. Молодой курсант Алексей Трофимов по окончании училища направлен для прохождения службы в далёкий среднеазиатский гарнизон. Туда он отправляется со своей женой Любой. В гарнизоне от своего командира Алексей слышит слова, которые впоследствии становятся для него судьбоносными: «Родину защищать — есть такая профессия, взводный».

На новом месте службы Трофимов знакомится с Иваном Вараввой, молодым командиром. Вместе они участвуют в разгроме банды басмачей курбаши Могабит-хана и пленении последнего.
У Алексея рождается сын, названный в честь его погибшего командира Егором. После Средней Азии пути друзей расходятся. Варавва отправляется учиться в военную академию и, прощаясь, просит об одном: чтобы Алексей и Люба назвали своего будущего внука в честь него — Иваном.

Воинская судьба бросает героев по горячим точкам. Следующее место службы — Китай, где Трофимов вновь пересекается с Вараввой, находящимся в качестве военного советника в рядах китайской армии, воюющей с японцами.

Время идет. Егор Трофимов растёт и мечтает стать офицером. Люба учится в медицинском. Алексей постоянно находится в командировках, в одной из которых, в Испании, он получает ранение в спину. Начинается Великая Отечественная война. Алексей и его сын отправляются на фронт, а Люба становится начальником военного санитарного поезда. На одной из станций её находит Маша Белкина — возлюбленная Егора. Она оставляет Любе её внука — Ивана, так как сама отправляется радисткой на передовую и не может ухаживать за ребёнком.

На другой остановке, во время погрузки раненых, санитарный поезд выдерживает атаку прорвавшихся немецких танков. Все, кто несмотря на ранения может держать оружие занимают оборону, дабы задержать танки. После боя, подписывая похоронки, Люба видит, что одна из них на сгоревшего танкиста без документов. На фотографии, обнаруженной у погибшего, она узнаёт своего сына. В послевоенное время Герой Советского Союза Алексей Трофимов в звании генерал-майора командует Кантемировской танковой дивизией (той самой, где служил его сын). Внук Иван определён в Московское Суворовское военное училище и красуется на доске почёта. Однако он не всегда безупречен. Однажды, находясь в увольнении, Ваня без разрешения направляется в зоопарк и, засмотревшись на бегемота, опаздывает в училище. За это он получает взыскание: его не отпускают в очередное увольнение и вместе с другими нарушителями дисциплины заставляют драить полы. Алексей, приехав в училище, обнаруживает Ивана среди нарушителей и просится потолковать с ним. «Позор… Суворовец Трофимов… Если уж Вы ни в грош не ставите генерала, пощадите хоть бабушкины нервы», — говорит Ивану Алексей. Ваня, не сдержав слёз, сообщает, что у него два наряда. Алексей приказывает ему «отставить сопение» и по форме доложить, что произошло. Иван признаётся, что опоздал из увольнения потому, что смотрел бегемота.

Алексея вызывают в Министерство обороны к одному из начальников управлений. Им оказывается Варавва — уже в звании генерал-полковника, дважды Герой Советского Союза, назначенный руководить управлением. Варавва предлагает Алексею заканчивать активную службу и переходить на преподавательскую работу в Москве. Алексей не торопится с ответом, ведь ему дорога эта дивизия — в ней воевал Егор. Посоветовавшись с сидящей на скамеечке Любой Алексей оставляет последнее слово за ней. Люба решает остаться в дивизии. Варавва знакомится с внуком Алексея и узнав, что тот является его тезкой, едва сдерживает чувства.
В конце фильма третьему поколению семьи Трофимовых — внуку Ивану, уже взрослому капитану ВДВ, «приказом министра обороны СССР за образцовое выполнение служебных обязанностей и проявленное при этом мужество и героизм, умелое воспитание и обучение личного состава подразделения» досрочно присвоено воинское звание майор.

Также показана героическая смерть его родителей на войне и кадры из боевой молодости Трофимова и Вараввы, вперемешку с фрагментами документальной кинохроники.

О Котляревском

Петр Котляревский родился 23 июня 1782 года в селе Ольховатке Харьковской губернии, его отец был сельским священником. Мальчик тоже предназначался к духовному званию, но поступил на военную службу. В 14 лет в составе 4-го пехотного батальона Кубанского корпуса Котляревский участвовал в Персидском походе, в частности, в осаде Дербента. Шесть лет прослужил сержантом, в 1799 году он был произведен в офицеры с переводом в 17-й егерский полк, с которым в звании адъютанта командира полка совершил переход в Грузию, куда по просьбе грузинского царя Георгия XII были введены русские войска. Котляревский был награжден за первое же сражение, в котором русские разбили лезгин на реке Иори. Он был удостоен чина штабс-капитана и ордена Святого Иоанна Иерусалимского.

После назначения на командные должности молодой офицер продолжил участие в боях в Закавказье, ему часто удавалось разбивать превосходящего по силам противника. Котляревскому не было и 30 лет, когда его представили к генеральскому чину. В конце 1812 года при штурме крепости Ленкорань он едва не погиб, получив три ранения. Благодаря взятию крепости русским войскам была открыта прямая дорога на Персию. Менее чем через год был подписан Гюлистанский мир, по которому Россия приобрела западное побережье Каспийского моря до Астары и получила монопольное право на содержание флота в Каспийском море. Котляревский из-за тяжелых ранений вышел в отставку в 1838 году и приобрел дом в Феодосии, где и прожил до своей смерти в 1851 году.

В данную новость были внесены изменения (13:41 мск) — добавлена информация о салютных залпах

Владимир сделан очень всерьез и от этого особенно отвратителен

Говоря о непредсказуемом результате установки памятника, мы должны задаваться вопросом: что c ними происходит во времени? Как они укореняются? И что про них будут говорить?

Я каждое утро гуляю на Патриарших Прудах, там в это время идут в Военную академию на Маяковской молодые офицеры. Мимо памятника Крылову со спины идут два таких юных офицера и один спрашивает другого: «Кто это?» Второй отвечает: «Пушкин». А тот говорит: «Надо же, такой жирный», но даже не удивляется и не переспрашивает, точно ли это Пушкин. Он просто говорит, что образ не очень соответствует его представлениям, — и это новая жизнь памятника, как у того памятника в Светлогорске. Сейчас он баснописец, потом солнце русской поэзии, а со временем, может, станет врачом: он хороший, ему там уютно, и не обязательно у него должна быть жизнь, адекватная собственной идее.

Даже памятник Пушкину уже не вполне живет жизнью Пушкина, сейчас вокруг него более сложная мифология, хотя его уже никто ни с кем не спутает. А более поздние памятники, конечно, не очень укоренены в народном сознании. Я придумал такую задачку для москвичей: Шолохов, Гоголь, Тимирязев, Пушкин — продолжите ряд <�речь идет о последовательности памятников на Бульварном кольце Москвы, дальше по кольцу стоит памятник Рахманинову — The Insider>. За Рахманиновым идет Высоцкий. Это довольно смешная цепочка, которая продолжается через Крупскую и переходит в Шухова, а потом — Грибоедов. Между Тимирязевым и Пушкиным затерялся Есенин, а за Грибоедовым — Абай, в новейшую эпоху живущий уже совсем другой жизнью.

В постмодернистское время, когда все возможно, в котором политические решения получают иногда вполне адекватные градостроительные воплощения, все они по-своему стихийны. Почему памятник Плисецкой оказался на Большой Дмитровке? В чем она провинилась? Почему он такой страшный? Страшно подумать, что эта та самая Майя, которую боготворили.

И хотя современники вряд ли могут вынести приговор эпохе, я его выношу: мы живем в плохое время с плохими начальниками, которые принимают плохие решения для плохих скульпторов и архитекторов. Какие-то события такого времени могут быть прекрасными, но это, скорее, исключения и выпадения из нормы. Если памятники 90-х годов были не так предсказуемы, но часто откликались на естественные общественные вызовы, то теперь они откликаются на вызовы администрации президента.

В фильме снимались


Алина Покровская и Василий Лановой на вечере, посвящённом 40-летию выхода фильма «Офицеры». ЦАТРА, 2012 год

  • Георгий Юматов — Алексей Трофимов, офицер
  • Алина Покровская — Любовь Андреевна Трофимова, жена Алексея
  • Василий Лановой — Иван Варавва, офицер, друг Алексея
  • Андрей Анисимов — Георгий Алексеевич Трофимов в детстве
  • Александр Воеводин — Георгий Алексеевич Трофимов в юности
  • Наталья Рычагова — Мария Белкина, жена Егора
  • Андрей Громов — Иван Георгиевич Трофимов, суворовец, внук Любы и Алексея
  • Юрий Сорокин — взрослый Иван Георгиевич Трофимов
  • Владимир Дружников — Георгий Петрович, командир эскадрона, бывший царский офицер
  • Шамухаммед Акмухаммедов — переводчик-предатель Керим

В эпизодах

  • Евгений Весник — фельдшер.
  • Муза Крепкогорская — Анна Васильевна, мама Маши
  • Станислав Симонов — караульный
  • Борис Гитин — дежурный по суворовскому училищу, старшина
  • Владимир Златоустовский — Гаврилов, майор и адъютант генерала Вараввы
  • Роберт Чумак — командир дивизии
  • Рустик Мусатов — дежурный на станции
  • Николай Горлов — Дмитриевич
  • А. Бондаренко
  • Арнольд Алтмяэ — Арнольд Антсович, высокий худой эстонец, комиссар
  • Галина Микова — санитарка
  • Валерий Рыжаков — Юрий Сергеев, гвардии капитан
  • Виктор Михрюков — китаец-переводчик
  • Виктор Юхно
  • Лев Потёмкин — басмач
  • Ж. Митяков
  • Аман Реджепов
  • Назар Бекмиев — Могабит-хан
  • Валерий Пушкарёв — начальник эвакопункта, пожилой капитан
  • Евгений Супонев — раненый, который возглавил оборону поезда
  • Аркадий Смирнов — старый солдат в санитарном поезде (озвучивает Иван Рыжов)
  • Пётр Тимофеев
  • Анатолий Соболев

Клоун и дворник Никулин: на счастье и на здоровье


Фото: Shutterstock Образы всенародно любимого Юрия Никулина увековечены в бронзе сразу в нескольких местах Москвы. И к каждому из них поклонники великого артиста приходят, чтобы загадать желание. Самый известный и популярный тру-памятник был установлен в 2000 году возле Цирка на Цветном бульваре: Никулин в клоунском «прикиде» выходит из автомобиля и идет «на работу». Бронзовая скульптура натерта до блеска с ног до головы – от смешных ботинок до узнаваемого шмыгающего носа. Если верить приметам, то для привлечения удачи тереть фигуру Никулина следует со словами: «Жить, как говорится, хорошо! А хорошо жить – еще лучше!».


Фото: Shutterstock С не меньшим воодушевлением дети и взрослые полируют и клоунский автомобиль – экстравагантного вида кабриолет, на котором Балбес, Трус и Бывалый ездили в комедии Гайдая «Кавказская пленница». На длинном капоте блестит статуэтка оленя, а оказавшись за рулем киношного раритета водители приговаривают известное пожелание «ни гвоздя, ни жезла!» и загадывают прикупить в скором времени новое авто.

Цветной бульвар, д. 13

Смотреть на карте


Фото: gostinica-yunost.ru Судя по натертым частям бронзового памятника дворнику Тихону, которого Юрий Никулин сыграл в гайдаевской экранизации романа Ильфа и Петрова «12 стульев», особой популярностью он пользуется у тех, кто хочет избавиться от вредных привычек. В случае с этим персонажем курение в кадре художественно оправданно. Назидательно блестит торчащая из кармана «поллитровка», откровенно о пагубном пристрастии сотрудника ЖКХ к алкоголю говорит и отполированный нос… В общем, все говорит о том, что с вредными привычками пора завязывать. Задумчиво-мечтательный Тихон стоит у гостиницы «Юность» на Хамовническом Валу, с 2013 года. А на прилагаемой табличке выбита его крылатая фраза: «Кому и кобыла невеста». Кстати, в 1971 году фильм «12 стульев» набрал в кинотеатрах страны 39,3 миллиона «просмотров», став лидером советского кинопроката.

ул. Хамовнический Вал, д. 34

Смотреть на карте

Факты

Памятник героям фильма возле здания Минобороны России

Скульптурная композиция «Офицеры» в расположении Главного управления кадров Минобороны России

  • Финальную песню «Вечный огонь» («От героев былых времён…») исполнил Владимир Златоустовский (второй режиссёр картины и исполнитель небольшой роли), слова Евгения Аграновича, музыка Рафаила Хозака.
  • Натурные съёмки картины проходили под Ашхабадом. Во время сцены погони главных героев на лошадях случилось ЧП. Алине Покровской дали неподкованную спортивную лошадь, которая буквально только что сошла с соревнований. В один момент она сорвалась и, закусив удила, помчалась вперед. Георгий Юматов вскрикнул: «Алину лошадь понесла!» — после чего вместе с Лановым помчались вслед, зажали лошадь с двух сторон, затем взяли её за узду и остановили.
  • В 2010—2011 годах фильм был колоризован компанией «Формула цвета». Премьера цветной версии состоялась на Первом канале в День защитника Отечества в 2011 году.
  • 9 декабря 2013 года в Москве, на Фрунзенской набережной, открыт памятник героям фильма «Офицеры». Скульптура воспроизводит одну из сцен фильма — встречу после долгой разлуки двух боевых товарищей, супруги и внука одного из них. В открытии памятника приняли участие министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу, народный артист СССР Василий Лановой и народная артистка РСФСР Алина Покровская, которые в «Офицерах» исполнили роли Ивана Вараввы и Любови Трофимовой.
  • В сентябре 2018 года в Главном управлении кадров Минобороны России открылась скульптурная композиция «Офицеры», которая состоит из героев фильма — командира взвода Алексея Трофимов (Георгий Юматов) и командира эскадрона Георгия Петровича (Владимир Дружников). За ними располагается знаменитая цитата из фильма «Есть такая профессия — Родину защищать!».
  • Георгий Юматов не очень любил эту картину. Он думал, что картина обречена на провал, так как считал режиссёра Владимира Рогового неопытным. Его персонаж казался ему поверхностным и недалеким, так как сам Юматов прошёл войну и знал, что это такое (сценарист Виктор Мережко).
  • В фильме имеется фактическая ошибка: медсестра, подавая в санитарном поезде во время войны главной героине на подпись документы умерших военнослужащих, произносит: «рядовой Кравченко». Между тем, она должна была назвать его «красноармеец Кравченко», так как звание «рядовой» официально было введено уже после войны.
  • После выхода в прокат фильма «Офицеры» количество поданных заявлений о приеме в военные училища выросло в 20 раз.

Офицерская жена

Изначально картина должна была называться «Любочка». Согласно первоначальной идее, главным персонажем в картине должна была стать офицерская жена. Сценарист К. Рапопорт именно с этой мыслью пришел к писателю Борису Васильеву, ставшему его соавтором.

Но о женах военных в обществе мнение было не самое лучшее. Они якобы, живя в гарнизонах, ничем не занимаются, лишь посещают магазины и военторги. Но Люба Трофимова была другая. Она имела превосходное образование, говорила по-французски, разбиралась в литературе, при этом мирилась с аскетическим существованием и частыми переездами. Но главной ее чертой была редкая преданность. Историю офицерской жены вытеснила главная сюжетная линия, посвященная настоящей мужской дружбы.

Приключения Шурика у станции метро «Текстильщики»


Фото: Shutterstock Накануне каждой сессии студенты Московского экономического института выстраиваются в очередь к тру-памятнику «вечному» студенту Шурику и «хорошей девочке Лиде», который в 2012 году, в Татьянин день, установили перед одним из корпусов ВУЗа. Здесь все, как и в кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: Лидочка внимательно читает конспект, а Шурик заглядывает в него через плечо советской студентки. Сохранено и портретное сходство с актерами – Натальей Селезневой и Александром Демьяненко. Носы и прочие части тела у бронзовых студентов не блестят, но если накануне экзамена потереть зачетную книжку о бронзовую «зачетку» в заднем кармане Шурика, то меньше «чертверки» не получишь – эта счастливая примета проверена неоднократно. А во время зимней сессии некоторые первокурсницы задабривают Лидочку, повязывая ей на шею вязанный шарфик…

ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1

Смотреть на карте

Съёмочная группа

  • Авторы сценария — Борис Васильев, Кирилл Рапопорт
  • Режиссёр-постановщик — Владимир Роговой
  • Оператор-постановщик — Михаил Кириллов
  • Художник-постановщик — Михаил Фишгойт
  • Композитор — Рафаил Хозак
  • Звукооператор — Борис Корешков
  • Текст песни — Евгений Агранович
  • Редакторы — Вера Бирюкова, Алла Гербер
  • Монтаж — А. Овчаровой
  • Режиссёр — Владимир Златоустовский
  • Операторы — Р. Мусатов, С. Приймак
  • Костюмы — Э. Перельштейн
  • Грим — Татьяны Колосовой
  • Художник-фотограф — В. Комаров
  • Ассистенты:
    • режиссёра — Б. Айнбиндер, М. Давыдов, Н. Сорокоумова
    • оператора — Б. Головченко, И. Кобелев
    • художника — М. Гараканидзе, И. Пименова
    • по монтажу — Н. Белая
  • Мастер по свету — Р. Аванесов
  • Мастер по декорациям — Ю. Ермилов
  • Комбинированные съёмки:
    • Оператор — В. Лозовский
    • Художник — С. Иванов
  • Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР

    Дирижёр — Эмин Хачатурян

  • Главный военный консультант — генерал-полковник М. Дружинин
  • Консультант — полковник Г. Коршунов
  • Директора картины — Георгий Федянин, Александр Будкевич

Организация военных похорон – плюсы ВМК

Cлужба “Военно-мемориальная компания” создана с целью улучшения качества оказания ритуальных услуг для военнослужащих и ветеранов вооруженных сил РФ и СССР. Организация военных похорон и погребение военнослужащих и пенсионеров из числа военнослужащих – единственный вид деятельности нашей организации. Мы одна из ведущих служб в этой сфере.

Огромный опыт, оперативное взаимодействие с соответствующими ведомствами армии и флота, равно как доскональное знание нюансов в сфере ритуальной деятельности позволяет нам уверенно заявлять, что любая поставленная перед нами задача будет с честью выполнена.

развернуть

Примечания

  1. Тендора, Наталья. Офицеры // Георгий Юматов. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-699-39846-1.
  2. Ускова Т. Ф. «Офицеры» Б. Л. Васильева и «Офицеры» В. А. Рогового // Книга в современном мире: проблемы чтения и чтение как проблема. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2014. — С. 263—268.
  3. Дмитрий Привалов. . Газета «Труд», № 093 (21.05.2004). Дата обращения: 15 июня 2012.
  4. Павел Садков. . Комсомольская правда (9 октября 2007). Дата обращения: 8 сентября 2009.
  5. Ирина Павлюткина. . Газета «Красная звезда» (16.01.2009). — Народному артисту СССР Василию Семеновичу Лановому исполнилось 75 лет.. Дата обращения: 17 июня 2012.
  6. Елена Лубинец (Краснодар). . «Российская газета-Неделя» — Кубань-Кавказ № 4577 (31.01.2008). — Василий Лановой лепил образ своего офицера с кубанского поэта Ивана Вараввы. Дата обращения: 17 июня 2012.
  7. Роль фельдшера в поезде исполняет Евгений Весник, а того же персонажа на станции, откуда его «выкрали» Варавва и Трофимов, исполняет другой актёр, Дмитрий Орловский, по типажу напоминающий Весника.
  8. . База данных сайта «Онлайн энциклопедия Кирилла и Мефодия». Дата обращения: 5 июня 2012.
  9. ↑ Офицеры // Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог (1970—1971) / Сост. М. Павлова, Е. Барыкин и др. — М.: Издательство Всероссийской газеты «Нива России», 1996. — С. 235—236. — 308 с. — ISBN 5-88289-007-1.
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 декабря 2013.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector