Демон сидящий

Поверженный

Последний демон, которого написал художник, стал для него пророческим. Как всегда, создавая своего мифического персонажа, Михаил Александрович выворачивал наизнанку свою душу. В то время, когда писалась картина, в жизни художника происходили перемены. И они не были радостными. Написанный Врубелем «Демон поверженный» имеет серую цветовую гамму. Оно и неудивительно. Художник страдал от психологического расстройства и поэтому постепенно терял зрение. Сложно представить, как с этим можно справиться. Но художник держался до последнего. На картине Врубеля «Демон поверженный» персонаж изображен в странной позе и с явно искореженным лицом. Когда в первый раз картина экспонировалась на выставке, она получила большой шквал негативных отзывов. Даже друзья художника заметили, что демон слишком непропорциональный. Возможно, именно эти замечания заставили Врубеля еще не раз прийти на выставку и прямо там перерисовывать своего персонажа.

Говорили, что демон менялся на глазах, принимал разные позы, да и выражение его лица менялось день ото дня. Делая анализ картины Врубеля «Демон поверженный» нельзя не сказать о фоне, на котором расположился персонаж. Горное ущелье выглядит как могила, а разбросанные рядом перья от крыльев должны были показать зрителю, что чем выше человек заберется, тем больнее ему будет падать. Действие картины разворачивается на фоне заката. Этот символический фон подводит черту под жизнью демона и Врубеля. Есть мнение, что художник хотел показать своим демоном несокрушимость его в жизни каждого человека. Даже несмотря на то, что герой пал, он все еще дышит и будет жить. Но впечатление полотно производит такое, что кажется, будто демон слишком слаб и умрет с минуты на минуту. Но не стоит отрицать того факта, что художник так и не смог завершить начатой задумки, так что сейчас у зрителей нет возможности полюбоваться на то, что должно было получиться в итоге.

Демон тринадцатый. Посланник иных миров

Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:

«Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением… Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Нам — через столетие — кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает…

Инна Лостман

Из: Артхив 

Женственное в образе демона

Демон Врубеля особенный. И дело не только в отсутствии красных злобных глаз и хвоста.

Перед нами нефилим, падший ангел. Он огромного роста, поэтому не умещается даже в рамки картины.

Его сцепленные пальцы и опущенные плечи говорят о сложных эмоциях. Ему наскучило творить зло. Он не замечает красоты вокруг себя, так как ничто его не радует.

Он силён, но силу эту некуда девать. Очень необычно положение могучего тела, которое замерло под гнетом душевного смятения.


Михаил Врубель. Демон сидящий (фрагмент «Лицо демона»). 1890 г.

Обратите внимание: Демон Врубеля имеет необычное лицо. Огромные глаза, длинные волосы, пухлые губы

Несмотря на мускулистое тело, проскальзывает в нем что-то женственное.

Сам Врубель говорил, что он намеренно создаёт андрогинный образ. Ведь темным может быть и мужской, и женский дух. А значит его изображение должно сочетать в себе черты обоих полов.

История создания

«Демон» Врубеля появился в связи с юбилейным изданием одноименной поэмы Лермонтова. Художника пригласили иллюстрировать книгу, так как его порекомендовал на эту должность сам Сава Мамонтов, который славился своим отменным художественным вкусом. Для юного художника Врубеля демон стал настоящим прорывом. Ведь до этого момента бывший студент еще не успел толком поработать. Его творчество ограничивалось росписью киевского монастыря, где он восстанавливал фрески. Удивительно, в Киеве художник занимался рисованием Богоматери, а в Москве ему предложили рисовать демона. Нужно сказать, что опыт подобного рисования у художника уже был. История «Демона» Врубеля начинается с неразделенной любви. Художник в Киеве влюбился в Эмилию Прахову – жену своего заказчика. Его возлюбленная была замужней дамой, поэтому ни о каких взаимных чувствах не было и речи. Чтобы как-то выразить свою безответную любовь, Врубель рисует демона и пририсовывает ему голову своей возлюбленной. Этот набросок художник уничтожил. Получившийся эскиз испугал Михаила Александровича. Но в Москве карандашный набросок ему вспоминается, и на его основе художник создает свой культовый шедевр «Демон сидящий».

Описание картины

«Демон» Врубеля написан в очень интересной технике. Картина создана не из мазков, а как бы из кристаллов. При взгляде на полотно кажется, что перед глазами находится не живопись, а качественно сделанная аппликация. По задумке демон сидящий должен олицетворять титана. Юноша, изображенный на картине, принял задумчивую позу. Он сидит, обхватив ноги руками, и смотрит вдаль. Его напряжение выдают крепко сжатые кисти. Смотря на демона сидящего, можно понять, что этому юноше уже много пришлось перетерпеть. Его оголенный торс смотрится очень внушительно. Мышцы на загорелых руках выпирают, что в контрасте с юным лицом смотрится очень непривычно. Описание картины Врубеля «Демон» не было бы полным, если не упомянуть о пейзаже. Демон написан сидящим на горе, в окружении цветов. Удивительно, но красивые и нежные растения кажутся вылепленными из камня. Художник взял нижний ракурс, чтобы умышленно сделать своего и так большого демона еще больше. Фигура кажется настолько огромной, что частично даже не помещается в полотно. Задумчивый мужчина не кажется нам отталкивающим. Его угрюмое выражение лица, вопросительные складки на лбу и печальные глаза скорее вызывают сочувствие, чем отвращение.

ШРАМЫ ЛЮБВИ

Какие патологические черты личности доминировали в это время у Врубеля? Современники о, уже упомянутую эмоциональную неустойчивость: то день и ночь рисовал, то начинал кутить, предаваясь «сладкому ничегонеделанию» и услугам проституток. В это время, как предполагают, он и мог заразиться сифилисом. С 1884 году у него отмечаются приступы сильнейшей и малопонятной тогда мигрени. Однажды во время купания художник Константин Коровин заметил на груди у Врубеля многочисленные шрамы и поинтересовался их происхождением. «Я резал себя… – сказал Врубель. – Я любил женщину, она меня не любила… Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались».

Нанесение самоповреждений характерно для депрессивных больных, которые пытаются заглушить мучительную душевную тоску физической болью. Этот феномен имеет свой биологический механизм. Чтобы уменьшить боль, организм начинает вырабатывать морфиноподобные вещества, так называемые эндогенные опиаты. Действуя наркотически, они уменьшают болезненные ощущения, а заодно и выраженность тоски.

К концу 80-х годов у Врубеля развиваются уже глубокие депрессивные расстройства, во время которых, например в 1886 году, он не в состоянии рисовать. Продолжает прогрессировать и алкогольная зависимость, которая приобретает форму «одиночного пьянства» или выпивок со случайными людьми. В состоянии опьянения художник становится злобным и раздражительным. Отношение близких к нему меняется самым негативным образом. Так, жена известного мецената Саввы Мамонтова потребовала от мужа «гнать взашей» странного художника, который то расписывает храмы, то рисует демонов. Но Савва Иванович Врубеля не выгнал, напротив – уступил ему под мастерскую свой кабинет: там освещение было лучше и места больше. И уже через год по заказу художника Петра Кончаловского Врубель создаст здесь иллюстрации к лермонтовскому «Демону».

«Демон поверженный»

Вскоре у Врубеля было обнаружено заболевание, и врачи посоветовали отправиться отдохнуть. Но художнику что-то не давало покоя. Он все чаще жаловался, что никто не понимает его. За короткий промежуток времени он изменился до неузнаваемости. Жена боялась оставлять его наедине с беспокойными мыслями. Врубель менялся также стремительно, как и образ на картине «Демон поверженный».

Примечательно, что душевное состояние художника и никак не отражалось на его работе. Он произносил странные вещи, мнил себя гением, сравнивал с Пушкиным, но эскизы его не были похожи на рисунки сумасшедшего. А врач, который его лечил, сказал: «Как художник он здоров». У людей, страдающих психическими расстройствами, прежде всего, снижается работоспособность.

С Врубелем ничего подобного не происходило. Он работал, как и прежде. Вот только демон на очередном эскизе приобретал новые черты.

Влияние на последователей

Все ли гении были сумасшедшие? Сложно сказать. Но то, что Врубель Михаил Александрович и демоны, написанные им, изменили ход истории, сказать можно точно. Художник не сразу обрел популярность. Многие не понимали стиль творца. Он казался слишком вычурным и нереалистичным. Уникальность художника приписывалась его болезни и странному образу мышления. Но как сказал лечащий врач Врубеля, в творческом проявлении его пациента ничего странного нет. Ведь картина мира у каждого из людей своя.

Когда же к художнику пришла истинная слава? Это случилось еще при жизни, но в то время Врубель уже ослеп и доживал свои дни в психиатрической больнице. Но не сострадание творца побудило публику пересмотреть взгляды на творчество художника. На стыке веков сменилась мода. Стали популярны картины таких художников, как Моне и Дега. Отношение к особому стилю своего современника в это время пересмотрели Ге, Бенуа, Шаляпин и Горький.

Сложно сказать, опередил ли художник время. Михаил Врубель жил в своем мире и рисовал свое видение. Естественно, вкус художника формировался под влиянием современников и моды. Но своеобразный уникальный стиль Врубелю удалось выработать раньше, чем кубизм вошел в моду. Хотя, как уже писалось выше, Пикассо рассказывал, что именно благодаря творчеству Михаила Александровича он изменил свою манеру письма и по-своему интерпретировал стиль художника.

А что же случилось с иллюстрациями Лермонтовского демона? Они были тепло приняты публикой. Книги раскупались как в момент их издания, так и продаются сегодня. Художнику удалось лучше других понять чувства великого поэта и изобразить образ на бумаге. Нужно сказать, что после Врубеля никто даже не пытался взяться за иллюстрацию произведения Лермонтова. Сложно выдержать конкуренцию художника, который потратил всю свою жизнь, сросся с созданным им образом и не переставал создавать своих демонов до последних дней. Врубель преподал урок всему современному поколению. Не нужно бояться своей уникальности. Каждый художник должен постараться выработать свой уникальный стиль, чтобы быть непохожим на других. Благодаря таланту и упорству можно многого в жизни добиться.

«Демон поверженный»

Картину эту Михаил Врубель пишет на последнем этапе своей творческой жизни. Возможно, он даже не подозревал, насколько пророческое произведение создает. Вряд ли он мог догадываться, что страшный недуг скоро ввергнет его в сплошную череду душевных и физических страданий.

Никто не знает, как работа на этой картиной повлияла на состояние Врубеля. Может быть, она лишь усугубила то, что и так разрушала болезнь. А может быть, картина спасала его от нависающей беды. Нет сомнения лишь в том, что он оставил нам в наследство все, что мог. Ему удалось перевоплотить в живопись и страдания теряющего зрение художника, и великую муку души, постепенно погружающуюся в страшную мглу и хаос безумия.

С «Демоном поверженным» художник никак не может расстаться. Он все время что-то переделывает, дописывает, меняет. Картину показывают публике в Петербурге, на 4 выставке «Мир искусства». Даже самыми преданными поклонниками Врубеля эта картина принимается несколько настороженно. Особенно много нареканий друзей-художников и критиков вызывают неточности в анатомических пропорциях тела Демона. Может, поэтому Третьяковская галерея отказалась купить картину, взяв лишь несколько эскизов.

Каждое утро художник, под любопытными взглядами посетителей выставки, дописывал картину. Лицо Демона то становилось еще страшней, а тело обретало какой-то пыточно-вывернутый вид. А потом вдруг опять появлялась новая красота и вселенская грусть. Скорей всего, облик этого творения Врубеля, в котором оно дошло до нас, достаточно случаен. Вероятно, автор и не довел свою работу над ней до конца. Тем не менее, она заняла свое законное место среди шедевров мировой живописи.

Жизнь великого художника

Творчество Врубеля часто связывают именно с 1880 годом. В этот период Михаил учился в Императорской Академии художеств и создавал свои первые шедевры. Все преподаватели видели лидерство и превосходство юноши над другими учениками. Первыми акварелями, которые покорили всю Академию, стали «Пирующую римляне» и «Введение во храм». Именно в высшем учебном заведении были видны изменения в молодом человеке. Из безответственного, ветреного мальчика он стал талантливым и сильным мужчиной. Картины М.А. Врубеля настолько покорили преподавателей и гостей Академии, что через некоторое время профессор Прахов пригласил Михаила в Киев. Он предложил ему поработать над реставрацией Кирилловской церкви. Врубель, в свою очередь, согласился и принялся писать иконы. Он создал непревзойденные настенные росписи, изобразил Богоматерь с младенцем, Кирилла, Христа и Афанасия.

Кроме этого, великий художник сделал эскизы, предназначенные для реставрации Владимирского собора. В конечном итоге Михаил проработал в Киеве около пяти лет и стал намного мудрее, усерднее и талант свой развил до следующего этапа творчества. После 1889 года художник изменил свои работы, чего только стоит картина, которую часто в народе называют «Демон Врубеля».

Ангел во плоти

Руководил реставрацией Кирилловской церкви известный искусствовед, профессор Адриан Прахов. А у него была жена. Эмилия — не сказать что красавица, но уверенная в себе, остроумная и эксцентричная женщина с огромными завораживающими глазами. Если любовь — сумасшествие, то Врубель начал сходить с ума в 27 лет — с момента встречи с Эмилией. Он постоянно рисовал её портреты… да разве только портреты — иконы! Говорят, супруга киевского генерал-губернатора Драгомирова как-то зашла помолиться в Кирилловскую церковь. Остановилась у иконы Пресвятой Богородицы, только начала креститься, но вгляделась в святую и как закричит: «Да что же это я! На Милку Прахову молиться должна? Подать сюда этого богомаза!». С той поры у Врубеля начались серьёзные проблемы с деньгами — реставрировать церкви ему запретили напрочь, а другой работы в Киеве не было. Но художника это не выбило из седла. Он тратил последнее, чтобы поразить свою любовь, совершал безумные поступки: дарил нищим дорогую одежду, раскрашивал сам себя разноцветными красками, приносил в дом Праховых собственные пейзажи и клал их к ногам любимой, а если та отказывалась от подарка — рвал их в клочья у неё на глазах.

Михаил Врубель

Будущий художник родился в 1856 году в Омске. Много лет занимался церковной живописью. В 1890 году уехал в Москву, стал одним из самых модных художников. Этот период начался с работы над картиной «Демон сидящий». Завершился полотном, на котором изображен тот же образ, но уже в ином качестве. Последние годы художник провел в Санкт-Петербурге. Это был весьма печальный период в его биографии.

После окончания гимназии Врубель не планировал стать художником. Родители отправили его в Петербургский университет. Согласно семейной традиции, он должен был стать юристом. Однако в столице молодой художник познал богемный образ жизни, что отразилось на его дальнейшей судьбе.

Впрочем, Михаил Врубель много времени проводил за чтением философской литературы, особенно увлекался эстетикой Канта. Рисовал он в этот период мало. Один из немногих сохранившихся эскизов, сделанных Михаилом Врубелем в молодые годы, это небольшая зарисовка сцены из романа Толстого «Анна Каренина». На этой композиции главная героиня изображена во время свидания с сыном.

Денег, которые Врубель получал от родственников, было недостаточно. Он активно подрабатывал репетиторством. В возрасте 24 лет поступил в Академию художеств. Что повлияло на решение Врубеля посвятить себя живописи, неизвестно. Есть версия, что главную роль в выборе сыграло влияние кантианской эстетики.

В 1880 году Врубель стал заниматься в мастерской педагога и художника Павла Чистякова. Учеба продолжалась четыре года. Среди учеников Чистякова были также Суриков, Репина, Васнецов, Поленов, Серов. Последний оказал сильнейшее влияние на творчество Михаила Врубеля.

Молодой художник совмещал творческие искания с выполнением заказов. Кроме того, участвовал в конкурсе на получение премии от Общества поощрения художников. В этот период он написал картину, на которой изображены герои шекспировской трагедии «Гамлет». Работа выполнена в стиле рафаэлевского реализма. Несколько лет Врубель провел в Киеве, где занимался преимущественно церковной живописью. Работы Врубеля – «Ангел с кадилом», «Богоматерь с младенцем», «Пророк Моисей», «Царевна-лебедь».

Одинокая душа

На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы. Ничто в этом образе не вызывает негативных эмоций и не ассоциируется со злобой и коварством. После того как на одной из выставок была представлена картина «Демон сидящий» (1890 г.), Михаил Врубель рассказал в письме другу о своих довольно странных представлениях о символе зла и коварства. Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа. Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. Слово «демон» в переводе с греческого означает «душа». Он сравнивал его со страдающими одиноким человеком, который не находит себе места в этом мире.

Итак, 1890 году картина «Демон сидящий» была завершена. Но Врубель на этом не остановился. Он продолжал работать над полюбившимся образом. В начале XX века написал картину «Демон поверженный», но и после этого не успокоился. Образ мятежного существа не оставлял его. Художник, как зачарованный, работал над эскизами.

История создания картин «Демон»

Картина, которую написал Врубель («Демон сидящий»), была создана в 1891 году. Произведение появилось после того, как Михаил Александрович детально изучил творчество Лермонтова. К некоторым его работам он нарисовал чудесные картины, на одной из них и был изображен демон. Эскиз создавался в 1890 году, а ровно через 12 месяцев работа была завершена. Только в 1917 г. картина поступила в музей

Через некоторое время она стала привлекать к себе внимание, а сегодня считается настоящим шедевром. Вот так, под вдохновением от поэмы Лермонтова появилась на свет картина «Демон»

Помимо этого, Врубель написал еще множество чудесных работ, относящихся к данному блоку. Удивительно то, что разница в их написании — девять лет. Никто не знает, что стало причиной возобновления работы, но картина «Демон сидящий» была не последней. За ней последовала новая работа. В 1899 году, ровно через 9 лет, был представлен еще один шедевр, который создал Врубель – «Демон летящий».

Эта работа вызывала самые разнообразные эмоции у людей. Картина была закончена настоящим мастером, который усовершенствовал свою систему рисунка. На ней также был изображен главный герой, но уже с крыльями. Таким образом автор хотел передать, что постепенно чистая душа захватывается злом и нечистью. Демон изображен на холсте довольно четко, но в то же время размыто. Он пытается поглотить героя, который уже пошел у него на поводу. Автор долгое время улучшал свое творение, постоянно переделывая некоторые черты картины

Важно, что Врубель точно понимал, кто такой демон. Считается, что дьявол – это рогатое, коварное существо, способное переманить человека на свою сторону

Что же касается демона – то это энергия, способная захватить душу. Это чернь, которая обрекает человека на вечную борьбу, которая не закончится ни на небе, ни на земле. Именно это и хотел донести до публики Врубель. «Демон летящий» – отрицательный персонаж, который мешает людям проявить силу воли и оставаться на стороне добра, то есть быть справедливыми, честными, чистыми разумом и сердцем.

Лекция

16 января в 15.00 в Центральной районной библиотеке им. В.Г.

Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась лекция, посвященная 115-летию картины «Демон поверженный» Михаила Врубеля .

 Ведущая  мероприятия Алсу Юнусова рассказала участникам встречи о творческом своеобразии этого художника, а также об истории создания его необычной и во многом  мистической работы.

Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и… отталкивали современников.

Картина Михаила Врубеля «Демон поверженный» писалась в течение 1901-02 годов. Тема Демона была не чужда Врубелю, к этому времени художником были созданы уже три картины с его участием. Герой картины никак не отпускал своего создателя.

Врубель постоянно менял выражение лица Демона, даже когда картина уже была представлена публике, и никак не мог придти к окончательному варианту. Ему не хотелось, чтоб его героя жалели.

Именно поэтому на картине глаза Демона гневно сверкают.

Да, он повержен, тело его изломано, а крылья рассыпаны, на его венце отражается розовый свет потерянного рая, но все равно он не признает себя неправым.

Картина написана в оригинальном «врубелевском» стиле, похожем на мозаику. Этот эффект достигался благодаря широким мазкам, наложенным мастихином.

К сожалению, художник не задумывался о сохранности картины и поэтому добавлял в краски порошок бронзы, который придавал им особый блеск, но именно этот прием привел к тому, что картина со временем потемнела, и сейчас она выглядит намного хуже остальных работ художника.

Именно эта картина окончательно подорвала нервное состояние художника. Начался период острого нервного расстройства, которое в итоге и сгубило Мастера. Наказание ли это за любовь к столь темному персонажу со стороны светлых сил или плата тем же темным силам, за право изображать их – нам это, наверное, никогда не станет известным.

Стоит отметить, что Врубель  был первым, кто нарушил запрет на изображение нечистой силы на холсте. Все потому, что все художники, которые рисовали демонов, вскоре умирали. Именно поэтому существовало убеждение, что «играть с огнем», в данном случае с дьяволом, нельзя.

И каждый человек может составить собственное видение творчества гениального живописца и его героев, выработать собственное отношение к ним. Ясно одно: тематика, выбранная Врубелем, всегда остается актуальной.

В мире  всегда было и будет существовать противостояние зла и добра, света и тьмы, прекрасного и чудовищного.

Почему появились картины с демонами?

Работа над образом Демона была начата ещё в Киеве. Почему именно этот образ так привлёк великого художника и стал центральной линией, что проходит через всё его творчество?

Демон сидящий (1890)

Врубель был одержим идеей воссоздать образ Демона, как ангела, рождённого Богом, несущим в мир добро. В Одессе, куда художник уезжает лечить разбитое сердце, появляется его «Демон сидящий».

Картина была создана только с помощью двух красок, белил и сажи. Весь образ, с тёмным лицом, чёрными волосами и лиловым ртом, прямо кричит о демонической натуре. Врубелю как никому другому удалось гармонично сочетать на полотне тёплые и холодные мазки, которые составляют единый и сложный узор.

Иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон»

Прибывая в Москве первый год, М. И Врубель знакомится с литератором Петром Кончаловским. Именно он делает заказ юному художнику на иллюстрации к знаменитой поэме Михаила Лермонтова «Демон», которые стали художественным воплощением литературных строк поэта.

Голова Демона на фоне Кавказских гор

Но в этих иллюстрациях это уже не тот добрый дух, которого мы видели в «Демоне сидящем». Это алчный дух, жаждущий разрушить и подчинить себе всё на своём пути. Христианское добро превращается в иллюзию на фоне земных страстей.

Демон и Тамара (1891)

В 1891 году художник завершает работу над одной из своих самых известных картин «Тамара и Демон», которая имеет ещё одно название — «Не плачь, дитя, не плачь напрасно…». Эта ещё одна репродукция к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее.

Картина отличается от его других произведений. Она выполнена на светло-коричневой бумаге с использованием белил и чёрной акварели. Таким образом, с помощью наслоения теней, Врубелю удалось передать вечную жажду демонического к опустошению человеческих душ. Всё тёмное влечёт на бессознательном уровне, так и картина обладает магическим магнетизмом, который заставляет ею восторгаться людей разных поколений.

Пан (1899)

Считается, что эта картина появилась случайно, когда художник вместе с семьёй отдыхал в Орловской губернии. В планах было написание нескольких портретов своей жены, но попавшаяся в руки книга французского писателя А. Франсуа «Святой сатир», полностью поменяла намерения Врубеля.

На картине изображён необычный старец. В руках он держит флейту, ноги с копытами покрыты шерстью, а на голове у него видны рога. Но, глядя на полотно, нельзя сказать, что главный герой вызывает страх и вселяет ужас. Скорее, это просто дух леса, который не против поиграть с заблудившимися путниками.

Демон летящий (1899)

Ещё одно полотно, которому не было суждено увидеть свет — «Демон летящий». На картине изображён демон, летящий над заснеженными горами Кавказа. Абстрактная картина написана в тёмных коричневых тонах, а многие детали либо плохо прорисованы, либо вовсе отсутствуют.

По семейным обстоятельствам он отложил создание этой картины и перешёл к написанию финального произведения, ставшего впоследствии шедевром мировой живописи.

Демон поверженный (1902)

Завершает цикл «Демоны» картина с символическим названием. Врубелю удалось изобразить упавшего на скалы пораженного ангела — богоборца. Образ Демона предстаёт как поверженный, но не покорённый.

В начале 1902 года картина была представлена публике. Но художника не покидала мысль о незавершённости образа, именно поэтому он с какой-то одержимостью продолжал работать с красками и кистями прям на выставке. Именно в этот период близкие художника начали замечать, что у него проблемы с психикой.

РАСПЛАТА ЗА ГРЕХИ

В 1896 году его женой становится прима Мамонтовской оперы – певица Надежда Забела. На пятом году семейной жизни у них родился сын. У малютки были голубые глаза матери и уродливая «заячья губа». Врубель воспринимает это как расплату за свои грехи, и, несмотря на депрессию, пишет прекрасный портрет уродливого малютки-сына. Заметим, что жена Врубеля страдала приступами эпилепсии, что тоже могло послужить причиной врожденного дефекта у ребенка.

Летом и зимой 1900 года на Врубеля нахлынуло несметное богатство художественных идей, замыслы один пленительнее другого с такой необыкновенной яркостью возникали в его воображении, что он едва успевал переносить их на холст: «Сирень», «К ночи», «Царевна Лебедь», масса акварелей, эскизов декораций, архитектурные проекты, эскизы на мифологические сюжеты и многое другое. Врубель в состоянии повышенного настроения – гипомании – становился особенно продуктивным, что характерно многим творческим личностям. Только не будем забывать, что повышенная продуктивность вызывалась у него начальным этапом тяжелейшей болезни, первичным поражением мозга сифилитическим токсином. Задумываясь о своей судьбе, Врубель провидчески говорил друзьям, что его ждет «ужасная будущность».

А психические расстройства продолжали нарастать. Художник почти не ел, бросил умываться и бриться, перестал спать. Стоило ему задремать, как во сне являлся Демон и требовал немедленно становиться за мольберт. Некоторые сюжеты картин приходили в видениях, которые были «присланы ему покойной матерью». «Демон по- верженный» был закончен в декабре 1901 года. Женственно-хрупкое, бесполое существо синеватого цвета – словно мертвая ощипанная птица с изломанными крыльями – распростерто в ущелье. Но глаза Демона горят гневом. В исступленном, больном взгляде явно угадывается злобное нежелание смириться с поражением. Где Врубель нашел такие глаза и такой взгляд? В зеркале?Диагноз психиатра Прогрессивный паралич, шизофрения, шизоаффективное расстройство, маниакально-депрессивный психоз, онейроидные состояния сознания.

Сочинение по картине Демон поверженный Врубеля

М.А. Врубель написал свою знаменитую картину «Демон поверженный» в начале 20 века. На картине изображен побежденный демон, который лежит в пещере. Демон изможден, истощен, а его тело сплошь покрыто ссадинами и синяками.

Его крылья раскиданы в разные стороны. Демон изображен в неестественной позе, в позе существа, рухнувшего с огромной высоты.

С первого взгляда тело демона даже сложно увидеть, так как оно почти сливается со скальным пейзажем, который мастерски написал Врубель.

Около фигуры демона мы видим голубые струи воды. Художник создал впечатление, что демон вот-вот утонет, уйдет под воду навсегда.

Картина написана удивительными красками, полными контрастов. Здесь демона окружают яркие и темные краски, а в скалах можно увидеть золотые оттенки. Потоки воды сильно контрастируют со скалами. С помощью этого приема художник делает акцент на воде, заставляя нас представить, как демон уходит под воду. На картине мы видим и лиловый цвет, он делает картину более «тяжелой», пугающей, зловещей.

На заднем плане картины изображены горы, они написаны в светлых тонах. Такой контраст Врубель сделал не просто так. Таким образом, художник пытался сопоставить жизнь человека с его падением.

 Демон выглядит сломленным, его жалко, он побежден. Однако, сам автор картины вовсе не преследовал цели изобразить жалкого побежденного демона. Врубель стремиться нарисовать гордого, сильного, несломленного демона. Считается, что художник показал, что человек имеет много сильных качеств, которые приходится подавлять в себе под гнетом религии.

К сожалению, Врубелю не удалось воплотить свою идею в жизнь, перенести ее на холст. Образ демона вышел слабым и безумным. Это рухнувший демон, поверженный, переломанный.

«Демон Поверженный» — это апофеоз русского экспрессионизма. Врубелю удалось полно, эффектно и мощно воспроизвести внутреннюю драму человека.

Картина «Демон Поверженный» входит в цикл картин Врубеля, героями которых были демоны. В данный момент произведение можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Отзыв

Странная картина, в ней какая-то несоразмерность. Будто главный герой, тот самый демон, зажат между рамами. Туловище его направлено вниз, а голова повернута под пугающим углом. Присмотреться, так руки у него слишком уж вытянуты, заломлены, то же самое можно сказать про туловище… Хорошо, что это не человек нарисован, а демон.

Кожа у него серая… Или просто такое ощущение в сумерках? Но так как некоторые религиозные герои обладали светящейся или даже синей кожей, то ничего удивительного. Синие обрывки одежды сползли вниз по телу – вверх по картине. Вообще, они похожи на реки.

Выражение лица у демона задумчиво-суровое, скорей. По крайней мере, тут совсем нет никакой паники, страха, желания спастись. Кажется, что он что-то обдумывает. Глаза устремлены в пустоту – мимо зрителя, даже наверх. Возможно, что на вершину, откуда его сбросили.

Такое ощущение, что демон руками схватил голову, чтобы она не укатилась.

И сначала я подумал, что герой лежит на ковре с узором. Но откуда в горах такой ковёр? Вокруг горные вершины, мы видим закат. Но, наверное, это крылья демона, а узор похож на павлиньи перья. Может быть, это намёк на гордыню, за которую демон наказан. Он ведь был, как я слышал, богоборцем. И на картине как раз момент падения демона.

Вся картина выполнена в темных, холодных цветах. Многие цвета повторяются. Синие обрывки – в горах, золото на крыльях – в отблеске заката. Даже золотые полоски на крыльях от мрачности не спасают. Темное произведение.

Эту и ещё несколько картин Васнецов написал по мотивам поэмы Лермонтова. На этой, как я посмотрел, герой самый непропорциональный, странный. Но это и правильно. Демон ведь может менять обличье. Сейчас он ещё, буквально, не собрался.

Наверняка, ему не до того в этот момент, чтобы подобрать и сформировать себе приятную нашему глазу внешность.   

Меня картина удивляет, хорошо, что не пугает. Не всегда хочется её рассматривать, выискивать детали, слишком уж она мрачная.

`

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector