Памятник пушкину в москве на тверском бульваре: фото, описание, автор
Содержание:
Незабываемые торжества
Памятник Пушкину. Открытка конца XIX века
Памятник Пушкину работы скульптора А.Опекушина торжественно открыли 18 июня 1880 года. То есть, в эти дни справляется его 140-летний юбилей.
От всевозможных обществ, земств и прочих общественных организаций прибыло 106 депутаций (в общей сложности 244 человека). Правление Николаевской железной дороги выделило особый «депутатский» поезд, билеты на который продавались с ощутимой скидкой.
Расходы на содержание депутатов оплачивали Московская городская дума, Общество любителей российской словесности и Комиссия по постройке памятника Пушкину.
Писатель Владимир Осипович Михневич (более известный как Коломенский Кандид) вспоминал: «Московская дума – нужно отдать ей честь – отличилась на этот раз необыкновенной деятельностью, предупредительностью и гостеприимством.
Пригласив съехавшихся депутатов в гости к себе, она разместила их в трех лучших гостиницах на полном иждивении города. Большинство депутатов (человек до 40) остановились в «Лоскутной гостинице»…
Изобилие было ужасающее: спросишь рюмку водки – смотришь – тащут целый графин; потребуешь бутербродов с балыком – несут чуть не целого осетра, и так во всем…
Боюсь, что в счетах, поданных потом думе из гостиниц, мы, депутаты, явимся просто левиафанами по обжорству… Это-то опасение и заставляло многих из нас возможно умереннее пользоваться московским хлебосольством, да не из голодной же страны мы, наконец, приехали».
А газета «Современные известия» писала: «Нам сообщают, что ко дню праздника в домах, примыкающих к месту пушкинского памятника, снимаются окна с платою от 25 до 50 рублей. Это показывает меру желания быть свидетелями торжества и вероятную многочисленность зрителей».
И еще долгое время москвичи несли венки к постаменту памятника Пушкину.
Сбор средств
Сбор средств на памятник Пушкину в Москве на Тверском бульваре начался в 1860 году. Инициаторами стали выпускники Царскосельского лицея, в котором русский поэт получил образование. Была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника.
Собрали 30 000 рублей, спустя десять лет была объявлена еще одна подписка, которую инициировал лицеист Яков Грот. В этот раз удалось получить уже более 160 тысяч рублей.
В 1875 году был объявлен открытый конкурс на проект памятника Пушкину. Первая премия была присуждена скульптору Опекушину. При этом проект несколько раз менялся, в частности, была скорректирована форма пьедестала. Вместо двух усеченных конусов, которые планировались изначально, использована трапеция на прямоугольной призме.
История создания
Проекты И. Н. Шредера, П. П. Забелло и А. М. Опекушина, 1875 год
В 1860 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин, была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Было собрано около 30 тыс. рублей. В 1870 году проводится новая подписка по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота, и удаётся собрать около 160 575 рублей.
В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена А. М. Опекушину. При этом в окончательном варианте памятника форма пьедестала, предложенная А. М. Опекушиным (совмещение двух усечённых конусов), была заменена на форму, близкую к предложенной И. Н. Шредером (усечённая трапеция на прямоугольной призме). Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович Опекушин пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Специальную комиссию по сооружению памятника возглавил принц П. Г. Ольденбургский.
Проект М. М. Антокольского, 1875 год
Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке.
К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне. 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника. В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. С. Аксаков и другие деятели культуры.
Памятник Пушкину. Открытка конца XIX века
Первоначально памятник был установлен в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю. В 1950 г. монумент был перемещен на другую сторону Тверской улицы (в то время Горького), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернут на 180 градусов.
История создания[править | править код]
Проекты И. Н. Шредера, П. П. Забелло и А. М. Опекушина, 1875 год
В 1860 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин, была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Москве. Было собрано около 30 тыс. рублей. В 1870 году по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота была проведена новая подписка. Был объявлен конкурс, по правилам которого полагалось в восьмимесячный срок представить в комиссию проект памятника, состоящий из двух частей: модели фигуры поэта из гипса, воска, или глины размером в 8-9 вершков и пьедестала в произвольном размере. К условиям конкурса прилагался план местности возле Тверского бульвара напротив Страстного монастыря, где предполагалось разместить монумент. Стоимость готового памятника в натуральную величину первоначально не должна была превышать 60 тыс. рублей. Однако удалось собрать около 130 тыс. рублей. В конкурсе участвовали многие известные скульпторы того времени, среди них были П. П. Забелло, И. Н. Шредер и М. М. Антокольский.
В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена А. М. Опекушину. При этом в окончательном варианте памятника форма пьедестала, предложенная А. М. Опекушиным (совмещение двух усечённых конусов), была заменена на форму, близкую к предложенной И. Н. Шредером (усечённая трапеция на прямоугольной призме). Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович Опекушин пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Специальную комиссию по сооружению памятника возглавил принц П. Г. Ольденбургский.
Проект М. М. Антокольского, 1875 год
Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке.
К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне. 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника. В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. С. Аксаков и другие деятели культуры.
Памятник Пушкину. Открытка конца XIX века
Первоначально памятник был установлен в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю. В 1950 г. монумент был перемещён на другую сторону Тверской улицы (в то время Горького), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развёрнут на 180 градусов.
Для девочек
(297 слов) Александр Пушкин — гениальный поэт и писатель, произведения которого знает каждый русский человек. Он внес значительный вклад в развитие русской словесности и доказал всем современникам, что родная речь может быть ничуть не хуже иностранной, что отечественное искусство даже превосходит европейские образцы. Тогда дворяне «по-русски плохо знали», и поэт сделал все возможное, чтобы это исправить. Его поэзия стала прорывом в культуре, поэтому сегодня мы так часто видим памятники, посвященные «Солнцу русской поэзии». Одной из самых известных является скульптура Александра Михайловича Опекушина.
Описание памятника Пушкину не будет таким же мрачным, как поэма «Медный всадник», посвященная Петру Великому. Поэт, в отличие от царя, взирает на нас не грозно, а задумчиво. В его глазах можно различить мысли о будущих творениях. Его взгляд одухотворен и затуманен, ведь над ним властвует вдохновение. Автор одет в длиннополый сюртук, прямые брюки, жилет, рубашку, а на шее у него пышный воротник — по моде того времени. Одну руку он держит в жилете, этот жест был характерен для Наполеона и стал весьма распространенной привычкой многих людей того времени, что и подметил скульптор. В другой руке Пушкин держит шляпу, показав наблюдателям свою кудрявую шевелюру, благодаря которой мы узнаем поэта задолго до приближения к нему. Скульптуру видно отовсюду, и куда бы мы ни шли, Александр Сергеевич будет нашим молчаливым спутником. Его нога выдвинута вперед, как будто он делает шаг, чтобы спуститься с постамента и зашагать рядом со своими поклонниками. Недалеко отсюда расположена его городская квартира на Арбате, куда он, наверное, заспешил бы со всех ног, ведь там его ждала любимая супруга — Наталья Гончарова.
Скульптура сделана из бронзы в 1880 году. Она застала много перемен в градостроении, политике, экономике, но не покинула родную площадь, защищая заслуженное право поэта на бессмертие. «Рукотворный» памятник Пушкину всегда будет напоминать потомкам о том, что сделал этот великий человек для русской литературы и нашего современного языка.
Как добраться
Московский театр мюзикла находится в историческом центре столицы, между Большим Путинковским переулком и Страстным бульваром. Вход с Пушкинской площади.
Станции метро «Чеховская» и «Пушкинская» (со стороны Страстного бульвара) имеют выходы прямо к театру.
Еще одна станция — «Тверская» — находится на одноименной улице. От нее к театру нужно пройти через Пушкинскую площадь.
Схема метрополитена Москвы
В шаговой доступности располагаются две остановки:
- ост. «Пушкинская площадь» (на Страстном бульваре): автобусы № 15, А;
- ост. «Улица Малая Дмитровка»: автобус № м10.
На Тверской есть еще остановка «Пушкинская площадь». Здесь ходят автобусы № 101, 904, м1, н1.
Единый транспортный портал Москвы
Что касается парковок, то они располагаются вдоль площади по Большому Путинковскому переулку и рядом с театром. Автостоянки в центре Москвы платные — от 200 до 380 рублей в час.
Мюзиклы длятся по несколько часов, поэтому в большинстве случаев выгоднее заказать такси, чем платить за парковку. Тем более, что в дни премьер свободных мест рядом с театром может не оказаться. Для заказа такси используйте приложения Яндекс.Такси, Везет, Gett, Maxim, Uber.
Московский театр мюзикла: видео
Сбор средств
Сбор средств на памятник Пушкину в Москве на Тверском бульваре начался в 1860 году. Инициаторами стали выпускники Царскосельского лицея, в котором русский поэт получил образование. Была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника.
Собрали 30 000 рублей, спустя десять лет была объявлена еще одна подписка, которую инициировал лицеист Яков Грот. В этот раз удалось получить уже более 160 тысяч рублей.
В 1875 году был объявлен открытый конкурс на проект памятника Пушкину. Первая премия была присуждена скульптору Опекушину. При этом проект несколько раз менялся, в частности, была скорректирована форма пьедестала. Вместо двух усеченных конусов, которые планировались изначально, использована трапеция на прямоугольной призме.
Сбор средств
Сбор средств на памятник Пушкину в Москве на Тверском бульваре начался в 1860 году. Инициаторами стали выпускники Царскосельского лицея, в котором русский поэт получил образование. Была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника.
Собрали 30 000 рублей, спустя десять лет была объявлена еще одна подписка, которую инициировал лицеист Яков Грот. В этот раз удалось получить уже более 160 тысяч рублей.
В 1875 году был объявлен открытый конкурс на проект памятника Пушкину. Первая премия была присуждена скульптору Опекушину. При этом проект несколько раз менялся, в частности, была скорректирована форма пьедестала. Вместо двух усеченных конусов, которые планировались изначально, использована трапеция на прямоугольной призме.
История создания
Проекты И. Н. Шредера, П. П. Забелло и А. М. Опекушина, 1875 год
В 1860 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин, была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Москве. Было собрано около 30 тыс. рублей. В 1870 году по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота была проведена новая подписка. Был объявлен конкурс, по правилам которого полагалось в восьмимесячный срок представить в комиссию проект памятника, состоящий из двух частей: модели фигуры поэта из гипса, воска, или глины размером в 8-9 вершков и пьедестала в произвольном размере. К условиям конкурса прилагался план местности возле Тверского бульвара напротив Страстного монастыря, где предполагалось разместить монумент. Стоимость готового памятника в натуральную величину первоначально не должна была превышать 60 тыс. рублей. Однако удалось собрать около 130 тыс. рублей. В конкурсе участвовали многие известные скульпторы того времени, среди них были П. П. Забелло, И. Н. Шредер и М. М. Антокольский.
В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена А. М. Опекушину. При этом в окончательном варианте памятника форма пьедестала, предложенная А. М. Опекушиным (совмещение двух усечённых конусов), была заменена на форму, близкую к предложенной И. Н. Шредером (усечённая трапеция на прямоугольной призме). Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович Опекушин пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Специальную комиссию по сооружению памятника возглавил принц П. Г. Ольденбургский.
Проект М. М. Антокольского, 1875 год
Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке.
К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне. 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника. В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. С. Аксаков и другие деятели культуры.
Памятник Пушкину. Открытка конца XIX века
Первоначально памятник был установлен в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю. В 1950 г. монумент был перемещён на другую сторону Тверской улицы (в то время Горького), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развёрнут на 180 градусов.
Переезд
На этом история памятника с непростой судьбой не закончилась. В рамках реализации Генплана Москвы 1935 года с реконструкцией Тверской улицы Александр Пушкин должен был переехать на противоположную сторону, на место снесённого Страстного монастыря. Начало Великой Отечественной войны внесло в этот план коррективы. Но только на время.
В 1950 году решение было-таки принято. Аргументация простая: после тех изменений, которые произойдут с Тверской улицей, с бульваром, памятник просто потеряется, да и вообще восстанавливается историческая справедливость, ведь первоначально его хотели установить как раз на Страстном бульваре. Последний аргумент, правда, весьма сомнителен, ведь стоять он должен был всё же с другой стороны бульвара — ближе к Петровке.
«В настоящее время на углу улицы Горького и Тверского бульвара выстроен большой многоэтажный дом. Планируется постройка другого многоэтажного дома, по другую сторону бульвара. Таким образом, памятник Пушкину оказался бы между двумя высокими зданиями» , — писал российский литературовед Вадим Вацуро.
Москвичи отнеслись к этой идее по-разному. Вокруг памятника по вечерам собирались граждане и обсуждали предстоящую перестановку памятника. Кто-то считал, что всё сделано правильно, ведь «по новому генеральному плану реконструкции г. Москвы движение транспорта через площадь Пушкина будет двухъярусное, как у Белорусского вокзала, отличие только в том, что там трёхъярусное движение (поезд, троллейбус и метро)» . Другие боялись, что памятник повредят. Кто-то считал деньги и жаловался, что «будут израсходованы миллионы рублей, которые падут на плечи трудящихся в виде дополнительных налогов» . Были и те, кто обвинял власти в нелюбви к Москве и сетовали на то, что именно по Тверскому бульвару так любил гулять Пушкин.
Передвижка началась в восемь часов вечера 13 августа 1950 года. Памятник, который вместе с постаментом весил около 70 тонн, был приподнят на 0,82 метра. Под постамент подвели четыре двутавровые металлические балки, после чего плавно опустили на специальные тележки. С помощью двух лебёдок и двух десятитонных дорожных катков памятник в три приёма (по 35–40 метров) со скоростью один метр в минуту преодолел 104-метровую дистанцию. Остановки были вызваны необходимостью разрезать провода, висевшие над площадью, которые после проезда вновь соединяли.
В два часа ночи 14 августа памятник установили на поворотную конструкцию и с помощью рабочих и жителей, пожелавших воочию наблюдать за перевозкой Пушкина, развернули на 156 градусов. После удаления всех транспортных и поворотных средств конструкцию приопустили над подготовленным заранее фундаментом, после чего оставленный 15-сантиметровый зазор заполнили бетоном.
Все строительно-монтажные работы, в том числе оформление окружения памятника, были завершены лишь 6 сентября.
Переезд памятника был вскоре оценён и специалистами:
«Портрет нашего гениального поэта не пострадал от фасового освещения, укоротилось расстояние с тыльной части, и спина стала более силуэтной, чем передний вид, хотя хорошо решённая спина и раньше выдерживала дальнее рассмотрение. Неудачным только является темно-серый фон редакции “Известий”: может быть, стоит подумать о перекраске здания “Известий”» .
Реставрация
Спустя 136 лет после установки и 66 лет после перемещения памятника начались реставрационные работы по возвращению ему исторического вида.
«Любой объект нуждается в уходе, в ремонте и так далее. И ситуация далека от идеальной. Поэтому нашим Департаментом принято решение в этом году провести реставрационные работы», — сказал Леонид Кондрашев.
Планируется, что знаковый для Москвы объект отремонтируют до конца года, если в процессе работ не возникнет дополнительных трудностей.
Архивные материалы предоставлены Главным архивным управлением Москвы.
Список литературы:
Собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. 1871. 1-е полугодие. СПб.: Типография Правительствующего Сената, 1871. С. 345.
Журнал Министерства народного просвещения. Май. 1871. Часть CLV. СПб.: Печатня В. Головина, 1871. С. 118–119.
Русский архив, издаваемый при Чертковской библиотеке. Год 9 (1871). М.: Типография В. Грачева и Ко, 1871. С. 1940.
ЦГА Москвы. Ф. 179. О. 21. Д. 298. Л. 14.
Всемирная иллюстрация. Том XIII. Январь — июнь. СПб.: Издание Г.Д. Гоппе, 1875.
ЦГА Москвы. Ф. 179. О. 21. Д. 298. Л. 22.
Вацуро В. Пушкин: Исследования и материалы. Т. 2. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958.
ЦГА Москвы. Ф. П-82. О. 1. Д. 929. Л. 118.
Там же.
Искусство. Т. 14. М.: Гос. изд-во, 1951. С. 6
Муки творчества
Проекты И. Н. Шредера, П. П. Забелло и А. М. Опекушина, 1875 год Репродукция wikipedia.org
На очередном торжественном обеде уже 1870 года царскосельские выпускники вернулись к теме пушкинского памятника. Да, пятидесятилетний юбилей успешно проворонен, но сам Пушкин никуда не делся, а, наоборот, стал только популярнее.
Вновь приступили к обсуждению места. Царское Село было отвергнуто как недостаточно посещаемое широкой публикой. Санкт-Петербург не годился – все-таки при жизни Александра Сергеевича его отношения с властью были, мягко говоря, натянутыми, а некоторые его стихи открыто призывали к бунту.
В качестве компромисса выбрали Москву. Общее мнение выразил старенький адмирал Федор Федорович Матюшкин: «Постановка памятника Пушкину в Москве, где беспрестанно толпятся, сменяясь, уроженцы всех стран России, особенно была способна придать ему значение вполне народного достояния».
Тем более, что Александр Сергеевич родился именно в Москве, и жил в Первопрестольной вплоть до поступления в лицей.
Предложение Матюшкина приняли в 1871 году. Сумма стремительно росла. К началу 1873 года она достигла 60 тысяч рублей. И тогда Пушкинский комитет объявил первый открытый конкурс.
В последующие два года были проведены еще два конкурса, и в результате жюри остановилось на проекте скульптора А.М.Опекушина.
Опекушин писал: «Около десятка альбомов пришлось заполнить изображениями Пушкина во всех его возрастах и видах, сделать больше тридцати проектов памятника из глины и пластилина. В течение ряда лет почти не спалось как следует. Были три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени.
Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха!.. Каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, «вековечного памятника» человеку, который впитал в себя огромное количество красок и музыки жизни. Газеты кричали наперебой.
Одна из них предлагала кончить конкурировать и отложить дело на двадцать – тридцать лет, вернее – ждать свежих художественных сил… В третьем конкурсе мой проект получил первую премию. Радость, конечно, для меня необычайная».
Не все были довольны опекушинской работой. Иван Крамской писал Павлу Михайловичу Третьякову: «Это не фигура поэта, это правда, но приличный статский человек – вот и все».
Решение, однако, было принято. И к тому времени на памятник собрали 106 575 рублей 10 копеек.
Литератор Яков Грот – главный организатор этого достойнейшего начинания – радостно сообщал: «Истинно народное предприятие, совершенное по частному почину, без всякой примеси бюрократического или приказного характера, без дополнительных пособий от казны, и притом со сбережением довольно значительной суммы».
Все работы обошлись в 86 761 рубль 53 копейки. На оставшиеся от подписки деньги была издана «Дешевая пушкинская библиотека» и учреждена Пушкинская премия Российской академии наук.
История создания
Проекты И. Н. Шредера, П. П. Забелло и А. М. Опекушина, 1875 год
В 1860 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин, была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Москве. Было собрано около 30 тыс. рублей. В 1870 году по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота была проведена новая подписка. Был объявлен конкурс, по правилам которого полагалось в восьмимесячный срок представить в комиссию проект памятника, состоящий из двух частей: модели фигуры поэта из гипса, воска, или глины размером в 8-9 вершков и пьедестала в произвольном размере. К условиям конкурса прилагался план местности возле Тверского бульвара напротив Страстного монастыря, где предполагалось разместить монумент. Стоимость готового памятника в натуральную величину первоначально не должна была превышать 60 тыс. рублей. Однако удалось собрать около 130 тыс. рублей. В конкурсе участвовали многие известные скульпторы того времени, среди них были П. П. Забелло, И. Н. Шредер и М. М. Антокольский.
В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена А. М. Опекушину. При этом в окончательном варианте памятника форма пьедестала, предложенная А. М. Опекушиным (совмещение двух усечённых конусов), была заменена на форму, близкую к предложенной И. Н. Шредером (усечённая трапеция на прямоугольной призме). Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович Опекушин пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Специальную комиссию по сооружению памятника возглавил принц П. Г. Ольденбургский.
Проект М. М. Антокольского, 1875 год
Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке.
К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне. 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника. В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. С. Аксаков и другие деятели культуры.
Памятник Пушкину. Открытка конца XIX века
Первоначально памятник был установлен в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю. В 1950 г. монумент был перемещён на другую сторону Тверской улицы (в то время Горького), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развёрнут на 180 градусов.
История памятника
Памятник Пушкину был открыт 18 июня 1880 года в начале Тверского бульвара и находился там до 1950 года, когда его перенесли на Пушкинскую площадь, на место снесённого Страстного монастыря.
Идея установить памятник поэту возникла в среде выпускников Царскосельского лицея, в котором ранее учился и сам Пушкин: в 1860 году они открывают подписку по сбору средств на установку памятника, однако, набирают всего 30 тысяч рублей, которых не хватает на возведение монумента. В 1870 году лицеист Яков Грот вновь организует сбор средств, и в этот раз удаётся собрать более 160 тысяч рублей. После сбора необходимой суммы был объявлен открытый конкурс на проект памятника Пушкину, и в 1875 году по его итогам был выбран проект скульптора Александра Опекушина.
Впоследствии проект претерпел некоторые изменения: форма и оформление постамента были упрощены, а вместо шляпы-цилиндра, с которой обычно ассоциируется Пушкин, в левой руке поэта появилась менее броская шляпа. Для строительства постамента был приглашён архитектор Иван Богомолов. Установить памятник решили в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю.
В течение последующих 5 лет мастера занимались изготовлением скульптуры: фигуру писателя отливали на бронзолитейном заводе в Санкт-Петербурге, пьедестал возвели из сердобольского гранита. Изначально памятник планировали открыть 19 октября 1879 года — в годовщину открытия Царскосельского лицея, но один из угловых монолитов постамента был повреждён, и его пришлось заменять. Новой датой открытия памятника выбрали 6 июня (26 мая по старому стилю) 1880 года — день рождения поэта, но и эту дату пришлось отложить по причине траура по императрице Марии Александровне. С третьей попытки памятник был открыт 18 июня 1880 года. Москвичи встретили памятник с восторгом: несмотря на дождливую погоду, горожане во множестве собрались на Страстной площади в начале Тверского бульвара, где проходила церемония открытия.
Любопытно, что изначально на пьедестале были выбиты не четверостишия, а двустишия из «Памятника», притом подвергнутые цензуре: стихотворение было опубликовано Василием Жуковским в посмертном собрании сочинений Пушкина, и он заменил крамольную строку «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на «Что прелестью живой стихов я был полезен», изменив часть текста для сохранения рифмы. Таким образом, на монумент были нанесены двустишия:
«Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык» «И долго буду тем народу я любезен, Что чувства добрые я лирой пробуждал» |
В 1936 году, когда в Москве готовились к 100-летней годовщине со дня гибели Пушкина, было решено заменить двустишия на постаменте на полные четверостишия, исправив «цензурную» версию на оригинальный текст. Старые надписи были стёсаны, новые нанесли уже в новой орфографии.
В 1937 году, в столетнюю годовщину гибели поэта, Страстная площадь была переименована в Пушкинскую, спустя год стоявший на ней Страстной монастырь был снесён, а на его месте разбили сквер с фонтаном. После этого памятник пережил самое неоднозначное событие в своей истории: в 1950 году его перенесли с начала Тверского бульвара на Пушкинскую площадь, развернув на 180 градусов и установив на месте колокольни снесённого Страстного монастыря. Горожане не оценили идею переноса памятника, этот жест был непонятным и неожиданным.
Спустя много лет современные москвичи уже давно привыкли видеть бронзового Пушкина на новом месте, но в обществе до сих пор витает и обсуждается идея обратного переноса памятника на Тверской бульвар, впрочем, неизменно безрезультатно.
Стоит отметить, что памятник Пушкину на Пушкинской площади — не единственный, хотя и наиболее известный памятник поэту в Москве. Например, бронзового поэта можно встретить на Арбате, где он установлен со своей супругой Натальей Гончаровой, а также на Спасопесковской площади; помимо этого, в городе установлено неясное количество бюстов и прочих более скромных скульптурных изображений поэта.
Памятник Александру Пушкину находится на Пушкинской площади, лицом к Тверской улице. Добраться до него можно пешком от станций метро «Пушкинская» Таганско-Краснопресненской линии и «Тверская» Замоскворецкой.
Описание
Скульптор А. Опекушин воссоздал поэта кучерявым молодым человеком с характерными бакенбардами, озадаченным взглядом исподлобья, как будто бы размышляющим над очередным произведением или вступающим в спор с невидимым оппонентом. Александр Сергеевич предстает перед нами одетым в сюртук и плащ, левая рука со шляпой заведена за спину, а правая спрятана за лацкан плаща. Интересно, что в первоначальном замысле Опекушина в левой руке Пушкин держал цилиндр, но в ходе многочисленных упрощений формы и оформления композиции, характерный для поэта головной убор был заменен на неброскую шляпу.
Монумент в праздничном вечернем освещении, HombreFeliz
Памятники А.М. Опекушина
- Подробности
- Категория: Искусство России XIX века
- Опубликовано 11.06.2018 10:15
- Просмотров: 2414
Талант скульптора был многообразен. Им выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов, памятников, а также скульптурная отделка многих московских особняков, зданий государственных учреждений и магазинов.
Он также работал над созданием ювелирных изделий: украшал светильники, вазы, ларцы, создавал декоративные скульптурные композиции из серебра, статуэтки, а для церкви выполнял скульптурные Распятия и киоты. Но в нашей статье речь пойдёт в основнои только о памятниках А. Опекушина.
Фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Фигура Петра I выполнена скульптором ОпекушинымДля петербургского монумента императрице Екатерине II (скульптор М.О. Микешин) он выполнил семь больших фигур.
Фрагменты памятника Екатерине II. Санкт-Петербург. Фигуры выполнены скульптором Опекушиным А.М.В 1872 г. он получил звание академика за бюст цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого.
Статуя Петра ВеликогоВ этом же году он выполнил бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков. Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его за эти работы большой золотой медалью.
Бюст Петра IОн поставил памятники Александру II в Москве (1898 г.), Пскове (1886 г.), Кишиневе (1886 г.), Астрахани (1884 г.), Ченстохове (Польша, 1899 г.), Владимире (1913 г.), Бутурлиновке (1912 г.), Рыбинске (1914 г.) и в других городах Империи. Каждый из памятников был своеобразен и неповторим. Ченстоховский памятник был создан на пожертвования польского населения. К сожалению, многие памятники Опекушина не сохранились или были разрушены в годы советской власти. Особенно это касается памятников русским царям или историческим деятелям Российской империи.Бронзовый памятник Александру II у южной стены Кремля не сохранился.
Памятник Александру II у южной стены КремляНе сохранился и бронзовый памятник Александру III возле Храма Христа Спасителя, созданный в 1912 г.
Памятник императору Александру III у Храма Христа СпасителяСамый крупный по размерам монумент в дореволюционной России (16 м) – памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске был уничтожен в 1925 г.
В конце 1980-х годов начался сбор средств на восстановление памятника Муравьёву-Амурскому, в Русском музее сохранилась модель памятника, выполненная А.М. Опекушиным. Работу по её воссозданию осуществил ленинградский скульптор, выпускник Академии художеств Л. В. Аристов.31 мая 1992 г., в день рождения города Хабаровска, восстановленный памятник был открыт.В г. Сумы (сейчас Украина) был установлен опекушинский памятник русскому промышленнику и благотворителю И. Г. Харитоненко, он также был уничтожен в 1920-х годах.
Памятник адмиралу Грейгу в Николаеве был открыт 21 мая 1873 г., а уничтожен после 1917 г.А.С. Грейг в 1833 гг. был командующим Черноморским флотом; являлся основателем Пулковской обсерватории.Самым известным творением А. Опекушина является памятник А.С. Пушкину.