Салтыков щедрин краткая биография

Книги очерков[править]

  • Губернские очерки, 1857 — первое крупное произведение Салтыкова
  • Невинные рассказы, 1863
  • Сатиры в прозе, 1863
  • Помпадуры и помпадурши, 1863—1874
  • Господа ташкентцы, 1869
  • Дневник провинциала в Петербурге, 1872
  • В больнице для умалишённых, 1873 — продолжение «Дневника провинциала в Петербурге»
  • Благонамеренные речи, 1876
  • Современная идиллия, 1877
  • Круглый год, 1879—1880
  • За рубежом, 1880
  • Письма к тётеньке, 1882
  • Мелочи жизни, 1887
  • Пошехонская старина. Окончание, 1888

Рассказыправить

  • Вяленая вобла, 1884
  • Чижиково горе, 1884
  • Годовщина, 1869
  • Добрая душа, 1869
  • Либерал, 1885
  • Испорченные дети, 1869
  • Коняга, 1885
  • Из «Пошехонских рассказов», 1884
    • Пошехонские реформаторы
    • Пошехонское «дело»
    • Фантастическое отрезвление
  • Для детей, 1869
    • Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил, 1869
    • Пропала совесть, 1869
    • Годовщина, 1869
    • Дикий помещик, 1869
    • Добрая душа, 1869
    • Испорченные дети, 1869

Сказкиправить

  • Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил, 1869
  • Годовщина, 1869
  • Пропала совесть, 1869
  • Дикий помещик, 1869
  • Премудрый пискарь, 1883
  • Самоотверженный заяц, 1883
  • Бедный волк, 1883
  • Добродетели и Пороки, 1884
  • Медведь на воеводстве, 1884
  • Обманщик-газетчик и легковерный читатель, 1884
  • Вяленая вобла, 1884
  • Орёл-меценат, 1884
  • Карась-идеалист, 1884
  • Игрушечного дела людишки, 1879, 1886
  • Чижиково горе, 1884
  • Верный Трезор, 1885
  • Недреманное око, конец 1885 или начало 1886
  • Дурак, 1885
  • Соседи, 1885
  • Здравомысленный заяц, 1885
  • Либерал, 1885
  • Баран-непомнящий, 1885
  • Коняга, 1855
  • Кисель, 1855
  • Праздный разговор, 1886
  • Деревенский пожар, 1885
  • Путём-дорогою, 1886
  • Богатырь, 1886
  • Гиена, 1886
  • Приключение с Крамольниковым, 1886
  • Христова ночь, 1886
  • Ворон-челобитчик, 1886
  • Рождественская сказка, 1886

Довольно сносная квартира

Все восемь лет вятской ссылки М. Е. Салтыков-Щедрин провел в одном и том же доме во второй части города на улице Вознесенской. Дом этот был построен в 1848 г. и принадлежал к усадьбе бывшего баварского фабриканта Иоганна Христиана Раша, переписавшегося в Вятке в мещанина. Салтыков арендовал весь дом — четыре комнаты и «людскую» — общей площадью около 120 м². В период ссылки с ним жили старый слуга («дядька») Платон и молодой камердинер Григорий. В письмах брату Салтыков назвал свое вятское пристанище «довольно сносной квартирой» и отмечал, что живет он достаточно скромно. Любопытно, что посмотреть именно этот дом искавшему жилье Салтыкову-Щедрину посоветовал вятский полицмейстер. Дом находился относительно недалеко от центра и от места службы Михаила Евграфовича, к тому же на тот момент он было абсолютно новым. То, что в здании до этого никто не проживал и он был чистым и опрятным, имело значение для приезжего ссыльного чиновника, родившегося и выросшего в богатой семье. Внутренняя планировка дома до сих пор сохранилась почти без изменений. Одна из комнат — сени; три комнаты занимал Салтыков; далее располагалась кухня и, наконец, людская, где помещались двое крепостных.

Дом в Вятке на Вознесенской улице, в котором М. Е. Салтыков проживал во время ссылки. Начало XX в.

Литература

Михаил Евграфович считается одним из самых ярких сатириков русской литературы, виртуозно владеющий эзоповым языком, романы и рассказы которого не утратили злободневности. Для историков произведения Салтыкова-Щедрина – это источник познания нравов и обычаев, распространенных в Российской империи 19 века. Перу писателя принадлежат такие термины, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».

По возвращении из ссылки Салтыков переработал опыт общения с чиновниками русской глубинки и под псевдонимом Николай Щедрин опубликовал цикл рассказов «Губернские очерки», воссоздав характерные типажи жителей России. Сочинения ждал большой успех, имя автора, впоследствии написавшего немало книг, в первую очередь будут связывать с «Очерками», исследователи творчества писателя назовут их знаковым этапом в развитии русской литературы.

В рассказах с особой теплотой описываются простые люди-работяги

Создавая образы дворян и чиновников, Михаил Евграфович вел речь не только об основах крепостного права, но и акцентировал внимание на моральной стороне представителей высшего сословия и нравственных основах государственности

Вершиной творчества русского прозаика считается «История одного города». Сатирический рассказ, полный аллегории и гротеска, современники оценили не сразу. Более того, автора поначалу обвинили в том, что он насмехается над обществом и пытается очернить исторические факты.

В главных героях-градоначальниках показана богатая палитра человеческих характеров и общественных устоев – взяточники, карьеристы, равнодушные, одержимые абсурдными целями, откровенные глупцы. Простой же народ выступает как слепо подчиняющаяся, готовая все стерпеть серая масса, которая действует решительно, только оказавшись на краю гибели.Такое малодушие и трусость Салтыков-Щедрин высмеял в «Премудром пискаре». Произведение, несмотря на то, что именуется сказкой, адресовано вовсе не детям. Философский смыл повествования о рыбе, наделенной человеческими качествами, заключен в том, что одинокое существование, замкнутое только на собственном благополучии – ничтожно.

Еще одна сказка для взрослых – «Дикий помещик», живое и веселое произведение с легким налетом цинизма, в котором простой народ-труженик открыто противопоставляется самодуру-помещику.

Литературное творчество Салтыкова-Щедрина получило дополнительную подпитку, когда прозаик начал работать в редакции журнала «Отечественные записки». Общее руководство изданием с 1868 года принадлежало поэту и публицисту Николаю Некрасову.

По личному приглашению последнего Михаил Евграфович возглавил первый отдел, занимающийся публикацией беллетристики и переводных произведений. Основная масса собственных сочинений Салтыкова-Щедрина также вышла на страницах «Записок».

В их числе — «Убежище Монрепо», по словам литературоведов – калька семейной жизни писателя, ставшего вице-губернатором, «Дневник провинциала в Петербурге» — книга о не переводящихся на Руси авантюристах, «Помпадуры и помпадурши», «Письма из провинции».

В 1880-м отдельной книгой опубликован эпохальный остросоциальный роман «Господа Головлевы» — повествование о семье, в которой главная цель – обогащение и праздный образ жизни, дети давно превратились в обузу для матери, в целом семья живет не по закону божьему и, не замечая того, движется к самоуничтожению. 

Великие цитаты Михаила Евграфовича

  • Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют.
  • Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.
  • Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.
  • Когда и какой бюрократ не был убежден, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать?
  • Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.
  • Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, — будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду.
  • Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении и так до смерти столбом и простоит.
  • Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.
  • Ну, у нас, брат, не так. У нас бы не только яблоки съели, а и ветки-то бы все обломали! У нас намеднись дядя Софрон мимо кружки с керосином шел — и тот весь выпил!
  • У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!
  • Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена — переходные.
  • — Mon cher, — говаривал Крутицын, — разделите сегодня все поровну, а завтра неравенство все-таки вступит в свои права.
  • Увы! Не прошло еще четверти часа, а уже мне показалось, что теперь самое настоящее время пить водку.
  • — Нынче, маменька, и без мужа все равно что с мужем живут. Нынче над предписаниями-то религии смеются. Дошли до куста, под кустом обвенчались — и дело в шляпе. Это у них гражданским браком называется.
  • Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд.
  • Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а все существенное изображалось самым мелким шрифтом.
  • Всякому безобразию свое приличие.
  • Цель издания законов двоякая: одни издаются для вящего народов и стран устроения, другие — для того чтобы законодатели не коснели в праздности.
  • Барышня спрашивают, для большого или малого декольте им шею мыть.
  • Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития.
  • Иллюстрация к произведению «История одного города».
  • Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы, а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит им одним.
  • — Кредит, — толковал он Коле Персианову, — это когда у тебя нет денег… понимаешь? Нет денег, и вдруг — клац! — они есть!
  • — Однако, mon cher, если потребуют уплаты? — картавил Коля.
  • — Чудак! Ты даже такой простой вещи не понимаешь! Надобно платить — ну, и опять кредит! Еще платить — еще кредит! Нынче все государства так живут!
  • Глупым, в грубом значении этого слова, Струнникова назвать было нельзя, но и умен он был лишь настолько, чтобы, как говорится, сальных свечей не есть и стеклом не утираться.
  • В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков.
  • Один принимает у себя другого и думает: «С каким бы я наслаждением вышвырнул тебя, курицына сына, за окно, кабы…», — а другой сидит и тоже думает: «С каким бы я наслаждением плюнул тебе, гнусному пыжику, в лицо, кабы…» Представьте себе, что этого «кабы» не существует, — какой обмен мыслей вдруг произошел бы между собеседниками!
  • Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари.
  • В словах «ни в чем не замечен» уже заключается целая репутация, которая никак не позволит человеку бесследно погрузиться в пучину абсолютной безвестности.
  • Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство».
  • Страшно, когда человек говорит и не знаешь, зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда-нибудь.
  • Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении.

Ранние годы сатирика

Михаил Салтыков-Щедрин – гениальный писатель XIX века, отметившийся в русской литературе как великолепный сатирик, высмеивающий пороки общества. У его родителей были дворянские корни. Образование, будучи совсем маленьким, он получал дома. Гораздо позже он стал использовать псевдоним – Николай Щедрин.

Мать и отец Михаила

Его отец был старше матери на 25 лет. В семье было 6 детей (3 девочки и 3 мальчика). Хозяйка дома, Ольга Михайловна, была человеком властным и в случае чего могла «угостить» детей розгами, поэтому обстановка в доме была неспокойной. По воспоминаниям очевидцев, будущий писатель ненавидел свою мать.

Михаил в детские годы

Это интересно: Рыцари

Вятская ссылка

За 9 дней на лошадях Салтыков проделал более полутора тысяч километров. Почти весь путь писатель был в каком-то оцепенении, совершенно не понимая – куда и зачем он едет. 7 мая 1848 года тройка почтовых лошадей въехала в Вятку, и Салтыков понял, что нет никакой случайности или ошибки и в этом городе он будет находиться до тех пор, пока пожелает того государь.

Службу он начинает простым писцом. Писатель категорически не может смириться со своим положением. Он просит мать и брата похлопотать за него, пишет письма влиятельным друзьям в столицу. Все прошения родственников Николай I отклоняет. Но благодаря письмам влиятельных людей из Петербурга губернатор Вятки более пристально и доброжелательно приглядывается к ссыльному писателю. В ноябре того же года ему дают должность старшего чиновника особых поручений при губернаторе.

Салтыков проводит огромную работу, помогая губернатору. Приводит в порядок многие запутанные дела, требовательно относится к чиновникам.

В 1849 году составляет отчёт по губернии, который предоставляется не только министру, но и царю. Пишет прошение на отпуск в родные места. Снова отправляют прошение царю его родители. Но всё оказывается безуспешным. Может быть, даже и к лучшему. Потому что именно в это время проходят суды над петрашевцами, некоторые из которых закончились казнью. А Салтыков в конце мая по представлению губернатора становится правителем его канцелярии.

К началу 1850 года писатель получает поручение от самого министра внутренних дел – провести инвентаризацию недвижимого имущества городов Вятской губернии и подготовить свои соображения к улучшению общественных и хозяйственных дел. Салтыков сделал всё, что возможно. С августа 1850 года его назначают советником губернского правления.

В последующие годы сам Салтыков, его родные и друзья, вятские губернаторы (А.И.Середа и следующий за ним Н.Н.Семёнов), оренбургский генерал-губернатор В.А.Перовский и даже генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьёв обращались к царю с ходатайствами о смягчении участи Салтыкова, но Николай I был непреклонен.

За время вятской ссылки Михаил Евграфович подготовил и провёл сельскохозяйственную выставку, написал несколько годовых отчётов для губернаторов, провёл ряд серьёзных расследований по нарушениям законов. Он старался работать как можно больше, чтобы забывать окружающую его действительность и сплетни провинциальных чиновников. С 1852 года жить стало несколько легче, он влюбился в 15-летнию дочь вице-губернатора, которая позже станет его женой. Жизнь перестала представляться в сплошном чёрном цвете. Салтыков даже занялся переводами из Вивьена, Токвиля и Шерюеля. В апреле этого же года он получил звание коллежского асессора.

В 1853 году писателю удалось добиться небольшого отпуска в родные места. Приехав домой, он понимает, что родственные и дружеские связи во многом нарушены, и возвращения его из ссылки почти никто не ждёт.

18 февраля 1855 года умер Николай I. Но о Михаиле Евграфовиче никто не вспоминает. И только случай помогает ему получить разрешение на выезд из Вятки. В город по государственным делам прибывает семейство Ланских, глава которого был братом нового министра внутренних дел. Познакомившись с Салтыковым и, проникнувшись горячим сочувствием к его судьбе, Пётр Петрович пишет брату письмо с просьбой о заступничестве за писателя.

12 ноября Салтыков едет в очередную командировку по губернии. В этот же день министр внутренних дел выходит с докладом к императору о судьбе Салтыкова.

Александр II даёт высочайшее разрешение – Салтыкову жить и служить, где пожелает.

24 декабря 1855 года Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин выехал из Вятки в родные края.

Смысл названия

Гротеск присутствует даже в самом названии произведения. Именно «История», а не повесть. Ведь автор — архивариус — не просто ведет хронику, а рассказывает историю, наглядно демонстрируя все закономерности и систему образования и развития города. Эти жалкие записи он считает летописями, достойными уважения, если не сказать, преклонения перед начальниками, гордо именует их «Историей». А в продолжении названия: «одного города» (не Глупова, а неизвестно пока какого) можно заметить некое обобщение. Все сказанное относится не только к Глупову, но и к другим местам. Ехидный намек адресован именно России. Этот гротескный смысл и заключен в названии произведения.

Сам город был назван первым градоначальником, призванным править туда по просьбе самих жителей – головотяпов (были так названы, потому что «тяпали» головой о землю). Подобное название было присвоено городу за глупость его жителей, которые не могли сами править из-за невежества и намеренно ограничили свою свободу.

Рецензии[править]

  • География в эстампах… С. Петербург. 1847; Курс физической географии… С. Петербург. 1847
  • Руководство к первоначальному изучению всеобщей истории… Спб. 1847
  • Несколько слов о военном красноречии… С.-Петербург. 1847
  • Логика. Соч. профессора… Зубовского. Санкт-Петербург
  • Григорий Александрович Потемкин. Историческая повесть для детей… Санкт-Петербург… 1848
  • Александр Васильевич Суворов-Рымникский. Историческая повесть для детей… Санкт-Петербург. 1848. Саардамский плотник. Повесть для детей… Санкт-Петербург. 1847
  • Первоначальный учитель… Одесса… 1848
  • Подарок детям на праздник… Санкт-Петербург. 1848
  • Рассказы детям из древнего мира… Санкт-Петербург. 1848

Канцелярия военного министерства. Первые повести

Портрет Салтыкова-Щедрина, художник Иван Крамской.

В начале сентября этого же года Салтыков подписал обязательство о том, что он не является членом какого-либо тайного общества и ни при каких обстоятельствах не будет вступать в какое-либо из них.

После этого он был принят на службу в канцелярию военного министерства, где обязан был прослужить после лицея 6 лет.

Салтыкова тяготила бюрократическая служба, он мечтал заниматься только литературой. «Отдушиной» в его жизни становится театр и в особенности итальянская опера. Литературные и политические порывы он «выплёскивает» на вечерах, которые организует в своём доме Михаил Петрашевский. Душою он примыкает к западникам, но тем, которые проповедуют идеи французских социалистов-утопистов.

Недовольство своей жизнью, идеи петрашевцев и мечты о всеобщем равенстве приводят к тому, что Михаил Евграфович пишет две повести, которые круто изменят его жизнь и возможно – именно они повернут творчество писателя в том направлении, в котором он остался известен и поныне. В 1847 году он напишет «Противоречия», в следующем году – «Запутанное дело». И хотя приятели не советовали писателю их публиковать, они, одна за другой, появились в журнале «Отечественные записки».

Салтыков не мог знать, что в дни подготовки к печати второй повести, шеф жандармов граф А.Ф.Орлов представил царю доклад именно о журналах «Современник» и «Отечественные записки», где говорил о том, что они имеют вредное направление, на что монарх повелел создать особый комитет для строгого надзора именно за этими журналами.

Обычно медленная бюрократическая машина самодержавной власти сработала на этот раз очень быстро. Не прошло и трёх недель (28 апреля 1848 года), как молодой чиновник канцелярии Военного министерства, мыслитель, полный радостных надежд Салтыков был отправлен сначала на петербургскую гауптвахту, а затем – в ссылку в далёкий город Вятку.

Ссылка за «ерунду»

Судьбоносным в жизни Салтыкова стало знакомство с революционным деятелем М. В. Буташевичем-Петрашевским, с которым Михаил Евграфович учился в Царскосельском лицее. Петрашевский пригласил Салтыкова побывать на своих знаменитых «пятницах» — еженедельных собраниях, на которых обсуждались актуальные политические вопросы. Постепенно Салтыков проникся либеральными идеями и под их влиянием создал повесть «Запутанное дело». Повесть содержала определенную степень вольнодумства, что в период правления Николая I преследовалось жестоко и решительно со стороны царской администрации, на которую сильнейшее впечатление оказала Февральская французская революция. Более того, обстоятельства совпали для Михаила Евграфовича крайне неудачно. Важнейшим в судьбе начинающего писателя был разговор, который случился на одном из светских раутов между начальником Салтыкова в военном министерстве А. И. Чернышевым и Николаем I. Император попенял Чернышеву: «И что это твои служащие таким бумагомарательством занимаются?» Несмотря на то что фраза эта была сказана императором больше в шутку, Чернышев довольно серьезно воспринял данные слова, видимо, посчитав себя публично опозоренным. Впоследствии Чернышев стал одним из тех, кто активно настаивал на том, чтобы Салтыков понес жестокое наказание за свою повесть. Изначально он даже предложил сослать Салтыкова рядовым на Кавказ, но здесь уже Николай пожурил Чернышева за излишнее рвение и сказал: «Но ты уж что-то чересчур тут стараешься». Так в 1848 г. Салтыков оказался в Вятке. Интересно, что саму повесть «Запутанное дело» он очень не любил и уже потом, спустя годы, однажды заметил в частной беседе: «И дернул же меня черт написать такую ерунду».

Михаил Салтыков в 1850-х годах.

Краткая биография Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков родился 15 января 1826 г. в деревне Спас-Угол, Тверской губернии. Интересно, что вторая часть его фамилии (Щедрин) является его псевдонимом.

Рос Михаил в образованной дворянской семье.

Его отец, Евграф Васильевич, работал коллежским советником. Мать, Ольга Михайловна, была дочерью богатого дворянина.

Кроме Михаила, в семье Салтыковых родилось еще 2 мальчика и 3 девочки.

Детство и юность

Несмотря на то, что будущий литератор был с малых лет окружен любовью и заботой, он не очень хорошо отзывался о своем детстве. В частности, он не любил свою мать, которая была властной и строгой женщиной.

По воспоминаниям Салтыкова-Щедрина, именно из-за нее в их семействе часто возникали скандалы.

В юном возрасте ему удалось выучить немецкий и французский языки, а также изучить разные науки.

Полученные знания пригодились ему в биографии и помогли успешно сдать экзамены в Московский дворянский институт, где он получал хорошие оценки.

После этого Михаил продолжил учебу в престижном Царском лицее, в котором училась «золотая молодежь» России.

Пожалуй, самым известным его выпускником был Александр Пушкин.

Во время учебы в лицее, Салтыков-Щедрин перестал следить за своей внешностью, начал ругаться, курить, а также часто попадал в карцер за недостойное поведение.

В результате, студент окончил лицей в чине коллежского секретаря. Интересно, что именно в данный период биографии он попробовал написать свои первые произведения.

После этого Михаил начал работать в канцелярии военного ведомства. Он продолжал заниматься писательской деятельностью и серьезно заинтересовался работами французских социалистов.

Работа в МВД. «Губернские очерки»

В феврале следующего года писателя принимают на службу в Министерство внутренних дел, в июне – назначают при министре чиновником по особым поручениям и через месяц посылают в Тверскую и Владимирскую губернии для проверки работы комитетов ополчения. В министерстве в это время (1856-1858 года) также проводится большая работа по подготовке крестьянской реформы.

Впечатления о работе чиновников в провинции, часто не просто неэффективной, но и откровенно преступной, о неэффективности законов, регулирующих экономику деревни и откровенной невежественности местных «вершителей судеб» нашли своё блестящее отражения в «Губернских очерках» Салтыкова, опубликованных им в журнале «Русский вестник» в 1856-1857 годах под псевдонимом Щедрин. Имя его стало широко известным.

«Губернские очерки» выдержали несколько изданий и положили начало особому виду литературы, получившей название «обличительной». Но главным в них было не столько показ злоупотреблений на службе, сколько «обрисовка» особой психологии чиновников, как на службе, так и в быту.

Салтыков-Щедрин писал очерки в эпоху реформ Александра II, когда возродилась надежда интеллигенции на возможность глубинных преобразований в обществе и духовном мире человека. Писатель надеялся, что его обличительное произведение послужит борьбе с отсталостью и пороками общества, а значит поможет изменить жизнь к лучшему.

Проблемы

Проблематика произведения богата проблемными вопросами из политической, социальной и нравственной сфер человеческого бытия.

  • Главная проблема в «Истории одного города» — власть и народ. Тирания никогда не возникает без рабства, это две стороны одной медали. Писатель подчеркнул это, изображая призвание на княжение в первых главах. Глуповцы сами отдали себя на растерзание диктаторам, они же всегда поддерживали любую причуду градоначальника. То есть изначально отношения власти и народа сложились неправильно, противоестественно. Это доказывается теми периодами из истории, когда градоначальники ничего не делали, а город становился богаче. Только тогда люди и процветали, ведь им не мешали этого делать. Раскрывая эту основную проблему книги, автор возложил ответственность за происходящее именно на народ, который мог бы снести угнетающую его силу, но предпочитал слепо идти у нее на поводу. Власть же – продукт самого общества, она отвечает на его социальные запросы.
  • Невежество. Люди не восставали против нищеты и несправедливости, потому что не знали, что может быть по-другому. Им не хватало образования, чтобы ощутить потребность в свободе. Это всячески подчеркивает автор, изображая гротескные проявления невежества жителей Глупова: князь, взявший на себя опеку над просителями, дал им такое говорящее название, упрекая их в том, что они искали неволи, намеренно отказываясь от независимости.
  • Жестокость и насилие. В периоды бунтов и смут смерть вторгалась в обезумевший город: гибли десятки жителей, но другие люди проходили мимо их трупов спокойно. Агрессия и ее жертвы стали обычными явлениями для глуповцев. Это и есть социальное последствие тирании: если руководители города в грош не ставят благополучие и безопасность народа, то и сами граждане будут без жалости истреблять себе подобных, потому что цена человеческой жизни упадет до минимума.

Литература

Михаил Евграфович считается одним из самых ярких сатириков русской литературы, виртуозно владеющий эзоповым языком, романы и рассказы которого не утратили злободневности. Для историков произведения Салтыкова-Щедрина – это источник познания нравов и обычаев, распространенных в Российской империи 19 века. Перу писателя принадлежат такие термины, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».

Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина

По возвращении из ссылки Салтыков переработал опыт общения с чиновниками русской глубинки и под псевдонимом Николай Щедрин опубликовал цикл рассказов «Губернские очерки», воссоздав характерные типажи жителей России. Сочинения ждал большой успех, имя автора, впоследствии написавшего немало книг, в первую очередь будут связывать с «Очерками», исследователи творчества писателя назовут их знаковым этапом в развитии русской литературы.

В рассказах с особой теплотой описываются простые люди-работяги

Создавая образы дворян и чиновников, Михаил Евграфович вел речь не только об основах крепостного права, но и акцентировал внимание на моральной стороне представителей высшего сословия и нравственных основах государственности

Иллюстрации к книгам Михаила Салтыкова-Щедрина

Вершиной творчества русского прозаика считается «История одного города». Сатирический рассказ, полный аллегории и гротеска, современники оценили не сразу. Более того, автора поначалу обвинили в том, что он насмехается над обществом и пытается очернить исторические факты.

В главных героях-градоначальниках показана богатая палитра человеческих характеров и общественных устоев – взяточники, карьеристы, равнодушные, одержимые абсурдными целями, откровенные глупцы. Простой же народ выступает как слепо подчиняющаяся, готовая все стерпеть серая масса, которая действует решительно, только оказавшись на краю гибели.

Михаил Салтыков-Щедрин

Такое малодушие и трусость Салтыков-Щедрин высмеял в «Премудром пискаре». Произведение, несмотря на то, что именуется сказкой, адресовано вовсе не детям. Философский смыл повествования о рыбе, наделенной человеческими качествами, заключен в том, что одинокое существование, замкнутое только на собственном благополучии – ничтожно.

Еще одна сказка для взрослых – «Дикий помещик», живое и веселое произведение с легким налетом цинизма, в котором простой народ-труженик открыто противопоставляется самодуру-помещику.

Михаил Салтыков-Щедрин и Николай Некрасов

Литературное творчество Салтыкова-Щедрина получило дополнительную подпитку, когда прозаик начал работать в редакции журнала «Отечественные записки». Общее руководство изданием с 1868 года принадлежало поэту и публицисту Николаю Некрасову.

По личному приглашению последнего Михаил Евграфович возглавил первый отдел, занимающийся публикацией беллетристики и переводных произведений. Основная масса собственных сочинений Салтыкова-Щедрина также вышла на страницах «Записок».

Памятник Михаилу Салтыкову-Щедрину в Рязани

В их числе — «Убежище Монрепо», по словам литературоведов – калька семейной жизни писателя, ставшего вице-губернатором, «Дневник провинциала в Петербурге» — книга о не переводящихся на Руси авантюристах, «Помпадуры и помпадурши», «Письма из провинции».

В 1880-м отдельной книгой опубликован эпохальный остросоциальный роман «Господа Головлевы» — повествование о семье, в которой главная цель – обогащение и праздный образ жизни, дети давно превратились в обузу для матери, в целом семья живет не по закону божьему и, не замечая того, движется к самоуничтожению.

Основные творческие достижения

  • К моменту поступления в Московский дворянский институт маленький Миша знал несколько иностранных языков, а также блестяще владел остальными науками.
  • После этого, мальчику, проявившему старательность и прилежность, улыбнулась удача – его перевели в Царскосельский лицей, где и он и начал писать стихи и рассказы. Однако там он не обзавёлся близкими друзьями и товарищами из-за скверного бунтарского характера.
  • Окончив лицей в 1844 году, Михаил получил секретарский вместо высшего ранга. К своему выпуску он уже имел несколько опубликованных стихотворений.
  • Летом 1844 года он устроился работать секретарём в военную канцелярию. В это время он продолжает сочинять рассказы.
  • Осенью 1847 года он пишет повести «Противоречия» и «Запутанное дело». Однако, опубликовав их в «Отечественных записках» — журнале, который находился в то время под строгой цензурой, писатель был наказан ссылкой в Вятку.
  • В провинции он не ленится и тщательно изучает историю России, занимается переводами, общается с простым народом. После того, как на трон вступил Александр II, Пётр Ланской вместе с братом (министром внутренних дел) походатайствовали насчёт возвращения Михаила обратно в Петербург.
  • В 1855 году писатель возвращается обратно и начинает вплотную заниматься писательской деятельностью. Публикует первый цикл рассказов «Губернские очерки», в которых с большой любовью оказываются воссозданы образы простых трудяг, а также создаются карикатурные образы чиновников и повествуется о моральных принципах высшего общества. Рассказы приобрели огромную популярность. Историки, изучающие жизнь и творчество великого писателя, назовут этот период знаковым для развития русской культуры и литературы.
  • В 1858 году он стал вице-губернатором города Рязани.
  • В 1860 году был переведён в Тверь в этой же должности. Этот период отмечается его сотрудничеством с такими журналами как «Русский вестник», «Московский вестник», «Библиотека для чтения», «Современник».
  • В 1862 году писатель пытается открыть собственный литературный журнал, но когда проект терпит неудачу, и Салтыков-Щедрин возвращается в Санкт-Петербург.
  • Затем Салтыков-Щедрин периодически работает в журнале «Современник», однако вскоре возвращается обратно на службу из-за низкой заработной платы.
  • 1864 год отмечается для писателя назначением в чин председателя Пензенской казённой палаты, затем в этой же должности он работает в Туле.
  • Вплоть до 1867 года он работает главой этой же палаты, но уже в Рязани.
  • Самые свои знаменитые повести он пишет в 1868 году: «История одного города», «Дневник провинциала в Петербурге», «Пошехонская старина». Примечательно, что первая повесть была воспринята обществом отрицательно, и лишь позже приобрела своих сторонников.
  • С 1868 года творчество писателя играет новыми красками, поскольку он начинает работать в журнале «Отечественные записки» в качестве главы одного из отделов, который занимался беллетристикой и переводом произведений. В эти года на страницах журнала выходит множество его карикатурных и сатирических произведений, высмеивающих общество и его порядки («Убежище Монрепо», «Помпадуры и помпадурши» и т.д.)
  • В 1880 происходит публикация книги «Господа Головлевы», повествующей о людях, которые, сами того не ведая, встали на путь самоуничтожения.
  • «Отечественные записки» были закрыты в 1884 году. Это сильно подорвало здоровье уже немолодого писателя, которого, как и всех членов журнала, обвинили в распространении вредоносных идей, разрушающих общество.
  • Михаил Салтыков-Щедрин скончался после продолжительной болезни и осложнений, которые вызвала обычная простуда.

Личная жизнь

С будущей женой писатель познакомился, когда был сослан в ссылку. Молодые люди понравились друг другу, Елизавета оказалась родной дочерью начальника писателя.

Елизавета Аполлоновна

К сожалению, они поженились не сразу, потому что отца Елизаветы перевели на службу в другой город, и вся семья была вынуждена последовать за ним. Михаилу же было запрещено покидать пределы области, в которой он был заточен. Против брака была и мать великого писателя. Она считала Елизавету чересчур молодой и была недовольна тем, что за ней дают небольшое приданое.

Однако молодые люди всё же поженились. Отношения в семье были сложные, супруги были совсем разными по характеру и темпераменту, и интересовались разными вещами. Михаил был суров нравом, пылкостью и прямотой пугал всех домашних, любил крепко выругаться. Елизавета же была мягкой кокеткой, не слишком вникала в науку и любила красиво жить. Супруг мог обеспечить её всем, но считал её образ жизни расточительным.

Однако супруги прожили всю жизнь. Елизавета Аполлоновна переписывала повести супруга, исправно вела хозяйство, а после того, как умер Салтыков-Щедрин, смогла с умом распорядиться оставленным им завещанием, поэтому домашние никогда больше не нуждались в деньгах. У великого писателя и его супруги родилось двое детей: сын Константин и дочь Елизавета. Они не обладали способностями отца, от чего он очень расстраивался.

Топтыгин 1-й

Первый Топтыгин, старый служака, был неглуп, умел строить берлоги и выворачивать с корнями деревья, но мечтал попасть на скрижали Истории с помощью кровопролития. В любом разговоре он утверждал: «Кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно!». За это Лев произвёл его в майорский чин и отправил воеводой в дальний лес, усмирять внутренних супостатов.

Распустившиеся обитатели леса сами остепениться уже не могли и ждали, что майор найдёт на них управу. Топтыгин же, придя в лес, сразу решил устроить кровопролитие, но его план не сработал — лукавый попутал. Решил он отпраздновать свои именины, напился и улёгся спать на поляне.

Утром через поляну летел Чиж, любимчик лесного народа, такой умный, что слухи о нём дошли до Льва. Чиж принял Топтыгина за гнилой чурбан, сел на него и начал петь. Майор проснулся и, не разобравшись спросонья, съел Чижа.

За это «срамное злодейство» лесной народ начал преследовать Топтыгина и дразнить его дураком. Топтыгин метался и горевал, понимая, что с таким мелким кровопролитьем на скрижали Истории он не попадёт. Слухи об этом дошли до Льва, и он приказал отчислить Топтыгина в запас. Так закончилась карьера первого Топтыгина.

Медведь на воеводстве-краткое содержание Салтыков –Щедрин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector