Неизвестная (картина)

Дочь, крестьянка или содержанка?

В 1883 году живописец создает портрет загадочный «Неизвестной». Появившаяся на 11 выставке Товарищества передвижников картина вызвала много толков. Ее прообразами называли нескольких женщин – сам автор не подтвердил ни одну из догадок, а когда его спрашивали, существует ли изображенная им особа в реальности, лишь усмехался и пожимал плечами.

1. Критик, историк, общественный деятель Владимир Стасов едко назвал «незнакомку» «кокоткой в коляске». Богато одетая дама едет по Невскому проспекту в Петербурге, снисходительно поглядывая на зрителей из-под бархатных ресниц. Модное, отороченное собольим мехом и синими атласными лентами бархатное пальто, стильная шляпка-беретка, отделанная изящными перьями, перчатки из тончайшей кожи, муфта, золотой браслет — дама одета по моде 1880-х годов – дорого и элегантно. Однако вся эта красота, выставленная напоказ, вряд ли приписывала незнакомку к высшему обществу. Наоборот. Насурьмленные брови, помада, наведенный румянец выдавали в ней образ дамы полусвета. Возможно, это была содержанка богатого господина – камелия, как таких называли. Кстати, место в экипаже рядом с ней свободно – его мог занять тот, кто желал нескучно скоротать вечер.

2. Другое предположение: изображенная на картине красавица — девушка из села Миленино Курской губернии крестьянка Матрена Саввишна, которая вышла замуж за статского советника Михаила Бестужева. Тот увез ее из имения своей тетушки, обучил грамоте, привил хорошие манеры. Матрена Саввишна родила мужу сына. Однако под давлением родни брак распался, и женщину отправили назад в деревню. По дороге она заболела и скончалась в земской больнице.

Крамской общался с Матреной Саввишной в Петербурге. Сюжет картины мог быть навеян ее рассказом о случайной встрече с бывшей барыней на одной из улиц, которую Матрена удостоила уничижительным взглядом.

«Христос в пустыне» (1872). Фото с сайта commons.wikimedia.org

3. Не исключено, что на картине запечатлены черты дочери художника Софьи Крамской. У этой женщины драматическая судьба. Единственная девочка среди братьев, Соня была любимицей отца. Она тоже неплохо рисовала. Повзрослев, Сонечка превратилась в признанную всеми красавицу и не знала отбоя от ухажеров. Девушка выбрала Сергея Боткина, молодого врача из известной династии. После помолвки Крамской написал парные портреты жениха и невесты. Однако перед самой свадьбой жених влюбился в подругу Сони – Сашу Третьякову и вскоре отвел ее под венец. А Софья долго-долго не могла прийти в себя. Замуж она вышла почти в 35 лет, когда отца давно уже не было в живых. Ее избранником стал петербургский юрист финского происхождения Георгий Юнкер.

Они прожили вместе 15 лет. Софья Юнкер-Крамская помогала мужу, собиравшему материалы о декабристах и писавшем об этом периоде книгу.

В 1916 году Георгий Юнкер скончался. Революция, Гражданская война, смерть матери в 1919 году обрушились на Софью Ивановну. С 1918 года она работала в художественно-реставрационных мастерских Главнауки. Ей, глубоко верующей, поручили организовать антирелигиозный музей Зимнего дворца и иллюстрировать «Историю религии» в издательстве «Атеист».

Софья Ивановна помогала знакомым из «прошлой жизни»: смолянкам, фрейлинам, бывшим дворянам. Искала для них работу, переводы, уроки, перепечатку на машинке. За что и поплатилась: 25 декабря 1930 года дочь художника обвинили в контрреволюционной пропаганде и арестовали. Ей вменили создание «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях…».

Когда Софья Ивановна услышала приговор: три года ссылки в Сибирь, у нее случился инсульт. Парализованная, она провела в тюремной больнице четыре месяца, после чего ее отправили по этапу в Иркутск. Потом измученную женщину доставили в Красноярск, где с ней случился второй удар.

28 февраля 1932 года было возбуждено ходатайство о пересмотре дела Юнкер-Крамской в связи с неизлечимой болезнью, а также в связи с тем, что ссыльная «не представляет… социальной опасности».

25 марта 1932 года София Ивановна вернулась в Ленинград. А в 1933-м умерла при странных обстоятельствах. Якобы, она уколола палец, когда чистила рыбу, и умерла от заражения крови. В 1989 году Софья Ивановна Крамская была реабилитирована.

Картина «Неизвестная»

Сомнений, кто написал картину «Неизвестная», нет. Автором произведения является художник Иван Николаевич. Загадкой остается информация относительно девушки, изображенной на полотне. Создатель не оставил комментариев, записей дневника, любой другой информации. Одна из версий гласит, портрет неизвестной Ивана Крамского – прототип горячо любимой дочери художника Софии. Девушка погибла в юном возрасте. Событие стало причиной душевных терзаний талантливого создателя.

Иван Крамской

История создания картины Крамского «Неизвестная» включает несколько теорий относительно персоны женщины. Матрена Саввишна, работавшая горничной графа Бестужева, возможно, стала натурщицей мастера. Другая версия – мастер создал портрет, вдохновившись трагической судьбой грузинской княжны Варвары Туркестановой.

Мир увидел загадочную леди на холсте 2 марта 1883(открытие 11 выставки Товарищества художественных передвижных выставок). Полотно стало настоящим фурором, вызвав неподдельный восторг широкой публики. Третьяков был несколько другого мнения. Владелец галереи отказался приобретать холст.

Пик популярности приходится на период СССР. Во время демократизации портрет выставляется обозрению посетителей Третьяковской галереи. Автор картины «Неизвестная» впоследствии стал популярным благодаря этому произведению.

Интересные факторы о картине «Неизвестная» Крамского следующие:

  • обладает плохой мистической славой;
  • долгое время находилась в частных коллекциях;
  • временные владельцы обзавелись проблемами личного характера после приобретения (бросила жена, сгорел дом, банкротство, смерть);
  • автор пострадал от полотна(после завершения работы таинственным образом скончались 2 сына художника);
  • до 1925 полотно находилось заграницей (приватные коллекции).

Передвижник

Иван Крамской стал одним из главных идеологов Товарищества передвижных художественных выставок, основанного в 1870 году. Члены этого союза считали, что искусство должно быть не салонным, а отражать реальную жизнь и быть адресовано не только элите, но любому зрителю.

На первой выставке передвижников в 1871 году Иван Крамской представил картину «Майская ночь» («Русалки»). Мастерски передав красоту лунного света, падающего на призрачные силуэты «русалок» — утопленниц, художник всех заворожил. За основу он взял сюжет гоголевской «Майской ночи». И только завершив работу, вздохнул с облегчением:

— Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло, — писал Крамской.

Мастер

В 1876 году Иван Николаевич Крамской и его жена Софья Николаевна пережили трагедию: умер их младший сын Марк. Через восемь лет художник напишет «Неутешное горе». В женщине, изображенной на полотне, угадываются черты Софьи Крамской — ясно, что время не смогло заглушить ее боль. Павел Третьяков понимал, что полотно с таким тяжелым сюжетом вряд ли найдет покупателя, но все же приобрел его.

Карл Андреевич Раухфус,

«Русалки» («Майская ночь») (1871). Фото с сайта muzei-mira.com

Большой толковый словарь

НЕИЗВЕСТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. 1. Такой, о котором или которого не знают, который не определён, не изучен; незнакомый. Н-ая дорога. Н-ые земли. Н. человек. Н-ая девушка. Н. герой. Н-ые факты. Дата его рождения была неизвестна. Место высадки десанта было неизвестно. Неизвестен день защиты диссертации. Попасть в н-ые места. 2. Не испытанный кем-л., чуждый кому-л. Гордость была ему неизвестна. Ей неизвестна была грусть. Он почувствовал н. ему ранее страх. 3. Не пользующийся признанием, успехом, известностью. Н. артист, поэт, художник. Он неизвестен широкой публике. Неизвестный, -ого; м. Незнакомец. Опознать неизвестного. Неизвестная, -ой; ж. Незнакомка. Н-ая проникла в квартиру.

Картина Крамского «Незнакомка»

Иван Крамской написал еще одну мистическую картину — «Неизвестная», или «Незнакомка». На первый взгляд в этом портрете нет ничего необычного. Разве только современники художника никак не могли определить, с кого же была писана эта красавица. Сам портретист только усмехался, но имя женщины назвать отказывался, отшучиваясь, что таковой, может, и нет вовсе.

Третьяков «Незнакомку» Крамского приобрести отказался, почему – никто не знает. Есть разные версии, но учитывая, что меценат не страдал мистицизмом, трудно поверить, что он прислушался к распространенному в то время мнению, будто портреты красавиц способны губительно влиять на мужчин. Скорее всего, Третьяков просто обладал фантастической интуицией, которая подсказала ему, что для его галереи «Неизвестная» еще «не созрела».

И картина начала свое мистическое путешествие по частным коллекциям, все более обрастая дурной славой. Первого ее владельца тут же бросила жена, у второго – сгорел особняк, третий как-то быстро и странно обанкротился. Уже вскоре стали говорить, что во всех бедах виной «роковая» картина Крамского.

Кстати, сам художник тоже пострадал от нее. После завершения этого мистического портрета, у него как-то странно друг за другом умирают два его сына…

Вскоре «Незнакомка» ушла за границу, однако и здесь продолжала приносить только беды и несчастья своим владельцам. И только в 1925 году она вернулась в Россию и, заняв подобающее ей место в Третьяковской галерее, наконец-то успокоилась. Вот, оказывается, где была ее пристань…

[править] Судьба произведения

Приверженность русской интеллигенции литературе подала картине новые определённые аллюзии: «Незнакомка» Крамского стала олицетворяться то с Анной Карениной из одноименного романа Л. Н. Толстого, то с Настасьей Филипповной из «Идиота» Ф. М. Достоевского, а потом доросла до образа «Незнакомки» А. А. Блока, к коим в общем-то не могла иметь никакого отношения. Картина Крамского была самой по себе, отдельным полотном. Но эти аллюзии доказывали одно: полотно Крамского было живо и волновало поколения.

Итак, сам Павел Третьяков картину «Неизвестная» не принял. Но ее купил сахарный магнат Харитоненко — так она попала в частную коллекцию. Несколько раз перепродавалась, побывала за границей. Однако, по слухам, ее владельцам явно не везло в жизни. Постепенно картина приобрела мистическую славу: от первого человека, который ее купил, ушла жена, у второго дом сгорел при пожаре, третий пережил банкротство….

В 1925 году молодая советская страна национализировала (то есть экспроприировала, иначе говоря — захватила и присвоила) оставшиеся частные коллекции, где среди других полотен была и «Неизвестная», и поместила ее в государственную Третьяковскую галерею в Москве (мол, знай наших: вот отказался Третьяков — а мы все равно всучили!).

О непреходящем интересе к произведению говорит тот факт, что разработки различных версий ее создания ведутся по сию пору. Постепенно, с изменением социальной обстановки в стране, когда старая аристократическая духовная культура сменилась на образ женщины — простого советского человека и простой советской труженицы, изменился и социальный статус героини полотна Крамского (в конце концов проститутка — тоже трудящаяся женщина!), и дама на полотне стала восприниматься как идеал женской красоты. А в последующие годы, в связи с новыми социальными метаморфозами, женщина-вамп вообще была возведена в положительные героини. Картина Крамского стала провозвестником этих социальных изменений и нравственных деградаций.

Популярность картины с годами не уменьшается. Об этом свидетельствуют ее растиражированные виды: в календарях, плакатах, конфетных обертках, на коробках духов и кремов или иной парфюмерии и т. д.: где только не щеголяет эта красотка в своей открытой карете, презрительно поглядывая на своих восторженных кумиров.

Детство и юность

Родился художник летом 1837 года в пригородной слободе Новая Сотня под Острогожском, что в Воронежской губернии. Воспитывался в семье чиновника-делопроизводителя, мещанина.

Пределом мечтаний родителей было, чтобы Ваня вырос и стал писарем, но планы невольно нарушил соседский художник-самоучка Михаил Тулинов. Он открыл маленькому Крамскому мир искусства и научил рисовать акварельными красками. С тех пор мальчик при каждой возможности хватался за карандаш и зарисовывал окружавший мир.

Портрет Ивана Крамского. Художник Репин

В 12 лет Иван Крамской окончил курс Острогожского училища, получив грамоты по всем предметам. В том же году подросток лишился отца и отправился работать. Устроился в городской Думе, где ранее трудился в должности писаря отец. Крамской упражнялся в каллиграфии и привлекался как посредник при полюбовном межевании. Желание рисовать не пропало, и парень устроился ретушером у фотографа, с которым объездил всю Россию.

Событие, случившееся в 1853 году, изменило биографию Ивана Крамского. Когда ему исполнилось 16, в Острогожск прибыл полк драгун, а с ним и Яков Данилевский, фотограф. Юный художник поступил на службу к Данилевскому. Работа ретушера приносила Крамскому 2 руб. 50 коп. в месяц, но главное, талантливый фотограф за 3 года, которые у него проработал Иван, научил юношу многому. С ним художник перебрался из провинциального губернского городка в Санкт-Петербург.

Иван Крамской в молодости. Автопортрет

В северной столице Иван Крамской перешел к другому фотографу, Александровскому. На тот момент мастерство молодого ретушера достигло таких высот, что его называли «богом ретуши». Уже тогда в Крамском проснулся талантливый портретист. Благодаря помощнику Александровский стал фотографом императорской семьи и получил «Орла», а Ивана пригласили в знаменитое фотоателье Андрея Деньера. В очередь за отретушированным Крамским фото становилась в очередь петербургская элита.

В Санкт-Петербурге Иван Крамской осуществил мечту, которую лелеял с детства: он поступил в Академию художеств. Юношу определили в группу профессора Алексея Маркова. Будущий живописец в первые же годы стал лидером академической молодежи.

Автопортрет Ивана Крамского

В 1863 году в копилке талантливого художника очутились Малая серебряная и Малая золотая медали. От главной награды – Большой золотой медали и оплаченной 6-летней поездки за границу – Крамского отдаляла малость: на творческом конкурсе следовало нарисовать картину на предложенную тему.

Однако изображать сюжет из скандинавской мифологии 14 из 15 претендентов на медаль отказались – в обществе рос интерес к реалистическому жанру, к картинам, в которых отображалась обыденная жизнь. Возглавил бунтарей Иван Крамской. Студентам отказали в прошении рисовать иной, не мифический сюжет, и они покинули выпускной экзамен.

Кто еще претендовал на роль «Незнакомки»:

► Мария Ярошенко – жена художника Николая Ярошенко: курсистка, бестужевка, общественная деятельница;

►грузинская княжна Варвара Туркестанишвили – фаворитка Александра I и фрейлина императрицы Марии Федоровны, которая приняла яд, родив от императора дочь;

► Екатерина Долгорукая, светлейшая княгиня Юрьевская, подарившая Александру II четырех внебрачных детей. Ради нее император хотел уйти от супруги Марии Александровны. Но та умерла от туберкулеза — всего спустя месяц после этого император женился на любовнице;

►героиня романа Льва Толстого Анна Каренина с ее «породистыми завитками на шее»;

►Настасья Филипповна – персонаж «Идиота» Федора Достоевского: «Глаза темные, глубокие, лоб задумчивый, выражение лица страстное и как бы высокомерное».

КСТАТИ: Павел Третьяков отказался приобрести «Неизвестную» для своей галереи, и она долго путешествовала по частным собраниям. Говорили, что там, где она появлялась, случались несчастья. От первого ее владельца ушла жена, второй чуть не погиб при пожаре, третий обанкротился. «Проклятая» картина отправилась за рубеж, где тоже чинила беды своим обладателям. В 1925 году «Незнакомка» вернулась в Россию и все же заняла место в Третьяковской галерее.

ДЛЯ СПРАВКИ:  В 1865 году Иван КРАМСКОЙ участвовал в росписи купола Храма Христа Спасителя в Москве.

Неизвестно или не известно

Казалось бы, знакомое всем слово «неизвестно», а вот как правильно пишется это слово — слитно или раздельно. Как пишется слово неизвестно слитно или раздельно зависит от контекста. Существует два типа написания слова неизвестно, и оба варианта считаются верными, а вот корректное правописание зависит от употребления данного слова в том или ином контексте. Никогда не нужно торопиться при письме, стараясь, как можно быстрее написать слово. Выбирая скорость, можно наделать много ошибок. Неизвестно или не известно, как пишется правильно? При сомнении в правописании, необходимо прежде всего обратиться к правилам:

  • выяснить к какой части речи относится слово,
  • каким членом предложения выступает,
  • какую смысловую нагрузку несет в предложении.

Только предприняв все эти шаги можно смело писать слово неизвестно и быть уверенным в его правописании.

Часть речи

Итак, чтобы понять, как пишется неизвестно, определим к какой части речи относится слово. Неизвестно является наречием, которое образовано от прилагательного неизвестный. По правилам русского языка все прилагательные подразделяются на полные или атрибутивные, определяющие признаки предметов, характеристики, свойства. И краткие прилагательные или предикативные. Атрибутивные прилагательные в предложениях являются определениями, предикативные выполняют функцию именных сказуемых.

  1. Неизвестный – атрибутивное прилагательное.
    • Неизвестные факты о войне: более 50 тысяч офицеров во время ВОВ были представительницами прекрасной половины.
    • Могила неизвестного солдата расположена за этим холмом.
    • Неизвестные случаи растраты имущества стали достоянием общественности.
  2. Неизвестен – предикативное прилагательное.
    • Был ли он в ту ночь свидетелем ужасного нападения – это факт по сей день неизвестен.
    • Мой прадед пропал во время войны. Его судьба неизвестна до сих пор.
    • Операция прошла, но пока ничего неизвестно.

Очень часто краткую форму прилагательного путают с наречиями предикативами. Наречия предикативы имеют суффикс –о. Отличие предикативных наречий от прилагательных в том, что они выступают в роли сказуемых в безличном предложении, прилагательные же в свою очередь являются сказуемыми, когда в предложении есть два главных члена, тем самым дополняя и поясняя существительное.

Слитное написание слова неизвестно

Наречие неизвестно пишется вместе в том случае, когда в предложении отсутствует отрицание и нет противопоставлений, для подтверждения утвердительного направления контекста. Также неизвестно пишется слитно, если употребляется в качестве краткой формы прилагательного. Также наречие неизвестно следует писать слитно тогда, когда его можно заменить синонимами. Например, неизвестно – незнакомо, тайно, неведомо, анонимно, тайно, инкогнито.

  1. Неизвестно, каким способом ей это удалось. (покрыто тайной)
  2. Как произошел этот вопиющий случай, никому неизвестно. (неведомо)
  3. Почему произошло обрушение, причина неизвестна.
  4. Пока неизвестно, почему водитель свернул именно на этом перекрестке.
  5. Его местонахождение неизвестно, это пугает и страшит меня.

Раздельное написание слова не известно

Наречие неизвестно пишется раздельно, при следующих условиях:

  1. В предложении использовано противопоставление с частицей а.
  2. При использовании слов ничего, никем, никому, никак, которые усиливают отрицательное значение слова.
  3. Если в предложении используются слова вовсе, отнюдь, далеко. При условии, что они стоят перед словом и усиливают его лексическое значение.

Примеры:

  1. Куда он спрятал этот ключ, никому не известно.
  2. Все сотрудники тщательно готовились к встрече, однако, как она пройдет, вовсе не известно.
  3. Вовсе не известно, какая сумма станет стартовой на этих торгах.

Бунтовщик

Прослужив у Данилевского три года, Крамской переехал в Петербург, куда рвался всей душой. Чтобы выжить, снова нанялся в фотомастерскую. Наконец через год поступил в Императорскую Академию художеств.

В 1863-м обучение шло к завершению, и Иван Крамской вместе с другими лучшими выпускниками должен был принять участие в конкурсе на оплачиваемую поездку за границу. Но студенты вдруг возмутились, что им навязывают старомодную, оторванную от жизни дипломную тему и подали прошение о том, чтобы самим выбирать сюжеты конкурсных работ. Совет учебного заведения им отказал. ЧП в Академии художеств назвали «Бунтом четырнадцати».

Смутьянов отчислили, и они по инициативе Ивана Крамского образовали «Петербургскую артель художников». Действовала организация по принципу трудовой коммуны, где работали сообща и делили прибыль на всех. Однако вскоре между женами художников пошли склоки, и артель распалась.

Сочинение по картине Крамского «Неизвестная»

Картина Крамского «Неизвестная» является по праву одной из самых известнейших его произведений. Картина была написана художником в 1883 году.

Как только полотно появилось на выставке передвижников, то сразу же привлекло внимание общественности не только своим мастерством, но и некоторой загадочностью. До сих пор с этим портретом связано много тайн, поскольку ни в письмах, ни в заметках автора нет никаких упоминаний о том, кто был личностью прототипа «Неизвестной»

На холсте мы видим изображение молодой женщины, которая проезжает в открытой карете по заснеженному Петербургу. Она одета по последней моде 1880-х годов, с гордым, таинственным и слегка надменным взглядом.

Сзади виднеются крыши домов, укрытые снегом. На картине преобладают в основном коричнево-желтые тона. Дальний план почти полностью скрыт дымкой

Автор специально хотел сосредоточить внимание зрителя именно на человеке и он, ничуть не приукрашивая, четко передал красоту неизвестной красавицы, сохранил ее молодость и очарование

Изображение женщины отнюдь не погружено в атмосферу унылого зимнего пейзажа, а как будто возвышается над ним. С большой уверенностью художник описывает все детали дамского гардероба – возникает ощущение вызова, словно вся эта красота выставлена напоказ.

Чувственные очертания женщины, ее темные глаза, смуглая кожа, бархатные ресницы и грациозная осанка, будто бы дразнят зрителя. Но не взирая на это, в глазах женщины угадывается видимая грусть, какая-то драматичность – возможно, художник хочет показать чувство ее незащищенности перед фальшью того бездушного, расчетливого общества, в котором она живет.

«Неизвестную» невозможно отнести к салонным портретам – это слишком сложное и многоплановое произведение. Вглядываясь в лик красавицы, мы как будто поднимаем извечный вопрос: как соотносятся нравственность и красота? Так в своей картине художник прикасается к самым сложным загадкам человека.

Вариант 2.

На картине художник изобразил молодую женщину, сидящую в открытой карете. У нее темные, слегка кудрявые волосы, аккуратно собранные в косу; карие глаза, густые и черные брови, слегка приспущены веки. Она смотрит на нас как бы свысока.

У нее маленькие, пухлые губы, на щеках здоровый румянец. Одета дама в черное пальто, обшитое мехом. На голове — кокетливая шляпа с белым пером. Ее одежда элегантная, дорогая и подобрана со вкусом. На руках — темные шелковые перчатки.

Кожаная спинка сиденья, на которую небрежно облокотилась дама, так же подчеркивает роскошь и красоту этой женщины. По ее нарядам и гордой осанке видно, что она из высшего общества.

Лицо женщины выписано с особой четкостью и реалистичностью, но задний план почти скрыт дымкой. Видны только крыши домов, укрытые снегом

По видимому, автор хотел сосредоточить внимание зрителя именно на персонаже

Крам­ской не наделяет эту женщину ни обаянием, ни красотой: она чопорна и надменна, ее губы презрительно сжаты, а глаза высокомерно прищурены. Возможно, в картине мог возникнуть совсем другой образ, если бы дама изменила поворот головы. Это придало бы ей изящество, грациозность и сдержанную чопорность.

Тогда изменилось бы выражение ее блестящих глаз и плотно примкнутых губ. Эстетическое наслаждение доставляет грамотная передача изящной женской руки, затянутой в шелковую перчатку, красивой фигуры, скрытой под бархатной шубкой и белого пера, колышущегося на ветру.

Художник тонко чувствует роскошь этих аксессуаров, но они не отвлекают его внимания от внутреннего содержания образа. Эта красивая женщина холодна и предвзята. Она сдержана, замкнута, но нетрудно разгадать ее властный характер по бесстрастному взгляду и по манере держаться.

Внешняя благородная красота не скрыла ее человеческой холодности. Автор, ничуть не приукрашивая, показал красоту неизвестной женщины, сохранив для нас ее молодость и очарование. В этом портрете художник воплотил ту женщину, в которой красота, лишенная душевности, составляет главную черту характера.

(8 votes, average: 3.75

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector