Картина девочка с персиками серова
Содержание:
- Спокойная Россия
- Абрамцевская история
- История создания картины
- Отзыв на картину с впечатлением
- Сочинение-описание по картине Серова Девочка с персиками 7 класс
- Другие Мамонтовы: художники и благотворители
- Больше, чем портрет
- Потеря Александра
- Часть 1. Предыстория: с чего всё началось
- Девочка с персиками описание
- Семейные узы
- Модель
- Часть 2. Друзья-первопроходцы: Серов и Коровин
- Серов и семья Мамонтовых
- Вопросы для подготовки к сочинению
Спокойная Россия
Казалось бы, история требует совершенно определенного продолжения – с взрослением Веры и соединением двух сердец. Но вмешался другой сюжет. В 1903 году Вера Саввишна вышла замуж, но не за Серова, а за подающего надежды чиновника, камер-юнкера и богородского уездного предводителя дворянства Александра Дмитриевича Самарина. Он вскоре сделался московским губернским предводителем дворянства и обер-прокурором Священного Синода. Современники, все как один, называли этот брак удачным, лишь усугубляя сходство с пушкинской Татьяной Лариной. У них родились дети – Юрий, Елизавета и Сергей.
Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год. Италия, Рим, свадебное путешествие. Фото с сайта wikipedia.org
Сложилась жизнь и у Серова – он женился еще раньше, в 1889 году, на Ольге Трубниковой, воспитаннице своей тетушки. А детей было пять – Ольга, Александр, Юрий, Михаил, Антон и Наталья. В семье художника тоже все было хорошо – с обывательской точки зрения. Его дочь писала в мемуарах: «Квартира… была выстроена по старинному образцу, в три этажа. Внизу – парадное и кухня, на втором этаже – комнаты для взрослых, на третьем, в мезонине – комнаты для детей… Окна выходили в огромный долгоруковский сад. В этом саду было много птиц, в особенности ворон, которых папа так любил и которых он мог наблюдать и зарисовывать бесконечное количество раз… Папа стоял у окна и внимательно, я бы сказала – любовно, наблюдал за ними. Работал папа у себя в кабинете. Мастерской у него не было…
Там, где теперь музей изящных искусств имени Пушкина, находился плац, на котором проезжали верховых лошадей, и мы детьми залезали на деревья и часами наблюдали это зрелище».
Но со временем фортуна отвернулась от участников абрамцевских событий 1887 года. В 1899 году арестовали Савву Мамонтова. Якобы за растрату средств пайщиков Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, а по сути – за то, что имел наглость выделяться из общей массы московских тит-титычей. От Мамонтова неожиданно потребовали предъявить 800 тысяч концессионных рублей. Но в кассе оказалось только 53 рубля с полтиной – все остальное было вложено в разные предприятия. Савва Иванович в принципе не понимал, почему деньги вместо того, чтобы работать, создавать что-то новое, нужное людям, должны мертвым грузом лежать под замком. Но у проверяющих было иное мнение.
«У нас редки люди энергии, предприимчивости и смелого, широкого замысла. А как ни суха «деловая область», она нуждается в художниках дела, — они дают ей толчок, движение, инициативу. И таким людям у нас тяжело. Тяжело летать в этом свинцовом воздухе», – писал о процессе над Мамонтовым Влас Дорошевич.
Валентин Серов, работавший в то время над портретом Николая Второго, попытался вступиться, во время сеансов умолял императора выпустить Савву Ивановича из таганского застенка хотя бы на время следствия. Увы, не помогло.
В 1907 году, в возрасте 32 лет ушла из жизни Вера Мамонтова-Самарина. Ее унесла пневмония.
Вскоре после этого, в 1911 году в возрасте 46 лет скончался Валентин Серов – от приступа стенокардии.
А Савва Мамонтов умер в 1918 году – не перенесло здоровье старика революционных потрясений. Абрамцево же превратили в музей.
В.Серов, «Зима в Абрамцево» (1886), с усадебным домом и церковью.
Принято считать, что современный интерес к Серову вызван тоской по настоящей, правильной, спокойной и свободной от всяческих потрясений России. Будучи по большей части портретистом, он создал не так уж много жанров и пейзажей. Зато они действительно исполнены какого-то торжественного, всеутверждающего спокойствия: «Волы», «Зима в Абрамцеве», «Заросший пруд», «Купанье лошади». Но самая светлая – все таки «Девочка с персиками». Особенно, когда знаешь, при каких обстоятельствах она появилась на свет.
Абрамцевская история
В 1887 году в подмосковную усадьбу Абрамцево Саввы Ивановича Мамонтова прибыл молодой, двадцатидвухлетний живописец Валентин Серов. Место это было непростым, что называется, с историей. Еще в 1843 году усадьбу приобрел известный писатель-славянофил Сергей Тимофеевич Аксаков. Усадьба сразу сделалась своего рода загородным клубом для деятелей искусств, разделяющих взгляды владельца. Здесь бывали Гоголь, Погодин, Тютчев, Тургенев и другие знаменитости той эпохи.
Абрамцевский усадебный дом, фото ок. 1900 г. Фото с сайта feb-web.ru
Один из современников писал: «Живо вспоминаю я сельцо Абрамцево, летнее местопребывание Аксаковых, где я в молодости часто бывал. Господский дом стоял на пригорке, внизу протекала рыбная и довольно глубокая речка, дом был, сколько помню, одноэтажный, длинный, окрашенный в серую краску».
В 1870 году усадьбу покупает не менее известный Савва Мамонтов — предприниматель, меценат, один из интереснейших людей своего времени. Конечно, обновляется состав гостей — в Абрамцево съезжаются Нестеров, Врубель, Левитан, Коровин и Шаляпин – сливки московской богемной тусовки.
Вечер у С.Мамонтова,1892: И.Репин, В.Суриков, С.Мамонтов, К.Коровин, В.Серов. Фото с сайта noadressblloga.blogspot.ru
Критик В. Стасов вспоминал: «Дружеские собрания, художественные беседы, чтения книг и журнальных статей, интересовавших всех членов этого молодого, талантливого общества, – все настраивало новых художников на творения важные и оригинальные, все устремляло вперед и окружало их атмосферою самой счастливою».
Серов впервые оказался в этом творческом раю в десятилетнем возрасте – его взяла с собой в гости маменька, Валентина Семеновна Серова, в то время популярный композитор и музыкальный критик, автор модной оперы «Уриэль Акоста», вошедшая в историю как первая в России женщина-композитор. Правда, Петр Чайковский был настроен критически: «Никогда еще я не видел в печати более неуклюжих, безобразных гармоний, такого отсутствия связанности, законченности, такого неизящного и неумелого письма… Г-жа Серова… ничему никогда не училась; она даже и грамоты музыкальной не знает. И вот теперь она обратилась ко мне, прося давать ей уроки гармонии, контрапункта, инструментовки и т. д. Я решительно уклонился от этой чести… трудно ожидать, чтобы она исправилась».
Опера, тем не менее, с успехом шла в Большом театре.
История создания картины
Дата создания картины Серова Валентина «Девочка с персиками» приходится на 1887 год. Тогда живописец был молодым мужчиной, и именно это полотно стало судьбоносным для русского художника. Чей талант был сразу признан. Но мало кому известно, что благодарить за успех Серов должен был свою вдохновительницу — девушку Веру Мамонтову. Кстати, изначально картина должна была носить название «Портрет В. М.».
История создания уходит своими корнями в далекое детство автора. Будучи еще ребенком, он дружил с девочкой Верой, которая была дочерью семейства Мамонтовых. С ними он часто встречался в Абрамцево. Будущий знаменитый живописец попросил Веру позировать ему, чтобы он смог нарисовать ее портрет. Ей подолгу приходилось неподвижно сидеть за столом, усыпанным спелыми персиками, чтобы художник мог максимально точно запечатлеть ее выражения лица, прорисовать детально лежащие фрукты и написать натюрморт с натуральными бликами, тенями.
Валентину Александровичу приходилось постоянно извиняться перед моделью за затяжную работу, но усердный труд обоих вознаградился признанием выполненной работы. Идеей для написания картины стало одно совершенно непримечательное, но впечатлившее художника событие. Однажды юная Вера Мамонтова играла с детками на улице, после чего запыхавшаяся забежала в дом, чтобы отведать персик. Она была такая жизнерадостная, открытая и позитивная. Что живописец сразу решил написать девичий портрет.
Отзыв на картину с впечатлением
Это очень известная картина. И называется она так логично: просто девочка с простыми персиками. Мне картина очень нравится, но даже не девочка и не персики, а просто свет. Им наполнена комната. Солнечные блики на столе – на белой скатерти. Я знаю, что есть пародии на эту картину. (Например, мальчик с помидорами.)
После новогодних праздников даже странно видеть стол, на котором только несколько персиков. И те больше для красоты! А ещё они такие свежие, сочные и летние! Я слышал, что они на картине просто, чтобы подчеркнуть, какая девочка молодая. У неё тоже румянец, как у персиков. И вообще, это ведь не курага! Бабушку бы нарисовали с курагой. Её кожа такая же сморщенная и высушенная, как бабушкина. Ещё можно сравнить виноград и изюм…
У этой девочки кофта, по-моему, не по размеру. Она ей великовата! Плюс у неё такая смешная брошка… Или это платок так завязан. Прямо бант! Черный в белую пятнышку, а еще в серединке цветок какой-то. Даже мне напоминает астру малиновую. В принципе, это могут быть поздние персики и ранние астры…
Девочка не улыбается, как для фотографии. Устала бы! Но есть легкая улыбка. Вид вроде немного усталый. Понятно – столько позировать (много часов), устанешь. А тут ещё эти персики! Ведь съесть их хочется, а нельзя…
Опять могу сказать про свет солнечный – такой красивый! За окном – зелень деревьев. Такие светлые стены. На одной из них какая-то тарелка из гжели. Очень красиво! Такое ощущение света, тепла. Тоже хочется оказаться в этой картине – сесть к столу. Там такие стулья красивые – резные. А лучше выбежать в сад! Даже если там начало осени, то этот свет и зелень – уже классно! (И на столе вроде кленовый лист…)
Иногда такие простые картины лучше всех! Тут нет сюжета, трагической истории. Просто девочка, но так мило! И я даже не портит то, что у неё такая розовая кофта. Кажется, что этот художник просто нарисовал свою дочь! И она не совсем красавица, но очень молодая. Она ещё специально не красится, красиво не одевается, причесок не делает. И все много лет в восторге! Мона Лиза на картине известной тоже простая, спокойная – без выпендрежа. Но из-за одной её улыбки сколько лет эта картина в моде! Очень долго, как я знаю. А у нас все знают и девочку с этой «персиковой» картины. Конечно, не так долго… Но кто знает! Это ведь классика.
Вообще, красивая картина – милая и свежая, как её героиня. Захотелось даже персиков! Только нет пока свежих – консервированные!
Сочинение-описание по картине Серова Девочка с персиками 7 класс
Картина « Девушка с персиками » была написана в 1887 году русским художником, живописцем Владимиром Серовым. Написание картины происходило в усадьбе Саввы Мамонтова, на портрете изображена Вера Мамонтова, 12- летняя девочка. Картина уже через несколько лет имела большую популярность, и была оценена как уникальное произведение искусства. Что же касается самого художника и его творчества, то Серова считают одним из знаменитых русских художников и его творчество поистине ценится даже в других странах. В списке самых известных творений у художника много портретов, что является его неотъемлемой чертой.
Что же касается сомой картины, то на ее главном плане, расположена сидящая девочкам, в руках она держит персик. Но больше всего, что хотелось отметить так это выразительный взгляд девочки, который направлен слегка в сторону, но все равно, кажется, что он смотрит именно на тебя.
Глаза у девушки кругловатые, темного цвета, которые хорошо сочетаются с темными волосами. Лицо также можно отнести к немного кругловатому, губы у девушки сомкнуты, немного может показаться, что она сдерживает улыбку. Из одежды на ней одета светло розовая блузка, просторно сидящая на фигуре, на груди красуется большой темный бант в белый горошек. Девочка сидит за столом с белой скатертью, на котором уже лежат, несколько сорванных персиков, опавший кленовый лист выглядит очень одиноко.
На втором плане мы видим комнату, светлую с большим окном, за которым различимы желтая листва деревьев. Сбоку хорошо видна стена с дверным проемом, в котором можно с трудом различить либо стул или спинку кресла. На стене заметна деталь или элемент часов.
Прямо за спиной у девушки различим стол и два стула, вся мебель сделана из темного дерева. На столе у окна стоит высокий подсвечник, можно предположить, что помещение, которое изображено на картине, скорее всего, используется под столовую, о чем говорят большое количество стульев и масштабы комнаты, хотя на картине она выглядит небольшой, потому что весь передний план занимает силуэт девочки.
В целом хотелось бы сказать, что Серов в своем творение хотел передать выразительность взгляда, и тонкие черты женской внешности. В чем мы модем убедиться взглянул на картину, почему-то нас никогда не оставляет равнодушным это лицо которое дает нам задуматься. Положение непосредственно самой девочки и ее простая, повседневная поза, но немного может показаться, что девушка позирует художнику, и это придает произведению особую восприимчивость картины. В итоге модно сказать, что шедевр Серова заслуживает такое звание.
Другие Мамонтовы: художники и благотворители
К миру искусства имели отношение не только Савва Мамонтов и его дети, но и другие члены семьи, например старший брат Анатолий Иванович. Из-за брака, в который он вступил без благословения родителей, с ним не общались долгие годы. Его лишили наследства, но даже без семейных денег он открыл в 1866 году свою типографию «Анатолий Иванович Мамонтов» и несколько книжных магазинов. Его сын Михаил стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, среди его учителей — Василий Поленов. С середины 1860-х Михаил регулярно участвовал в различных выставках, был учредителем и членом объединения «Союз русских художников». Сегодня в Третьяковской галерее можно увидеть его «Дорогу через овраг» и «Осень».
Двоюродный брат Саввы Мамонтова Иван Николаевич был известным благотворителем. Он помог создать проект «Народное здравие», благодаря которому на средства московских предпринимателей открыли 49 приютов и яслей, 33 богадельни, девять учебных швейных мастерских для девочек и многое другое. Сын Ивана Николаевича Сергей всерьез увлекся музыкой и даже был дирижером в Частной русской опере своего двоюродного дяди. После 1917 года он уехал в Эстонию, где возглавил Русское музыкальное общество и преподавал в Таллинской консерватории.
Родная племянница Саввы Мамонтова Мария Якунчикова (супруга предпринимателя Владимира Якунчикова) вместе с женой дяди в 1890 году открыла «Магазин русских изделий», где изготовляли и продавали предметы художественно-кустарного промысла. Он располагался на Петровке. Затем в одном из сел Моршанского уезда она наладила производство женской одежды и художественной вышивки. Эти изделия высоко оценили на Всемирной выставке в Париже. Чуть позже Мария Федоровна занялась изготовлением паласных ковров, которые пользовались огромной популярностью на выставках в Москве и Париже. Государство выделило предпринимательнице 400 тысяч рублей на строительство коврового цеха. Производство работало до 1914 года. После революции Мария Федоровна уехала во Францию, где продолжала заниматься творчеством.
Двоюродная племянница Саввы Ивановича Маргарита Кирилловна после смерти мужа — Михаила Морозова, выходца из известнейшей купеческой семьи, — покровительствовала творческим людям, например композитору Александру Скрябину. Она также способствовала изданию периодики, давала деньги на строительство школ, приютов и больниц. После революции все ее имущество национализировали.
Больше, чем портрет
Словом, когда молодой Валентин Александрович, вернувшись из Италии, явился в Абрамцево, он, можно сказать, уже был здесь своим человеком.
Хозяин встретил его радостно, приветливо. Выслушал творческие планы: «Написать так, как я вижу, забывая обо всем, чему учили. И, конечно, писать в первую очередь портрет, а не пейзаж».
– Пока найдешь тему для картины, рисуй Верушу, — в полушутку предложил Савва Иванович.
– А это возможно? — спросил молодой художник.
Вера Мамонтова в домашнем спектакле в костюме Иосифа (1880). Фото с сайта podmoskovnye.ru
Тут появилась и собственно Вера. Игорь Грабарь писал: «Он был несказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых, Веруши, которой давно уже не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва узнал ее. Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых каштановых волос на голове, она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было полных двенадцати лет.
Серов сразу решил ее писать – в том самом наряде, в котором увидал – в розовой кофточке, с черным бантом…
Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо задумал он не просто портрет, а портрет-картину – как ни восхищала его сама модель, ясные, детские чистые глаза чудесной русской девушки, и весь ее обаятельный образ.
Вера Мамонтова (третья слева) на веранде абрамцевского усадебного дома (1892). Фото с сайта hotkovo.net.ru
Валентин Серов и Вера Мамонтова виделись далеко не первый раз. Первый визит вместе с матушкой был далеко не единственным, Валентин частенько приезжал в Абрамцево, подолгу здесь живал и чувствовал себя практически как дома. Дети вместе ходили в лес, катались верхом, бегали взапуски, плавали на лодке. Только тогда это были дети, а сейчас в Абрамцево приехал вполне сформировавшийся и поднабравшийся заграничного лоска молодой человек. Да и Вера Саввишна вошла в тот возраст, когда девочек интересуют не одни лишь куклы.
Вера Мамонтова в лесу близ усадьбы. Фото с сайта podmoskovnye.ru
Не удивительно, что у девочки возникло по отношению к Серову первое, самое светлое, самое непорочное чувство. Чем еще объяснить, что по характеру абсолютная непоседа и егоза, она на протяжении почти двух месяцев садилась и по нескольку часов к ряду позировала Серову. И смотрела на него вот этими, теперь уже известными на весь мир, огромными, восторженными, каштановыми глазами.
Вера была счастлива. Валентин, впрочем, тоже. Он, разумеется, не видел в своей модели ничего, кроме живого и красивого ребенка, но зато получалось задуманное. Серов писал: «Все, чего я добивался, – это свежести, той особой свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, – вот как у старых мастеров».
Первоначальное название картины было скромным – «Портрет В. М.» Но уже упоминавшийся Игорь Грабарь, увидев в 1889 году картину на одной из выставок, восторженно воскликнул: «Девочка с персиками!»
Так и пошло. Действительно, эта картина была много больше, чем простой портрет. Сам Серов, было дело, обмолвился: «Мою Верушу портретом как-то не назовешь».
Потеря Александра
Александр очень сильно любил Верочку, и судьбы более не подарила ему любимой женщины. Он с головой окунулся в работу. Мужчине доводилось служить предводителем московского дворянства и обер-прокурором Святейшего Синода. Он обладал большой отвагой, смелостью и непреклонной силой характера. За это он и поплатился впоследствии. В 1925 году мужчина был репрессирован и остаток жизни провел в далекой и холодной Якутии.
Александр ни на один день не забывал о любимой Вере. И в память о ней построили великолепный Троицкий храм в деревне Аверкиево. Строение пережило десятки лет и до сих пор напоминает о большой любви семьи Самариных.
Так печально, что счастье в семье Веры и Александра было совсем недолгим. И немного жаль, что по вине родителей пара потеряла целых десять лет. Ведь все эти годы они могли провести вместе, наслаждаясь друг другом и воспитывая любимых детей. Однако с судьбой не поспоришь.
Часть 1. Предыстория: с чего всё началось
Париж, 1874 год
Родиной импрессионизма стала Франция — на тот момент главный художественный центр Европы. Точкой отсчета в истории нового стиля можно считать 1874 год. Тогда в мастерской фотографа Надара на бульваре Капуцинок в Париже прошла первая выставка импрессионистов. Сами живописцы проводили ее от имени Анонимного общества художников, но с легкой руки одного из критиков за участниками закрепилось название «импрессионисты».
Камиль Писсарро. Городской парк в Понтуазе. 1873. Государственный Эрмитаж. Картина экспонировалась на I выставке импрессионистов. Источник
Представители нового стиля начали писать свои картины не в мастерских, а на пленэре, то есть на открытом воздухе, — чтобы передать свежие впечатления от конкретного момента. Так их полотна наполнились светом и воздухом, а поверхность холста превратилась в рельефный слой из отдельных разноцветных мазков.
Французской публике было нелегко принять эти новшества. Импрессионистов называли безумцами, над ними насмехались, их критиковали. Однако постепенно появлялись и ценители работ Моне, Ренуара, Сислея и их единомышленников.
Тем временем в России
Пока во Франции публика знакомилась с новым стилем, в России проходила третья выставка передвижников. Их творческие интересы были принципиально иными. Члены «Товарищества» выбрали своим основным методом критический реализм. Они писали картины на сюжеты из русской истории, на портретных полотнах чаще всего изображали писателей, и даже пейзажи приобретали социальный подтекст.
Григорий Мясоедов. Земство обедает. 1872. Государственная Третьяковская галерея. Картина экспонировалась на II выставке передвижников. Источник
На протяжении 1870–80-х годов передвижники остаются главной силой в русском искусстве. Однако постепенно вырастает молодое поколение художников, для которых прежние идеалы становятся неинтересны. Они хотят писать по-другому — отрадно и свежо.
Импрессионизм в России возникает в конце 1880-х годов во многом как реакция на передвижничество. Лидерами молодых художников оказались Валентин Серов и Константин Коровин. Последний так сформулировал свою эстетическую позицию:
Константин Коровин. Крым. Гурзуф. 1917. Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова. Источник
Более раннее по времени создания письмо Ильи Репина, одного из главных членов Товарищества передвижников, адресованное в действительности Крамскому, выглядит как ответ Коровину:
«Вы говорите, что нам надо двинуться к свету, к краскам. Нет. И здесь наша задача — содержание. Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, ее жизнь и смысл, дух истории — вот наши темы, как мне кажется; краски у нас — орудие».
Из этих высказываний видно, в чём заключались разногласия двух поколений художников. Для передвижников в искусстве главным были содержание картины, ее пафос и суть, а не форма. Художники-импрессионисты, наоборот, увлекаются внешней стороной и интересуются живописью ради живописи. Для них форма становится полноценным содержанием.
Девочка с персиками описание
Картина выражает свежесть яркого летнего дня и беззаботность прекрасного детства.
В центре картины мы можем увидеть саму Веру, сидящую за столом. В её руках находится персик. Рядом, на столе, ещё три персика и листья. Рядом находится нож, чтобы разделывать сладкие фрукты.
На девочке розовая блуза с чёрным бантом и красным украшением. За её спиной можно увидеть статуэтку и декоративную тарелку на стене. Известно, что фигурка гренадёра была куплена Мамонтовыми в Троице-Сергиевой лавре, и была раскрашена самим Валентином Серовым.
Картина привлекает внимание образом девочки. Художнику удалось поймать необыкновенный момент, который является трогательным, весёлым, но при этом философски-глубоким
Девочка только что прибежала с улицы, она радостная и румяная, но в глазах её есть нечто такое, что притягивает внимание. Это уже не просто детская беззаботность, не взгляд ребёнка, которому хочется только смеяться и веселиться. В этом взгляде есть нечто удивительно мудрое.
Девочка умна не по годам и смотрит на художника далеко не взглядом 11-летнего ребёнка. Вполне возможно, такой взгляд художник запечатлел благодаря тому, что за то долгое время, пока девочке приходилось заниматься позированием, она расстроилась и мысленно просит художника побыстрее закончить своё дело.
Картина является лёгкой и понятной. Валентин Серов написал её буквально на одном дыхании. Именно по той причине, что он захотел сделать её такой воздушной, он и просил девочку позировать ему ещё и ещё, так как, отложи художник написание хотя бы на несколько дней или недель, то впечатление от увиденного могло бы просто испариться.
Семейные узы
Мамонтовы смогли породниться с Третьяковыми, Самариными и другими известными в Москве и стране семьями. Савва Иванович был женат на Елизавете Сапожниковой, двоюродной сестре Константина Алексеева (Станиславского), руководителя кабельного завода и реформатора отечественного театра. Они познакомились в Италии и больше никогда не разлучались.
Вера Мамонтова стала женой Александра Самарина, потомственного дворянина. Его семья была против этого брака, считая, что купеческая дочь не должна носить прославленную фамилию. Влюбленные поженились только после смерти главы семейства.
Двоюродные сестры Саввы Ивановича Вера и Евдокия также нашли свое счастье с известными в Москве людьми. Евдокия Николаевна выбрала в мужья Константина Рукавишникова, предпринимателя и благотворителя. После его смерти она стала попечительницей Рукавишниковского приюта.
А Вера вышла замуж за основателя Третьяковской галереи предпринимателя Павла Третьякова. Их дочь Александру взял в жены Сергей Боткин, врач и коллекционер, сын известнейшего доктора. Александра много занималась фотографией, переняв любовь своей семьи к искусству.
Модель
Изображённая на картине Вера Мамонтова (20 октября — 27 декабря ) — дочь Саввы и Елизаветы Мамонтовых.
В 1896 году (когда Вере шёл 21 год) Виктор Васнецов написал ещё один её портрет — «Девушка с кленовой веткой». Кроме этого, Серов написал ещё несколько портретов Прасковьи Мамонтовой — двоюродной сестры Веры Мамонтовой.
В ноябре 1903 года в Москве вышла замуж за Александра Самарина. После свадебного путешествия в Италию молодые поселились в своём доме в городе Богородске. В браке родились трое детей:
- сын Юрий (1904—1965) — филолог, подозревался в сотрудничестве с ОГПУ во времена репрессий. Этот факт в значительной мере подтверждается в автобиографической книге Алексея Арцыбушева «Милосердия двери»;
- дочь Елизавета, в замужестве Чернышёва (1905—1985) — автор мемуаров.
- сын Сергей (1907—1913).
В конце декабря 1907 года в возрасте 32 лет заболела пневмонией и вскоре умерла. Похоронена в Абрамцеве около церкви Спаса Нерукотворного.
Фото Веры Мамонтовой и портреты с ней.
Часть 2. Друзья-первопроходцы: Серов и Коровин
Валентин Серов и Константин Коровин не только главные и самые известные представители нового течения в России. Они были первыми, в чьем творчестве импрессионистические поиски проявились наиболее полно и последовательно.
Знаковой работой Серова стала «Девочка с персиками», написанная двадцатидвухлетним художником в 1887 году. В чём же заключалась непривычная новизна этого портрета, который сегодня кажется классическим искусством? Необычной была композиция. Окно — мощный источник света — находится за спиной у портретируемой, и солнечные лучи, льющиеся из него, заполняют пространство картины. Белые блики и рефлексы видны везде: на одежде, волосах и лице девочки, на стульях, персиках и ноже. В запечатленном моменте красота декоративной тарелки на стене и натюрморта на столе оказывается для художника не менее интересной, чем сама героиня.
Николай Ярошенко. Портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина. 1886. Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко. ИсточникВалентин Серов. Девочка с персиками. 1887. Государственная Третьяковская галерея. Источник
Чтобы увидеть, насколько далеко Серов отошел от традиционных реалистических канонов, достаточно сравнить его картину с любым из портретов, экспонировавшихся на XV выставке передвижников, которая проходила в 1887 году — тогда же, когда была написана «Девочка с персиками»
Одной из таких работ был портрет Салтыкова-Щедрина кисти Ярошенко: нейтральный темный фон, сдержанный костюм, сосредоточенное внимание на лице задумавшегося писателя, тогда уже боровшегося с тяжелой болезнью. Показательно и то, что эта картина названа по имени изображенного, а моделью выступает знаменитый литератор
Серов же пишет дочь Саввы Мамонтова — девочку из круга своего общения, и ее имя в название работы не вошло.
Художник умер рано — в 1911 году, в возрасте 46 лет. За свою жизнь он успел создать множество разнообразных импрессионистических работ. Его стиль со временем менялся. Некоторые из поздних полотен мастера свидетельствуют об увлечении Серова модерном. Например, в «Портрете Иды Рубинштейн» и в «Похищении Европы» заметны упрощение форм и сдержанный колорит, построенный всего на нескольких цветах.
В отличие от Серова, Константин Коровин был верен импрессионизму всю свою жизнь и другими стилями не увлекался. Он намного пережил друга и умер в 1939-м. На своем «Портрете хористки» в качестве даты художник указал 1883 год, а на обороте картины добавил, что «Серов еще в это время не писал портретов», — намекая на «Девочку с персиками» (1887) и «Девушку, освещенную солнцем» (1888) и подчеркивая, что он первый полноценно освоил импрессионистические приемы живописи. Однако специалисты Третьяковской галереи провели исследование и пришли к заключению, что «Портрет хористки» был создан в 1887 году, одновременно с самой известной картиной Серова. А надпись на обороте Коровин добавил, скорее всего, уже в 1922-м, после смерти друга, во время подготовки своей персональной выставки.
Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея. Источник
На родине импрессионизма, во Франции, Коровин впервые оказался всё в том же 1887 году. Позже художник неоднократно возвращался в Париж, а с 1922-го до конца своих дней жил там в эмиграции. О первом знакомстве с городом и его живописью Коровин вспоминал:
Константин Коровин. Париж утром. 1906. Государственная Третьяковская галерея. ИсточникКонстантин Коровин. Париж. Сен-Дени. Ярославский художественный музей. 1925–1929. Источник
Как и многие французские импрессионисты, Коровин создал целую серию пейзажей Парижа в 1900–20-х годах.
Серов и семья Мамонтовых
Хотя Вера Мамонтова изображена крупным планом, в окружающую обстановку Серов умудрился включить много примечательных деталей.
Сразу становится понятно, что он хорошо знаком не только с самой девочкой, но вообще с этим домом и его атмосферой.
Андрей Аллахвердов. Валентин Серов. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).
И в самом деле, Серов считал усадьбу Мамонтовых в Абрамцево своим вторым домом. Он подолгу бывал здесь каждый год с 10-летнего возраста.
Его мать была очень занятой женщиной, не особо занимающейся сыном. А здесь он чувствовал себя любимым и нужным. Отсюда столько интересных деталей.
Всеволод, Сергей, Александра и Андрей Мамонтовы (братья и сестра Веры Мамонтовой). Столовая в усадьбе Абрамцево (где и позировала Вера Мамонтова). Конец 1880-х годов.
Что же мы можем прочесть по этим деталям?
Обратите внимание, сколько «в кадр» картины уместилось стульев! На фото той же столовой видно, что их и в самом деле было много. Очевидно, что семья была большая и гостей в ней любили
Да, усадьба Мамонтовых была по сути клубом для творческих людей. Здесь часто бывали и Васнецов, и Врубель, и Коровин. И многие другие художники, писатели, актеры.
Ещё мы видим, что обстановка дома довольно простая. Хотя Мамонтовы были людьми богатыми. Светлые стены, обычная скатерть, одинокое расписное блюдо.
Никакой роскоши. Хозяева были людьми не кичливыми.
Валентин Серов. Савва Мамонтов. 1891 г. Тульский музей изобразительных искусств.
Савву Момонтова, главу семьи, называли русским Медичи. За его покровительство талантливым людям
Ему было не важно материальное положение гостя. Людей в этом доме ценили за одаренность и человеческие качества
Серов тоже оценивал людей по поступкам, никогда – по их статусу. Поэтому не удивительно, что в этом доме он себя так комфортно чувствовал.
Семья Мамонтовых и их дом – очень важная часть жизни художника. И как раз на картине «Девочка с персиками» мы прекрасно это чувствуем.
***
Интересно, что широкая публика не видела «Девочку с персиками» целых 40 лет после ее создания (если не считать участия картины в эпизодических выставках).
Она была в семье Мамонтовых до 1929 года. Пока ее не вывезли из усадьбы Абрамцево и не передали в Третьяковскую галерею.
Может, оно и к лучшему. Вряд ли бы публика оценила «Девочку с персиками» тогда, когда были популярны художники-передвижники. Ее время на тот момент ещё не пришло.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Вопросы для подготовки к сочинению
Рассмотрим картину. Для этого ответим на вопросы по сюжету картины.
— Что привлекло внимание художника, что стало предметом его описания в картине? (Девочка – Вера Мамонтова) — Какой момент из жизни девочки запечатлён? (Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно.) — Пофантазируйте, а что произойдёт через минуту? ( Кажется, что Вера лишь на минуту забежала в комнату, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном.) — Расскажите, где художник изобразил девочку? (Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня.) — Что она делает? (В тонких загорелых руках она держит золотистый персик.) — Всмотритесь в лицо девочки. Опишите его
(У Веры мягкий овал лица с тёмными непокорными волосами. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. На лице, сквозь легкий загар, проступает нежный румянец.) — С чем можно сравнить румянец на щеках? (Нежный румянец девочки похож на персики, лежащие на столе.) — Опишите, во что одета Вера? (На Вере розовое платье с черным бантом. На груди приколота алая гвоздика.) — Что окружает девочку? (На белоснежной скатерти изображены бархатистые персики и серебряный нож.)
Обратите внимание, с какой тщательностью выписаны художником персики. Почти физически ощутима их бархатистая кожица
Видимо именно на это обратил внимание Игорь Грабарь, назвав портрет «Девочка с персиками».
Художник на картине не нарисовал солнце, но между тем мы понимаем, что изображен солнечный денек. Чем вы можете подтвердить это? (Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он заливает всю фигуру девочки.)
— Какого цвета краски использует художник? (Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой.)
Итак, мы рассмотрели картину, всмотрелись в нее. Портрет не может нас оставить равнодушным. Стоит только взглянуть на портрет, как становиться радостно на душе: чувствуется, как нравится художнику тот, кого он изображает. А сколько тепла и света. Талантливому художнику удалось создать в портрете образ красоты, образ счастливой поры – юности.