Никольская башня (нижегородский кремль)
Содержание:
- Надвратные иконы Никольской башни[править]
- Ивановская башня
- Повреждения
- Кладовая башня
- История
- XIII—XXVI. — 14 маленьких гравюр, сделанных по рисункам М. Махаева
- Когда, как и почему сняли орлов?
- Никольская башня — архитектура
- Кутафья
- Зачатьевская башня
- Тайницкая башня
- Расстрелянная икона
- Как отразился штурм Кремля на конструкции Никольской башни и иконе Николая Чудотворца
- Икону – завесить!
- Картины Фёдора Яковлевича Алексеева
- Штурм Кремля
- Творимая легенда
- Описание иконы Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля
- Краткая история
- Набатная
- Архитектурные особенности
- Итоги работ
Надвратные иконы Никольской башни[править]
Над Никольскими воротами было две иконы. Сохранилась запись 1656 года об этих иконах, оставленная архидиаконом Павлом Алеппским:
Никольские ворота и образ Николы Можайского, 1917 г.
Во время боёв в октябре 1917 года, надвратный образ святителя Николы Можайского был изрешечен пулями и осколками, но лик иконы остался невредим. Православными Москвы это было воспринято как чудо. А в конце же апреля 1918 года по приказу советских властей, перед первым официальным празднованием пролетарского Первомая, фасад, включая икону, был весь затянут красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. Примечательно, что вскоре, 22 мая, Патриарх Тихон свершил литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего, во главе крестного хода, направился к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен святителю Николаю пред его образом над вратами, — событие, запечатлённое на кадрах документальной хроники. В 1930-е годы иконы были скрыты от глаз и долгое время считались утраченными.
11 мая 2010 года началось открытие икон. Об этом сообщил председатель фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин. Иконы Никольской и Спасской башни были защищены слоем штукатурки. нанесённой на сетку на расстоянии 10 см от изображений. «Главная задача нашей работы — содействовать тому, чтобы исторический образ Кремля был воссоздан, и образцы духовного наследия нашего народа вновь возникли бы на кремлевских башнях и в нашей жизни», — сказал Якунин.
5 июля 2010 года на Никольской башне начались реставрационные работы. К середине дня удалось открыть большую часть иконы, и стала видна центральная часть образа Николы Можайского. «Уже судя по тому, что мы видим, — это исторический слой конца XV-XVI века», — сообщил Михаил Якушев. Как было выяснено, ещё до закрытия иконы с неё сняли поверхностные слои масляной краски, нанесенные в XIX веке и заделали следы от пуль и осколков. Руководитель реставрационных работ Сергей Филатов заявил, что открываемая икона Николы Можайского нуждается в очень тщательной реставрации — имеет трещины и отставания. Для защиты икон от негативных воздействий атмосферы предполагается сделать остекление с системой естественной вентиляции. Реставрацию икон планируется завершить до конца августа.
Ивановская башня
Эта башня считается крупной среди других в этом кремле. Для того чтобы торговый посад города был хорошо защищен, она стала оснащаться мощным вооружением, которое затем смогло замениться довольно современное. В строительном плане эта башня обладает квадратной формой и тем самым имеет отличие от других башен кремля Нижнего Новгорода, она имеет высокое основание и большую площадь.
Самым видным и заметным отличительным качеством является построение из ступенек, тем самым площадь яруса сверху имеет меньшую площадь, в отличие от других ярусов. В настоящий момент внутри башни работает музей.
Повреждения
Никольская башня (Москва) была повреждена, когда в 1917-м году город стал полем боя. В нее попадали снаряды, разрушившие в большей мере низ ворот. В этот раз образу Николая Святителя не повезло, и он был изуродован пулевыми дырами и летевшими в него осколками, однако лик так и оставался невредимым, задело лишь элементы вокруг него. Разумеется, такое совпадение заставило москвичей снова убедиться в святости изображения.
В иконописи стали использовать образ обстрелянной иконы. Строение реставрировалось в 1919-м, когда с образа было снято поновление. Реставраторы достигли исконного рисунка и устранили ненужные следы. В 1920-1922 гг. росписи с изображениями ангелов были ликвидированы.
Кладовая башня
Углубимся в историю кремля, перенесемся на 500 лет назад, тогда именно эта башня была возведена в первую очередь. В настоящее время ее можно увидеть в том же виде, в котором она была создана в то время. Башня в кремле выполнена по форме широкого круга, в настоящий момент она выходит своим фасадом на главную площадь, где стоит памятник знаменитым Минину и Пожарскому.
Свое настоящее по этому времени названию эта башня смогла получить благодаря тому, что в нижней части строения располагалось хранилище с оружием и различными боеприпасами, масла для светильников на улице, а также много других полезных вещей. На самом деле башня в кремле, кажется намного меньше, чем она есть, потому что буквально вся нижняя часть расположена под землей. Но есть на стенах башни свидетельства о том, что когда шло строительство почвенный уровень был намного меньше.
Основное отличие верха башни является то, что зубцы на четвертом уровне выходят вовнутрь двора и переходы, которые сооружены на стене сзади постройки.
История
Построена в 1491 г. по проекту итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари.
Наиболее вероятно, что название башня получила по иконе святого Николая Чудотворца, размещавшейся на восточном фасаде.
Ряд исследователей считает, что башня была названа по монастырю Николы Старого, находившемуся неподалёку на древней Никольской улице.
Никольская башня и Алевизов ров в XVIII в. (до надстройки шатра) Ф. Я. Алексеев, ученики, Public Domain
В 1612 г. именно через ворота Никольской и Спасской башен народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым 1 ноября торжественно вступило в Кремль (27 октября был подписан договор о капитуляции польского гарнизона). В древности на башне помещались часы, последнее упоминание о которых относится к 1614 г.
В пожаре 1737 г. Никольская башня сгорела и после восстановления под руководством И. Ф. Мичурина приобрела барочный декор, как и первоначальное оформление Арсенала. К 1780 г. башня была надстроена К. И. Бланком круглым верхом с низким шатром.
В 1805–06 гг. башня была капитально перестроена архитектором А. И. Руска, совместно с А. Н. Бакаревым: прежняя надстройка над четвериком была заменена готическим верхом-восьмериком с высоким белокаменным шатром и ажурными украшениями.
Готический облик является главным отличием Никольской башни от других башен Кремля.
XIII—XXVI. — 14 маленьких гравюр, сделанных по рисункам М. Махаева
1) Вид Кремля в Москве с Каменного моста чрез Москву-реку.
2) Вид Успенского собора и Грановитой палаты с частию Ивана Великого.
3) Вид Кремлевского старого дворца (vieux Palais de Tsars) с Красным крыльцом и Золотою решеткою.
4) Красное крыльцо и Грановитая палата.
5) Вид нового дворца в Кремле с южной стороны.
6) Новый Императорский дворец в Кремле с галереями старого дворца.
7) Вид Московского летнего дворца к южной и западной стороне.
1) Вид Кремля из Замоскворечья.
2) Вид триумфальных ворот из Земляного города к Тверской ямской.
3) Вид триумфальных ворот на Тверской улице в Белом городе.
4) Вид Воскресенских триумфальных ворот от Куретного моста.
5) Вид Воскресенских триумфальных ворот между библиотекой (Bibliothequè de l’Université) и Монетным двором.
6) Вид Никольских триумфальных ворот с частию цейхгауза.
7) Вид триумфальных ворот (Красных) в Земляном городе.
Первые 8 видов относятся к половине XVIII ст., а последние 6 — к 1775 г.
Это видно из имеющихся таких же современных им гравюр с подписями на немецком и французском языках (без означения граверов). На одной из них (изображающей Никольские ворота) находится следующая, общая всем, надпись, показывающая, что изображенные триумфальные ворота представляют собой сооруженные в 1775 г. генерал-фельдмаршалу графу Румянцеву: „Abbildung der Ehrenpforten, welche dem Russischkayserlichen Generalfeldmarschall Grafen Rumänzow in Moskwa 1775 errichtet worden“.
Когда, как и почему сняли орлов?
Осенью 1935 года на башнях Московского Кремля установили пятиконечные звезды, которые пришли на смену двуглавым царским орлам. Раз в 100 лет их обновляли, так как изображение государственного герба тоже менялось.
Ленин много раз говорил, что нужно убрать орлов с кремлевских башен. Но никак не могли найти технологию, как это сделать и не повредить башни. Например, в 1924 году хотели подцепить орлов к аэростатам и опустить на землю. Но оказалось, что аэростаты не способны выдержать такой груз. Вновь вопрос о замене орлов подняли в 1935 году.
Совет народных комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) решили к 7 ноября 1935 года снять 4 орла, находящиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях кремлевской стены и 2 орла со здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на указанных 4 башнях Кремля пятиконечную звезду с серпом и молотом.
Гербовых орлов предлагали заменить флажками, эмблемами с серпом и молотом, гербами СССР, но выбрали звезды. Подготовку эскизов поручили Евгению Лансере. В первом проекте Сталину не понравился круг в центре. Лансере быстро все исправил и отдал новый эскиз на утверждение. Сталину проект вновь не понравился из-за скрепляющей палки. После этого разработку эскиза звезд передали Ф.Ф. Федоровскому.
На демонтаж орлов ушло две недели. Золотое покрытие с них сняли и передали Госбанку.
23 октября 1935 года сверкающие золотом и самоцветами кремлевские звезды установили на всеобщее обозрение в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Рядом поставили орлов с ободранным покрытием. А уже на следующий день их отправили на переплавку.
Новые пятиконечные звезды весили около тонны, поэтому для их установки пришлось укреплять башенные шатры. А шатер Никольской башни оказался настолько старым, что его потребовалось перестроить заново.
24 октября москвичи собрались на Красной площади, чтобы посмотреть на установку звезды на Спасскую башню. 25 октября звезду установили на Троицкой башне, 26 и 27 октября — на Никольской и Боровицкой.
Первые кремлевские звезды отлили из красной меди и нержавеющей стали. Для их золочения построили специальные гальванические цеха. В центре каждой звезды уральскими самоцветами выложили символ СССР — серп и молот. Всего потребовалось около 7 тысяч камней величиной от 20 до 200 каратов (один карат равен 0,2 грамма).
У каждой звезды был свой рисунок. Например, звезду Спасской башни украсили лучи от центра к вершинам, звезду Троицкой башни — колосья. На Боровицкой башне узор звезды повторял ее контур. Звезда Никольской башни была без рисунка.
Но первые звезды быстро потеряли свой блеск: копоть, пыль и грязь, смешиваясь с осадками, заставили самоцветы и золото потускнеть.
Никольская башня — архитектура
Если измерять высоту Никольской башни с учетом звезды, она составляет 70,4 м
Но если венец башни не принимать во внимание, тогда сооружение достигает в высоту 67,1 м
Изначально конструкция Никольской башни была представлена незамысловатым, но массивным четвериком. Позднее его дополнили шатром и украсили часами, которые висели на ее фасаде до XVII столетия (после 1614 года упоминания о них в исторических летописях отсутствуют). Но начало XVIII века ознаменовалось для башни существенными изменениями в ее облике. По замыслу архитектора Руска А.И. в 1806 году в оформлении этого сооружения древней России появились готические мотивы. Теперь Никольская башня имела высокий шатер, изготовленный из камня, и две пары башенок на парапете, а ее фасад стал настоящим украшением всей башни, поскольку был ажурно-кружевным.
В дальнейшем шатер из белого камня заменили металлическим, закрепив его на мощном каркасе. Поскольку готический стиль выделял Никольскую башню на фоне остальных башен Московского Кремля, в 1918 году ее перекрасили в кирпичный цвет.
Рубиновая звезда на макушке башни
Полюбоваться красотой древней 70-метровой Никольской башни можно, если со стороны Красной площади подойти к Сенатской и Угловой Арсенальной башне – она находится между ними.
Кутафья
Кутафья башня ( русская : Кутафья БАШНЕЙ ранее Предмостная башня) является отдаленной барбакана башней Московского Кремля. Построен в 1516 году под руководством миланского архитектора Алоизио да Милано для защиты одного конца моста через реку Неглинную , выходящего с западной стороны кремлевской стены под Троицкой башней. Изначально Кутафья была окружена рвом и была единственным выходом в город через подъемный мост, в настоящее время ров вокруг моста превратился в Александровский сад . Кутафья — одна из нижних кремлевских башен, которая имела два боевых яруса и не имела шпиля, а верхняя площадка с открытым верхом была оборудована стрелами и машиколями , что делало ее серьезным препятствием для осады Кремлевской крепости.
Кутафья, являющаяся сегодня главным общественным входом в Кремль, на протяжении веков несколько раз менялась:
- в 16-17 веках была построена система дамб, чтобы поднять уровень воды в реке Неглинной и создать ров, окружавший башню со всех сторон, делая ее подъемный мост единственным входом в город;
- В 1668 г. через башню проложили дамбу к Троицкому мосту;
- ажурная орнаментальная корона в стиле московского барокко построена в 1685 году;
- перегородка между двумя ярусами была разрушена в 1780 году;
- в 1867 г. построен проезд на Манежную улицу, а также арочные проемы по бокам и караульное здание с южной стороны;
- Пост охраны был демонтирован в ходе реставрационных работ, проведенных в 1974-77 гг.
Кутафья башня в настоящее время имеет высоту 13,5 м; раньше она была 18 м, но нижняя часть башни была «затоплена» последовательными постройками, повышавшими уровень улицы.
Географические координаты: .
Зачатьевская башня
Завершающий этап возведение этой башни произошел 6 лет назад, это означало восстановленный комплекс. Благодаря более сотне лет башня превратилась в комплекс закрытой формы.
Зачатьевская башня по своему внешнему виду полностью идентичная своему облику из тех времен. Фортификационные элементы являются имитирующими, а конструктивные особенности прилегают, а построены они на фундаменте из свай. Отличительная особенность башни – это использование при строительстве таких материалов, как кирпич и известняк.
В настоящий момент башня располагает в себе музей, который включает в себе фрагмент башни из древнего времени.
Тайницкая башня
Ну что ж, это башня является возвышенностью над скатом оврага Почаинского. Свое название она получила благодаря потайному ходу под землей, который проходит под крепостью и ведет к речке. Когда-то эта река протекала по дну оврага и позволяла весьма незаметным образом пополнять свои запасы продуктов, даже когда была осаждена врагами. Довольно продолжительное время эта башня прослужила для того, чтобы хранить порох для защиты кремля, который обычно изготавливается рядом.
Тем самым похожая конструктивная особенность с башнями кремля, она оборудовалась крупными бойницами, что говорит об установке большой мощность оружия, которая позволяет вести огонь по врагу на дальние расстояния.
Расстрелянная икона
Никольские ворота. Вид из Кремля. Фото ноября 1917 г.
Сохранилась запись о чуде, которое происходило с иконой в 1918 г. Архиепископ Иоанн (Шаховской) сообщил: «Весной 1918 г., 15-летним мальчиком, я прибыл из Тулы в Москву… В эти дни Москву обошел слух о некоем событии, случившемся у Никольских ворот. Я также пошел к этим воротам. Я увидел там толпы людей. Большая икона святого Николая Чудотворца висела над воротами. Она была занавешена красной материей. Материя была прибита гвоздями к краям иконы и закрывала ее всю. И вот, в этот тихий солнечный день москвичи увидели, как эта красная материя, закрывавшая икону, во-первых, разорвалась сверху донизу; и далее, полоски материи стали, как ленточки, отрываться от иконы сверху вниз и падать на землю…
Я стоял среди благоговейной и сосредоточенной толпы. Икона на глазах у всех очистилась совершенно от красной материи, ее закрывавшей. И вдруг я услышал позади себя выстрелы — один, другой, третий. Я оглянулся и увидел парня в солдатской одежде. Лицо его было типично русское, крестьянское, круглое, с напряжением, но безо всякого выражения. Он стрелял из ружья, метя в икону. Очевидно, он исполнял чье-то распоряжение, стреляя в икону святителя. Метки от пуль его оставались на иконе, уже ничем не закрытой. Оставались только маленькие кусочки красной материи по краям иконы, где были гвозди. Я видел, как в своей одержимости грешная Русь расстреливала свои святыни, а Русь святая молитвенно созерцала чудесное знамение Божией силы над миром»19.
В память об этом событии и появились иконы «Раненого Николы» с отстреленной во время бомбардировки Кремля левой рукой — с храмом и сохранившейся правой — с мечом. Список с этого образа хранился в фондах Музея истории религии — в Казанском соборе Санкт-Петербурга, ныне вновь действующем.
Епископ Нестор (Анисимов) в 1920 г. эмигрировал в Китай, стал одним из видных деятелей русской эмиграции в Маньчжурии. В 1945 г. приветствовал в Харбине Красную армию. В том же году перешел в юрисдикцию Московского Патриархата, был назначен управляющим вновь в его составе созданной Харбинской епархией. С 1946 г. — митрополит Харбинский и Маньчжурский, Экзарх Вос точной Азии. 14 июня 1948 г. он был арестован в Харбине перед самым отъездом в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви. Советским судом приговорен к восьми годам заключения.
Никольская башня. Вид с Красной площади. Фото ноября 1917 г.
В вину ему ставится участие в перенесении мощей святой преподобномученицы Елизаветы, организации Земского Собора во Владивостоке в 1922 г., издание книги «Расстрел Московского Кремля», строительство часовни Венценосных Мучеников и др. Находился в концлагере поселка Явас (Мордовия).
После освобождения в 1956 г. Владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским. 8 сентября 1958 г. уволен на покой. С 9 декабря 1958 г. — временный управляющий Кировоградской епархией. В последние годы жизни Владыка много ездил по епархии, совершал богослужения, проповедовал слово Божие, протестовал против закрытия храмов богоборческой властью.
Скончался митрополит Нестор 4 ноября 1962 г. Похоронен в ограде храма Патриаршего Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Переделкино.
Как отразился штурм Кремля на конструкции Никольской башни и иконе Николая Чудотворца
Октябрьские бои 1917 года не прошли бесследно для Никольской башни – она сама и нижняя часть ее ворот были значительно повреждены снарядами. От пуль и осколков пострадала и чудотворная икона, но так, что лик остался незатронутым. И вновь верующие в Москве возрадовались, восприняв факт целости лика как очередное чудо. Как только обстрел Кремля прекратился, патриарх Тихон снял цветную фотокопию с испорченной иконы и передал ее адмиралу Колчаку. Так иконопись пополнилась новым образом – это был Никола Раненый, напоминающий об обстреле иконы на Никольской башне.
В 1919 году при проведении работ по реставрации башни проводилась и корректировка надвратного образа, результатом которой стало его доведение до древнего рисунка и очищение от следов пуль и осколков. Через 3 года Отдел реставрации настоял на ликвидации росписей ангелов, находящихся по сторонам главного образа. Фреска самого Николая Чудотворца сохранялась только частично, о чем упоминает летопись 1925 года. В советские времена икона затерялась и до 2010 года считалась утраченной.
Однако с конца июня 2010 г. начали вестись первые работы по восстановлению древней иконы. Правительство современной России приняло решение о воссоздании исторического образа Кремля. Из слов Якунина становится понятно, что целью восстановительных работ является содействие тому, чтобы образцы духовного наследия снова заняли свои места.
Икона Николы Можайского над Никольскими воротами
Экспертам пришлось немало потрудиться над реставрацией иконы Николая Чудотворца. Но в течение нескольких месяцев им все-таки удалось ее восстановить благодаря сохранившимся старинным документам. Таким образом, иконе был возвращен ее первозданный вид без добавления современных мотивов. И вот 4 ноября 2010 года состоялось и торжественное открытие, и процедура освящения обновленной иконы, которая является украшением и защитницей Никольской башни и поныне.
Икону – завесить!
Благословение адмирала А. В. Колчака Патриархом Тихоном
В первых числах января 1919 г. к адмиралу приехал священник, посланный Патриархом Тихоном с фотографией образа Святителя Николая Чудотворца с Никольских ворот Кремля… Священник был в костюме бедного крестьянина с мешком на спине. Кроме крошечного образа с большим риском для жизни священник пронес через большевистский фронт еще письмо от Патриарха, зашитое в подкладке крестьянской свитки.
…Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему Высокопревосходительству, перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6-го декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением «Спаси Господи люди Твоя!» всеми молящимися на коленях. И вот 6-го декабря 1918 г. после октябрьской революции верный вере и традиции народ Москвы по окончании молебна ставши на колени запел: «Спаси Господи…»
Прибывшие войска и полиция разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий. Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и с мечом в правой. Пули изуверов ложились кругом Святителя, нигде не коснувшись Угодника Божия. Снарядами же, вернее, осколками от разрывов, была отбита штукатурка с левой стороны Чудотворца, что и уничтожило на Иконе почти всю левую сторону Святителя с рукой, в которой был крест.
Список с иконы свт.Николая на Никольской башне московского Кремля fap.ru
Молебен на Красной площади, 1918 г.
В тот же день по распоряжению властей антихриста, эта Святая Икона была завешана большим красным флагом с сатанинской эмблемой, плотно прибитым по нижнему и боковым краям. На стене Кремля была сделана надпись: «Смерть Вере — Опиуму Народа». На следующий день, 7-го декабря 1918 г., собралось множество народу на молебен, который никем не нарушенный подходил к концу! Но, когда народ, ставши на колени, начал петь «Спаси Господи!» — флаг спал с Образа Чудотворца… Атмосфера молитвенного экстаза не поддается описанию! Это надо было видеть, и кто это видел, тот помнит и чувствует сегодня. Пение, рыдания, вскрики и поднятые вверх руки, стрельба из винтовок, много раненых, были убитые и место было очищено.
Обезглавленная снарядами Беклемишевская башня
На следующее раннее утро по Благословению моему Образ был сфотографирован очень хорошим фотографом. Совершенное Чудо показал Господь через Его Угодника Русскому народу в Москве в 1918 г. 6-го декабря. Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа, как мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич — Благословение — на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас: усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и являет собой как бы показателя временного попрания веры Православной… Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и Благословение Вашему Высокопревосходительству, в Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России».
Я помню, как адмирал, прочитав письмо Патриарха, сказал: «Я знаю, что есть меч государства, ланцет хирурга, нож бандита… А теперь, я знаю!! Я чувствую, что самый сильный: меч духовный, который и будет непобедимой силой в крестовом походе — против чудовища насилия!..» Увеличенная фотография Святителя Николая была преподнесена адмиралу Колчаку в Перми, как священный и благословляющий образ Чудотворца — Патриархом-мучеником Тихоном, при большом собрании народа освобожденного города, городских и военных властей, генералитета иностранных войск и представителей дипломатического корпуса. На задней стороне иконы была сделана надпись следующего содержания:
«Провидением Божиим поставленный спасти и собрать опозоренную и разоренную Родину, прими от Православного града первой спасенной области дар сей — Святую Икону Благословения Патриарха Тихона. И да поможет тебе, Александр Васильевич, Всевышний Господь и Его угодник Николай достигнуть до сердца России Москвы». В день посещения Перми 19/6 февраля 1919 г.»14.
Картины Фёдора Яковлевича Алексеева
Вид Никольской башни и ворота Московского Кремля (справа) и рвом на месте современного кладбища возле Кремлевской стены и (частично) Красная площадь
Коломенское
Царицыно
Военный госпиталь в Лефортове
Вид на Красные ворота
Вид в Замоскворечье на Кадашевский Хамовный двор и колокольню церкви Космы и Дамиана
Сухарева башня
Церковь Тихона Чудотворца у Арбатских ворот
Вид Триумфальных ворот на Страстной площади в Москве
ид Страстной площади с Триумфальными воротами, церковью Дмитрия Солунского и домом Козицкой
Вид от Лубянки на ц. Гребневской иконы Божьей Матери и Владимирские ворота Китай-города. Вид довольно фантазийный. Гребневская церковь была одноглавая. Плюс ещё дополнительная башня
Вид на Воспитательный дом
Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста
Вид на Ильинские ворота Китай-города. Дворец В. Разумовской задумкой художника перенесён изрядно ближе к воротам.
Вид в Китай-городе у подворья Калязинского Макарьевского монастыря, ц. Макария Калязинского и Проломных ворот.
Богоявленский монастырь
Церковь Николы «Большой Крест» на Ильинке
Москворецкая улица и собор Василия Блаженного
Троицкая и Кутафья башни, церковь Николы в Сапожках
Вид на Кремль от Троицкой башни
Вид Воскресенских ворот Китай-города, Никольских ворот Кремля и Неглинного моста
Вид на Иверские (Воскресенские) ворота и Казанский собор
Вид на собор Василия Блаженного, Спасскую башню и Кофейный дом
Церковь Благовещения на Житном дворе
Дворцовые приказы (Поваренный дворец) располагались в корпусах, стоявших вдоль западной границы Государева двора.
Вид Боровицких ворот с восточной стороны
Вид на здание Сената и караульню у Никольских ворот
Вид в Кремле на Сенат, Арсенал и Никольские ворота
Потешный дворец
Вид на Теремной дворец и собор Спаса на Бору
Боярская площадка и собор Спаса на Верху
Боярская площадка и собор Спаса на Верху
Соборная площадь. Благовещенский Собор и Грановитая палата
Иллюминация на Соборной площади в Кремле по случаю коронации Александра I. Сентябрь 1801 год
Вид с запада на юго-восточную часть Кремля с церковью Николы Гостунского. Фрагмент. (UPD 23.05.2016 г.)
Спасские ворота (Вид в Кремле у Спасских ворот на Архиерейский дом и церковь Николы Гостунского). 1800-е.
Ивановская площадь в Кремле. Вид на Ивана Великого, Чудов монастырь и Архиерейский дом
Вид на Собор Василия Блаженного. 1800-02.
Вид на Московский Кремль от Каменного моста
Вид от Лубянcкой площади на Владимирские ворота Китай-Города, акварель
Вид на Воспитательный дом в Москве
Вид Владимирских (Никольских) ворот Китай-города.1800
Вид на Собор Василия Блаженного. 1800-02.
Кремлевская стена, Троицкий мост, Троицкая и Кутафья башни. Справа — церковь Николы в Сапожке. 1800-е
Дорога на Красную площадь от Тверской улицы.
Воскресенские ворота. Названы в честь расположенного за кремлевской стеной Воскресенского монастыря
Вид Спасских ворот в Кремле.1800-1802
Арсенал, Никольские ворота и Сенат, в Кремле,1800.
Благовещенский собор и Грановитая палата 1811. Слева — Архангельский
Красная площадь, Северная часть. Вид на Воскресенские ворота
Красная площадь, Южная часть. Вид на Храм Василия Блаженного (Покрова, что на Рву). Акварель мастерской Алексеева Ф.Я. На Спасской башне четко виден царский орел — символ самодержавия в России
Штурм Кремля
Во время боёв в октябре 1917 г., башня была повреждена прямыми попаданиями снарядов; особенно сильно пострадала нижняя часть ворот.
Надвратный образ святителя Николая был изрешечён пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо.
После обстрела Кремля патриарх Тихон тайно отправил цветную фотографию поврежденной иконы Никольской башни адмиралу Колчаку.
В иконописи появился новый образ — Никола Раненый, изображающий обстрелянную икону Никольской башни.
Никольские ворота после штурма Кремля большевиками, 3 ноября 1917 неизвестен, Public Domain
Во время реставрации башни в 1919 г. с надвратного образа сняли поновления до самого древнего рисунка и заделали следы от пуль и осколков.
В 1920–922 гг. по инициативе Отдела реставрации позднейшие росписи ангелов по сторонам центрального образа были ликвидированы; фреска же Николая Можайского как указывалось в 1925 г. в одном из документов «сохраняется только частично».
Творимая легенда
Повреждённая снарядом икона святителя Николая
История с «раздравшейся» первомайской завесой на Никольских воротах все еще продолжает привлекать внимание. По-прежнему около кремлевской стены собираются люди
Одни молятся, другие просто с любопытством осматривают место происшествия. Тут же передаются из уст в уста старые и создаются новые легенды
По-прежнему около кремлевской стены собираются люди. Одни молятся, другие просто с любопытством осматривают место происшествия. Тут же передаются из уст в уста старые и создаются новые легенды.
Вот одна женщина клятвенно утверждает, что она сама видела, как утром 1 мая Николай Чудотворец огненным мечом рассекал красную пелену. Ее рассказ подтверждает какой-то молодой человек.
Рассказчиков окружает жадно слушающая толпа. Вдруг – трах! Раздается выстрел из винтовки. Это часовой на кремлевской стене стреляет в воздух, заметив скопление публики.
Народ шарахается в разные стороны, но через несколько минут собирается вновь.
Наше слово. 1918. Пятница, 17 (4) мая
Описание иконы Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля
«Никола Можайский»
И. Грабарь. Лекции по реставрации, читанные на 1 курсе отделения изобразительных искусств МГУ в 1927 году.
«Примером изумительной крепости фресок может служить фреска Николы Можайского на Никольской башне в Москве, относящаяся к конце ХV или к началу ХVI века. Она находится над входными воротами и обращена к Красной площади. В 1812 году во время отступления французов из Москвы башня была взорвана. Весь верх ее рухнул, но несмотря на страшное сотрясение от взрыва, фреска уцелела и не развалилась. Отпала только незначительная часть, не представляющая большого интереса.
Во время Октябрьской революции орудия, поставленные на Никольской улице, своими выстрелами повредили ворота, разбили замок арки над воротами, но фреска все же уцелела. Реставрация фрески, произведенная в 1918 году, «обнаружила, что она была вся записана в ХVШ веке и вторично в XIX веке масляными красками, которые и были удалены».
Иллюстрации: http://his.1september.ru/view_article.php?id=200901903
- Расстрел Московского Кремля
- Стреляя по Образу из винтовок и орудий…
- Успенский Собор в Москве
Икона святителя Николая («Никола Можайский») на Никольской башне Московского Кремля датирутся концом XV – началом XVI века.
Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ святителя был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В лекциях известного искусствоведа И.Э. Грабаря есть упоминание о том, что после обстрела иконы была предпринята реставрация изображения, в ходе которой были сняты более поздние красочные слои и обнаружена фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века.
В конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием Первомая, фасад, включая икону, был целиком задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. 9 / 22 мая 1918 года Патриарх Тихон совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего во главе крестного хода направился к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен святителю Николаю пред его надвратным образом.
По материалам Патриархии.ру и соб. информ.
Краткая история
Появление Никольской башни как составной части ансамбля Московского Кремля приходится на 1491 год. Всеми работами по ее возведению руководил Пьетро Антонио Солари – талантливый архитектор из Италии, прибывший в Москву по приглашению послов князя Ивана III, заинтересованного в укреплении обороны Кремля.
Что касается названия башни, историки предполагают, что Никольской ее наименовали из-за иконы святого Николая Чудотворца, висевшей на восточном фасаде сооружения. Нельзя исключать и тот факт, что башню могли назвать в честь неподалёку расположенного монастыря Николы Старого.
Вид башни со стороны Мавзолея В.И. Ленина
Набатная
Набатная башня ( русский : Набатная башня ) башня в юго — восточной части кремлевской стены , построенной в 1495 г. Он составляет 38 метров (125 футов) в высоту. Традиционно на вершине Набатной башни всегда стоял колокол , который использовался для оповещения горожан о пожарах и других бедах в Кремле или на Красной площади (отсюда и название Набатная, происходящее от древнерусского слова набат — набат , означает «тревога» или «набат»). В 1680 году колокольня Федор Дмитриев отлил так называемый Набатный колокол (сигнальный колокол) весом 150 пудов (2,45 тонны ) и установил его на башне. Колокол впоследствии сломал и был повторно литая с Иваном Моторин 30 июля 1714 звук этого колокола служил в качестве сигнала для спонтанного восстания москвичей во время чумы вспышки в 1771 году, который позже будет называется чума бунт (Чумной бунт). После этого случая по приказу Екатерины Великой язычок колокола был удален. Безъязычный колокол оставался на вершине башни еще 30 лет. В начале 19 века его сняли и передали в Арсенал . В 1821 году колокол был перенесен в Оружейную палату , где он и по сей день остается в вестибюле .
Географические координаты: .
Архитектурные особенности
Высота современной башни без учета звезды составляет чуть более 67 метров, с ней же она достигает 70 метров. Сооружение имеет форму четверика, на него водружены один на другой два восьмерика, имеющих ажурные украшения, над ними расположен высокий шатер. По углам четверика возведены четыре белокаменных башенки-фиала, которые придают башне готический стиль. Башня украшена декоративными элементами с растительными орнаментами, они выполнены из белого камня, что создает эффект контраста с красными стенами и добавляет легкости и нарядности.
До 1935 года на вершине Никольской был установлен двуглавый орел, который решили заменить на звезду. Ее каркас изготовили из нержавеющей стали, его облицевали позолоченной медью и украсили самоцветами. Два года спустя эти звезды заменили на рубиновые. Башня имеет пять этажей, три из них находятся в ее нижней части. Над воротами в киоте размещается отреставрированная историческая икона Николы Можайского.
Итоги работ
Реставрация длилась 3 месяца. Работать было сложно из-за хрупкого состояния находки. Кроме оставшихся следов от осколков и пуль, была еще и воронка, которую проделал снаряд. Свой след оставили пожары, которые пылали во времена средневековья. Слои, наложенные в 19-м веке, снял И. Грабарь в 1918-м. Штукатурка плохо повлияла на живопись, краска затерлась. К счастью, стойким остался подготовительный рисунок, по которому старались воссоздать все остальное.
Левую руку восстанавливали по документам, которые были созданы вместе с росписью неизвестным творцом 16-го века. Только ладонь воплотили с несколько измененной технологией, поскольку не было источника, чтобы узнать, как нужно все сделать правильно.