Музей русского лубка и наивного искусства на сретенке

«Стиль на выбор. Интерьеры эпохи историзма»

Место: дворец Н.А. Дурасова в музее-заповеднике «Люблино» (Летняя улица, дом 1, строение 1)

Дата: 15 ноября

Период историзма в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве (1830–1890) — время поиска вдохновения в исторических стилях: готике, барокко и рококо. Увидеть воплощение результатов этого поиска в интерьерах можно во дворце Н.А. Дурасова. В экспозиции представлены европейские журналы XIX века по оформлению комнат, цветные литографии, запечатлевшие обстановку и убранство того времени, декоративные ткани для отделки стен и мебели, фабричные альбомы с образцами текстиля, вышивки серебром и бисером, а также светильники, фарфор и стекло.

Воскресенье: Музей Паустовского, Дом русского зарубежья, Центральный Манеж, Музей Пушкина, Старый Английский Двор

Воскресенье: Музей А.С. Пушкина, Музей Москвы, Музей космонавтики, Музей В.А. Тропинина, Дом-музей Марины Цветаевой и Дом Гоголя

«Куклы и игрушки. История и современность»

Место: Музей А.С. Пушкина, павильон «Белокаменные палаты XVII века (улица Пречистенка, дом 12/2, вход с Чертольского переулка)

Дата: 15 сентября

В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка, посвященная игрушкам. В первой части экспозиции представлены старинные игрушки XIX века — пазлы, головоломки, оптические иллюзии и детские книги. Главный экспонат — фарфоровая кукла, хранившаяся в семье Александра Александровича Пушкина, сына великого поэта.

Вторая половина выставки состоит из современных художественных кукол, выполненных российскими мастерами, признанными как на родине, так и за рубежом.

«Котлован — раскоп — музей»

Место: Музей Москвы (Зубовский бульвар, дом 2)

Даты: 15 сентября

До сих пор в столице археологи продолжают находить артефакты, относящиеся к самым разным эпохам. Новая выставка Музея Москвы представляет находки последних месяцев — это монеты, изготовленные до Первой мировой войны, изразцы XVIII века, предметы с загадочной для современного человека символикой.

Экспозиция, посвященная 100-летнему юбилею российской археологии, поделена на три части. Первая рассказывает о музеефикации артефактов, вторая — об охранной деятельности археологов, а третья — о том, как и какие найденные предметы попадают в музей и становятся экспонатами.

«В поисках будущего»

Место: Мемориальный музей космонавтики (проспект Мира, дом 111)

Даты: 15 сентября

Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Артур Кларк и другие писатели-фантасты в своих произведениях предсказали разнообразные научные открытия. Но не только они известны своими художественными прогнозами — на тему будущего фантазировали и мастера графики, интересовавшиеся темой космоса.

Что нас ждет впереди? Встретим ли мы братьев по разуму? Как будет выглядеть космонавт будущего? Над этими и другими вопросами размышляли художники, картины которых представлены выставке в Музее космонавтики.

«“Мертвые души” Михаила Булгакова»

Место: «Новое крыло» Дома Гоголя (Никитский бульвар, дом 7)

Даты: 15 сентября

Любимым писателем Булгакова был Гоголь. В девятилетнем возрасте Булгаков прочитал «Мертвые души», а будучи уже известным писателем, в 1934 году написал для «Союзфильма» сценарий экранизации «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Но фильм по ряду причин снят не был.

Совместный проект Музея М.А. Булгакова и «Нового крыла» Дома Гоголя расскажет о пересечениях в судьбах и творческом пути двух культовых российских писателей. Посетители выставки окажутся в прошлом столетии — пройдут через редакцию «Гудка», окажутся у театральных подмостков и в кинозале с эскизами нереализованной постановки «Мертвых душ».

«“Многоликая Ася”: личность, судьба и творчество Анастасии Цветаевой»

Место: Дом-музей Марины Цветаевой (Борисоглебский переулок, дом 6, строение 1)

Даты: 15 сентября

Гонения со стороны советских властей, работа над сохранением наследия великой сестры, внутренняя борьба с Богом в юности и приход к нему в более зрелом возрасте, плодотворная писательская деятельность, воспитание внуков и правнуков — все это уместили в себя 98 лет жизни Анастасии Цветаевой.

На выставке в Доме-музее Марины Цветаевой можно изучить жизненный путь сестры русской поэтессы. В экспозиции представлены многочисленные личные вещи Анастасии Ивановны — от книг, сформировавших ее мировоззрение, до предметов быта, сопровождавших ее в старости.

«Искусство акварельного портрета»

Место: Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени (Щетининский переулок, дом 10, строение 1)

Даты: 15 сентября

Долгое время профессиональные художники считали акварель вотчиной новичков и любителей, но в XIX столетии все изменилось. Оказалось, что легкость и воздушность акварельных красок позволяют создавать тонкие одухотворенные портреты. Такие изображения быстро стали излюбленным подарком европейской и российской аристократии. На выставке в Музее Тропинина можно увидеть работы лучших мастеров акварельного портрета в истории России — Владимира Гау, братьев Брюлловых и Петра Соколова.

Среда: «Царицыно» и Музей А.Н. Скрябина

«Екатерина Великая. К 290-летию со дня рождения»

Место: музей-заповедник «Царицыно» (Дольская улица, дом 1)

Дата: 11 сентября

К юбилею императрицы постоянную екатерининскую экспозицию в «Царицыне» дополнили шедеврами живописи и скульптуры из собраний крупнейших российских музеев. Портретная галерея расскажет посетителям о первых шагах принцессы Фике к российскому престолу, о браке с Петром III, о победах — политических, военных и любовных — и плодах этих побед.

Одним из них стал внебрачный сын Екатерины II от Григория Орлова — Алексей Бобринский. Ходит легенда, что приближенные императрицы поджигали свои дома, чтобы отвлечь Петра III и скрыть от него роды, которые длились несколько дней. На выставке представлен редкий детский портрет Алексея, написанный Карлом Людвигом Христинеком. Картина приехала на выставку из Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

«Круг Скрябина. Н. Шперлинг и Ж. Дельвиль»

Место: Мемориальный музей А.Н. Скрябина (Большой Николопесковский переулок, дом 11, строение 1)

Дата: 11 сентября

Всего две недели длится выставка репродукций картин Жана Дельвиля и Николая Шперлинга. Этих художников-символистов объединяют любовь к мистицизму, стиль и дружба с Александром Скрябиным.

Композитор познакомился с Дельвилем в Брюсселе и, пораженный его фантастическими и религиозными образами, заказал ему обложку для музыкальной поэмы «Прометей», в которой появилась его легендарная партия света Luce.

Николай Шперлинг подарил композитору не одну свою картину, но его «Восточный мудрец» стал любимцем Скрябина. Привязанность музыканта к этому портрету даже породила легенду о том, что после смерти Александра Николаевича «Черный», как он его называл, отвернулся от людей. В воспоминаниях критика Леонида Сабанеева упоминаются «раскосые глаза», а сейчас мудрец поглядывает на гостей музея лишь одним оком.

Понедельник: Музей героев Советского Союза и России

«Как мы спасали челюскинцев»

Место: Музей героев Советского Союза и России (Большая Черемушкинская улица, дом 24, корпус 3)

Дата: 9 сентября

Первыми героями Советского Союза стали летчики, спасавшие участников экспедиции, пытавшихся в 1933–1934 годах на пароходе «Челюскин» пройти по Северному морскому пути. Судно затонуло, но все члены корабля были спасены. Летчики-спасатели проявили настоящее мастерство и прославили советскую авиацию на весь мир.

В экспозиции представлены личные вещи первых советских героев, документы, фотоматериалы, вырезки из газет и телеграммы, через которые можно проследить хронологию событий.

Сентябрь станет последним месяцем работы выставки «Как мы спасали челюскинцев».

Вторник: Музей современного искусства и Музей Вадима Сидура

Выставка Ильмиры Болотян «Нематериальный труд»

Место: Музей современного искусства (Гоголевский бульвар, дом 10/1)

Дата: 10 сентября

Художница Ильмира Болотян представляет результаты продолжительного эксперимента-перформанса, посвященного размышлениям на тему стандартов красоты. В течение двух лет она испытывала на себе разные методы достижения физического совершенства, примеряя разные идеалы, принятые в разных сообществах — от модельной тусовки до фитнес-сообщества. Ильмира Болотян видит много общего между «нематериальным трудом» женщины над своим образом и усилиями, которые прикладывает художник, чтобы вписаться в рамки трендов арт-рынка.

Проект «Нематериальный труд» состоит из 10 работ — серия графики, видео-арт, документальное кино и любопытные документы эксперимента. Среди последних — фотокомикс «Как стать моделью, если тебе 35+ и твой рост 164 сантиметра», который рассказывает о том, как Болотян училась в школе моделей и чем это закончилось.

Выставка Алексея Булдакова «Каскадеры»

Место: Музей Вадима Сидура (улица Новогиреевская, дом 37а)

Дата: 10 сентября

Место для персональной выставки Алексея Булдакова «Каскадеры» выбрано неслучайно: Музей Вадима Сидура находится в одном из редких московских районов, где голубятню можно встретить почти в каждом дворе. Именно голубям, а не актерам, выполняющим опасные трюки, посвящен проект художника и антрополога — тотальная инсталляция из акварелей, медного насеста-радиатора и видео-арта.

Автор размышляет о взаимоотношениях человека с городскими птицами. Говоря о кормлении птиц, он возвращает слову «паразит» былое значение — сотрапезник, а размышляя о включенности голубей в городскую культуру, например о праздничных запусках птиц в небо, Булдаков показывает паразитом человека. Так возникает каскад — паразитирование на паразите, термин, почти синонимичный симбиозу, а название выставки приобретает новую глубину.

Каким был телевизор XIX века

Раек — пожалуй, самый популярный аттракцион ярмарок дореволюционной России. С конца XVIII века его можно было встретить на ярмарочных площадях в Москве, Нижнем Новгороде, Саратове, Ярославле и других городах. Самое исчерпывающее описание райка дал в середине XIX века искусствовед Дмитрий Ровинский:

Успех представления во многом определялся и прибаутками, которыми раешники сопровождали показ картинок. Комментарии могли быть весьма фривольными, да и сами картинки имели подчас скабрезное содержание. Раек справедливо называют прадедом современного телевидения — с его помощью народ узнавал новости, дивился приключениям героев авантюрных романов и подвигам былинных богатырей.

На представленной здесь литографии изображен раешник за работой. Перед его райком столпились зеваки, разглядывающие картинки и слушающие его комментарии: «Вот, извольте видеть: султан машет платком, ему грозят штыком, завязалась кутерьма, огнем горят дома, гром пушек, кваканье лягушек…»

Как добраться

Главное здание Музея русского лубка и наивного искусства находится на Малом Головином переулке, 10. Ближайшие к нему станции метро — «Сретенский бульвар» и «Сухаревская».

При выходе из «Сухаревской» следуйте по Сретенке в сторону центра, через 320 метров будет поворот на переулок. От станции «Сретенский бульвар» двигайтесь вдоль парка до Костянского переулка. Здесь нужно повернуть и идти прямо до перекрестка с Малым Головиным переулком.

Схема метрополитена Москвы

Остановка «Сретенка» располагается на пересечении переулка со Сретенкой. Сюда ходят автобусы № м2, м9, н9.

Единый транспортный портал Москвы

МВЦ «Дача» и Арт-Наив-Парк находятся далеко от центра столицы, почти у МКАДа. Поездка на машине займет 30–40 минут.

Доехать сюда, минуя столичные пробки, поможет метро. От станции «Новогиреево» можно дойти за несколько минут по 5-му проспекту Новогиреево.

Возле метро останавливается много городского транспорта:

  • трамваи № 37 (ост. «Учебный комплекс»);
  • автобусы № 21, 110, 193 и маршрутки № 111к, 487к, 1012к (ост. «Метро Новогиреево»).

Еще одна остановка «Метро Новогиреево» есть на Свободном проспекте. Здесь ходят автобусы № 21, 036, 237, 247, 276, 314, 615, 645, 811, 884, 974, н4, маршрутки № 573к, 1012к, 1132 и троллейбусы № 64, 75. От этой остановки удобнее идти к МВЦ по Союзному проспекту.

Выставочный зал «Народные картины» работает в Измайлово. Из центра на машине путь займет минут 40, если не будет пробок.

К счастью, метро в Москве развито хорошо и позволяет доехать в нужное место с минимальным количеством пересадок. Недалеко от Измайловского бульвара, где располагается музейный отдел, есть станция «Первомайская». Расстояние между ними около 300 метров.

Еще ближе к залу останавливаются автобусы № 634, т51 и  (ост. «7-я Парковая улица»).

Заказать такси для поездки помогут сервисы Uber, Gett, Maxim, Яндекс. Такси, Везет и другие.

Музей русского лубка и наивного искусства: видео

Кого высмеивали лубки про Бабу-ягу

Некоторые исследователи лубка высказывают предположение, что картинки про Бабу-ягу имели сатирический характер. Лубочные изображения «Яга-баба едет с коркодилом дратися» и «Баба-яга на свинье», по их мнению, являются пародией на Петра I и его отношения с Екатериной I. Дмитрий Ровинский считал, что Баба-яга одета в «чухонский» костюм, а это намекает на происхождение Екатерины I. Чухонцами на Руси называли прибалтийско-финские народы, а Екатерина I, до принятия православия носившая имя Марта Скавронская, родилась в Ливонии — на территории современной Латвии. Второй намек, по мнению исследователя, кроется в изображенном в углу картинки кораблике — очевидном атрибуте петровского правления.

Другого мнения придерживается филолог и фольклорист Константин Богданов. Он говорит, что простой люд не мог быть настолько осведомлен о личной жизни императора, чтобы увидеть в этом сюжете намеки.

Представленные листы — это копии картинок, выполненные художниками и исследователями лубка Дмитрием Афанасьевым и Виктором Пензиным.

Пик научного интереса к лубочной картинке в России ХХ века приходится на 1970–1980-е годы. В 1972 году был опубликован научный труд Ольги Балдиной «Русская народная картинка», основанный на ее диссертации, иллюстрации к которой выполнил Дмитрий Афанасьев. В 1982 году в Москве возникло товарищество художников «Мастерская народной графики “Советский лубок”». Это был клуб энтузиастов, которые изучали и возрождали древнее полузабытое искусство. Во главе мастерской стоял Виктор Пензин, который занимался реконструкцией лубка в формах, приближенных к каноническим, и параллельно разрабатывал стилистику современной народной картинки.

Где можно было купить комикс об Илье Муромце

Самый знаменитый русский богатырь лубочной картинки — Илья Муромец. Посвященная его приключениям литография, которую вы видите здесь, состоит из восьми клейм и очень напоминает современный комикс.

На первом клейме Илья Муромец, пролежавший на печи парализованным 30 лет и три года, встает на ноги, просит благословения у родителей и отправляется в Киев. По пути он побеждает разбойников и освобождает град Чернигов (клейма два и три). Четвертое клеймо показывает встречу Ильи с Соловьем-разбойником и пленение последнего, в пятом и шестом клеймах богатырь привозит Соловья к князю Владимиру, который казнит разбойника. Заканчивается сказка тем, что Илья Муромец карает неверного богатыря Идолище, который «жрал и опивал» князя.

Этот лубок предназначался не только для показа в райке, но и для покупки. Покупали его не для украшения стен дома, как предыдущие лубки, а для внимательного разглядывания и вычитывания подписей.

Приобрести такой лубок можно было в Москве в Овощном ряду, у Спасских ворот, около храма Троицы в Листах и в некоторых других местах. Продавались листы оптом, их закупали продавцы-офени, а затем разносили в лубочных коробах по всей России.

«Фламенко на берегу»

Место: Государственный Дарвиновский музей

Дата: 14 ноября

Узнать, что общего у испанского танца и птицы фламинго, кроме фонетической близости их названий, можно на выставке «Фламенко на берегу». Предупреждаем: вас ждет изобилие оттенков розового. Грациозные птицы предстают в экспозиции на художественных фотоснимках, полотнах анималистов, книжных иллюстрациях и в видеоинсталляциях. А подробности об их жизни, повадках, привычках и о том, кому из знакомых всем городских птиц они приходятся ближайшими родственниками, можно узнать с помощью информационных стендов. Приятный бонус: выставка открылась только вчера, а сегодня ее уже можно посетить бесплатно.

Как лубок запел

Во второй половине XIX века широкое распространение получил так называемый песенный лубок. Очевидно, картинка здесь сопровождалась текстом песни, но что же воспевали авторы лубка? Конечно, их интересовали новинки и диковины, например, паровоз, который движется по Николаевской железной дороге, открытой в 1851 году. Диковинное сооружение вызывало огромный интерес, и в народе начали складываться песенки о железной дороге. Самая известная из них — «Близ красных ворот».

На этом лубке заметно стремление к реалистичности в деталях — здание Николаевского вокзала (сейчас — Ленинградского) авторства Константина Тона узнаешь с первого взгляда. На гравюре есть и другое дошедшее до нас здание — круговое депо Николаевской железной дороги. В настоящее время в нем находится культурный центр.

Как о злоключениях Аники-воина безграмотные читали

Также в народе ходила история о «храбром» Анике-воине, который разорял беззащитных людей и хвастался своей силой. Однажды встретилась ему Смерть и упрекнула его в бахвальстве, на что Аника ответил ей: «Не больно страшна: я мизинцем поведу — тебя раздавлю!» Поняв, что Смерть неуязвима, он стал молить ее о пощаде, но костлявая собеседница хладнокровно убила хвастуна.

Эта литография сочетает классические принципы лубочного изображения — плоскостную композицию, небрежную раскраску ярким цветом — с очень интересным приемом удвоения. Зритель видит Анику сразу и живым, и мертвым. Этот прием позволял даже человеку, не умеющему читать, понять сюжет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector