Московский спасский собор андроникова монастыря
Содержание:
- История собора
- В девяностых годах восстанавливают первоначальный образ храма
- Расписание богослужений
- Архитектура внутри храма
- Исторические вехи Андроникова монастыря
- Становление Андроникова монастыря
- Архитектура и убранство сооружения
- Монастырь в XX веке
- Архитектурный ансамбль собора
- Наружная архитектура
- Музей древнерусской культуры
- Богослужения и другие возможности посещения
История собора
За время существования собора он был свидетелем многих исторических событий и хранит немало тайн.
Первое деревянное здание
Существует предание, согласно которому появление Спасского собора связано с именем московского митрополита Алексия. В предании говорится об эпизоде, сыгравшем немаловажную роль в основании обители. Легенда гласит, что в 1357 году на пути из Константинополя корабль, на котором находился митрополит, попал в сильный шторм. Святитель Алексий неустанно молился, но шторм не утихал. Тогда он дал обет построить в Москве храм, посвященный Нерукотворному образу Спасителя, если останется жив. Шторм тут же прекратился. Было это Божьим проведением или стечением обстоятельств, но день возвращения митрополита совпал с празднованием церковного праздника Спаса Нерукотворного.
Никто точно не знает, когда построен собор, и какой он был. Предполагают, что в 1357 году было возведено первое здание собора. Изначально это была деревянная церковь, которая позже погибла во время пожара.
Место для строительства монастыря было выбрано неслучайно. Он основан на пересечении двух оживленных путей. Одна дорога, начинающаяся на площади у Рогожской заставы (ныне шоссе Энтузиастов), шла на восток, во Владимир и Нижний Новгород. Другая дорога, через Таганскую площадь, вела на юг, в Коломну, Рязань и дальше в Золотую Орду.
В память о бухте, в которой митрополит укрылся от бури, застигшей его при возвращении из Константинополя, один приток Яузы был назван Золотым Рожком, и позже одну из улиц Рогожской слободы переименовали в Золоторожский вал.
Возведение и основание каменного собора
После пожара на месте сгоревшего храма был выстроен каменный. Считается, что построен он в 1360—1380 гг. Между 1390 и 1427 годами собор был вновь перестроен. Белый камень («яузский известняк»), из которого он построен, добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. Новый белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представлял он собой небольшой однокупольный четырехстолпный храм.
Историческая судьба
Храм несколько раз горел. Во время нашествия Наполеона в 1812 году был разграблен и сильно пострадал от пожара, охватившего город: сгорел иконостас, обвалился купол. Но прочные каменные стены собора все же уцелели.
Реставрация и модернизация церкви
До 1850 года под руководством архитектора Герасимова продолжалась реставрация и модернизация церкви: был восстановлен купол, покрыта железом кровля, снова расписаны стены, установлен новый иконостас, достроена паперть и два боковых придела.
После Октябрьской революции монастырь упразднили. На его территории находился лагерь для заключенных. В 1922—1928 гг. в монастыре была колония для беспризорников. В 1928 году обитель была передана заводу «Серп и Молот», в зданиях монастыря, в том числе и в храмах, жили рабочие.
Несмотря на то, что собор неоднократно реставрировался, к XX веку он находился в плачевном состоянии. В 1934 году Спасскому храму грозил полный снос вместе с другими зданиями монастыря.
Ученым удалось провести основательное исследование, по результатам которого была доказана большая историческая и культурная значимость собора. В 1959—1960 годах он вновь был отреставрирован. Здание обновили, и был восстановлен его первоначальный облик. В 1989 году в Спасском соборе прошло первое богослужение. Сейчас собор действует как приходской храм.
Современное положение
Сегодня «Ансамбль Андроникова монастыря» — объект культурного наследия федерального значения.
Архитектурный ансамбль впечатляет своим величием, он напоминает старинный замок. Знаменит монастырь и тем, что здесь жил и творил Андрей Рублев, поэтому его называют колыбелью иконописи России.
В честь иконописца в 1985 году на территории монастыря, в парке возле Святых ворот был возведен памятник.
В 1990-х годах на территории храма были начаты раскопки, в результате которых обнаружены остатки первоначального пола из плинфы, древний престол и захоронения. Вполне возможно, что в этих могилах покоятся основатель монастыря Андроник Московский и его ученик Савва Московский.
В 2003 году в северо-западном секторе раскопок обнаружено еще одно захоронение. Выяснилось, что это останки двух мужчин, приблизительно 50-ти и 70-ти лет. Скорее всего, погребение является перезахоронением монахов. Судя по месту нахождения останков — на северо-запад от алтаря, предположительно, что это могилы святых иконописцев Андрея Рублева и Даниила. Но доказать это пока не удалось.
31 марта 2010 года монастырь Спасо-Андроников посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в нем малое повечерие.
В девяностых годах восстанавливают первоначальный образ храма
Еще через год в храме развернулась издательская деятельность и мастерская иконописцев. А в 1993 году фасадную часть собора украсили живописным образом Спаса Нерукотворного.
Подобный был здесь в древние времена и принадлежал кисти Андрея Рублева.
Чтобы выдержать храм в первоначальных традициях в этом же, 1993 году, было получено разрешение и открыты раскопочные работы по поиску места первого престола.
Памятная табличка художнику иконописцу Андрею Рублеву, последней работой которого была роспись Спасского собора Андроникова монастыря
Патриарх московский Алексий II одобрил розыскные работы и благословил приход на дальнейшие исследования, почтив храм личным присутствием.
Во время изысканий были найдены двенадцать резных каменных блоков первоначальной постройки и установлено, что работы проводились вблизи от месторождения известняка. Из такого же камня возводились здания московского Кремля.
Во время раскопок в храме были найдены мощи шести монахов XV века.
В 1995 году приходу передается, а в 2000-м реставрируется и восстанавливается здание монастырской часовни «Проща», ранее находившееся на улице Тульской.
По прошению прихода улице присваивается имя преподобного Сергия Радонежского. В часовне производятся панихиды и молебны, здесь же находится церковная лавка.
Получив право на земельный участок рядом с монастырем, в 2000 году приход начинает строительство храма во имя великого Князя Дмитрия Донского, который был освящен в 2015 году.
В том же году приобретается земля, где ранее был уничтожен колодец, ископанный игуменом Андроником на берегу Яузы. На этом месте сейчас установлен поклонный крест.
Расписание богослужений
Если вы относитесь к числу людей, приехавших в Москву, чтобы получить благословение от церковнослужителей, отстоять литургию в монастыре, то следует знать, в какие дни и когда будет возможно совершить эти действия. (см. о чем просят Спиридона Тримифунтского?)
Для прихожан Андроников монастырь открыт с понедельника по вторник и с пятницы по воскресение, и принимает гостей с 11:00 до 18:00. Но касса во все эти дни работает до 17:15.
В четверг время приема посетителей меняется, с 14:00 до 21:00.
В Монастыре вы сможете поставить свечи святым, попросить благословения у батюшки, помолиться за здравие или упокой родственников.
Архитектура внутри храма
Внутри храма четыре столба выглядят совершенно иначе. Они выполняют функцию построения внутреннего убранства, а именно делят помещение на три части.
Эти столбы держат цилиндрический свод. Он вместе с осевыми линиями выстраивает под куполом крест. Плоские и узкие выступы, располагающиеся вертикально, создают вид большого, высокого помещения. Это оптическая иллюзия.
Свободным зал делает отсутствие княжеских хоров (это совокупность внутренних балконов и открытых галерей).
Но данные особенности не делают собор совершенно пустым. Внутри человек видит остатки росписи на стенах. Эти шедевры русской иконописи принадлежали Андрею Рублеву, он занимался росписью монастыря в XV веке
Факт того, что эта историческая личность участвовала в оформлении церковного учреждения, говорит о важности для князей этой святыни
Последним человеком, занимавшимся убранством обители, был Даниил Черный. Он писал на фресках в Андрониковом монастыре в XVIII веке.
Узкие окна интересно играют со светом внутри храма. Световые вертикальные прорези в солнечную погоду создают равномерное освещение. Оно привносит во внутреннее убранство эффект чистоты, организованности и прозрачности. (см. Собор Василия Блаженного)На окнах имеется орнамент в виде цветов на ярко синем фоне.
Исторические вехи Андроникова монастыря
Практически с момента основания Андроников монастырь стал одним из крупнейших центров переписки книг. В монастыре существовала обширная библиотека, а развитие художественного книжного дела и иконописи превратило монастырь в центр культуры и искусства.
Окрестности монастыря представляли собой поселения ремесленников, обеспечивающих строительные и хозяйственные нужды растущего города. Недостатка в рабочей силе и притоке новых иноков монастырь не испытывал.
Однако значимость монастыря как политического и религиозного центра постепенно падала, чему немало поспособствовало полное разорение монастыря в 1571 году, во время нападения на Москву крымского хана Девлет-гирея. Серьёзный урон был нанесён монастырю и в 1611 году, во время польско-литовской оккупации Москвы.
Бурное строительство в Андрониковом монастыре началось в 1690-1691 годах
Внимание царицы Евдокии Лопухиной, обустроившей в монастыре фамильную усыпальницу Лопухиных, позволило возвести над трапезной собор Михаила Архангела, а также отстроить настоятельский и братские корпуса. Увы, опала царицы и её насильный постриг на следующие полвека поставили точку в дальнейшем развитии монастыря как архитектурного ансамбля.
В 1747—1756 годах монастырь обзавёлся каменными стенами. А в 1795—1803 годах над воротами по проекту архитектора Р.Казакова была выстроена колокольня высотой 73 метра, уступавшая по высоте лишь кремлёвской колокольне Ивана Великого
Андроников монастырь в XVIII веке уступал по роскоши и значению Новодевичьему монастырю, но в то же время оставался важной и достаточно пышной обителью
Башня Андроникова монастыря
Нашествие французов стало трагедией для Андроникова монастыря. Монастырь был полностью разорён, сожжён и порушен французской армией. Сгорела невывезенная часть библиотеки, весь архив, в том числе рукописные летописи, сгорел иконостас Спасского собора, а сам собор лишился главы и барабана. Предполагается, что уже частично зачищенные росписи собора окончательно погибли во время рокового пожара.
После краха 1812 года монастырь оставался в запустении. Лишь к 1850 году был проведён ремонт и реконструкция, после чего в монастыре расположилось духовное училище.
В 1918 году монастырь был упразднён, а на его территории была устроена одна из первых тюрем для политических противников новой власти. В 1922 году монастырь заселила колония беспризорников. С 1928 года здания и территория монастыря использовались во всевозможных целях, в том числе для организации общежития для рабочих, размещения общественных учреждений, разбивки складских бараков.
В 1927 году был уничтожен некрополь Андроникова монастыря, в 1929 году начался разбор колокольни, продолжавшийся три года.
Полный разбор грозил и всем остальным зданиям, но часть помещений занял Наркомат Обороны, проведённые исследования установили солидный возраст Спасского собора, и монастырь, постепенно ветшая, оставался, как теперь бы сказали, жилищно-офисным комплексом.
Фрагмент каменной плиты
В 1947 году академик И.Э.Грабарь вместе с рядом единомышленников предложил создать на территории Андроникова монастыря Музея древнерусской живописи. В год 800-летия Москвы была разыграна карта необходимости сохранения и реставрации старейшего здания столицы. Сталин подписал постановление о создании музея имени Андрея Рублёва. Однако фактическое открытие музея состоялось лишь в 1960-м году, да и то под давлением ЮНЕСКО, который объявил 1960-й «годом русского иконописца Андрея Рублева».
Спасский собор был вновь освящен в 1989 году, в нём возобновлены богослужения. Предложения о возвращении всего монастыря русской православной церкви, время от времени звучащие в прессе и СМИ самого разного уровня, встречают серьёзное общественное сопротивление. Да и нет в Москве другого такого места, где так гармонично соединялись бы и светское, и религиозное восхищение мастерством древних живописцев, живой историей, чудом пронесённой через века и все невероятные потрясения и катаклизмы.
Становление Андроникова монастыря
Настоятелем в новом монастыре стал один из любимейших учеников Сергия Радонежского монах Андроник, со временем причисленный православной церковью к лику святых, после чего монастырь и стал называться Спасо-Андрониковым.
Место, где стоит святая обитель, интересно и с исторической точки зрения.
По этой дороге можно было попасть из Первопрестольной вглубь России — Нижний Новгород и далее на Урал и в Сибирь. Со временем тракт стали называть Владимиркой, которая начиналась недалеко от Андроникова монастыря (сегодня — это Шоссе Энтузиастов).
История Спасо-Андроникова монастыря связана и с Куликовской битвой. Практически рядом с обителью благословил в поход войско Дмитрия Донского митрополит Киприан.
Побывали в монастыре, не с доброй миссией, литовские князья Ольгерд и Кейстут, а также Тохтамыша и Наполеон.
Именно солдаты последнего ворвались в сентябре 1812 года под покровом ночи в святую обитель и разграбили ее. Через пару дней в монастыре возник пожар, который перекинулся на территорию от горевшей и стоявшей по-соседству Сергиевской церкви.
После пожара французы разбили в Спасо-Андрониковом монастыре свой лагерь и в качестве дров начали использовать иконы.
В 1420 году, при игумене Александре, был возведен из камня Спасский собор, который занял место прежнего — деревянного. Расписывали его стены такие известные древнерусские иконописцы, как Даниил Черный и Андрей Рублев. Последний из них принял здесь постриг и продолжительное время оставался в обители, но уже как монах. Оба мастера умерли в этих стенах и были похоронены на территории монастыря (к сожалению, место захоронения утеряно).
Последним надгробную плиту видел, якобы, историк Миллер, посещавший Андроников монастырь в конце XVIII столетия.
Стоит отметить, что в давние годы рядом с обителью возник некрополь, где проводили погребение аристократической знати старой Москвы. Здесь упокоились родители и многочисленные родственники российской царицы Евдокии Лопухиной, представители именитых родов Барятинских и Трубецких. Надгробие над усыпальницей последних исполнил известный скульптор Иван Витали, чьи фонтаны до сих пор украшают современный город.
История Спасо-Андроникова монастыря связана и с именем протопопа Аввакума, который просидел в местном погребе без света и еды, к тому же закованный в цепи, трое суток, после чего был переведен уже в наземное помещение и удерживался там еще около трех месяцев.
В XVII столетии святая обитель стала «божедомской», т.е. здесь начали отпевать людей, которые умерли внезапно или насильственно.
В конце восемнадцатого столетия на территории монастыря была построена внушительных размеров надвратная колокольня. Автором это чуда стал архитектор Родион Родионович Казаков.
Первоначальный план строительства подразумевал, что колокольня будет превышать такое же строение в Кремле — колокольню Иван Великий, но Павел I не стал рушить старомосковскую традицию о высотности и повелел размер ее уменьшить.
Архитектура и убранство сооружения
Обитель, основанная учеником Сергия Радонежского, примечательна не только историческими фактами, но и красивой архитектурой.
Внешний вид
Спасский собор представляет собой небольшой крестово-купольный одноглавый четырехстолпный храм, который является одним из самых совершенных произведений раннемосковского зодчества. Святыня стоит на высоком белокаменном основании — подклете. Стены увенчаны несколькими рядами стрельчатых закомар. С запада, севера и юга расположены высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, обрамленными перспективными порталами. Над западным входом — «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне — алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из них имеет больший размер. Фасады разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах).
Основной объем Спасского собора — небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами:
- первый (нижний)— килевидные закомары;
- второй и третий — кокошники.
Завершает строение большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.
Внутреннее оформление
На всех стенах имеются окна, поэтому свет проникает сюда со всех сторон. Равномерное освещение храма придает ему волшебный вид. На стенах можно увидеть следы былой росписи — элементы зооморфных и растительных композиций.
К 650-летнему юбилею монастыря в иконостасе собора были установлены праздничные иконы. На северной стене — большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем»: впервые созданные образы святых игуменов монастыря.
Росписи Андрея Рублева
Согласно житию Сергия Радонежского, стены храма расписывали Андрей Рублев и Даниил, но из-за сильных повреждений от их росписи сохранились лишь фрагменты в простенках окон.
В некоторых источниках сказано, что Андрей Рублев с Даниилом Черным отправились в Москву специально для того, чтобы расписывать собор. Через несколько лет по прибытию в монастырь иконописец оставил этот мир и был там же похоронен. История гласит, что это была его последняя работа.
Монастырь в XX веке
Монастырь был закрыт советской властью в 1918 году. На его территории, наряду с Ивановским и Новоспасским монастырями, располагался до 1922 года один из первых концентрационных лагерей ВЧК для офицеров и политических противников новой власти, в лагере проводились массовые расстрелы. В 1922—1928 годах в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930—1940-х годах там располагались также учреждения наркомата обороны.
В 1929—1932 годах уничтожена колокольня монастыря, вторая по высоте в Москве после Колокольни Ивана Великого, 13 сентября 1927 года — некрополь Андроникова монастыря, где были похоронены Андрей Рублёв, воины, погибшие во время Северной войны 1700—1721 годов и Отечественной войны 1812 года, основатель русского театра Фёдор Волков, меценат Павел Демидов, представители многих дворянских родов: Лопухины, Толстые, Барятинские, Волконские, Аладьины, Щербатовы.
Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит Петру Барановскому и Г. Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы Петра Максимова и Бориса Огнева.
Спасский собор
Исследованиями Барановского и Максимова было впервые установлено, что после многочисленных переделок сохранился белокаменный Спасский собор Андроникова монастыря XV века.
Возрождение монастыря началось после Великой Отечественной войны, когда выяснилось, что собор монастыря — самое древнее сохранившееся здание Москвы (церковь Рождества Богородицы (Воскрешения Лазаря) в Кремле уцелела лишь до уровня хор). В 1947 году (в год 800-летия Москвы) инициативная группа во главе с академиком Игорем Грабарём обратилась к правительству с просьбой о создании на территории монастыря Музея древнерусской живописи. 10 декабря 1947 года председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин подписал постановление № 3974 о создании в Андрониковом монастыре историко-архитектурного заповедника имени Андрея Рублёва. Но в «хрущёвскую оттепель» работы по созданию музея-заповедника были заморожены, что вынудило авторитетных специалистов по древнерусской культуре Михаила Алпатова, Николая Воронина, Варвару Адрианову-Перетц, Дмитрия Лихачёва выступить с открытым письмом в газете «Правда» (№ 300, 26.10.1956).
В 1959—1960 годах произведена реставрация первоначальных форм Спасского собора, в том числе вызывающее споры восстановление формы утраченной главы и кокошников.
Спас из Гавшинки — самый древний экспонат Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре.
После повторного письма академиков Алпатова и Сергея Герасимова Никита Хрущёв был вынужден разрешить официальное открытие Музея Андрея Рублёва в 1960 году, который был объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублёва» в связи с 600-летием со дня его рождения. С 1985 года музей носит современное название — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР). В собрании музея находятся произведения иконописцев круга Дионисия и Андрея Рублёва и другие шедевры, в числе которых икона «Спас Вседержитель» первой половины XIII века.
В 1989 году Спасский собор был освящён, возобновлены богослужения. Позже вместо снесённой колокольни на территории упразднённого монастыря сооружена небольшая деревянная звонница.
В 1993 году под престолом Спасского собора обнаружено неизвестное захоронение, которое пока не идентифицировано. По утверждению Сергея Никитина, два из них с высокой долей вероятности принадлежат преподобным Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному.
Архитектурный ансамбль собора
В 1947 году Спасо-Андроникова обитель получила статус заповедника, и в архитектурный ансамбль вошли сохранившиеся постройки:
- Белокаменный Собор Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря, одно из древнейших сооружений города (восстановлен в формах, близких к первоначальным, в 1959—1960 годах). Является образцом древнерусского зодчества.
- Трапезные палаты, возведенные на территории в царствование Ивана III (1504—1506).
- Каменные стены и башни, построенные в XVII – XVIII столетиях.
- Двухэтажное строение Настоятельских покоев(1690).
- Трехъярусная Церковь, освещенная во имя Архангела Михаила. Изначально была построена двухъярусная трапезная, на первом ярусе располагались хозяйственные службы. Позже, в 90-х годах XVII века по инициативе царицы Евдокии возле трапезной палаты началось строительство церкви. Постройка выполнена в стиле барокко, но зодчим удалось выдержать сочетание стиля с трапезной, объединив две постройки одним карнизом. Однако из-за опалы и ссылки царицы работы приостановили, и только в 1739 году церковь была освящена. Храм отреставрировали в 1960 году, в нем находится родовая усыпальница Лопухиных.
- Здание братского корпуса (1763). Изначально он предназначался для размещения монахов. Сейчас здесь находится депозитарий музея.
- Здание духовного училища (1810—1814). Здесь проводились занятия для служителей церквей, одновременно проходили обучение около 100 учеников. Сейчас используется для музейных отделов.
По мнению специалистов, ни одно храмовое сооружение, не обладает столь совершенными пропорциями. Размеры монастыря оказали влияние на другие храмовые постройки, вся композиция смотрится очень гармонично.
Наружная архитектура
Собор выполнен в честь иконы Спаса Нерукотворного. Храм всем своим видом подтверждает то, как трепетно русские зодчие в древности подходили к созданию этого церковного сооружения.
Вид храма — церковно-купольный, это можно заметить сразу, рассматривая его с лицевой стороны. У обители имеется одна глава и четыре внутренних опоры.
Вся конструкция обители устремлена ввысь, что характерно для эпохи Василия I. Люди хотят быть ближе к богу, а церковь — их главный проводник к Небесным силам.
Силуэт храма напряженный, ожидающий. Это тоже связано со временем, когда был воздвигнут собор. Вся Русь ждала избавления от захватчиков с Востока.
Материал стен монастыря напоминает тот, из которого сооружался кремль. Это блоки из известняка, отшлифованные только с лицевой поверхности.
Верхняя часть обители, где расположен купол, внутри полая, выступающая в роли нежилого маленького помещения. Она нужна, чтобы держать крест и купол, выполненный в виде маленьких квадратов.
Завершает внешнее убранство стиль узких окон в порталах. Он характерен для Древней Руси, чтобы внутрь проникало малое количество света.
Музей древнерусской культуры
В 1960 году в монастырских зданиях открылся Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Она «хронологически» охватывает более семи столетий русской художественной культуры. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.
Музей, основанный в 1947 году, в годовщину 800-летия Москвы, со временем стал хранилищем и центром реставрации ветхих икон и фресок, собранных сюда из разрушенных храмов разных областей России. Сейчас коллекция музея насчитывает около 10000 экспонатов: иконы разных эпох, иконные оклады, старинные православные культовые атрибуты, редчайшие рукописные и старообрядческие печатные церковные книги и многие другие раритеты.
Гордость музея — произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные по заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты.
При музее работают клубы любителей древнерусского искусства для взрослых и детей, проходят лекции и экскурсии.
Богослужения и другие возможности посещения
В настоящее время монастырь не действует, поэтому посетить его можно в любое время. В соборе же ведутся регулярные церковные службы. Все зависит от цели визита. Для того чтобы ознакомиться с архитектурой, лучше приехать в то время, когда в храмах монастыря нет богослужений, паломникам стоит побывать здесь в праздничные дни.
А вот посетить музей можно только в определенное время:
- по средам экспозиции и выставки не работают;
- по вторникам и четвергам музей открыт с 14.00 до 21.00;
- в остальные дни график работы выставок: 11.00-18.00.
Монастырь и вся окружающая его территория необычайно красивые. Это отличное место для того, чтобы побыть в уединении и собраться с мыслями. Здесь действительно можно прочувствовать дух истории.