Усадьба дубровицы

Содержание:

Описание архитектуры

Сверху храм иконы Богоматери «Знамение» выглядит, как равноконечный крест с округлыми концами. От основания до конца креста высота церкви составляет 42 метра. Храм окружён галереей, которая повторяет его очертания по периметру. Цоколь и парапет щедро украшены элементами орнамента.

На заметку! Здание декорировано множеством белокаменных скульптур. Для той эпохи это было необычным решением.

С западной стороны у входа размещены статуи Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Над самой дверью стоит скульптура Василия Великого. Изваяния выполнены в виде высоких старцев, облаченных в мантии. На цоколе можно увидеть четыре фигуры евангелистов. Основание башни украшают статуи восьми апостолов. На фасаде также есть множество скульптур ангелов.


Знаменская церковь выполнена в стиле барокко из белого камня и полностью украшена резьбой и барельефами

Купол храма выглядит тоже достаточно необычно — он представляет собой царский венец из восьми позолоченных дуг. В интерьере церкви скульптурных композиций с библейским сюжетом не меньше. Самым внушительным по размеру является Распятие. Вся верхняя часть западного крыла занята двухъярусными хорами, на которые ведёт дверца в западном пилоне.

Иконы прекрасно сочетаются с резьбой иконостаса. Историки приписывают их авторство художникам Оружейной палаты Кремля.

Знаменская церковь в Дубровицах

Церковь в старинной усадьбе Дубровицы, в которой некогда жил князь Борис Голицын, построена на средства ее владельца на границе XVII-XVIII веков. Сам восхитительный силуэт строения заставляет узнать более подробно, как возникла Знаменская церковь, причину ее создания и получить ответы на многие другие вопросы, возникающие после более близкого знакомства с этим удивительным человеческим творением.

Необычность ее в архитектурном стиле — русское барокко, а если точнее, голицынское русское барокко. Глядя на многочисленные причудливые элементы: скульптуры апостолов и ангелов, выточенные из камня причудливые цветы и листья, на ум приходит западная архитектура. Для России церковь необычна и корона с крестом еще больше добавляет ей оригинальности.

Святыни и престольные праздники

В Знаменском храме находится древняя икона Богородицы «Знамение», которая была написана около 150 лет назад. Образ очень почитаем прихожанами. Перед ним каждую неделю служатся молебны, и поются акафисты.


Иконостас Знаменской церкви в поселке Дубровицы

Ещё одной святыней является целебный святой источник Параскевы Пятницы.

По преданию, икона святой Параскевы несколько раз исчезала из церкви и её находили в лесу. После очередного возвращения лика в стены храма, настоятелю явилась во сне святая и велела вернуть образ на то место в лесу, где его нашли. Там под деревом — целебный источник. Упоминания о нём относятся к началу XIX века. С тех пор сюда регулярно приходили верующие для участия в молебнах.

В советские времена источник засыпали грязью. Но это не остановило людей, которые продолжали приходить на святое место. После развала СССР здесь возвели часовню и обустроили купальню. Источник находится на расстоянии 500 метров в северо-западном направлении от храма.

Главным престольным праздником считается 10 декабря, когда празднуется день иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».

Ресторан «Голицын» в усадьбе Дубровицы

Следующим пунктом нашей прогулки у нас получился ресторан «Голицын», расположенный в подвале усадебного дома.

элемент декора в ресторане

Судя по всему Усадьба становится не туристическим, а свадебным объектом. Молодожёны приезжают в ЗАГС, затем фотосессия у церкви, здесь же есть мостик для популярных сейчас замочков, а в ресторане можно устроить свадебный банкет. Уверенна, что в самой церкви обряд венчания совершается очень часто. Но мы зашли в ресторан погреться и выпить кофе. Дорогой ли это ресторан судить не берусь, поскольку мы не заказывали полный обед. Чашка кофе от 100 рублей.
Подкрепившись и согревшись мы продолжили нашу прогулку.

Скульптурные композиции

Рука западного инженера чувствуется буквально везде. Это заметно, в частности, в наличии многочисленных скульптур. Так, на западной лестнице у главного входа установлены фигуры великих архиепископов-святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, над фигурами которых на крыше притвора возвышается изваяние Василия Великого. Все великие Святители изображены в виде старцев высокого роста, одетых в мантии.

В цокольных углах стоят Матфей, Лука, Иоанн и Марк. Дополняет сонм апостолов 8 фигур, находящихся у основания 8-гранной башни. К сожалению, у трех евангелистов, стоящих на земле, нет голов. Их отбили во времена борьбы с церковными предрассудками.

Скульптуры Знаменской церкви напоминают о прекрасном храме-ротонде в селе Подмоклово Серпуховского района. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы  в Подмоклово также выполнена в итальянском стиле, ее украшают 12 апостолов и 4 евангелиста. Они установлены на 16-пролетной аркаде и опоясывают башню храма.

Брак как установление Божие

Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей. Господь благословил их словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею» (Быт. 1:28). Таким образом, мы видим, что мужчина и женщина созданы друг для друга, и жить в семье — естественное предназначение человека.

Господь наш Иисус Христос, присутствуя на браке в Кане Галилейской, возвысил супружеский союз сообразно Своему смотрению о роде человеческом. Когда первое вино оскудело, было дано вино новое, чудом сотворенное из воды (Ин, 2). Так и в естественном брачном союзе отношения супругов, не будучи греховными по природе, претворяются в благодатные, освящаясь Таинством венчания, приближаются к великому Первообразу — союзу Христа и Церкви. По словам святителя Феофана Затворника, в истинном христианском браке «любовь очищается, возвышается, укрепляется, одухотворяется. В помощь человеческой немощи благодать Божия подает силы к постепенному достижению такого счастливого союза».

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах архитектура

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах — уникальный представитель уникального стиля в русской архитектуре. Впрочем, русской ли? «Построено в России» ведь не гарантирует «русскости». Князь Борис Алексеевич Голицын был ярым сторонником европеизации, и архитектурное течение, которое он пытался привить на русской земле, получило название «голицынского барокко».

Это невероятно яркий (и столь же условный) стиль. Почему яркий — понятно без объяснений. А условный в первую очередь потому, что он — во многом искусственный. «Голицынское барокко», в отличие от того же «нарышкинского», не явилось результатом художественного осмысления традиций предшествующих архитектурных поколений, их обновления или синтеза с иностранными художественными веяниями.

Голицынский стиль — это чистая европеизация, эффектный, но механический перенос западной манеры на русскую землю. Даже так называемое «петровское барокко» с его экзотическими голландскими вогнутыми шпилями в сравнении с «голицынским» казалось более русским — в нем сохранялись традиционная планировка «храма-корабля», знакомая композиция «восьмерик на четверике», а шпиль… шпиль можно было и «потерпеть», тем более что в итоге он — в качестве завершения колоколен — вполне у нас прижился. Голицынский же стиль полностью порывал с отечественной традицией, ориентируясь более на австрийское зодчество, а через него — на итальянский Ренессанс. Планировка храма-ротонды, центрическая композиция, смелая пластика — в общем, сделать все, чтобы эта церковь не была похожа на русскую церковь. В итоге развития на нашей почве «голицынское барокко» не получило, и это результат закономерный.

Знаменский храм в Дубровицахоригинален в плане — он может показаться ротондой, но это не ротонда, а четверик, хотя искусно «закамуфлированный»: с каждой стороны к нему «примыкают четыре апсиды — каждая трехлепестковой формы. План „распространяется в окружающее пространство“ причудливой конфигурацией лестниц». То есть, по факту, в основание церкви положен все-таки традиционный крест, хотя и со скругленными концами. Традиция спрятана за экзотикой.

Что еще? Обширная открытая паперть, фигурные лестницы, ставшая, кажется, самоцелью рустовка, богатейшая орнаментальная резьба и скульптурные украшения — от изваяний Григория Богослова и Иоанна Златоуста у входа до феерического карниза, полностью скрывающего за белокаменными кружевами и кровлю основного объема, и нижнюю часть высокого восьмерика. Такого высокого, что он кажется башней, разделенной горизонтальным членением; впрочем, это последнее — чисто декоративный ход, направленный именно на зрительное восприятие. Здание увенчано куполом, снаружи не видным за ажурной золоченой короной с крестом.

Орнаментально-скульптурный пояс

На снимке хорошо видна сложная фигурная кровля. С земли ее не сразу разглядишь — она закрыта поясом белокаменного растительного орнамента и скульптур. Резьба по белому камню в русском зодчестве широко применялась, однако рисунок и приемы, которые мы здесь наблюдаем, а главное — скульптурные изображения святых, совершенно не свойственны отечественной церковной архитектуре. Эта итальянская «реплика» в 1703 году смотрелась более чем смело…

Корона

Венчание храма короной для России уникально. Это совершенно не в отечественных традициях — понятно почему: трактовать такой «ход» можно было по-разному, в том числе и как главенство светской власти над духовной (установлением чего Петр I вскоре, кстати, и занялся). Металлический ажурный венец покрыт позолотой. Интересны четырехлепестковые окна в основании короны — это действительно окна, их можно увидеть и изнутри храма, под самым куполом восьмерика-башни.

Восьмерик

Сразу и не скажешь, что это действительно восьмерик (только сильно вытянутый) и даже действительно на четверике. Карнизы делят всю конструкцию на три световых пояса. Нижний ярус отмечают выступающие прямоугольные окна со скругленной верхней частью. Такие же окна есть в среднем ярусе, а в верхнем они — небольшие, восьмиугольные, особенно богато украшенные резьбой.

Статуи святителей

Особенно бросаются в глаза ростовые статуи двух святителей — Григория Богослова (слева) и Иоанна Златоуста (справа от входа в храм). Скульптурное изображение святителя Василия Великого не столь заметно — его поместили на крышу над входом. Сегодня этим скульптурам требуется тщательная реставрация.

Назначение брака

Главная цель человеческой жизни — спасение души, достижение Царства Небесного. Отсюда вытекает и смысл брака — помощь супругов друг другу для достижения этой цели в совместной жизни.

Брак есть Таинство, в котором, при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности, благословляется их супружеский союз в образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается благодать Божия для взаимопомощи и единодушия, для рождения и христианского воспитания детей.

Первая и самая главная задача супружеской жизни — таинственное единение лиц противоположного пола, как бы слияние их в одно живое существо, одну плоть. Об этой соединительной стороне брака говорит библейское повествование: «…сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна» (Быт. 2:24). Так зарождается семья — малая Церковь, основа Церкви и общества. Именно в семье, благословленной Церковью, происходит взаимное духовное возвышение — восстановление в человеке его первоначальной красоты — первообраза творения «по образу и подобию» Божьему

Здесь необходимо обратить внимание на то, что поскольку брачный союз установлен Богом в раю, когда люди были еще невинны и бессмертны, то, следовательно, брачное сочетание мужа с женой в одну плоть, по замыслу Творца, должно было пребыть навсегда и нерасторжимо. По словам Спасителя: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает

Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Матф.19:3-19). Нарушение супружеской верности есть нарушение воли Божьей и потому это тяжкий смертный грех.

Вторая задача брака — рождение и христианское воспитание детей. По словам Иоанна Златоуста, брак учрежден Богом, чтобы постоянно восполнять убыль людей, причиняемую грехом и смертью. В первом послании к святому Апостолу Тимофею святой Апостол Павел говорит о материнстве, как о главной миссии жены: «Жена спасется через чадородие» (1Тим.2:12-14). Материнство состоит не только в том, чтобы родить ребенка и заботиться о его здоровье, но и в том, чтобы заложить в душу ребенка основы веры и благочестия. Современным женам необходимо понять всю серьезность и ответственность своей материнской миссии: будущее Церкви и всего человеческого общества зависит от них. А мужья должны подкреплять жен и помогать им в осуществлении их главной задачи. При этом нужно помнить, что аборт — тяжкий грех убийства ребенка во чреве матери. Современная боязнь иметь детей — есть следствие маловерия. Если Господь дарует дитя, Он же даст возможность и вырастить его.

Третья задача брака — предотвращение общества от растления и беспорядочного блуда. По слову святителя Иоанна Златоуста, одной из задач брака является удовлетворение потребности к плотскому единению «для погашения естественного пламени». Энергия пола — очень мощная энергия и для ее обуздания установлен брак. Святой Апостол Павел пишет в первом послании к Коринфянам: «во избежание блуда, каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа… будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор.7).

Супругам надо смотреть на свой брак как на школу христианской жизни, школу христианской любви. Это не всегда бывает легко. В «гимне христианской любви», написанном святым Апостолом Павлом в послании к Коринфянам, говорится: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (1 Кор.13:4-13). Часто спрашивают: «Как отличить настоящую любовь от влюбленности, как не ошибиться?» Определение любви, данное Апостолом Павлом, поможет нам в этом. Если наша любовь жертвенна, если она готова на самопожертвование ради счастья любимого — мы на верном пути

При этом важно отметить, что самым первым в этом «гимне любви» стоит слово «долготерпение», а вторым — «милосердие». Терпение, и не просто терпение, а долгое терпение; милость, и не просто милость, а милость от всего сердца

Без опоры на эти главные качества любви крепкой семьи не построишь.

Внутри церкви в Дубровицах

Убранство вас удивит не меньше, чем экстерьер. Выдержанные в небесных тонах стены обильно украшены скульптурами. Им отведена значительная часть внутреннего пространства. Все они разнятся по сюжету, но объединены библейскими мотивами и выполнены в технике стукко. Фигурки изготавливались из битого кирпича и известкового раствора, за основу использовался каркас из металла.

Самая крупная композиция расположена над иконостасом и представляет собой центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». В центре находится распятие, справа — надпись на латинском языке, рядом — два сидящих ангела.

Обратите внимание и на ровесника церкви — барочный резной иконостас. Часть икон сюда вернули из Всероссийского института животноводства в 2000-м году

Создание некоторых образов приписывают мастерам Оружейной палаты. Есть в храме и икона «Знамение», написанная 150 лет назад. Перед образом Небесной Заступницы часто служат молебны и читают акафисты.

Невозможно не заметить и двухъярусные хоры — занимают верх западного выступа. Балконы повторяют очертания притвора и поддерживаются резными столбиками, похожими на мостик. Известно, что здесь во время освящения храма молился Пётр I.

Внутри, Lyudmila_Klyopova

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах: история строительства

Легенды о возникновении храма

Существует две версии, согласно которым было инициировано строительство храма Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе посёлка Дубровицы. Обе легенды связаны с императором Петром I :

  • Согласно первой версии, князь Борис Голицын некоторое время находился в опале у императора, и вынужден был провести некоторое время в своём подмосковном имении. По прошествии некоторого времени, грозный монарх примирился со своим воспитателем. Именно в честь этого события и было решено построить в Дубровницах храм.
  • В самой церкви Знамения Пресвятой Богородицы придерживаются иной версии. Согласно ей, именно Пётр I был непосредственным инициатором строительства храма. Будучи в гостях у своего наставника, юный наместник престола поразился удивительной красоте местной природы у слияния рек Десна и Пахра. Сравнив холм, за которым соединяются два водоёма, с носом корабля, Пётр возжелал, чтобы «у такого судна была подобающая мачта» — церковь, «да такая, чтобы и немцы ахнули». Именно этим объясняют современные искусствоведы использование архитектурного стиля барокко, которым так славится зодчество Старого Света.

Строительство Знаменской церкви

Достоверных сведений о том, кто именно является автором проекта церкви, не существует. Вряд ли кто-либо из западных мастеров, творивших в то время в России, не удосужился бы оставить свидетельство того, что чудесный храм является плодом его творчества. Однако, и о русских зодчих, способных сотворить шедевр в подобном стиле во время возникновения храма, достоверно ничего не известно. Некоторые исторические данные свидетельствуют о том, что князь Голицын специально «выписал» итальянских мастеров из-за границы для строительства церкви Знамения, однако их имена остались безызвестными. Другие исследователи указывают на архитектуру строения — по их мнению, такая пышность больше характерна немецким зодчим.

В истории возведения храма выделяют два существенных этапа:

  • Строительство церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровницах велось с 1690 по 1703 год. Здание было возведено из местного белого камня. Долгое время, никто из священнослужителей не брался за освящение храма, поскольку он казался им «слишком католическим» — такое впечатление производила архитектура церкви. В конце концов, обряд был совершён в феврале 1704 года и на нём присутствовал сам император.
  • С конца 1840-х годов до 1850 года церковь пережила существенную реконструкцию, после чего была снова освящена. В бытность усадьбы зданиями института животноводства, сотрудники учреждения, как могли, поддерживали храм в нормальном состоянии, благодаря чему, даже внутренняя отделка церкви сохранилась до наших дней.

История усадьбы в Дубровицах


Первое упоминание о посёлке Дубровицы

Именно в это время подмосковная усадьба обзавелась церковью, прославившей её на всю страну. В XVIII столетии здесь был построены усадебный двор, конюшня и различные хозяйственные постройки. В 1781 году, из-за тяжёлого финансового положения, внук боярина вынужден продать усадьбу, и её владельцем ненадолго становиться Григорий Потёмкин. Уже спустя семь лет имение переходит в руки нового фаворита Екатерины II Александра Дмитриева-Мамонтова. Попав в немилость к императрице из-за женитьбы на придворной фрейлине, он был отлучён от двора и большую часть времени провёл именно в Дубровницах.

Его сын Матвей, также не слишком ладивший с монархами (в 1826 году он отказался принять присягу на верность императору Николаю I ), был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. В усадьбе он прожил до конца своей жизни в 1863 году.

Примечательно, что последним владельцем усадебного комплекса близ Подольска стал потомок рода Голицыных — обер-егермейстер Сергей Михайлович, владевший имением до революции 1917 года. Именно он основал здесь Голицынский музей, который в 1919 году был преобразован в Музей дворянского быта. Вскоре, спустя восемь лет, коллекции собрания были перевезены, а само учреждение передано в эксплуатацию в качестве детского дома.

Ещё через пять лет строения усадьбы были переданы сельхозтехникуму, а в 1961 году — институту животноводства. Несмотря на практическое использование строений имения, в 1960 году весь его комплекс был признан памятником архитектуры. В 1964 году в усадьбе Дубровицы произошёл большой пожар, нанёсший большой ущерб главному дому комплекса, но уже спустя шесть лет его восстановили в прежнем обличии.

С момента использования комплекса институтом животноводства в 1960-х годах, в усадебном храме проводились текущие ремонты, поддерживающие внешний облик и интерьеры Знаменской церкви. Благодаря этому, её удалось сохранить до сегодняшних дней, а в конце ХХ века в ней возобновились богослужения.

История постройки

Знаменская церковь — это уникальное архитектурное творение, появившееся на русской земле в конце XVII — начале XVIII веков.


Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах

Исследователям неизвестны имена мастеров, трудившихся над созданием этого шедевра, но предполагается, что для работ привлекли не только отечественных зодчих, но и заграничных. Вероятно, появление храма связано с именем князя Бориса Алексеевича Голицына, занимавшегося воспитанием царя Петра I.

Начало возведения

В 1689 году князь впал в немилость императора, его оклеветали недоброжелатели. В результате Голицына попросили уехать в своё имение в Дубровицах Московской области. Там он пребывал вплоть до 1690 года. Затем его вызвали в Петербург, где Пётр I вновь пожаловал ему боярский титул. Считается, что именно в знак примирения с монархом Борис Алексеевич принял решение, возвести храм в деревне, где находилась его усадьба.

Историки утверждают, что на месте нынешней церкви иконы Богородицы «Знамение» стоял деревянный небольшой храм пророка Илии. После того как было решено строить новое здание, его перенесли в соседнюю деревню Лемешево. Для строительства использовали белый камень из подольских месторождений. Этот материал отличается прочностью, но, в то же, время хорошо подходит для художественной резьбы.

Скорее всего, храм закончили строить к 1699 году. Тем не менее обряд освящения состоялся только спустя пять лет

Это могло быть связано с желанием князя Голицына провести столь важное событие в присутствии государя. Но до 1704 года царь практически не бывал в Москве

К тому же требовалось благословение патриарха Адриана.


Архитектурный декор западного фасада Знаменской церкви

Церковь в стиле барокко выглядела очень необычно для тех мест, и в оформлении чувствовалось влияние западных традиций. Не исключено, что в проект были внесены корректировки и мастера потратили ещё несколько лет на строительство галереи храма.

Освящение и реставрации храма

Освящение состоялось в 1704 году 11 февраля. Обряд совершил уже другой святитель, которые стал патриархом после смерти Адриана — митрополит Рязанский и Муромский Стефан. Мероприятие проходило в присутствии Петра I и его сына, царевича Алексея. Празднование продолжалось целую неделю и на нём побывали все жители Дубровиц. После этого император уже не приезжал больше в деревню.

В истории сооружения насчитывается три масштабных реставрации. И только одна из них была завершена, которая проводилась при графе Дмитриеве-Мамонове. Работы шли с 1848 по 1850 год. Руководил реставрацией Федор Федорович Рихтер. Над восстановлением убранства храма трудилось три сотни человек. Освятил отреставрированную церковь московский митрополит Филарет. В дар храму он оставил умывальник и блюдо в позолоте, которые использовались на службах.

Времена забвения и возрождения

Во времена нашествия наполеоновских захватчиков Знаменский храм остался невредим. Французы не тронули прекрасное сооружение. Возможно, европейский стиль здания сыграл в этом какую-то роль. Но с приходом большевиков ситуация кардинально изменилась. В 1930 году в газете «Подольский рабочий» появилось объявление о том, что церковь закрывается. К марту получили разрешение на снятие колоколов. Всех церковнослужителей выселили из их жилищ, передав право владения на имущество совхозу «Дубровицы». Настоятеля выслали в Семипалатинск.

Начиная с конца пятидесятых годов, и в течение сорока лет храм находился в ведении института животноводства. В нём велись восстановительные работы, но они так и не были доведены до конца.

Когда Советский Союз был на грани распада, прихожане начали хлопотать о возвращении Знаменской церкви в РПЦ. И в 1990 году там прошло первое богослужение, которое возглавил епископ Можайский Григорий.


Купол Знаменского храма

Сейчас на пожертвования верующих реставрируются повреждённые части храма. В 2004 году отмечался 300-летний юбилей с момента освящения. К этому событию приурочили окончание восстановительных работ на горельефах рубежа XVII-XVIII веков, цоколе и Царских вратах иконостаса.

Резьба храма

Исследователи «подозревают» в работе над резным и скульптурным декором Знаменского храма иноземных мастеров. Однако существует и другая точка зрения: резали и ваяли «наши». И она имеет под собой основания: каменная резьба во многом напоминает «резь» иконостаса. А по поводу создания последнего двух мнений не существует: его точно делали отечественные специалисты.

Доподлинно известно, что в имении Голицына искусных резчиков по дереву хватало. Многих из них отправили тогда в Европу постигать премудрости каменной резьбы. И обучение пошло впрок. М. Дунаев отмечает, что на фасадах церкви помещены «обобщенные образы людей необычайной внутренней силы». Внутри же здания мы видим «не сдержанность чувств и самоуглубленное созерцание, а экспрессивное выражение страстей».

История церкви с короной в Дубровицах

Религиозное сооружение ценно не только своей архитектурной составляющей, но и богатой историей. Известно, что на месте храма раньше располагалась Ильинская церковь из дерева. Строительство будущего объекта культурного наследия началось в 1690 году и длилось на протяжении 14 лет.

В процессе, которым руководил боярин Борис Голицын, были задействованы мастера из разных стран, в том числе выходцы из Италии, Польши, Швеции, Германии. Точное имя главного архитектора мы уже вряд ли узнаем. Есть одна версия, согласно которой, им мог быть придворный шведский мастер Никодемус Тессин Младший.

В качестве строительного материала использовался декоративный белый камень из каменоломен в Сьянах. Транспортировался он по реке Пахре.

Построенную церковь назвали в честь иконы Божией Матери «Знамение». Вот только замысловатый декор и не традиционный архитектурный стиль привели к неожиданным последствиям: патриарх Адриан отказался освещать сооружение. Освящение состоялось после смерти священника, 11 (22 февраля) 1704 года, митрополитом Стефаном. На обряде присутствовал Пётр I.

В XVIII веке храм Вознесения в Дубровицах пополнился колокольней. Башня до наших дней не дошла — взорвали в 1931 году. Одно время церковь вместе с усадьбой «Дубровицы», частью которой она считается, была музеем. В 1990 году православную святыню передали общине.

Корона вместо купола, Lyudmila_Klyopova

Курган

О кургане, что высится рядом с храмом, сложено множество легенд. Говорят, что сначала строители просто сваливали здесь землю, выбираемую при рытье котлована под цокольный этаж церкви. Потом будто бы выросший холм «облагородили», придали ему правильную форму, сверху насыпали чернозема (возили его, кстати, на лошадях издалека, а непосредственно на курган крепостные крестьянки в передниках приносили) и устроили смотровую площадку.

Там, как правило, дежурил человек, задачей которого было… высматривать гостей. И определять, как скоро они в усадьбе окажутся, — чтобы к их приезду успеть приготовить щедрый стол. Если смотровой ошибался, то его ждало наказание; если же оказывался точен — то угощение с барского стола получал.

Правда, есть об этом кургане и романтическая легенда. Она повествует о беседке, устроенной на холме, а в беседке той с книгой или рукоделием коротала часы дочка Голицына в ожидании воспитанника отца и своего возлюбленного — Петра I. Девушка верила его юношеским обещаниям обвенчаться с нею, которым, как мы знаем, не суждено было сбыться.

После Отечественной войны 1812 года на кургане каждый год служили панихиду по воинам, погибшим в Бородинском сражении. Родственники павших в той войне дубровчан ездили на поля битв в поисках могил своих мужей и отцов. Если находили, то прах воинов переносили в Дубровицы, а если нет — то привозили просто горстку земли…

Что мы посмотрим по этому маршруту?

1. Увидим саму Церковь (обязательно зайдите внутрь), прогуляемся по парку вокруг него и заберемся на смотровую площадку, откуда открывается невероятный вид на слияние рек Десна и Пахра и на сам храм.

2. Пройдемся по территории Усадьбы в Дубровицах

3. Дополнительно предлагаю вам еще две достопримечательности в этих краях – усадьбы Ивановское и Остафьево

Мы там не побывали, но если вы хотите занять поездкой весь день, то рекомендую обратить на них внимание

Вход на территорию Церкви

Храм в Дубровицах

Полное название — Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области. Это место – одно из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Странно, но до наших дней не сохранились имена мастеров и автора, работавших над храмом.

Появление Церкви относят к временам, когда усадьбой владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. Храм сооружен в очень необычной для Подмосковья манере: в стиле барокко и украшен на европейский манер, а внутри – белокаменная галерея, обустраивали которую несколько лет после открытия Церкви. Предполагается, что стиль оформления церкви выбрали как дань уважения политике Петра I.

Церковь в Дубровицах. Интерьер храма

Освятили церковь через несколько лет после открытия, в 1704 году это сделал местоблюститель Московского Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). На открытии присутствовал царь Петр I и его сын царевич Алексей.

Церковь стоит на месте слияния рек Пахра и Десна, поэтому ее окружает небольшой парк, где, я уверена, приятно погулять в хорошую погоду. Немного ближе к рекам, шагах в 20 от храма через небольшой мостик, расположена обзорная площадка. Рекомендую забраться на нее: оттуда открывается прекрасный вид на парк, реки и саму церковь.

Вид на Церковь с обзорной площадки

А с другой стороны от церкви расположена и сама усадьба Дубровицы.

Усадьба в Дубровицах

Первое письменное упоминание о старинном селе Дубровицы относится к 1627 г. В то время усадьбой владел боярин И. В. Морозов. Позже имение перешло в руки представителей таких дворянских фамилий, как Голицыны, Дмитриевы-Мамоновы, Потемкины. В Дубровицах не раз бывали представители Дома Романовых и послы иностранных государств.

Сегодня на территории усадьбы работает множество организаций: есть ресторан, церковная школа, магазины, а в главном, некогда боярском здании, располагается отделение какого-то университета.

Усадьба в Дубровицах

Что еще можно посмотреть в этих краях? Планируем поездку на целый день

Усадьба Ивановское — еще одно достойное место для прогулки в выходной день, расположенное в Подмосковном Подольске. Сегодня внутри усадьбы устроен музей.

В XVIII веке усадьба принадлежала Головиным, а в начале XIX века была отстроена в камне графом Фёдором Толстым, который собрал одну из самых полных в России того времени коллекцию редких книг и рукописей. Его родной брат Илья — дед Льва Толстого.

Усадьба Остафьево — бывшая городская усадьба Вяземских-Шереметевых в селе Остафьево.

Построена в конце XVIII века при князе Андрее Вяземском, предположительно по проекту зодчего Ивана Старова. Усадьба была литературным центром Москвы, где собирались ключевые фигуры Золотого века русской поэзии. С 1899 года в усадьбе работал пушкинский музей, ликвидированный в 1930-е годы. В 1988 году усадьба получила статус федерального музея. В 1995 году включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

На улицах поселка

А мы отправляемся дальше. Желаю вам приключений!

Внутреннее устроение семьи

Муж и жена — соработники у Бога. Они совершенно равны, как участники Царствия Божия и наследники вечной жизни. Но между ними не утрачиваетсяразличие, определяемой их природой, их происхождением и их виной в грехопадении. Жена сотворена помощницей мужу и из тела мужа (по словам Библии — из ребра), а не муж от жены (хотя рождается от жены). Жена по Божественному замыслу во всем равна мужу, в практическом отношении является его помощницей и зависит от него, а муж является главой жены. «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор.11:8).

Священное Писание совершенно точно расставляет акценты в управлении семьи: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» (1 Кор.11:3).

Святой Апостол Павел наставлял жен относительно помощи мужьям так: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5:22-24).

Может показаться, что, обязывая жен повиноваться мужьям, святой Апостол как будто умаляет их человеческое достоинство. Это не так. Церковь повинуется Христу, как своему Спасителю и Благодетелю. Это не рабское подчинение, но порыв ответной любви.

Поясняя это, святой Апостол тут же дает наставление мужьям о их еще больших обязанностях: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5:25-28).

В послании к Колосянам святой Апостол Павел определяет взаимные обязанности всех членов семьи: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол.3:18-21).

Таким образом, законы для семьи установил сам Бог: муж — опора и глава семьи, отвечает за материальное и духовное ее благополучие; жена — помощница мужа, воспитательница детей; дети — помощники родителей. Установленная Богом иерархичность семьи заимствована из самого Царства Небесного, которое строго иерархично. Поэтому, когда каждый будет выполнять в семье Богом данное служение, брак будет счастливым и послужит к утешению и радости всех.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector