Вера мухина, человек с чужим лицом

Красоту «заштопали»

Веру Мухину многие представляли такой брутальной женщиной, похожей на колхозницу и другие женские фигуры из ее работ, которые твёрдо стоят на крепких ногах. Сама Вера свое лицо часто называла «мужским». Но дело в том, что таким оно стало после вынужденных операций. Вера Мухина в молодости была прехорошенькой, в Курске, где девушка жила у родственников, ее даже считали законодательницей моды и светской львицей.

Но однажды в рождественскую неделю Вера поехала с друзьями кататься на санках. Она сильно разогналась на горке, не рассчитала траекторию и врезалась в дерево. Больше всего пострадало лицо. Хирурги кое-как его «заштопали», а родне наказали девушке зеркало в руки не давать.

Но, конечно, долго скрывать изменения во внешности не получилось. Увидев свое отражение, Вера была обескуражена. Но Мухина была не из тех барышень, что по несколько раз на дню падают в обморок по любому поводу. Девушка тут же повернула эту неприятность в свою пользу. Она давно мечтала о Париже, поэтому попросила своего дядю отправить ее туда на лечение. Во французской столице Мухиной пришлось пережить несколько операций, а между ними она брала уроки рисунка и скульптуры, сочетая полезное с… полезным. 

Настоящая Колхозница. Почему прототип скульптуры Мухиной сбежала в деревню
Подробнее

Секреты острова Мурано

Венецианское стекло ведет свою историю с VIII века. Тогда город состоял из деревянных построек, и производство, где применялся огонь, было опасно. В XIII веке стекольные мастерские перенесли на Мурано — один из самых крупных островов Венецианской лагуны. Муранские стеклоделы стали применять новые методы создания расписного стекла, привезенного в Венецию из Византии в начале XIII века.

Рецептура изготовления долгое время хранилась в строжайшей тайне, разглашение которой каралось смертной казнью. Венецианское стекло ценилось на вес золота, его продажи приносили серьезный доход в казну. Мастеров вместе с их семьями часто изолировали на острове. Чтобы удерживать стеклоделов в Венеции, государство давало им некоторые привилегии: например, дочери мастеров имели право выйти замуж за представителя знати и получить все полагающиеся титулы.

Несмотря на то что секрет муранских мастеров давно раскрыт, повторить технологию могут далеко не все. Примечательно, что даже с развитием технологий венецианские стеклодувы продолжают работать вручную.

В музее-усадьбе «Кусково» хранится сосуд из венецианского стекла в виде кораблика, датированный XIX веком. Существует легенда, что в Венеции при спуске на воду новых судов такие изделия разбивали о борт на счастье.

Отверженные

Семья Веры Мухиной никогда не была в фаворе у властей. Мужем Веры стал врач и ученый Алексей Замков. Он был очень талантлив, изобрел один из первых гормональных препаратов, сам дома прооперировал своего сына, от лечения которого отказались другие врачи. И мальчик выздоровел. Но Замкова с его талантливыми идеями быстро посчитали выскочкой, его поставили «на учет»: врача допрашивали, грозили арестом. Мухина с мужем даже планировали сбежать в Иран. Однако беглецов быстро вычислили и отправили жить в Воронеж, конфисковав при этом всё их имущество. В Москву Вера Мухина смогла вернуться только после того, как за неё вступился Максим Горький.

Но на этом беды от советской власти не закончились. Богатая родня оставила Вере в наследство солидные средства. На них она смогла купить для мужа дорогой электронный микроскоп. Но вскоре Замков был обвинен в антисоветской пропаганде и шарлатанстве. В его лабораторию нагрянули с обыском. Правоохранители не церемонились, они разрушили там все, микроскоп же, подарок жены, был вышвырнут в ближайшее окно. Алексею Замкову запретили работать. Вскоре его не стало: сердце не выдержало.

Скульптор и стекло

Вера Мухина была не только выдающимся скульптором, но и мастером стекольного дела. Она стояла у истоков советского стекольного производства, и многие сервизы, украшавшие дома советских граждан, были сделаны по ее эскизам. Мухина заинтересовалась стеклом в 1914 году, увидев в Италии работы муранских мастеров. Однако работать с новым для себя материалом она начала гораздо позже.

В начале 1940 года Вера Мухина, создатель технологии изготовления оптического стекла Николай Качалов и писатель Алексей Толстой составили письмо правительству с прошением открыть мастерскую для серийного производства художественных изделий из стекла. Экспериментальную лабораторию основали при Ленинградском заводе по изготовлению зеркал. Со всего Советского Союза туда съезжались лучшие стеклоделы для консультирования коллег. Менее чем за год существования мастерской умельцы создали несколько десятков неповторимых художественных образцов.

После войны силами Качалова и Мухиной лабораторию удалось открыть повторно. Именно в этой мастерской под руководством Николая Качалова Вера Мухина стала работать со стеклом. Начала она с малых форм, но с изобретением собственного метода формовки стекла — моллирования — скульптор создала серию стеклянных бюстов. Одним из них стал «Портрет ученого», посвященный Николаю Качалову. Сейчас бюст находится в фонде современного стекла музея-усадьбы «Кусково».

Работа

В Москве

Эскиз театрального костюма (1916)

Рабочий и колхозница

Самая известная работа Мухиной — это гигантский памятник « Рабочий и колхозница» , который был центральным элементом советского павильона на Международной выставке 1937 года в Париже . Памятник Мухиной венчал советский павильон по проекту архитектора Бориса Михайловича Иофана . По ее замыслу, солнце освещало памятник спереди, создавая эффект сияния. Обе фигуры, при всей своей массивности, казалось, летали. Ощущение полета усилил длинный развевающийся платок, который Мухина ввела в композицию. В результате скульптурная группа отличалась необычной экспрессией и энергией, символизируя стремление Советского Союза к новым победам. Французская пресса назвала памятник «величайшим скульптурным произведением XX века», а Пабло Пикассо писал: «Как прекрасны советские великаны на фоне лилового парижского неба». Это была первая в мире сварная скульптура . Монумент высотой 24 метра и весом 75 тонн был изготовлен из пластины из нержавеющей стали на деревянном каркасе, пластины которого соединены инновационным методом точечной сварки . Одна рука каждой фигуры держит соответственно серп и молот , два орудия соединяются, образуя серп и молот, символ Советского Союза .

После закрытия выставки памятник разобрали и отвезли обратно в Москву. В 1939 году его установили у северного входа на Всероссийскую выставку достижений народного хозяйства ВДНХ . Однако замысел Мухиной был изменен: памятник поставили на невысокий постамент спиной к солнцу, исчезло ощущение полета. Мухина прокомментировала это, сказав, что «памятник ползет по земле». Тем не менее в 1947 году скульптура стала логотипом киностудии «Мосфильм ». Он был отремонтирован и переустановлен на более высокий постамент в 2009 году.

  • Скульптура Наука установлена в МГУ здании
  • Скульптуры Хлеб и Плодородие (другое название — Урожай ) в парке Дружба у Речного вокзала.
  • Скульптуры Земля и Вода (другое название — Море ) в Лужниках
  • Памятник Петру Чайковскому в Московской консерватории
  • Памятник Максиму Горькому на Белорусском вокзале
  • Памятник Максиму Горькому в Институте мировой литературы
  • Семь надгробий на Новодевичьем кладбище

В других городах

  • Скульптура Мир в Волгограде
  • Скульптурная композиция Фархад и Ширин для комплекса Фархадской ГЭС Фархадская ГЭС .
  • Памятник Максиму Горькому в Нижнем Новгороде
  • Скульптура на крыше планетария в Волгограде Мир , последнее творение Мухиной

Парная скульптурная композиция «Хлеб» и «Плодородие»

После парижской выставки 1937 года, на которой мир увидел «Рабочего и колхозницу», наступил самый продуктивный период в творчестве Веры Мухиной. Помимо воплощения многочисленных собственных идей, она сотрудничала с советскими скульпторами. Одним из них был Алексей Викторович Щусев, пригласивший Мухину оформлять Большой Москворецкий мост.

Предложение казалось очень заманчивым — Веру Игнатьевну привлекала возможность поработать с рельефом исторического центра Москвы. Изначально Щусев хотел расположить статуи на обоих концах моста, но Мухина воспротивилась: она считала, что массивные скульптуры будут вступать в конфликт с архитектурой Кремля, и уговорила архитектора разместить их с одной стороны.

Мухина предложила три варианта скульптурных композиций — одним из них и были парные фигуры «Хлеб» и «Плодородие». Все проекты вскоре были отправлены на рассмотрение, однако, когда пришло время согласовывать окончательный вариант, выяснилось, что деньги, запланированные на возведение статуй, уже потрачены на облицовку моста. Рассказывают, что после этого Мухина поругалась с Щусевым и зареклась работать с ним. Совместных проектов у них действительно больше не было.

Некоторые работы Мухиной для Большого Москворецкого моста позже все-таки пополнили архитектурный ансамбль столицы. В 1963 году скульптуры «Хлеб» и «Плодородие», выполненные по эскизам Веры Игнатьевны, были установлены в парке Дружбы, где и находятся до сих пор.

Шедевр с огорода

Вера Мухина в начале 1920-х годов трудилась как художник-модельер. Совместно с Надеждой Ламановой она создавала театральные костюмы и наряды для женщин. В 1925 году творческий дуэт получил Гран-при на выставке в Париже — за коллекцию элегантной женской одежды, изготовленной из дешёвых грубых материалов (сукна, бязи, холста, бумазеи). Собственной мастерской Мухина не имела — и для души занималась скульптурой на огороде в родной деревне мужа. Тем не менее её работа «Крестьянка», отлитая в бронзе, в 1927 году заняла первое место на художественной выставке в честь 10-летия Октябрьской революции. Вере Игнатьевне досталась большая по тем временам премия — 1000 рублей. Но главное — о женщине-скульпторе заговорили не только в СССР, но и в Европе. «Крестьянку» послали на выставку в Венецию, там её купил музей итальянского города Триеста. В настоящее время скульптура хранится в коллекции музея Ватикана. Окрылённая Мухина создала ещё несколько проектов идейно выдержанных шедевров: «Освобождённый труд», «Революция». Но эти работы не воплотились в жизнь, поскольку коллеги-художники и высокое начальство припомнили автору её буржуазное происхождение.

Скульптурный эскиз памятника «Икар»

Веру Мухину вдохновляли люди, покоряющие высоты и глубины. Многих героев и путешественников скульптор знала лично, в том числе и одного из главных летчиков в истории СССР — Валерия Чкалова. 15 декабря 1938 года авиатор погиб во время испытания истребителя И-180. Эта трагедия сильно повлияла на скульптора — после катастрофы Мухина начала разрабатывать идею «Пантеона летчиков».

Массивное сооружение планировали использовать как колумбарий. В центре высокого круглого зала Мухина хотела соорудить бассейн, а в нем установить скульптуру, изображающую первого человека, осмелившегося оторваться от земли, — Икара. Эта идея долго обсуждалась, но ее воплощению помешала война.

Незадолго до начала боевых действий в мастерскую Мухиной заглянула жена американского посла Марджори Мерриуэзер Пост, желавшая заказать у нее свой бюст. Во время небольшой экскурсии Мухина показала американке эскиз «Икара», который поразил гостью. Узнав о планах создать большую версию памятника, миссис Пост предложила Мухиной любые деньги — лишь бы он оказался в ее коллекции, но получила вежливый отказ. Американка вновь попыталась выкупить статую в конце войны, но и в этот раз осталась ни с чем.

Впервые «Икар» представили публике на «Выставке шести» в 1944-м. Там со скульптурой случилась неприятная история — один из посетителей оторвал статую от гранитного постамента и унес с собой. Позже Мухина отлила в бронзе еще две копии: одну для Третьяковской галереи (оттуда ее тоже украли), вторую — для себя.

Гипсовый эскиз «Икара» хранится неподалеку от самого известного произведения Мухиной — в павильоне «Рабочий и колхозница». Но, в отличие от легендарной скульптуры, увидеть его не так просто — «Икар» находится в фондах музейно-выставочного объединения «Манеж», расположенных на ВДНХ.

Стеклянный бюст Николая Качалова

Мухина очень любила работать со стеклом. Художница была очарована им еще во время первых поездок в Париж, где любовалась витражами церквей и изучала предметы, изготовленные местными мастерами. Многие стеклянные фигурки и посуда, украшавшие дома советских граждан, были созданы по ее эскизам. До сих пор бытует легенда, что именно Мухина разработала дизайн знаменитого граненого стакана.

Мухина использовала стекло и в нетипичном для этого материала жанре — портрете. Экспериментировать она стала до начала войны под руководством химика, специалиста по стеклу Николая Качалова. Из-за сложностей с литьем сначала удавались только малые формы. Однако спустя какое-то время Мухина и Качалов разработали особую форму для крупных произведений. Бюст профессора стал одним из первых результатов применения новой технологии. В 1947-м эту работу представили на Всесоюзной художественной выставке.

В 1949 году бюст Качалова передали в Государственный музей керамики. Сегодня он хранится в экспозиции музея-усадьбы «Кусково».

Скульптура и творчество

Уже позднее девушка отправилась в столицу Франции и там осознала, что призвана стать скульптором. Первым наставником в этой области стал для Мухиной Эмиль Антуан Бурдель, ученик легендарного Огюста Родена. Также она ездила в Италию, изучала работы известных художников периода Ренессанса. В 1914 году Мухина вернулась в Москву.

Скульптор Вера Мухина

После завершения Октябрьской революции Ленин разработал план по созданию городских монументов и привлекал для этого молодых специалистов. В 1918 году Мухиной поступил заказ на создание памятника Н. И. Новикову. Девушка изготовила макет из глины и отправила его на одобрение в Народный комиссариат просвещения РСФСР. Работу Веры оценили, но ей так и удалось закончить ее. Поскольку макет хранился в холодном помещении мастерской, глина вскоре растрескалась, и работа была испорчена.

Также в рамках «Ленинского плана монументальной пропаганды» Мухина создала эскизы для памятников Я. М. Свердлову, В. М. Загорскому и скульптуры «Революция» и «Освобожденный труд». В молодости характер девушки не позволял ей останавливаться на полпути, каждую свою работу Вера тщательно прорабатывала, учитывала даже мельчайшие элементы и всегда превосходила ожидания окружающих. Так в биографии женщины появились первые значимые в карьере работы.

Скульптура Веры Мухиной «Мир» в Волгограде

Творчество Веры проявлялось не только в скульптуре. В 1925 году она создала коллекцию элегантной одежды. Для пошива выбирала дешевые грубые материалы, в том числе бязь, ткацкое сукно и холст, пуговицы вытачивались из дерева, а головные уборы – из рогожи. Не обошлось и без украшений. Для декора скульптор придумала оригинальный орнамент, названный «петушиным узором». С созданной коллекцией женщина отправилась на выставку в Париж. Она представила одежду совместно с модельером Н. П. Ламановой и получила главную премию на конкурсе.

В период с 1926 по 1930 годы Мухина преподавала в Высшем художественно-техническом институте и Художественно-промышленном техникуме.

Скульптура Веры Мухиной «Крестьянка» и процесс ее создания

Значимой работой в профессиональной карьере женщины стала скульптура «Крестьянка». Работа посвящена 10-летию «Октября», даже известный художник Илья Машков положительно отзывался о ней. На выставке монумент занял 1-е место. А после перевоза «Крестьянки» на венецианскую выставку ее выкупил музей города Триеста. Сегодня это произведение дополняет коллекцию Ватиканского музея в Риме.

Немалый вклад в культуру страны внесла Вера и своим творением «Рабочий и колхозница». Фигуры мужчины и женщины в 1937 году установили в Париже на Всемирной выставке, а позднее перевезли на родину автора и установили на ВДНХ. Этот монумент стал символом новой Москвы, киностудия «Мосфильм» изображение статуи использовала как эмблему.

Монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»

Среди других работ Веры Мухиной – памятники М. Горькому и П. Чайковскому. Несколько лет женщина работала над созданием скульптур для Москворецкого моста, однако при жизни удалось воплотить только один проект – композицию «Хлеб». Остальные 5 монументов создали по эскизам уже после смерти Мухиной.

В послевоенные годы Вера создала музей, состоящий из скульптурных портретов. Галерею женщины пополнили изображения Г. Улановой, Н. Бурденко, Б. Юсупова и И. Хижняка. Хотя документов, подтверждающих отношение Мухиной к созданию дизайна знаменитого граненого стакана, нет, все же многие именно ей приписывают авторство этой посуды, которая в советские годы широко использовалась в столовых.

Интересные факты

Гранёный стакан

  • Некоторые приписывают В. И. Мухиной авторство дизайна знаменитого гранёного стакана советского образца. Никаких документальных свидетельств этому нет. Творчество скульптора связано с Ленинградским заводом художественного стекла, где она была художественным руководителем.
  • Существует версия, что прообразом монумента «Рабочий и колхозница» является не античная статуя «Тираноборцы», а это своего рода автопортрет В. И. Мухиной с её мужем А. А. Замковым. Изначально обе фигуры были обнажены, стояли вполоборота лицом друг к другу и рабочий держал молот в правой руке. Однако, позже скульптор развернула фигуры лицом в одну сторону, и, по требованиям конкурсной комиссии, «одела» фигуры, добавив, по собственной инициативе, драпировку декоративным шарфом.

Стекольщик-виртуоз

К концу XVIII века в Российской империи сформировалось несколько крупнейших государственных заводов по производству стекла. Первый частный стекольный завод основал потомственный дворянин Алексей Иванович Бахметьев на территории собственного имения в Пензенской губернии в 1764 году. Разрешение на строительство и работу частного предприятия дала лично Екатерина II.

В конце XVIII — начале XIX века на заводе Бахметьевых трудился крепостной Александр Вершинин. Мастер-самородок изобрел уникальную технику изготовления двухслойных стаканов. Между стенками изделий он умудрялся создавать настоящие произведения искусства — мини-пейзажи из бумаги, соломы, мха и других подручных средств. В фондах музея-усадьбы «Кусково» есть несколько таких стаканов.

Вершининские стаканы получили широкую известность. Особенный интерес вызывала изобретенная мастером хитрая техника, тайна которой ушла с ним в могилу. Повторить ее в совершенстве так никому и не удалось.

Мастер изготавливал сервизы для царской семьи, и за одну из таких работ Александр I удостоил его награды: «Пожаловать соизволил мастеру Вершинину золотые часы, изъявив свое удовольствие, что в России отделка хрусталя доведена до такого совершенства».

Биография

Вера Мухина, которая прославилась проектом скульптурной группы «Рабочий и колхозница» в 1937 году, внесла большой вклад в монументальную пропаганду. Помимо этого, женщина имеет и другие популярные работы, принесшие ей множество премий и наград.

Вера Мухина в мастерской

Вера родилась летом 1889 года в Риге, которая на тот момент находилась в составе Лифляндской губернии Российской империи. Отец девочки, Игнатий Кузьмич, был известным меценатом и коммерсантом, ее семья относилась к купеческому сословию.

Когда Вере исполнилось 2 года, ее мать умирает от туберкулеза. Отец любил дочь и опасался за ее здоровье, поэтому перевез в Феодосию, где та жила до 1904-го. Там будущий скульптор получала первые в жизни уроки живописи и рисования.

Вера Мухина в молодости

В 1904 году умирает и отец Веры, поэтому девочку с ее старшей сестрой перевозят в Курск. Там жили родственники семьи, которые и приютили двух сирот. Они тоже были людьми обеспеченными и не жалели денег, наняли сестрам гувернанток, отправляли путешествовать в Дрезден, Тироль и Берлин.

В Курске Мухина отправилась учиться в школу. С отличием окончив гимназию, она переезжает в Москву. Опекуны планировали подыскать девочке жениха, хотя в планы самой Веры это не входило. Она мечтала освоить изобразительное искусство и когда-нибудь переехать в Париж. А пока будущий скульптор приступила к изучению живописи в художественных студиях Москвы.

Приказано — натянуть штаны

Свою триумфальную работу, «Рабочего и колхозницу», Вера Мухина создавала отнюдь не для ВДНХ. В 1937 году в Париже проходила Всемирная выставка. Для нее-то Мухиной и предложили сконструировать монументальную скульптуру. Она и сконструировала из тончайших листов стали обнаженных мужчину и женщину. Конечно, такой «ответ Чемберлену» выпустить в свет цензура не разрешила. Мухиной было приказано «натянуть» на рабочего штаны, а колхознице «прикрыть все». До выставки оставались считаные дни, поэтому Вера как смогла прилепила к своим творениям элементы одежды. Такую, мягко говоря, далеко не идеально собранную скульптуру увидели в Париже. Но, несмотря на недочеты, французы влюбились в творение Мухиной и умоляли ее подарить его им. 

Не было бы счастья

1913 год, Париж. «Бессмысленно пытаться размером творения компенсировать недостатки мастерства! — насмешливо прищурившись на трехметрового глиняного великана, бил наотмашь учитель, Эмиль-Антуан Бурдель. — И почему у вас ноги всегда разной длины? А торс? Знаете, вам следует без устали изучать и изучать строение мужского тела». Приземистая, ширококостая, слишком серьезная Верочка залилась мучительным румянцем. Она не ходила у Бурделя в любимых ученицах. Он вообще советовал ей оставить монументальный жанр и заняться прикладным искусством, к примеру, проектированием стеклянной посуды, куда более подходящим для женщины.

Вера в мастерской Бурделя

Любимым учеником Бурделя был другой русский студент — Александр Вертепов, презанимательная личность. Сначала он был революционером-террористом, одним из группы, застрелившей в Кисловодске генерал-губернатора Одессы Карангозова. Потом бежал за границу, в Брюсселе изучал естествознание, в Париже — искусство… Вера была в него тайно влюблена.

Сама она вела свой род из очень богатой купеческой семьи, ее дед торговал с Голландией и Англией пенькой, льном и зерном, имел несколько поместий. Отец, впрочем, быстро растратил дедово наследство. Он был чудаком и мечтателем, вечно изобретал какие-то машины и рано умер, оставив двух дочерей — Марию и Веру — круглыми сиротами (матери не стало, когда Вере едва минуло два года). Хорошо еще, что богатые дядья взяли барышень к себе, в Курск, и лишений Вера с Марией не знали: собственный выезд, горничные, уроки верховой езды, летом поездки на курорты в Тироль и Дрезден, зимой балы в Купеческом и Дворянском собраниях… «Курский свет много потерял с отъездом барышень Мухиных», — вздыхали потом. За Веру сватался гвардейский офицер. «Самый красивый из всей гвардии!», — всю жизнь потом гордилась Мухина. Но увы, на этом список его достоинств исчерпывался. По умственным способностям ей в женихи он решительно не годился.

Сёстры Мухины Вера и Мария. 1908 г.

Вере был 21 год, когда опекуны позволили ей и сестре переехать в Москву — там и портнихи получше, и балы пошумнее, и женихов побольше. Но, оказавшись в Москве, Вера словно потеряла голову: часы напролет простаивала в толпе восторженных барышень у дверей поэтических салонов. Смотрела, как подлетают к подъезду, обгоняя друг друга, холеные кони Морозова, Рябушинского, Третьякова. Как, страстно жестикулируя, Андрей Белый доказывает что-то торжественному, величавому Валерию Брюсову. Как флиртует с очередной спутницей веселый Бальмонт. Все окликали друг друга, все были знакомы. И Вере страстно хотелось тоже стать своей в этом блестящем кругу. Словом, вместо женихов да нарядов она увлеклась искусством и стала усердно посещать известную живописную студию Юона и Дудина.

Поступить в студию было легко: «Просто приносите бумагу, резинку, карандаши и будете заниматься», — сказал Юон. А вот учиться оказалось трудно. Но у Верочки Мухиной были и способности, и упорство. А вскоре она почувствовала, что живописи ей мало. «Скульптура — чудо. Все совершается, как в Библии. Сначала было слово. Замысел. Потом — глина. Из нее вылеплен Адам», — восторгалась она. Стала проситься у опекунов учиться в Париж, но те решительно воспротивились. И так, дескать, барышня совсем сбилась с толку, все бегает со своим мольбертом, а ведь давно пора подумать о замужестве, годы-то немалые, да и не сказать, что писаная красавица…

Как это нередко случается в жизни, Мухину выручило несчастье. На Рождество 1912 года всей семьей катались с гор на санях, Вера налетела на дерево, искалечила лицо. Ей сделали 9 пластических операций, после чего долго не давали зеркала, опасаясь самоубийства. Она разглядывала свои шрамы, ловя отражение в ножницах. И ничуть не думала из-за этого умирать. Что она теряет, любовь гвардейских офицеров? В этом, что ли, весь смысл?

Через полгода ей разрешили ехать в Париж — опекуны сочли, что теперь о её замужестве можно забыть.

Операция на обеденном столе

Вера уехала в Москву, окончила курсы медсестёр, стала работать в инфекционном отделении одного из госпиталей. Через два года сюда поступил умирающий от тифа молодой доктор Алексей Замков. Вера выходила его — и снова влюбилась. Объяснение было достойным популярных в то время дамских романов. В госпиталь попал снаряд, и Вера, дежурившая у постели Алексея, от взрыва потеряла сознание. Когда очнулась, над ней склонился молодой человек и сказал, что если бы она погибла, он не смог бы продолжать жить. Летом 1918 года они поженились. А ещё через год Алексея едва не расстреляли — он как бывший офицер помогал сослуживцам, боровшимся с большевиками. Выручило личное знакомство с Вячеславом Менжинским, начальником Особого отдела ВЧК, который своим решением отпустил Алексея. Больше Замков политикой не занимался. Он посвятил себя медицине — и к началу 1930-х годов стал очень известным врачом, изобретателем уникального лекарства, которое излечивало от многих заболеваний, в том числе помогало от переутомления и недостатка мужской силы. Это был гормональный препарат гравидан, его получали из мочи беременных женщин (лат. Graviditas — «беременность»). Пациентами Алексея Замкова были многие кремлёвские чиновники. В 1925 году Всеволод, сын Веры и Алексея, сильно поранил ногу, у него началось туберкулезное воспаление. Не доверяя другим врачам, Алексей прооперировал мальчика в домашних условиях, на обеденном столе. Вера ассистировала мужу. Операция прошла успешно, ребёнок выздоровел. По версии некоторых литературоведов, Алексей Замков был прототипом профессора Преображенского из повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector