Колокольня ивана великого
Содержание:
- 1508
- 1817-19
- Колокола
- 1329
- Примечания
- Строительство колокольни
- Картина А. В. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Великого»
- Действующие колокола
- Архитекторы колокольни Ивана Великого
- Литература
- Успенская звонница
- Колокола
- Колокола на Колокольне Ивана Великого в Москве
- Один из великих
- Колокола «Ивана Великого»
- Документы, литература
- Колокольня Ивана Великого сегодня
- Боновская колокольня
- Интересные факты о колокольне Ивана Великого
1508
Протрите глаза, мы приближаемся к самому главному: итальянский архитектор Бон Фрязин заканчивает строительство Ивановского столпа, которое заняло 3 года. Церковь Ивана Лествичника переезжает в основание башни, в окружение стен 5-метровой толщины. Выше идут три восьмигранных яруса, однако в оригинальном исполнении Бона на этом вся красота и заканчивалась. Впрочем, главной задачей зодчего было не украшательство, а устойчивость беспрецедентно высокого сооружения. Вначале в землю вколотили впритык множество деревянных свай разной длины. Затем на это свайное поле поставили фундамент, на него — ступенчатый белокаменный стилобат. На картинке ниже вы можете увидеть, как примерно это выглядело. На таком прочном основании уже можно было смело строить 60-метровое сооружение из кирпича.
Высотой, силуэтом и декором колокольня напоминает итальянские кампанилы, однако те имеют, как правило, четырехгранную форму. Более сложный восьмерик Бон выбрал, вероятно, следуя русской традиции. Первоначально колокольня обходилась без побелки, стены были окрашены под кирпич с белокаменными деталями. Интересный факт: в колокола звонили с земли при помощи длинных шестов.
1817-19
Погрузимся еще глубже в прошлое, где кругами расходится эхо войны с Францией. Здесь огромный Успенский колокол переливают из старого, поврежденного при взрыве наполеоновскими саперами. Работу выполняют мастера Яков Завьялов (ему на тот момент 80 лет) и некто Русинов. Весьма примечательно, что творческий путь Завьялова начался в 1761 с отливки именно этого самого колокола. Тогда мастеру было 24 года. Что касается колокола, то корпус его украшают литые изображения царей Петра и Алексея, императора Александра I с семьей, московского архиепископа Августина, а также Деисуса и Успения Богородицы. Исключительная громадность Успенского колокола вызывала опасения при его установке: купец Богданов, владелец колокольного завода, еле получил разрешение на подъем своего изделия. Соорудили специальную каланчу рядом со Звонницей, но когда колокол достиг середины нужной высоты, в толпе началась паника: кто-то крикнул, что Иван Великий шатается. Никто не пострадал, но есть предположение, что неразбериху устроили карманники. Впоследствии купец Богданов любил по великим праздникам сидеть на ступенях Звонницы и слушать свой колокол, изливая слезы умиления.
Колокола
Всего на колокольне находятся 34 колокола.
Основные
- Успенский (самый большой). Другие названия — Праздничный, Царь-колокол. Весит 65320 кг. Он перелит в 1817-19 гг. из колокола весом 58165 кг, изготовленного К. М. Слизовым в 1760 г.
- Реут, или Ревун. Весит — 32760 кг. Он был изготовлен по указу царя Михаила Федоровича в 1622 г. Андреем Чоховым. Во время взрыва французами уши отвалились, но их так искусно приделали, что даже звон не изменился. В 1855 г. он упал, пробив пять этажей и убив несколько человек. Колокол подняли и поставили на место.
Другие колокола
- Медведь — древнейший (1501). Весит 7223 кг. Отлит Иваном Алексеевым в 1501 г. и перелит в 1775 г. Семеном Можжухиным.
- Татарин,
- Лебедь. Весит 7371 кг перелит из старого колокола в 1775 г. с сохранением прежней формы и надписи. Назван так из-за того, что его звон напоминает лебединый крик.
- Голодарь,
- Корсунский. Весит 655 кг. Перелит из старого Корсунского колокола Нестором Ивановым в 1554 г.
1329
А вот и развязка. При Иване Калите в течение одного лета строится первая церковь Ивана Лествичника. Был этот первоначальный храм небольшим и находился в центре Соборной площади, от него в культурном слое остался фундамент. Происхождение посвящения загадочно. Предполагают, что это патрональный святой Ивана Калиты, либо даже не только его самого, но и сына его, Ивана Красного. Наконец, есть более тонкая версия, что храм возводится по обету после удачного бескровного похода на Псков, где укрывался тверской князь Александр Михайлович. Коллизия между Александром Тверским и Иваном Калитой — это важный и яркий эпизод нашей истории, однако мы расскажем об этом при другом случае.
Примечания
- Комментарии
- р҃и҃ — кириллическая буквенная запись числа 108, в надписи без титла; подразумевается 7108 год от сотворения мира, соответствующий 1600 году н. э.
- Источники
- ↑
- , с. 47.
- , с. 613.
- ↑ , с. 6.
- , с. 9.
- ↑
- , с. 286.
- , с. 115.
- , с. 145.
- ↑ , с. 20.
- , с. 249.
- ↑ , с. 149.
- ↑
- , с. 148.
- ↑ , с. 10.
- , с. 15.
- Акимова Л. И., Бусева-Давыдова И. Л. и др. История искусства / Е.Д. Федотова. — Москва: Белый город, 2012. — Т. 1. — 519 с. — ISBN 978-5-779314-96-1.
- , с. 149.
- ↑
- , с. 33.
- ↑ , с. 93.
- , с. 151.
- , с. 61.
- ↑ , с. 42.
- , с. 23.
- ↑ , с. 117.
- , с. 363.
- , с. 64.
- , с. 316.
- , с. 94.
- ↑
- , с. 352.
- , с. 38.
- , с. 7.
- , с. 352—357.
- , с. 73.
- , с. 39.
- , с. 2.
- , с. 382—387.
- ↑
- ↑
- ↑
- , с. 43.
- ↑ , с. 119.
- ↑
- , с. 391.
- , с. 156.
- ↑ , с. 150.
- ↑
- ↑
Строительство колокольни
В 1532 году было принято решение пристроить к зданию храма Ивана великого большую колокольню. Эту задачу возложили на итальянского зодчего Петрока Малого Фрязина. Архитектор с задачей справился, пристроив к храму звонницу вместе с церковью, которую назвали в честь Воскресения Господня. В этой церкви был установлен колокол весом в тысячу пудов (более 1.5 килотонн), названный «Благовестник». Храм расположили на 3-ем ярусе всего архитектурного комплекса, причем для того, чтобы в него попасть, была сооружена специальная лестница. В начале 17 века по инициативе Михаила Романова церковь Воскресения Господня трансформируют в Успенскую звонницу. А в 30-е годы того же века в период патриаршествования отца Филарета храм Ивана Великого дополняется ещё одним строением — пристройкой с шатром из черепицы и пирамидками из белого камня. Пристройка в честь патриарха была названа Филаретовской.
Картина А. В. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Великого»
Написанная в 1915 году картина изображает святыню в скошенных формах, по центру расположен колокол, его раскачивает двое людей. Вокруг всей постройки кругами расходятся волнообразные плоскости, они являются передатчиком ощущения звука-гула, а благодаря повторяемым отдельным формам композиции в виде натянутых струн создается ощущение органа или огромных гуслей.
Звонящие колокола художник изображает событием космического масштаба. Создается ощущение, что вокруг памятника вертятся светила, то окуная его в ночь, то направляя на него лучи света. Вся картина стала неким портретом архитектурного памятника на фоне истории, наполнила его волнами неистребимой энергии жизни, которая противостоит разрушению.
Действующие колокола
Изготовленные русскими и иностранными мастерами, колокола располагаются на всех трех ярусах колокольни.
Самые массивные и басовитые — на галерее первого яруса, а легкие и мелодичные — наверху:
- На Успенской звоннице и Филаретовой пристройке действуют три колокола.
- В центральном проеме находится второй по величине после Царь-колокола и самый большой из ныне действующих колоколов — Успенский. Он украшен портретами императора Александра I и его семейства, изображениями Христа, Божьей Матери, Иоанна Крестителя, митрополитов Петра и Алексия и композицией «Успение Божией Матери». Вес языка колокола, диаметр которого достигает 4,3 метра, составляет 1,75 тонны, а сам колокол весит около 65 тонн 320 килограммов. Успенский колокол считается лучшим по тону и звуку.
- Колокол Ревун массой 32 тонны 760 кг изготовлен по указу царя Михаила Романова в 1622 году мастером Андреем Чоховым, автором Царь-пушки.
- Великопостный, или Семисотный колокол весит 13 тонн 71 кг и расположен на Филаретовой пристройке.
- Древнейший из колоколов — Медведь. Он назван так за мощный голос и низкое звучание.
- Колокол Лебедь получил название за звон, похожий на лебединый крик.
- Новгородский колокол впервые отлит при Иване IV для Софийского собора Новгорода. Затем был перевезен в Москву. Рядом находятся колокола Широкий, Слободской и Ростовский.
- На втором ярусе звонницы расположены Корсунский колокол, Немчин Новый Успенский, Даниловский, Ляпуновский, Марьинский, Глухой, Первый и Второй безымянный колокола.
- Третий ярус образуют колокола меньшего размера.
Архитекторы колокольни Ивана Великого
В 1532 году к северной стороне храма зодчим из Италии Петроком Малым была пристроена звонница с храмом Вознесения Господня, в ней разместили колокол «Благовестник» в тысячу пудов. Сама святыня занимала третий ярус, чтобы войти в нее, построили лестницу.
Постройка подобных башен-кампанилл является итальянской традицией, которую в ансамбль московского Кремля привнес архитектор Бон Фрязин, до того момента большое количество времени проработавший в Венеции. Бон Фрязин сохранил замысел первого храма-колокольни из дерева и стал создателем новой каменной колокольни с пространством для совершения служб. Он занимался постройкой двух нижних восьмигранных ярусов и частью третьего. В конструкции первого яруса он заложил балки из металла.
Площадь, находящаяся к востоку от святыни, получила название ИвановскойИменно здесь во всю мощь, «во всю Ивановскую», оглашались указы царя и наказывали провинившихся.
В 1600 году зодчий по имени Федор Конь органично дополнил композицию и надстроил колокольню, не испортив замысел Бон Фрязина. В качестве заказчика выступил царь Борис Годунов.
В XVII веке церковь сделали звонницей, она получила название Успенская. В годы, когда на престоле был Михаил Романов, к северной стороне архитектор Важен Огурцов пристроил еще одно сооружение — Филаретовскую пристройку, имеющую белокаменные пирамидки и черепичный шатер.
Отечественная война 1812 года привела к разрушению звонницы и пристройки, целой осталась лишь колокольня. С нее сняли крест, который до сих пор числится утерянным, в настоящее время на позолоченный купол колокольни разместили железный восьмиконечный крест, его покрывают медные позолоченные листы. Верхняя перекладина дополнена вырезанными на ней словами «Царь Славы».
Сергей Кузнецов
В 1819 году разрушенную звонницу и Филаретовскую пристройку восстановили и вернули им прежний вид, в основу работ был положен проект архитектора Доминико Жилярди, также в восстановлении были задействованы архитекторы Луиджи Руска и Иван Еготов. Строения были дополнены элементами архитектуры XIX века.
На протяжении долгого времени колокольня оставалась наиболее высоким и значительным зданием в столице. Она служила дозорным пунктом и помогала страждущим объединиться в вере. Тем не менее из-за революционных событий привычный ход истории пошатнулся.
В 1918 году территорию московского Кремля превратили в общежитие, ставшее ночлегом для более чем двух тысяч человек. Начавшаяся Великая Отечественная война привела к размещению командного пункта Кремлевского полка на территории Успенской звонницы. В рядом расположенном Царь-колоколе поместили узел связи.
Уже после войны церковь начала превращаться в музей.
Ольга Державина
Литература
- Александров Ю. Н., Жуков К. В. Силуэты Москвы. — М.: Московский рабочий, 1978. — 168 с. — 35 000 экз.
- Бродский Б. И. Сокровища Москвы. — М.: Изобразительное искусство, 1990. — 373 с. — 21 500 экз. — ISBN 5-8520-163-5.
- Иван Великий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Истомин Г. Ивановская колокольня в Москве. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1893. — 40 с.
- Косарев А. Пропавший крест // Чудеса и приключения. — 2012. — № 3. — С. 38—41.
- Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. — М.: Московский рабочий, 1992. — 256 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-239-01340-3.
- Милова М. Ф., Резвин В. А. Прогулки по Москве: архитектурные зарисовки. — М.: Московский рабочий, 1984. — 398 с. — 100 000 экз.
- Смирнова Е. И., Богатская А. Б. Московский Кремль пушкинской поры. — М.: Московские учебники, 1999. — 160 с. — ISBN 5-7461-0119-2.
Успенская звонница
В 1532 году возле Ивановской колокольни итальянский архитектор Петрок Малой, строитель стен Китай-города, начал возведение церкви Воскресения, позже переименованной в храм Рождества Христова. Затем эту церковь перестроили в звонницу для больших колоколов, ныне известную как Успенская — по названию главного Успенского колокола. На первом этаже Успенской звонницы до революции 1917 года располагались квартиры сторожей и звонарей, а сейчас устроен выставочный зал музеев Кремля со сменной экспозицией.
На третьем ярусе звонницы когда-то находился престол церкви Рождества Христова. А в XIX — начале XX века здесь размещалась церковь св. Николы Гостунского. Ее перенесли сюда в 1817 году, после сноса старинного Никольского храма, стоявшего на Ивановской площади. Дьяконом этого храма служил Иван Федоров — родоначальник книгопечатания в России. В церкви хранилась частица мощей св. Николая Чудотворца и древняя икона святителя Николая, для которой при великом князе Василии III был построен сам храм. Икону доставили в Кремль в 1506 году из села Гостуни под Калугой, где она прославилась многочисленными чудотворениями. Местонахождение этих святынь в настоящее время неизвестно.
В храме сохранялся старинный обычай приходить с дочерьми «к святителю Николаю» перед свадьбой, чтобы устроить замужество. Обычай этот основан на предании, что Николай Чудотворец помог одному обедневшему отцу выдать замуж трех дочерей, бросив каждой в окно по узелку с золотом. Церковь была действующей до 1917 года.
Высокая каменная лестница, которая снаружи ведет к входу в храм, сначала была построена при Иване Грозном в 1552 году. Позже она была разобрана архитектором Матвеем Казаковым по требованию Павла I для строительства здесь кордегардий. В 1852 году лестницу восстановил «в древнерусском вкусе» Константин Тон, автор храма Христа Спасителя. Проход на лестницу в настоящее время закрыт.
Колокола
Ивановская колокольня служит всем соборам кремля, так как у них нет собственных звонниц. Именно с нее начинается колокольный звон во всей Москве.
Интересно знать! Митрополит Платон в 18 веке издал указ, согласно которому колокольный звон в столице должен был начинаться с удара самого большого колокола, после чего он плавно разливался по городу, наполняясь переливами других колоколов. Так звучание получалось особенно красивым и торжественным.
Центральный ярус
- Самый большой колокол — Успенский, он весит свыше 60 тонн. Он был отлит в 1819 году, заменяя колокол, разбитый при подрыве Иванова столпа во время нашествия Наполеона. На колоколе изображены лики Христа и Богородицы, присутствуют изображения членов царской семьи. Внизу на колоколе находится памятная надпись в честь освободительной борьбы 1812 года. Колокол звонит только в исключительных случаях.
- Второй по величине колокол — Реут. Во время взрыва колокольни он упал, но не раскололся, поэтому был восстановлен. Звучание колокола — необычное, низкое, оттеняет звон других колоколов, делая колокольный звон более насыщенным. Вес колокола порядка 30 тонн.
Интересно знать! В народе этот колокол называют «Ревун». В день, когда на престол взошел Александр II, колокол сорвался, и убил нескольких звонарей. В народе посчитали это дурным знаком. После нескольких покушений, Александр II погиб от рук террористов.
Семисотый колокол был отлит в 18 веке. Его удары возвещают о начале Великого Поста.
Нижний ярус
- Новгородский колокол был вывезен Иваном Грозным из покоренного Новгорода;
- Колокол Лебедь обладает резким, высоким звучанием;
- Колокол Медведь, напротив, издает низкий, ревущий звук;
- Кроме того, в колокольне еще есть Слободской, Ростовский и Трехсотпудовый колокола.
Средний ярус
В среднем ярусе колокольни находятся:
- Мариинский колокол с изображением Марии Египетской;
- Даниловский колокол с ликом князя Даниила Московского;
- 8 колоколов, изготовление которых датируется XVI веком.
Колокола на Колокольне Ивана Великого в Москве
Всего на звоннице, Филаретовской пристройке и колокольне — 21 колокол. Раньше они висели на деревянных балках. В 19–20 веках были перевешены на железные. На Филаретовской пристройке и звоннице сохранилось три колокола. Самый большой колокол — Успенский (Праздничный) весит 65 т 320 кг. Он был отлит мастерами Завьяловым и Русиновым в 19 веке. Успенский колокол был самым большим из действующих русских колоколов и лучшим по тону и по звуку. Колокол Реут (Ревун) на звоннице весит 32 т 760 кг. Отлит Андреем Чеховым в 1622 году. Третий колокол Вседневный (Семисотный) на Филаретовской пристройке, отлитый в XVIII веке И. Моториным, весит 13 т 71 кг. На колокольне находятся 18 колоколов. В нижнем ярусе 6 колоколов: Медведь (вседневный) и Лебедь, Новгородский и Широкий, Слободский и Ростовский. В среднем ярусе — девять колоколов: Новый (ранее Успенский) и Немчин, Безымянный и Даниловский, Глухой и Корсунский, а также Марьинский. Кроме них, здесь висят два небольших Корсунских беловатых по цвету колокола. В верхнем ярусе колокольни находятся три безымянных колокола.
Один из великих
Так по праву можно назвать Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Ведь он — один из значительных и красивейших купольных сооружений мира. По размерам этот храм превосходят только соборы Святого Петра (Рим), Святого Павла (Лондон) и Святой Марии (Флоренция). В России выше Исаакиевского собора считается только заново отстроенный храм Христа Спасителя в Москве, его высота вместе с крестом составляет 103 метра.
Высота Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге достигает 101,5 метра. Он занимает площадь в 4000 кв. м. Подсчитан и общий вес храма – около 300 000 тонн. Одномоментно он может вместить в себя около 12 000 человек. Окружают собор 112 монолитных колонн. Высота колонн Исаакиевского собора, вернее, некоторых из них, достигает 17 метров.
Это пятикупольный храм, диаметр главного купола которого составляет около 25 метров. Еще четыре маленьких купола установлены над четырьмя звонницами, расположенными по углам основного объема здания.
Колокола «Ивана Великого»
«Иван Великий» служит колокольней для всех больших кремлевских соборов: Успенского, Архангельского и Благовещенского, которые своих звонниц не имеют.
Отсюда начинался колокольный звон по всей Москве. Этот негласный обычай был утвержден митрополитом Платоном в XVIII веке. Владыка особо указал, чтобы до удара большого Успенского колокола никто в Москве не начинал праздничного звона. Таким образом, праздничный перезвон от центра Кремля плавно раскатывался по городу, постепенно набирая силу и создавая всеобщее величавое звучание.
Успенский колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам
В центральном проеме Успенской звонницы висит самый большой колокол — Успенский, весом 4000 пудов (свыше 65,5 тонны). Он был отлит в 1817-1819 годах 90-летним колокольным мастером Яковом Завьяловым и пушечным мастером Русиновым из старого колокола, разбившегося при взрыве звонницы в 1812 году. При этом на колоколе были повторены изображения Спасителя и Богоматери, а также царей Алексея Михайловича и Петра I и добавлены изображения императора Александра I и членов императорской семьи. На нижней части колокола — надпись в пять рядов об изгнании из России войск Наполеона и отливке колокола. Колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам.
Висящий в соседнем проеме колокол «Реут» был отлит в 1622 году по повелению патриарха Филарета. Его, как и Царь-пушку, создал мастер Андрей Чохов. Вес колокола до сих пор точно не определен. Некоторые источники указывают 1200 пудов (19,6 тонн), другие — 2000 пудов (32,6 тонн). «Реут» (в просторечии — «Ревун») имеет очень низкий звук, который оттеняет звон прочих колоколов. После падения при взрыве в 1812 году ему восстановили отколотые уши, и «Ревун» не изменил своего тона.
В 1855 году во время торжественного звона в честь восшествия па престол Александра II колокол сорвался н при падении проломил своды звонницы, при этом погибло несколько звонарей. Это событие посчитали плохим предзнаменованием для императора. Действительно, после пяти покушений на его жизнь, Александр II, как известно,был убит террористами-народовольцами.
В Филаретовской пристройке висит Семисотный колокол, отлитый в 1704 году. Название происходит от его веса — 798 пудов (13 тонн). Его отлил известный мастер Иван Моторин, создатель Царь-колокола. Первые удары этого колокола ознаменовали начало Великого поста, когда замирали прочие колокола.
В нижнем ярусе колокольни «Иван Великий» висят шесть колоколов ХVII-ХVIII веков: «Медведь», «Лебедь», Новгородский, Широкий, Слободской и Ростовский. Новгородский колокол 1556 года Иван Грозный вывез из Софийского собора покоренного Новгорода. В 1730 году мастер Иван Моторин перелил его и, сохранив древние надписи, добавилизображение петербургской Петропавловской крепости.
Самый тяжелый колокол — «Лебедь» — весит около 7,5 тонны. Такое имя давали колоколам с резким «птичьим» звучанием. Колокол «Медведь» получил свое название по низкому ревущему звуку. Оба этих колокола были перелиты из старых колоколов мастером Семеном Можжухиным в 1775 году.
Слободской колокол также был отлит из старого в 1641 году. Только это и известно о нем из надписи на боку.
Трехсотпудовый (4,9 тонны) колокол Широкий отлит в 1679 году братьями Василием н Яковом Леонтьевыми. Его двухметровый диаметр больше высоты почти на 30 см. Обычно у русских колоколов эти размеры одинаковы.
Ростовский колокол, отлитый в конце XVII века знаменитым литейщиком Филиппом Андреевым, привезли из Ростовской епархии, которая славилась своими «ростовскими звонами».
На среднем ярусе висят 10 колоколов ХVI-ХVII веков. Среди них есть Мариинский колокол с изображением св. Марии Египетской, отлитый на помин душ бояр Морозовых, родственников царя Алексея Михайловича. Основатель знаменитой династии колокольных мастеров Федор Моторин отлил в 1678 году Даниловский колокол с изображением св. князя Даниила Московского и шестикрылых серафимов, которые напоминают о символическом толковании колокольного звона как звуков ангельских труб.
На верхнем ярусе колокольни находятся три небольших колокола XVII века.
В наше время обследованные и пригодные для звона колокола начали использовать во время служб в соборах Кремля. А когда-то одновременный перезвон всех колоколов «Ивана Великого» в дни больших праздников производил незабываемое впечатление на горожан и гостей Москвы.
-
Назад
-
Вперед
Документы, литература
- Времянник, еже нарицается летописец Российских князей, како начася в Российской земли княжение и грады утвердишася: Вкратце написано, Тр. Вятской УАК, 1905, вып. 2, отд. 2, с. 46.
- Дмитриевский А. А., Архиеп. Елассонский Арсений и его мемуары из рус. истории, К., 1899, с. 96-97.
- РИБ, т. 13.
- Временник Ивана Тимофеева (подгот. к печ., пер. и коммент.: О. А. Державина), М.; Л., 1951, с. 72.
- Яковлева О. А., Пискаревский летописец, Мат-лы по истории СССР, М., 1955, т. 2: Док-ты по истории XV-XVII вв., с. 7-144.
- Максимович Л. М., Путеводитель к древностям и достопамятностям московским, М., 1792, ч. 1, с. 274.
- Отечественные записки, 1821, № 18.
- «Прогулка по Кремлю: Иван Великий», Отечественные записки, 1822, ч. 10, № 25, с. 235-257.
- «Замечания о Иване Великом», Отечественные записки, 1822, ч. 11, № 27, с. 126-131.
- Свиньин П. П., Картины России и быт разноплеменных ее народов: Из путешествий, СПб., 1839, ч. 1, с. 31-35.
- Горчаков Н. Д., «Колокольня Иван Великий в Москве», Моск. ГВ, 1841, № 12, с. 127.
- Снегирёв И. М., Памятники моск. древности, М., 1842-1845, с. 6.
- Рихтер Ф. Ф., Памятники древнего рус. зодчества, М., 1850, табл. L.
- Розанов Н., История московского епархиального управления, М., 1871, ч. 3, кн. 2.
- Истомин Г. И., Ивановская колокольня в Москве, М., 1893.
- Платонов, Путеводитель: Москва и окрестности, М., 1896.
- Забелин И. Е., История города Москвы, М., 1905.
- Кондратьев И. К., Московский Кремль, святыни и достопамятности, М., 1910, с. 102-105, 61.
- Красовский М. В., Очерк истории моск. периода древнерус. церк. зодчества (от основания Москвы до кон. 1-й четв. XVIII в.), М., 1911, с. 233.
- Скворцов Н. А., Археология и топография Москвы, М., 1913, с. 337-346.
- Нестор (Анисимов), еп. Камчатский, Расстрел Московского Кремля, М., 1917, с. 19.
- По Москве , М., 1917, с. 176.
- Мордвинов А. Г., «Колокольня Ивана Великого», Академия архитектуры, 1935, № 5, с. 32-37.
- Александровский М. И., Иван Великий (рукопись), 1936, ОПИ ГИМ, ф. 465, ед. хр. 12.
- Рзянин М. И., «Иван Великий», Памятники рус. архитектуры IX-XIX вв.: Кат. выст., М., 1946, с. 7-8.
- Ильин М. А., «Проект перестройки центра Моск. Кремля при Борисе Годунове», Сообщ. Ин-та истории искусств, М.; Л., 1951, вып. 1, с. 82-83.
- Михайлов А. И., Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, М., 1963.
- Иванов В., Московский Кремль, М., 1971.
- Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII вв., М., 1973.
- Цветаева А., «Сказ о звонаре московском», Москва, 1977, № 7, с. 143.
- Ильин М., Моисеева Т., Москва и Подмосковье, М., 1979, с. 428-429.
- Бондаренко И. А., «Первоначальный облик Ивана Великого», Строительство и архитектура Москвы, 1980, № 8, с. 26-27.
- Бондаренко И. А., «К вопросу о «лествичном» построении ц. Иоанна Лествичника в Моск. Кремле», Реставрация и архит. археология: Новые мат-лы и исслед., М., 1995, вып. 2, с. 110.
- Ильенкова Н. В., «Колокольня Ивана Великого в Моск. Кремле: Исслед.», Охрана и реставрация памятников архитектуры: Опыт работы мастерской № 13, М., 1981, с. 77.
- Карамзин Н. М., Записки старого московского жителя, М., 1988, с. 313.
- Малиновский А. Ф., Обозрение Москвы, М., 1992, с. 42-43.
- Кавельмахер В. В., Панова Т. Д., «Остатки белокаменного храма XIV в. на Соборной площади Моск. Кремля», Культура средневек. Москвы, XIV-XVII вв., М., 1995, с. 66-81.
- Подъяпольский С. С., «О первоначальном виде столпа Ивана Великого», Реставрация и архит. археология: Новые мат-лы и исслед., М., 1995, вып. 2, с. 100-101.
- Подъяпольский С. С., Историко-архит. исследования, М., 2006.
- Баталов А. Л., Московское каменное зодчество кон. XVI в., М., 1996.
- Балашова Т. В., «Колокольня Ивана Великого в восприятии современников на рубеже XIX-XX вв.», К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф., М., 2008, с. 59-61.
- Петров Д. А., «О происхождении архит. композиции столпа Ивана Великого», К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбил. науч. конф., М., 2008, с. 80-82.
Колокольня Ивана Великого сегодня
Помимо объекта для посещения туристами, звонница выполняет свое основное предназначение. Ее колокола вновь зазвучали после почти 75-летнего перерыва, в честь пасхальных праздников в 1992 г. Именно на башне Ивана Великого первыми начинают звонить колокола в дни главных церковных праздников.
Прежде чем колокола заработали снова, они прошли экспертизу. Реже остальных бьют в огромный Праздничный колокол. Поскольку для работы с ним требуется несколько звонарей. Вес колокольного языка составляет 2 тыс. кг. На верхнем ярусе, расположенном на высоте 80 м, открыта смотровая площадка. Посетители могут подняться на нее в теплое время года. Однако путь в 329 ступеней необходимо преодолевать пешком.
Боновская колокольня
В 1505 году при правлении Великого князя Василия III старый храм разобрали. На прежнем месте был заложен новый храм по проекту мастера из Италии по прозвищу Бон Фрязин. Храм был построен в память царя Ивана III. Строительство велось в течение трех лет. В 1508 году двухъярусная колокольня была готова. Традиции зодчества, характерные для Италии того времени, значительно повлияли на архитектуру храма. Именно поэтому постройка имела несколько колоколен, которые располагались отдельно друг от друга. Церковь также получила и другое название – «Боновская колокольня». Внушительная колонна соединила разнокалиберные храмы Кремля в единый ансамбль. Это была вторая каменная церковь в Москве. Трон Святого Иоанна Лествичника был спущен на первый этаж строения.
В 1532 году на северной стороне колокольни построили звонницу с храмом Вознесения Господня по проекту еще одного зодчего из Италии — Петрока Малого. Она предназначалась для солидного колокола весом в 1000 пудов, получившего название «Благовестник». Окончание строительства звонницы в 1543 году осуществляли местные умельцы. Непосредственно храм размещался на третьем этаже, к которому вела специальная лестница. На звоннице величественно располагался барабан с куполом.
Интересные факты о колокольне Ивана Великого
- Некоторое время в Москве существовал запрет на строительство зданий выше «Ивана Великого»;
- В XVI-XVII веках у колокольни провозглашали царские указы. С тех времен пришло к нам выражение: «Кричать на всю ивановскую»;
- В давние времена возле колокольни стояла палатка, которая стала прообразом первой нотариальной конторы. В ней специальные писари помогали простым людям составлять челобитные;
- Также у колокольни показательно наказывали воров и взяточников;
- Колокольня была дозорной и пожарной башней. На самом верху была организована смотровая площадка. В ясную погоду с нее была видна местность в радиусе 40 километров от Кремля;
- Во время коронации Николая II колокольня была украшена иллюминацией.