Кафедральный собор святых петра и павла (москва)

Литература

  • Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство. — М.: Готика, 1999. — 432 с. — ISBN 5-7834-0034-3.
  • Немецкая слобода // История московских районов : энциклопедия / под. ред. К. А. Аверьянова. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — С. 84—95. — 830 с. — ISBN 978-5-271-11122-8.
  • Протестантизм в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Сизова А. И. «Вы в душах зажгли наших свет…»: Об основателе Московской школы для слепых детей Генрихе Дикгофе. — М., 1998.
  • Томан И. Б. Памятники истории и культуры московских немцев. — М., 2013.
  • Цветаев, Дмитрий Владимирович. Книга первая. Протестантские церкви и духовенство // Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках : Исслед. Дм. Цветаева.. — М.: Унив. тип., 1886. — 462 с.
  • Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. — М., 1890.
  • Fechner A. Chronik der evangelischen Gemeinden in Moskau.. — M., 1876. — Т. 1—2.

Статьи

  • Бобылёв А. В. Московские евангелические благотворительные учреждения до революции // Наша Церковь. — 1996. — № 3-5. — С. 22—25.
  • Бобылёв А. В. Церковь святых Петра и Павла в Москве // Наша Церковь. — 1995. — № 1/2. — С. 49—52.
  • Бугров А. В. Бобылёв А. В. Первые лютеранские церкви: как они выглядели // Наша Церковь. — 1996. — № 1/2. — С. 35—39.
  • Бугров А. В. Пастор Иоганн Готфрид Грегори // Контакт. — 1995. — № 6. — С. 8.
  • Ломтев Д. Г. Россия органная: заказчики и производители инструментов. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология» // Вестник РГГУ. — 2010. — № 15 (58). — С. 211—223.
  • Томан И. Б. Немцы в Москве: опыт национального путеводителя // Московский журнал. — 1991. — № 10, 12.
  • Bobyljow A. V. Der deutsche Dom in Rußland (нем.) // Neues Leben. — 1994. — Nr. 41.

Орган

См. также: Органы Москвы

В 1892 году приход приобрёл новый 42-регистровый трехмануальный орган у известной немецкой из Людвигсбурга (нем. E.F. Walcker, Ludwigsburg), ставший лучшим концертным инструментом Москвы. При скромных размерах он не уступал ни по красоте, ни по техническим показателям органу Большого зала Московской консерватории. Будучи вдвое компактнее, немецкий инструмент «отставал» всего на 8 регистров. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в Новосибирский театр оперы и балета, где был уничтожен (частично пущен на металлолом, частично — на декорации).

Орган «W. Sauer» на хорах собора

В 1996 году возрожденной общине свв. Петра и Павла был передан исторический романтический орган . История этого органа начинается в лютеранской церкви св. Михаила в Немецкой слободе, в которой в 1898 году он был изначально установлен. В 1928 году, после закрытия церкви, орган был перенесён в 1-й Московский крематорий. В 2005 году (нем. Reinhard Hüfken) из Хальберштадта был произведен капитальный ремонт органа, после чего 2 декабря того же года, установленный в Кафедральном соборе орган вновь зазвучал.

Исторический орган лютеранского собора в Москве является одним из 4-х церковных органов в Москве и одним из старейших органов в России. По количеству регистров в настоящее время он занимает 6-е место в Москве, после органов, установленных в Доме музыки, Концертном зале им. П. И. Чайковского, Католическом соборе, Большом зале Московской консерватории и Баптистской церкви (бывшей Реформатской).

Кафедральный собор всегда играл важную роль не только в религиозной, но и в культурной жизни Москвы — в нём выступали выдающиеся российские и иностранные музыканты. В настоящее время орган сопровождает богослужения каждое воскресенье и праздники. В соборе регулярно проводятся концерты органной музыки, вокальные, инструментальные и хоровые концерты для взрослых и детей, а также международные музыкальные фестивали с участием российских и зарубежных исполнителей: Международный фестиваль искусств «Дорога в Рождество», «Музыка в изгнании», Международный Баховский фестиваль, музыкально-инсталляционный проект «Ночь в соборе», «Хоровые ассамблеи в Кафедральном» и др. Актуальная концертная программа представлена на официальном сайте Кафедрального cобора.

Диспозиция органа «Вильгельм Зауэр»

Диспозиция органа «Вильгельм Зауэр» (нем. Wilhelm Sauer)», Франкфурт-на-Одере, Германия, Opus 755, 1898 год.

16’
Principal 8’
Gamba 8’
Flöte 8’
Gedackt 8’
Viola d’amour 8’
Octave 4’
Rohrflöte 4’
Cornett 3—5 f.
Trompete 8’
16’
G.Principal 8’
Concertflöte 8’
Quintatön 8’
Dolce 8’
Gemshorn 4’
Traversflöte 4’
Mixtur 4 f.
Clarinette 8’
16’
Spitzflöte 8’
L.Gedackt 8’
Salizional 8’
Aeoline 8’
Voix-céleste 8’
Flauto dolce 4’
16’
Subbass 16’
Gedacktbass 16’
Octave 8’
Violoncelle 8’
Flöte 4’
Posaune 16’

33 регистра, 3 мануала и педаль (33/III/P).

Cистема кегельладе с пневматической игровой и регистровой трактурами.
Вспомогательные устройства:

  • копулы мануалов: III/II, III/I, II/I;
  • копулы к педали: III/P, II/P, I/P;
  • 2 свободные комбинации;
  • готовые комбинации: p, mf, f, Tutti, Rohrwerk ;
  • швеллер на III мануале;
  • Walze;
  • Walze ab.;
  • HR ab.

Самая музыкальная церковь

Архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви России Дитрих Брауэр часто видит экскурсионные группы, которые гиды
приводят к подножию собора. Причину, почему москвичей захватывает интерес к истории города, он объясняет так: «Люди заново открывают для себя Москву. Оказывается, есть столько сторон, которых ты
не знал, не ценил, – и вдруг перед тобой они впервые открываются или ты видишь хорошо знакомое совершенно иначе. Мне кажется, одной из таких сторон столицы является лютеранская церковь».

200 лет собор стоит на Ивановской горке, то есть в центре старой Москвы. Ивановская горка помнит многое: здесь столько культурных слоёв! До революции Москва почти
на 95 процентов была православным городом, на оставшиеся проценты приходилось многоконфессиональное разнообразие. И до сих пор рядом с православными храмами стоит синагога, и здесь же,
неподалёку, расположен центр лютеранского мира. «Москва принимала любого человека, она смотрела на его способности, помогала развить таланты», – уверен историк Павел Гнилорыбов.

В 1694 г. Пётр I заложил в Москве новую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, которую освятили в его присутствии на следующий год. Новый храм
просуществовал до 1812 г. и сгорел во время большого московского пожара. В 1817 г. приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, в Старосадском переулке. На средства короля Пруссии
Фридриха-Вильгельма III и при поддержке императора Александра I началась перестройка купленного дома под церковь (возвели купол и поставили крест). 18 августа 1819 г. её освятили.

В 1837-м в кирхе впервые зазвучал орган. Спустя несколько лет за инструментом музицировал 32-летний Ференц Лист. «Музыка и сейчас многих приводит сюда, – отмечает
П. Гнилорыбов. – Лютеранская церковь – самая музыкальная церковь среди всех представленных на территории России. Иногда орган выполняет миссионерскую роль не меньше, чем талантливая
проповедь».

Петропавловский приход стал крупнейшим среди протестантских приходов города. Статус Кафедрального собора лютеранская церковь свв. Петра и Павла в Москве получила
лишь в 1924 г. после переноса столицы из Петрограда в Москву. Но в первые годы советской власти из богатейшего собора изъяли ценности, уменьшилось количество прихожан, здание передали студии
«Диафильм», которая разделила пространство на несколько этажей, а интерьер был полностью утрачен. В 1990-е гг. руководство «Диафильма» выделило небольшое помещение для совершения богослужений.
Потом Правительство Москвы передало здание лютеранам. После­дующая реставрация шла долго. Однако возникло нынешнее здание, где каждый может найти что-то для себя, будь то музыка, искусство или
духовная составляющая.

В начале 2000-х гг. прошла реконструкция собора. В ноябре 2008-го, в 1-е воскресенье Адвента, во время торжественного богослужения состоялось освящение. В январе
2010-го восстановили шпиль, высота которого 62 метра.

Орган

Во время войны древний орган из собора перевезли в Новосибирск, в оперный театр. Там он был разобран, его основную часть отправили в металлолом, а некоторые детали использовали для декораций. Сегодня в храме напротив алтарной части установлен не менее ценный орган, который был изготовлен в 1898 году в крупнейшей организации по производству этих инструментов в Германии — на предприятии Вильгельма Зауэра.

Вначале он находился в московской церкви Св. Михаила. Когда в 1928 году ее закрыли, орган перенесли в Донской монастырь, где ему была уготовлена печальная участь – работа в зале крематория. В 2006 году Райнхардт Хюфкен, великолепный мастер из Германии, провел капитальный ремонт этого инструмента. Сегодня он великолепно звучит и во время богослужений, и на концертах органной музыки, которые проводятся в храме регулярно и вызывают огромный интерес москвичей.

Наставники

Собор Святого Петра и Павла (Москва) примечателен тем, что наставниками тут выступают не только мужчины, но и женщины. При этом сестры имеют в служении те же права, что и братья.

Женское служение в немецких церквях началось еще в XIX веке, однако Россия пришла к этому позже. В 90-е годы, во время активного восстановления структуры ЕЛЦ, была ординирована (рукоположена в священники) первая женщина – Инесса Тирбах. Сейчас ее место занимает Пропст Елена Бондаренко.

Подробнее о ней и других наставниках в таблице:


Собор Святого Петра и Павла, Москва. На фото наставник Дитрих Брауэр, назначенный в 2020 году.

Наставник Должность Введение в должность Факты биографии
Елена Бондаренко Пропост 16 декабря 2012 Родилась 19.09.1975 года в г. Самаре. Там же получила диплом филолога-германиста и переводчика. В 2006 году защитила диссертацию по германским языкам, прошла курсы углубленного изучения теологии и викариат в англиканской общине.
Дитрих Брауэр Архиепископ 8 февраля 2020 года Родился 03.01.1983 года в г. Владивостоке. Учился в Москве. С 2005 по 2010 год был пастором Гусевского региона. Весной 2011 года, по результатам голосования участников XVIII Синода был избран епископом. Осенью 2012 года по результатам голосования участников Синода стал исполнять обязанности Архиепископа.
Виктор Вебер Пастор Сентябрь 2013 года Родился 02.06.1975 года в г.Абакане. Получил теологическое и экономическое образование в Новосаратовке. Практиковался в Калининградском пропстве. Затем был переведен в Москву.
Артис Петерсон Пастор Ноябрь 2020 года Родился 18.11.1983 года в г. Даугавпилсе. Закончил Институт Святого Фомы и Новосаратовскую Теологическую Семинарию. Служил проповедником Центрального пропства лютеранской церкви.

Информация для посетителей

Уникальная акустика собора позволяет слушать музыкальные произведения с любого места в зале. Однако ввиду того, что большинство произведений сопровождается анимацией, проецирующейся на купол собора, лучшими считаются места, расположенные в центральном партере и на центральном балконе.

Неудобными местами считаются те, которые располагаются в боковых нефах партера и на боковых балконах и не позволяют видеть визуальную составляющую концертов. Они обозначены особым образом на схеме зала и стоят немного дешевле.

Вход на большинство концертов осуществляются по билетам, которые можно приобрести на официальном московском сайте заранее или купить у сотрудников непосредственно в день проведения мероприятия (но не позднее, чем за 60 мин до начала). Деньги, полученные сотрудниками собора за входные билеты, значатся как пожертвования Собору Святых апостолов Петра и Павла.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Комплекс зданий при соборе

Изображение
Описание
Богадельня

Адрес: Старосадский пер., 7/10, строение 2 и 4

Капелла, изначально часовня для отпевания умерших

Адрес: Старосадский пер., 7/10, строение 6 Архитектор: Ф. О. Шехтель Дата постройки: 1892 год
В советские годы она была закрыта вместе с собором. В мае 1992 года капелла была возвращена общине. Освобождение помещения от межэтажного перекрытия и восстановительные работы, начавшиеся в октябре того же года, проводила фирма «Стромас», которой помогали две бригады добровольцев из США. Капелла была освящена на Пасху 1993 года, строительные работы в ней были окончательно завершены в октябре того же года. Регулярные воскресные богослужения на русском и немецком языках в капелле совершались вплоть до осени 1998 года, а также во время строительных и реставрационных работ в соборе.

Ограда с воротами

Адрес: Старосадский пер., 7/10, строение 7 Дата постройки: 1892 год

Сторожка-дворницкая

Адрес: Старосадский пер., 7/10, строение 7

Дом причта

Адрес: Старосадский пер., 7/10, строение 8 Архитектор: А. Е. Вебер Дата постройки: 1880-е гг.
В здании также располагалась Московская консистория ЕЛЦ.

Покойницкая при часовне

Адрес: Старосадский пер., 7/10, строение 9

Петропавловское мужское училище

Адрес: Петроверигский пер., 6-8-10, строение 3Архитектор: О. В. фон Дессин Дата постройки: — гг.
В настоящее время в здании располагается ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Жилой дом преподавателей мужского училища

Адрес: Петроверигский пер., 6-8-10, строение 4 Архитектор: О. В. фон Дессин Дата постройки: 1912—1913 гг.

Петропавловское женское училище (красно-кирпичное здание)

Адрес: Колпачный пер., 12 (10/7, строение 1)
В советские годы здание было надстроено на два этажа.

Персоналии

Франц Лефорт — меценат общины, российский государственный и военный деятель, генерал-адмирал, сподвижник Петра I.

Пасторы

Иоганн Готфрид Грегори

Генрих фон Дикгоф

Теофил Мейер

  • 1626—1647 Якоб Нойенбург
  • 1648—1657 Иоаким (Иван) Якоби
  • 1657—1688 Иоганн Дитрих Фокерот
  • 1670—1675 Иоганн Готфрид Грегори
  • 1675—1682 Петр Ран
  • 1683—1695 Иоаким Майнке
  • 1695—1699 Франц Лоренс Шрадер
  • 1699—1721 Ульрих Томас Ролоф
  • 1700—1707 Юстус Самуил Шаршмидт
  • 1710—1711 Петр Штапенбек
  • 1715—1720 Иоганн Гассенштейн
  • 1720—1739 Иоганн Райхмудт
  • 1722—1725 Фирот
  • 1733—1743 Иоганн Нойнбауэр
  • 1743—1753 Иоганн Люткен (Лютке)
  • 1753—1775 Карл Готфрид Минау
  • 1776—1801 Иоганн Михаил Ерземский
  • 1776—1811 Вениамин Гайдеке
  • 1811—1842 Фридрих Христофор Юстус Гёринг
  • 1842—1862 Карл Генрих Вильгельм фон Дикгоф
  • 1858—1911 Генрих Генрихович фон Дикгоф
  • 1862—1866 Карл Фридрих Вильгельм Коссман
  • 1867 Фридрих Генрих Вильгельм Келлер
  • 1866—1901 Павел Виктор Гуго Эверт
  • 1869—1873 Иоганн Фердинанд Эмиль Берг
  • 1876—1888 Иоганнес Гершельман
  • 1887—1888 Карл Ирбе
  • 1888—1920 Оскар Фрей (пастор эстонской общины)
  • 1888—1890 Л. Кенигсфельд
  • 1890—1894 Вильгельм Эдуард Михаэль Ферманн
  • 1894—1895 Иоганс Парштраус
  • 1894—1895 Феликс Шпёрер
  • 1895—1901 Рихард Вальтер
  • 1895—1904 Константин Кох
  • 1907—1908 Александр Зигфрид
  • 1911—1928 Теофил Фёдорович Мейер
  • 1911—1921 Бруно Краузе
  • 1924—1932 Михаил Лаппинг
  • 1928—1936 Александр Штрек
  • 1992—1994 Гуннар Фолкхерр Отила фон Шлиппе
  • 1994—1996 Александр Васильевич Дроздов
  • 1994—1995 Иоганнес Лаунхард
  • 1995—1996 Мартин Бер
  • 1997—2001 Петер Ури
  • 1997—2011 Дмитрий Романович Лотов
  • 2003—2009 Готфрид Шпит
  • 2010—2011 Дитрих Эрихович фон Бюлов-Штернбек (урожд. Дмитрий Борисович Амусьев)
  • c 2011 Андрей Викторович Бобылёв

Органисты

  • 1872—1915 Иван Августович Бартц (нем. Johannes Bartz)
  • 1926—1936 Эрнст Хёршельманн (нем. Ernst Hörschelmann)
  • 2002—2011 Юлия Николаевна Лотова
  • 2011—2012 Дмитрий Феликсович Ушаков
  • c 2012 Ирина Шашкова-Петерсон

Известные члены общины

  • Лаврентий Алферьевич Блюментрост (1619—1705) — придворный медик; похоронен при церкви.
  • Иоганн Готфрид Грегори (1631—1675) — один из организаторов и режиссёров первого театра в России.
  • Лев Герасимович Кноп (1821—1894) — 1-й гильдии купец, представитель российского еврейского баронского рода, перешедшего в лютеранство.
  • Анна Ивановна Монс (1672 или 1675—1714) — фаворитка Петра I.
  • Борис Викторович Раушенбах (1915—2001) — один из основоположников российской космонавтики, академик АН СССР, академик РАН

На лезвии веков

Начало XX века община и церковь встретили богатыми, влиятельными институциями. Архитектурный ансамбль включал здания церкви, школы, больницы, приюта и обширный сад.

Октябрьский переворот 1917 года отсек двухвековую историю лютеранской церкви. Недвижимость и 18 килограммов драгоценностей экспроприировали Советы. Но четыре тысячи прихожан продолжали собираться на службы, а семинаристы — в учебные классы. Управлял ими 60-летний епископ. Только в 1936 году, будучи тяжелобольным, старик покинул СССР, вернулся в Германию.

В 1929 году начались первые аресты. Семинаристов и пастора выселили в деревню Мартышкино в 30 километрах от города. В Рождественский Сочельник 1937 года кирху закрыли, пастора с сыном арестовали и расстреляли. Остатки утвари экспроприировали. Так “Распятие” Брюллова попало в Русский музей, “Иисус” Гольбейна – в Эрмитаж.

Церковный орган, знавший руки Петра Чайковского, пытались пристроить в Московском концертном зале. Неудачно. И со временем инструмент исчез. По непроверенным данным, его детали отдали для строительства органа в Донецкой филармонии.

Зачищенное здание по-своему служило Советам. В нем размещались то склады театральных декораций, то овощехранилище, то студия кинохроники. Внутренние интерьеры потеряли лицо. А к 1962 году подверглись грубой переделке: в церкви открыли плавательный бассейн.

Заряд оптимизма

Сегодня церковная жизнь полностью возродилась: идут регулярные богослужения в соборе и капелле. Большим интересом у прихожан и гостей пользуются традиционные
служения. Проходят также конференции, концерты, лекции, семинары. Как раз в день юбилея в вечерней программе празднования значился концерт «Шедевры европейской духовной музыки»; зрителей ждали
произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Рахманинова… А утром ряды общины пополнили гости, поспевшие к началу богослужения после авиаперелётов и ночи в поезде, из Уфы, Питера, Самары, Оренбурга,
Калининграда, Саратова, Крыма. Люди приехали для участия в церковном дне на тему «Молодёжное служение в общине».

В тот же день в стенах крипты состоялась презентация памятного альбома «Собор святых Петра и Павла. 200 лет в Старосадском». На плотных глянцевых страницах прошлое
и будущее, великолепные иллюстрации дней сегодняшних и редкие архивные кадры. «Когда мы писали об этом, у нас в глазах стояли не балки, строительные леса, колокола и не отдельные архитектурные
элементы, – рассказывает член авторского коллектива П. Гнилорыбов. – Мы размышляли о людских судьбах, о сильных эмоциях. В книге есть рассказ о
выдающихся прихожанах XIX в. Он даёт большой заряд обоснованного жизненного оптимизма. Поражаешься, какие тихие, ежедневные подвиги совершали пасторы и прихожане собора Петра и Павла».

«Люди – это главное, – согласен пастор общины Кафедрального собора святых Петра и Павла Виктор Вебер. – В годы учёбы
в семинарии мы с друзьями размышляли о будущем нашей маленькой церкви, у которой мало пасторов и прихожан. Но спустя десятилетия я вижу, что приходят крещёные, некрещёные или крещённые в других
конфессиях люди, они интересуются нашей евангелическо-лютеранской традицией, и теперь я нисколько не сомневаюсь в прекрасном будущем общины».

Архитектор и внешняя отделка собора

Самобытная архитектура собора, выполненного в стиле эклектики с элементами модерна и неоготики по проекту В.А. Косова, отличает его от любых других церквей страны. Для внешней отделки фасада выбран необычный песочно-кремовый оттенок.

Центральный вход и декоративные элементы окрашены краской насыщенного шоколадного цвета. А главы выполнены в нейтральном ахроматическом тоне, который объединяет все цвета здания воедино

Портал привлекает внимание масштабным обрамлением с подробно разработанной орнаментацией и рельефной арочной дверью

Узкие оконные проемы разделены каменными переплетами и декорированы стрельчатыми арками. А главное окно в верхней части фасада украшено «готической розой» — традиционным симметричным ажурным переплетом узоров массверков.

По обеим сторонам остроконечной башни, достигающей 62 м в высоту, установлены красивые старинные часы. Над часами арочные проемы с богатыми каменными капителями, имитирующими кресты завитками листьев-акантов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector