Кунсткамера

Область эффективного применения

Поворотная ptz камера с эффективным зумом — дорогостоящее устройство для охранного комплекса. Но как правило, затраты на ее применение оправдываются эффективностью именно такого способа видеонаблюдения. А зачастую — единственный выход для решения совокупных задач безопасности.

  • заменяются несколько внешних неподвижных стационарных камер наблюдения;
  • целый спектр расширенных возможностей по контролю обширных территорий или ангаров большой площади;
  • разбивка зон слежения, по приоритетам безопасности;
  • эффективное реагирование на ложные сигналы от других систем охранного комплекса.

История

Первые кунсткамеры

Первые кунсткамеры зародились в Западной и Центральной Европе в XV столетии. В собрания входили так называемые naturalia – образцы экзотической фауны и флоры, останки ископаемых животных, самородки и минералы, анатомические аномалии живых существ, в том числе человека. Коллекционеры зачастую приобретали редкости за баснословную плату. Например, покупали рог единорога. За этот мифический артефакт обычно принимали рог носорога или нарвала.

cute_iryunita

aleksey_by_by

nikole_korolewa13

maria__prosto__maria

missisjuls

melgenel_

sveta_shoo

Самой знаменитой коллекцией обладал австрийский эрцгерцог Рудольф II Габсбург. В конце XVI – начале XVII столетий она хранилась в Праге. И этот город именовали не иначе как сокровищницей Европы.

Название – что означает слово

Дословный перевод слова Кунсткамера – кабинет искусств. Правда, под искусством понимается не шедевры мировой живописи или, например, скульптуры, а неординарные вещи.

Год основания


Прямого императорского указа об устройстве Кунсткамера до наших дней не дошло. Вероятно, его не существовало вовсе. Но дата создания музея известна – 1714 год.

Основание заведения связывают с распоряжением отправить из Москвы в город на Неве личную императорскую коллекцию и библиотеку, а также собрание Аптекарской канцелярии. Среди них были экспонаты, привезенные Петром из Европы.


Для экспонирования и хранения коллекции в столице приспособили палаты Кикина. Но уже к 1718 году собрание стало настолько обширным, что для него на набережной Васильевского острова заложили грандиозное трехэтажное строение, увенчанное башней. Именно этому месту суждено было стать надолго центром российской науки.

Организацией прародителя всех русских музеев занимался лично государь. Основой для коллекции Куриозетов, монстров и раритетов стали анатомические экземпляры, принадлежащие ученому Рюйшу.

Где и как применяются цифровые PTZ камеры

Ptz ip камера автоматически реагирует на произошедшее событие, попавшее в кадр.

Таким образом, возможности охранного комплекса значительно расширяются и наблюдение уже можно организовать на достаточно крупных объектах:

  • аэропорты;
  • вокзалы;
  • зоны парковок;
  • торговые центры и так далее.

Для наглядности приведем пару примеров применения PTZ:

  1. Такой механизм в аэропорту поможет вести наблюдение в терминале. Переведя камеру в режим патрулирования (точки наблюдения можно заранее запрограммировать) процесс слежения будет автоматизирован.
  2. Если такая ptz camera установлена на пожарной вышке, появляется возможность автоматического наблюдения за лесным массивом на достаточно удаленных расстояниях, благодаря оптическому трансфокатору с переменным зумом. Иначе говоря, можно реализовать ранее предупреждение лесных пожаров.

Камер подобного типа довольно много, но выгоднее та модель, которая способна решать большинство задач. Хорошо если она будет реагировать на сигналы от внешних датчиков:

  • дыма;
  • воды;
  • газа.

И фокусироваться на проблемной зоне.

А если это уличная ptz camera? Для нее желателен рабочий диапазон температур от −40° до +60° и чтобы она обладала защитой от воды, пыли и в антивандальном исполнении.

Всем эти пожеланиям отвечает купольная ptz ip камера уличного типа. У нее есть:

  1. Скоростной привод.
  2. Мощная ик-подсветка.
  3. Современные умные технологии управления.

Экспозиции

Большой Готторпский глобус в экспозиции

Северная Америка

Культура и быт коренных народов Североамериканского континента. Путешествие с севера на юг, от Аляски до Калифорнии, с незапамятных времен — к началу XIX века.

Япония

На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.

Африка

В данной коллекции собраны в основном орудия земледелия и одежда африканских племён, проживающих южнее Сахары. Один из самых интересных экспонатов — бенинская бронза. Так называют таблички из соответствующего материала с фигурами воинов и царедворцев. Коллекция из более чем тысячи экспонатов была изъята из дворца правителя Бенина. Некоторые из них можно увидеть в «африканском» зале Кунсткамеры.

Китай и Монголия

В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Например, традиционные изделия из фарфора, камня, дерева и кости.

В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, сёдла, попоны и многое другое.

Индия и Индонезия

Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.

Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени

Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.

Анатомический раздел

Младенец с циклопией

В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое. Указом Петра I от 17 февраля 1718 года «О приносе родившихся уродов, а также найденных необыкновенных вещей во всех городах к Губернаторам и Комендантам, о даче за принос оных награждения и о штрафе за утайку» было положено начало систематическому собранию редкостей из мира природы и по истории человека. К необыкновенным вещам относились «каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или такие, да зело великие или малы перед обыкновенными, также какие старые подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и тоже необыкновенное ружьё, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно». Благодаря указу Петра I о собирании различных редкостей, в том числе анатомических, в Кунсткамере накапливались препараты уродств, что давало возможность рассматривать их не как единичные, уникальные явления, а прослеживать типичные явления.

Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома.

История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.

Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Петербургской академии наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.

Музей антропологии и этнографии

Первые этнографические экспонаты император сам привез из Европы, а точнее из Копенгагена. Это были деревянная обувь и половина окаменелого хлеба, полученные в местном музее.

Одновременно так называемых монстров по указу императора было велено привозить в Петербург всем его подданным. По отзывам ученых мужей того времени, музей стал одним из лучших в мире. В нем проводили серьезные научные изыскания, собирали библиотеку. Увы, петровской Кунсткамере было суждено просуществовать недолго.

uncuoregentile

verakofein

verakofein

elenama7yk

luyksaar

kunstkameramuseum

nikole_korolewa13

kunstkameramuseum

kunstkameramuseum

kunstkameramuseum

В 1747 году во время пожара многие экспонаты сгорели. Но потомки императора продолжили его дело. Так что со временем был восстановлен и организован Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН, правопреемник знаменитой Куншткамеры.

Архитектура

Главный фасад Кунсткамеры 1740 года

Здание «Палат Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры» на Васильевском острове заложили в 1718 году. Строительством руководил Г. И. Маттарнови, ученик знаменитого немецкого архитектора и скульптора Андреаса Шлютера. В 1714 году вместе со Шлютером Маттарнови прибыл в Санкт-Петербург. Однако Шлютер в том же году скончался и Маттарнови, который не был проектировщиком, а лишь исполнителем, по словам И. Э. Грабаря «принял все его модели и чертежи». Об этом также известно из записок  Я. Брюса и самого царя, который предположительно утвердил проект здания на Васильевском острове ещё «до 1716 года» . Идея симметричной композиции с ярусной башней в центре также характерна для творчества Шлютера и часто повторяется в его берлинских проектах.

Башня Кунсткамеры по композиции схожа с Водовзводной башней Монетного двора (нем. Münzturm) в Берлине (проект А. Шлютера, 1703)

Документального подтверждения связи этих построек не найдено, но стилевые аналогии имеют важное значение для понимания источников, происхождения и особенностей стиля «петровского барокко», одним из главных памятников которого является здание Кунсткамеры. Для архитектурного стиля петербургской архитектуры первой четверти XVIII века типичны заимствования из голландской и северогерманской архитектуры: ступенчатые башни, увенчанные куполом или шпилем, с часами или флюгером, высокие кровли «с переломом», вогнутые фасады, ступенчатые или  щипцовые фронтоны, рустовка угловых лопаток, фигурные филёнки, «рамочные» наличники с «гирьками» или завитками, мелкая расстекловка окон, двуцветная окраска.

Строительство здания осуществляли последовательно несколько архитекторов. В ноябре 1719 года скончался предполагаемый автор проекта — Г. И. Маттарнови, и С 1719 по 1724 год, начиная с уже выполненных фундаментов и частично первого этажа, строительство вёл швейцарский инженер-архитектор Николаус Фридрих Гербель. Он внёс ряд изменений в проект: низкая двускатная кровля, увенчанная галереей с балюстрадой, заменена на высокую вальмовую крышу с переломом двух углов ската; угловые ризалиты получили гладкие стены и завершены крупными барочными фронтонами с волютами; коньки кровли двух крыльев здания изолированы от объёма башни; вместо невысокой башни, завершающейся балюстрадой, появляется ещё один ярус с куполом. В одной из докладных записок Гербель сообщает,

К октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724 год. В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов, возведены два этажа башни, Х. ван Болесом разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола.

После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл архитектор Гаэтано Кьявери. Из-за обнаружившихся дефектов конструкций Кьявери заново возводил и укреплял башню, оформил главную лестницу и большой зал с двухъярусной колоннадой. В 1727 году в ещё недостроенное здание перенесли личные коллекции Петра I, библиотеку и Готторпский глобус. С 1727 года под руководством Земцова внутри здания производились разные «починки и доделки». С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году окончательно заканчивается строительство здания Кунсткамеры.

В 1747 году в здании разразился пожар, уничтоживший отделку интерьеров, деревянные конструкции крыши, обсерваторию, находившуюся в башне. Ремонтные работы осуществлял в 1754—1758 годах архитектор С. И. Чевакинский, частично изменивший верхнюю часть здания: исчезли фигурные фронтоны и высокая крыша. Верхнюю часть башни восстанавливать не стали.

Сохранившееся здание утратило многие детали, характерные для стиля петровского барокко, которые можно увидеть, к примеру, на гравюре Г. Качалова, сделанной с проекта Маттарнови, и гравюры по рисунку М. И. Махаева в 1753 году. Это фигурные фронтоны боковых ризалитов, статуи в нишах, балюстрады, парадное крыльцо, богатая орнаментика снаружи и внутри здания. Исчезла изначальная розовая окраска стен и частично вызолоченные детали. Утраченная часть центральной башни после пожара 1747 года (она была деревянной) восстановлена с армиллярной сферой на вершине только в 1947—1949 годах по проекту архитектора Р. И. Каплан-Ингеля. Реставрацию башни проводили в 1993, 2009 и в 2015 годах.

Экскурсии в Кунсткамеру

Расположенный на набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (иначе Кунсткамера) является одним из крупнейших музеев такого рода. Его собрание составляют экспозиции по культуре и быту народов мира, но более всего он славится своей коллекцией анатомических редкостей и аномалий. Само понятие «Кунсткамера» происходит от немецкого слова «Kunstkammer» и означает «Кабинет редкостей».

Музей был основан Петром І в Санкт-Петербурге в 1714 году. Кунсткамеры стали возникать в Европе еще в 15-16 в.в. Они представляли собой собрание редких находок экспедиций тех времен. Эти находки никак не классифицировались и были рассчитаны на то, чтобы поразить зрителя и продемонстрировать «ученость» и богатство их владельцев.

Идея о собственном собрании диковинок пришла Петру І во время путешествия по Европе в составе Великого посольства 1697–1698 годах. Первые экспонаты он закупил в Голландии – это были чучела птиц, рыб, насекомых и несколько заспиртованных уродцев. Вместе с рецептом бальзамирования трупов он приобрел целиком «Кабинет Фредерика Рюйша». За анатомическую коллекцию Петр заплатил 30 тысяч гульденов золотом.

Рюйш разработал необычный способ инъецирования, названный «рюйшевым искусством». Он заключался в наполнении специальным затвердевающим веществом кровеносных сосудов человека. Благодаря этому, сосуды не разрушались, а затвердевшее вещество просвечивалось через кожный покров человека. При этом зритель мог увидеть сосуды, как они выглядели бы при жизни человека.

В 1714 году собранная коллекция переехала в Петербург в здание Старого Летнего дворца. Этот год считается датой основания первого русского музея.

В 1727 году Кунсткамеру определи в специальное здание, построенное для нее на стрелке Васильевского острова. По указу Петра вход был совершенно бесплатным. Для привлечения посетителей устраивали угощения, на это выделялась огромная сумма – 400 рублей в год.

Ужасный пожар 1747 года уничтожил большую часть этнографической части музея.

На восстановление коллекции ушло 20 лет. Только в 1766 году Кунсткамера снова стала функционировать, как «общественный» музей. Была построена башня с обсерваторией, в которой располагался глобус диаметром 3 метра, физический кабинет, мастерские, две типографии Академии наук, а также Анатомический театр для начинающих медиков. Музей, задуманный Петром, как выставку диковинных и редких вещей, превратился в научный центр.

Из-за огромного количества экспонатов, в 1830 году коллекции пришлось заново систематизировать, в следствии чего, к 1837 году, на базе Кунсткамеры, появились самостоятельные музеи — Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи и Кабинет Петра I.

В честь основания Петербурга, в 1903 году, Музей назвали Музеем антропологии и этнографии имени императора Петра Великого.

История музея

История старейшего музея берет свое начало с 1694 года, когда Петр I подписал указ, по которому все люди, нашедшие какие-либо диковинные и необычные вещи, должны были приносить их в императорский дворец. Таким образом, данная деятельность вошла в традицию по всей России, и к Петру I стали свозить разнообразные находки, хранившиеся первоначально в Москве. Кунсткамеру можно считать по праву национальным музеем, так как экспонаты привозились с разных уголков нашей страны. Так, например, из Выборга было прислано по истине удивительное творение — овца, которая имела четыре глаза и целых два языками, Тобольск «порадовал» барашками, один из которых имел три глаза, а другой – целых восемь!

Когда Петербург был выбран столицей, туда были переведены личное собрание, а также библиотека из «Государева Кабинета». В 1718 году Кунсткамеру Петра Великого перенесли на территорию одного вельможи, после чего все хранившиеся там вещи стали иметь широкий доступ абсолютно для всех людей. Говорят даже, чтобы популяризировать музей, на выходе гостям предлагалась кофе или рюмку водки по их желанию, а кроме того, пирожное, чтобы закусить. Целью организации такого уникального музея было вовсе не любопытство и личный интерес Петра I, напротив, он хотел с помощью данных предметов соорудить систематические исторические определения, а также хотел, чтобы они смогли стать средствами для развития культуры, науки и художества.

По мере пополнения коллекции возникла необходимость возведения специального здания. В 1734 году экспозиция сильно разрослась и требовала постройки целого комплекса, который был построен в то время и состоял он из трех сооружений, в которых в XVIII – XIX вв. располагалась Санкт-Петербургская академия наук, создавшая истоки для многих современных государственных учреждений.

Основной экспозицией музея по-прежнему считаются предметы, входившие в личную коллекцию Великого русского императора, ведь он довольно таки много путешествовал и всегда выражал неподдельный интерес ко всем необычном и оригинальным вещам, таким как археологические находки, разнообразные раритеты, издания, а, кроме того, биологические диковинные экспонаты. Так, например, в музее можно встретить заспиртованных младенцев, родившихся с патологиями, зубы, которые Петр I вырвал собственноручно у своего сына, скелеты животных и людей.

Этнографические коллекции

Кунсткамера у подавляющего большинства туристов, впервые посещающие город на Неве, ассоциируется с диковинными «мострами» и анатомией уродств, которые хранятся в Кабинете Рюйше (первую свою коллекцию из 2000 экспонатов Петр I купил у этого голландского анатома, чье имя сейчас закреплено за соответственным залом и коллекцией). Однако, бОльшую площадь и бОльшее количество экспонатов хранят этнографические залы.

На первом этаже расположены залы Северная Америка, Латинская Америка, Япония и Африка.

Все, что вы хотели знать и видеть о индейцах Северной Америки вы найдете в соответствующем зале. В зале представлены традиционная одежда, предметы быта, боевые маски, оружие и шаманские атрибуты всех народов от Аляски до Калифорнии.

Не смотря на то, что Япония является нашим морским соседом, о культуре Страны восходящего солнца мы знаем немного. Тем интереснее и ценнее зал, посвященный Японии. Здесь представлены предметы, охватывающие всю жизнь японцев – от орудий производства шелка и рыбной ловли до атрибутов театра но, кабуки и кагура. Несколько витрин посвящено культуре самураев, продемонстрирован их внешний вид и виды оружия.

Зал Африки ярок, многолик и самобытен как и сам континент.  Коллекция охватывает быт, отдых, работу и верования большого количества племен, разбросанных по Африке. Представленные экспонаты собраны в XX веке, но коллекция пополняется до сих пор.

     

Залы второго этажа переносят посетителей на Восток — в Китай и Индонезию. Зал Ближнего и Среднего Востока восхищает красотой мужских и женских нарядов. Особенно ценные экземпляры в коллекции этого зала – рукописные и печатные образцы Корана, а также атрибуты мусульманских обрядов.

Зал с китайской коллекцией считается одним из самых старых в музее. Гордость коллекции – китайский фарфор. Также в экспозиции представлены орудия труда, резные изделия из камня и дерева, а также костюмы и предметы быта различных слоев населения Поднебесной.

О Монголии и Корее наши сведения тоже невелики, поэтому знакомство с их культурами, обычаями и населением по коллекциям музея будет очень увлекательно.

     

Залы Индии, Индокитая и Индонезии демонстрируют культуры народов, населявших территории современных Таиланда, Вьетнама, Камбоджи, народов Суматры и, разумеется, Индии. Помимо предметов быта и костюмов,  много экспонатов рассказывают о религиозных представлениях и обрядах. В коллекции есть редкие амулеты, ритуальные маски и книги жрецов.

     

Кунсткамера – один из самых популярных музеев Санкт-Петербурга. Надо сказать, что задумка Петра – просвещать и обучать людей по средствам походов в музей удалась на отлично. В период туристического сезона в Кунсткамеру выстаиваются очереди, а Зоологический музей – отделившаяся часть когда-то единого музея – является одним из самых любимых и взрослыми и детьми в городе.

Планируя поход в Кунсткамеру, помните, что музей не ограничивается Кабинетом Рюйше, в нем много интересного и познавательного.

Посещение Большого Готторпского глобуса возможно только в составе группы и по предварительной заявке.

Выбор места для строительства здания Кунсткамеры

По плану архитектора Ж.-Б. Леблона центром нового города Санкт-Петербурга был Васильевский остров. На красивой и удобной стрелке Васильевского острова планировалось построить научный и культурный центр: Академия наук, Кунсткамера и Библиотека, Двенадцать коллегий и пр. 

По преданию на Васильевском острове Петр I увидел «диковинную сосну». Ветка вырастала из ствола и обратно входила в него наподобие ручки кувшина. Здесь Петр и приказал выстроить здание. Автор каталога и путеводителя по Кунсткамере унтер-библиотекарь Осип Петрович Беляев посвятил этой сосне специальный раздел в своей книге:

«Любопытный отрубок сосны. В сем же отделении Кунст-камеры сохраняется отрубок сосны, длиною в 2 аршина и 4 вершка, а толщиною в отрубе в 6 вершков. Отрубок сей достоин примечания по находящемуся в нем суку толщиною в дебелую человеческую руку, который, выросши из одного места, и нагибаясь полукружием, наконец врос в другое расстоянием на 1 аршин и 10 вершков от своего исходища. Чудесно и непонятно может быть покажется некоторым, как мог таким образом сук, выросши из одного места, врасти опять в другое. Но ежели и в самом человеческом роде бывают уроды, то почто ж того не случиться и в других произведениях природы; в прочем отдаю сие на суждение господам естествоиспытателям, коим таинства и чудеса природы паче, нежели другим, суть ведомы. Мое дело есть объявить, что сия сосна, если верить преданию, росла на самом том месте, где находится ныне Кунст-камера, и где прежде был дремучий сосновый лес; и будто Петр Великий, проходя по случаю сие место, увидел сие любопытное по своему сростку дерево, приказал оное срубить и сказал: “Где нашел я сие любопытное дерево, тут да будет и Кунст-камера построена”. И в самом деле, сей отрубок был первый, как любопытная наипаче по тогдашнему времени вещь, внесен в Кунст-камеру, которой все посещающие ныне Кунст-камеру не столько для уродливости его, сколько для помянутого с ним приключения, рассматривают с любопытством».

В переиздании этой книги в 1800 г. Беляев не только повторил этот же текст, но и среди четырех гравюр, помещенных в издании, привел изображение этого фрагмента сосны вместе с паникадилом из слоновой кости, изготовленным Петром I, видимо как самого раннего экспоната Кунсткамеры.

Справедливости ради следует упомянуть, что в Эрмитаже, куда были переданы экспонаты Кабинета Петра Великого (первый раз в 1848-1849 гг. и окончательно в 1941 г.) также хранятся несколько фрагментов этой же (?) сосны. Но именно ту часть ствола сосны, росшей на месте Кунсткамеры, которая изображена на гравюре в старом путеводителе, можно и сегодня видеть на экспозиции, посвященной истории Кунсткамеры в историческом здании музея.

Г.И. Унферцагт. Палаты императорской Академии наук, Кунсткамеры и Библиотеки. Таблица I: План императорскаго столичного города Санкт-Петербурга, сочиненный в 1737 году. 1741. Санкт-Петербург. Гравюра резцом.

Ствол сосны. XVIII в.

«Любопытный отрубок сосны, которая росла на том самом месте, где ныне стоит Кунсткамера, и которая подала Петру Великому мысль к собранию редкостей» / О.П. Беляев. Кабинет Петра Великаго… Часть II. СПб., 1793

Кунсткамера в составе Академии наук

28 января 1724 г. Петр I издал указ об учреждении в России Академии наук.

Кунсткамера, «натуральных вещей камора», и Библиотека Петра I в Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств 1724 г. рассматривались как неотъемлемая часть Академии наук и как «инструменты», которые способствуют деятельности академиков: «А чтоб академики в потребных способах недостатку не имели, то надлежит, дабы библиотека и натуральных вещей камора Академии открыта была. В над оною надлежит библиотекарю партикулярную дирекцыю иметь и власть те книги и инструменты, которые Академии надобны, выписать или здесь делать». Именно так они рассматривались на протяжении XVIII- начала XIX вв.

В Регламенте Академии наук 1747 г. Библиотека и Кунсткамера в составе Академии наук названы императорскими, а библиотекарь «должен быть главный командир под президентом». Библиотекарю по утвержденному штату полагались унтер-библиотекарь, помощники по библиотеке и Кунсткамере, аптекарь, а также «маляр зверей и птиц».

В Уставе императорской Академии наук 1803 г. эти два учреждения рассматриваются как «ученые принадлежности Академии». Фактически Библиотеку и Кунсткамеру в составе Академии наук необходимо рассматривать не только как «инструмент» академиков для исследований. Развитие Библиотеки и Кунсткамеры: формирование фондов, их систематизация, составление каталогов – напрямую зависели от деятельности Академии наук. С другой стороны, собираемые для музея экспонаты способствовали формированию новых научных направлений в Академии, например, этнографии, археологии, антропологии.

В первой трети XIX в. в музее Академии наук происходило формирование самостоятельных институтов на базе коллекций Кунсткамеры. В ноябре 1834 г. по запросу члена Британского парламента Бенджамина Хоза, собиравшего сведения о правилах музеев и библиотек в разных странах, была составлена структура учреждений Академии наук. Она включала следующие музеи: 1) минералогический и геогностический; 2) ботанический; 3) зоологический и зоотомический; 4) азиатский; 5) египетский; 6) музей нумизматики и древностей; 7) мемориальный кабинет Петра I; 8) музей этнографии и предметов искусств.

Фактическое преобразование универсальных собраний Кунсткамеры в специализированные музеи было юридически оформлено в Уставе Санкт-Петербургской Академии наук, утвержденном императором Николаем I 8 января 1836 г.. Согласно § 100 «сохранению и управлению» Академией наук вверялись: «музеи: минералогический, ботанический, зоологический и зоотомический с их лабораториями, ботанический сад, нумизматический кабинет, собрание азиатских и египетских древностей и этнографический кабинет».

Разделение по специализациям универсального собрания  Кунсткамеры Академии наук XVIII в. было продиктовано требованиями современной на тот момент организации науки, а также принципами управления. Каждый специализированный музей получал свой бюджет и штат, что давало перспективы развития в русле представляемой науки.

19-26 ноября 2014 года прошли торжественные мероприятия, посвященные 300-летнему юбилею Кунсткамеры: пресс-конференция в пресс-центре ИТАР ТАСС, международная научная конференция «Кунсткамера — первый музей России: 300 лет традиций и развития», торжественное заседание, посвященное 300-летнему юбилею старейших научных учреждений России — Первому общедоступному музею России Кунсткамере и Библиотеке Академии наук. С юбилеем Кунсткамеру и Библиотеку Академии наук поздравил Президент России Владимир Путин. 

М.И. Махаев, Г.А. Качалов. Фрагмент гравюры «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук». Санкт-Петербург. 1753. Гравюра на меди.

Логотип Российской академии наук, включающий изображение здания Кунсткамеры.

Поздравительная телеграмма Президента России Владимира Путина в связи с 300-летием Кунсткамеры в 2014 году

Архитектура здания

Особого внимания заслуживает архитектура Кунсткамеры. Ее стиль – петровское барокко. Здание включает два трехэтажных корпуса, которые соединяет барочная многоярусная башня, имеющая сложное купольное завершение.

Началось строительство в 1718 году под руководством архитектора Маттарнови – он же стал автором проекта здания. Через год руководство перешло Гербелю, а проект был изменен:

  • высокая вальмовая крыша и перелом двух углов ската вместо низкой двускатной кровли;
  • гладкость стен угловых ризалитов и крупные барочные фронтоны с волютами;
  • выделение башни изоляцией коньков кровли крыльев здания;
  • появление нового яруса с куполом, заменившего невысокую башню с балюстрадой.

Есть мнение, что трехъярусная башня с куполом и астрономической сферой – прообраз Монетного двора Шлютера.

Осенью 1722 года возвели стены и установили кровлю. Следующие два годы посвятили отделке помещений, установке оборудования для музея. Одновременно возвели два башенных этажа. Столярные и металлические изделия купола выполнены по детальному проекту Хармана ванн Болоса.

В 1724 году Гербель умер, ведущим архитектором стал Киавери. В конструкции обнаружили дефекты, поэтому заново началось возведение центральной части.

Коллекции перевезли уже в 1726 году, хотя здание было еще недостроено. Внутренними помещениями занимались в 1729 году – руководил работами Земцов.

Закончили строительство в 1735 году, когда в ниши фасадов с севера и юга установили 12 статуй. С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году окончательно заканчивается строительство здания.

Парадными были оба фасада здания. Для его строительства использовали кирпич, который выписывали из-за границы – так же строились и императорские дворцы.

В конце 80-х годов XVIII века интерьер украсили четыре скульптурные аллегорические группы, бюсты и медальоны выдающихся ученых. Украшения были выполнены скульптором Павловым.

В 20-е годы XIX века к украшениям добавились росписи Рихтера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector