Михаил васильевич ломоносов: биография, личная жизнь, достижения
Содержание:
- Биография
- Российская грамматика М. В. Ломоносова
- Учебные заведения в биографии Ломоносова
- Всесторонность Ломоносова
- Заграничное ученье
- Наука и литература
- Дикий блат
- Характер выдающегося учёного
- Детство и юность
- В естествознании
- Ранние годы
- Обучение в России
- Юность и побег из дома
- Первые шаги в карьере учёного
- Жизнь и работа в России
Биография
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в Архангельской губернии в деревне Мишанинская. Детство Ломоносова прошло в суровом крае — Беломорье, и он всегда гордился своей родиной. Поморские крестьяне никогда не были крепостными, они занимались рыбным промыслом, тяжёлым и трудным делом.
Миша рос крепким и сильным ребёнком, и его отец, рыбак-помор, стал брать сына с собою в море очень рано. Также рано проснулась у мальчика тяга к учению, знанию. Уже к 14 годам он прочитал все книги, которые смог достать.
В детстве Миша не искал готовые доклады в Интернете.Он читал книги — и стал великим.
В начале декабря 1730 года 19-летний Михаил совершил один их главных поступков в своей жизни — присоединился к торговому каравану, идущему в Москву. Это был смелый шаг, ведь у Ломоносова в городе не было ни одного знакомого человека, который мог бы помочь ему.
В начале 1731 года юноша был принят в Славяно-греко-латинскую академию. Для этого ему пришлось представиться дворянином, так как крестьян туда не брали.
В 1736 году за хорошие результаты и рвение к знаниям он был командирован сначала в университет при Академии наук в Санкт-Петербурге, а затем в Германию, в Марбургский университет. Через три года перебрался в Фрайберг, к известному ученому Геккелю.
В 1741 год Ломоносов вернулся в Санкт-Петербург, в Академию наук. Вскоре был назначен сначала помощником профессора, а потом профессором и академиком. В Академии он проработал двадцать три года.
Урок о сохранении массы для академиков.
В 1758 году Михаил Васильевич становится начальником нескольких департаментов. Под его руководством были осуществлены многие грандиозные проекты, позволившие значительно расширить границы научных знаний, как в теоретическом, так и практическом планах.
Представление проекта императрице Елизавете Петровне.
Скончался Ломоносов 4 апреля 1765 года.
Российская грамматика М. В. Ломоносова
Очень много сделал великий русский ученый для создания русских научных терминов, что было одним из важнейших моментов в борьбе против засорения русского языка иностранными словами, которые «вкрадываются к нам нечувствительно, искажают собственную красоту нашего языка». Многие употребляемые нами научные названия введены Ломоносовым.
От Ломоносова ведут свое начало: удельный вес (интересно, что здесь Ломоносов в нужном ему смысле использовал старинное слово «удел»), земная ось, равновесие тел, преломление лучей, воздушный насос, зажигательное стекло. Некоторые научные термины Ломоносов не счел возможным или нужным заменить русскими, но упростил их, придав более близкое русской речи звучание: формула, пропорция, барометр, горизонт, микроскоп, квадрат (вместо квадратуум). Другой вопрос — усовершенствование русского синтаксиса — Ломоносов разрешил как практически, показав образцы ясно, просто, четко построенных предложений, так и теоретически, создав первую русскую грамматику, сменившую старые церковно-славянские. «Российская грамматика» Ломоносова долгое время была учебником русского языка в школах; большинство правил ее вошло затем в новые школьные учебники.
Двести с лишним лет, отделяющие нас от времени Ломоносова, отодвинули от нас деятельность его как поэта и как филолога. Но его величие не меркнет. Как поэт Ломоносов сделал огромный шаг в будущее. Без него не достигли бы высот Державин и Жуковский. Он был предшественником Пушкина. Дело Пушкина как творца русского литературного языка было облегчено Ломоносовым. Он первый в России положил начало науке о языке.
В великом Ломоносове поражает нас не только гениальность ученого, но и удивительная человечность. Это был человек простой и смелый, исполненный высокого человеческого достоинства. Как хорошо сказал он о себе в письме к И. И. Шувалову: «Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого господа бога, который дал мне смысл, пока разве отнимет».
Непримиримый и резкий в отношениях с «неприятелями российских наук», Ломоносов был добр и заботлив к людям в несчастье. Трогательно его попечение о семье погибшего друга профессора Рихмана.
И конечно же, не только известность его как ученого и поэта привела к гробу великого русского человека «огромное стечение народа», о чем свидетельствует враг Ломоносова — Тауберг.
Ломоносов умер в 1765 г., на пятьдесят четвертом году жизни.
Не сразу и не все, что сделал Ломоносов, получило мировое признание. Может быть, только в наши дни человечество оценило по заслугам величие гения Ломоносова. Пушкин назвал его «первым нашим университетом». Это мудрая, хотя и не претендующая на полноту, оценка. Ломоносов был великий человек, вышедший из самой гущи русского народа, русский человек, воплотивший в себе лучшие качества великого русского народа.
Учителю особенно дорог Ломоносов. Это был учитель, воспитатель, просветитель, много заботившийся о русской школе
И он был живой пример, убеждающий, как важно даже гениальному человеку быть великим тружеником
по материалам журнала «Начальная школа», 1961 год
Учебные заведения в биографии Ломоносова
Михаил сбежал из дома в декабре 1730 года. Он взял собой немного одежды, подаренные соседом книги, и пешком пошел в столицу. По дороге ему посчастливилось встретить рыбный обоз, с которым он продолжил свой путь.
Добраться до Москвы ему удалось только через три недели, в начале 1731 года. Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию юноше пришлось сказать, что он сын холмогорского дворянина и подделать документы.
В учебном заведении ему было не просто. Отсутствие денег провоцировало насмешки одноклассников. Однако благодаря большой тяге к учебе и уникальным способностям, через полгода мальчика уже перевели во второй класс, и практически сразу – в третий.
Много времени Ломоносов уделял самообразованию. Он изучал в одном из монастырей старинные летописи, патристику и другую богословскую литературу. Также его интересовали древнерусские книги различных жанров, издания философского, технического и светского содержания.
Благодаря московской академии Михаилу удалось получить гуманитарное образование. Однако Ломоносов не хотел останавливаться на этом, поскольку испытывал огромный интерес к естественным наукам. Он решил продолжить свое обучение в Киево-Могилянской академии, однако пробыл там всего несколько месяцев. Постигать основы технических и естественных наук ему посчастливилось в Петербурге, куда его направили после возвращения в Москву из Киева.
Всесторонность Ломоносова
За весь XVIII век у России не было более заметного ученого, чем Михаил Ломоносов. Какая наука интересовала его больше всего? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ломоносов в разное время посвящал себя истории, механике, химии и минералогии. Увлекался он и творчеством, в том числе рисованием и поэзией.
Как крупный ученый Ломоносов всегда был близок к верховной власти. Большая часть его деятельности пришлась на период правления Елизаветы Петровны. При ней в 1754 году по проекту Ломоносова был основан Московский государственный университет. Михаил Васильевич как никто понимал значимость популяризации образования в стране.
При подготовке проекта высшего учебного заведения Ломоносову помогал видный государственный деятель Иван Шувалов
Он также стал первым куратором важного университета. Уже после смерти Ломоносова вуз получил его имя, которое он носит до сих пор
Заграничное ученье
- По инициативе президента академии, Иоганна Корфа в 1736 году, Кабинетом министров было принято решение отправить несколько способных студентов в город Фрайберг находящийся в Саксонии для изучения ими горного дела и химии. В числе трёх поехавших за границу молодых людей был и Ломоносов.
- Немного позже Корф решил изменить место первоначального обучения, на город Марбург (земля Гессен), где в течение двух лет они должны были изучить основы химии, металлургии и ряда других научных дисциплин.
- Прибывший в Германию Ломоносов снимает комнату в доме принадлежащем вдове пивовара, и с ноября 1736 года слушает лекции в Марбургском университете.
- Обучаясь три года в Марбурге и год во Фрайберге, кроме обязательных дисциплин Михаил дополнительно овладел французским и итальянским языками, а также значительно подвинулся в освоении немецкого. Также он находил время для занятий фехтованием, танцами и рисованием.
- В период с 1737 по 1739 год, занимаясь науками, любознательный студент представил две научные работы по физике. Он изучал немецкую и европейскую литературу. Обогащая свои знания, Ломоносов увлекся переводом стихов.
Наука и литература
Ходят слухи, что Михаил Васильевич обладал не только блестящим умом, но и феноменальной интуицией и даже экстрасенсорикой: он проникал в тайны Вселенной одной силой мысли и делал открытия, опережающие время. Причем удивительно, что гений был блестящим эрудитом в любой из областей, будь то физические явления, химические превращения, либо сочетание строк в стихотворении.
Причем на творения Ломоносова в дальнейшем опирались великие поэты, такие как Александр Пушкин и Василий Жуковский, а «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» является бесспорным памятником русской литературы.
Михаил Ломоносов в высшем обществе
Достоверно известно, что Михаил Васильевич всерьез начал заниматься наукой в 1737–1738 годы. Доказательством успеха в постижении естественных и точных наук молодым студентом стала дебютная работа Ломоносова, которая называется «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости», где ученый рассмотрел различные агрегатные состояния. А за диссертацию «О металлическом блеске» Михаил Васильевич в 1745 году удостоился профессорского звания. После получения звания в науке Ломоносов стал дворянином.
Михаил Ломоносов в химической лабаратории
Стоит сказать, что результаты, полученные в ходе химических и физических опытов ученого, отличались точностью, Михаил Васильевич практически не ошибался в своих выводах. Его научные труды помогли современникам перейти от алхимии и натурфилософии к нынешним методикам естествознания. Он сформулировал основы кинетической теории газов, открыл закон сохранения энергии, объяснил тайну грозовых явлений и северного сияния, изготавливал цветные стекла и краски, подверг химическому анализу руды. Именно он придумал основы физической химии.
Книга Михаила Ломоносова
Михаил Васильевич, поддерживая труды Коперника, часто изучал астрономию: талантливый ученый стал открывателем атмосферы на Венере, также ему принадлежат создание множественных экспедиций и усовершенствование светоотражающего телескопа (система Ломоносова-Гершеля). Также химик стал одним из первых служителей науки, кто догадался о том, что звезда, называемая Солнцем, представляет собой огромный огненный шар, ведь «там огненные валы стремятся, вихри пламенны крутятся и камни, как вода, кипят».
Аэродромическая машина Михаила Ломоносова
Помимо прочего, Ломоносов ввел в русский язык новые понятия (горизонт, преломление лучей, атом, молекула, температура и т.д.), придав ему научный стиль, ведь раньше технические термины обозначались латинскими словами, которые были непонятны народу. Ломоносов настолько опережал время, что некоторые его труды вышли в свет только после смерти ученого, ибо при жизни Михаила Васильевича их засекречивали и не опубликовывали целые столетия.
Дом Михаила Ломоносова на Мойке, Санкт-Петербург
Однажды гений написал письмо приятелю Александру Шувалову, который являлся доверенным лицом Елизаветы Петровны и фаворитом Петра III. В той рукописи Михаил Васильевич рассуждал о сохранении и размножении российского народа. Но даже такой образованный человек, как Александр Иванович, предпочел спрятать послание Ломоносова под сукно, сохранив его от глаз общественности.
Дикий блат
Михаил Васильевич Ломоносов
Ранняя биография Ломоносова практически полностью основана на его собственных рассказах. Согласно им, он, бедный крестьянин из Холмогор, очень любил с детства читать книги, за что его ругала злая мачеха; отец желал видеть сына помощником на рыбном промысле. Но Ломоносов так тянулся к знаниям, что в 19 лет не выдержал и ушел пешком в Москву вместе с рыбным обозом. Всю дорогу он ел только соленую рыбу. А уже в Москве оказалось, что у одного из его земляков есть знакомства в Славяно-греко-латинской академии, куда Ломоносов слезно молил его принять, соврав, что он из дворян… В общем, настоящая патриотическая сказка о юном самородке.
Сказка, правда, распадается на части почти сразу же. Прежде всего, семья Ломоносова была довольно богатой. Отец владел гукором «Чайка» — двухпарусным судном грузоподъемностью 5400 пудов (около 90 тонн). И хотя Ломоносов действительно многократно ходил с отцом на промысел, готовили его вовсе не к рыбному делу.
Двухмачтовый гукор
Ломоносова, по его рассказам, грамоте обучал деревенский дьячок; однако для такого образования он оказывается чересчур развит. Посмотрите на его беглую скоропись в 14-летнем возрасте. Для того времени это высший пилотаж — так учили писать в столицах. Кроме того, в хронике жизни ученого есть любопытная запись: в 1728-м он встречается с архимандритом Соловецкого монастыря Варсонофием. Ломоносовы, видимо, имели хорошие связи в духовной среде — сложно иначе объяснить встречу Михайлы с таким крупным духовным лицом. Например, дядя Ломоносова, Иван Дорофеевич, был таможенным подьячим Антониево-Сийского монастыря, крупного культурного центра Поморья. Сохранились также сведения о близости Ломоносова к старообрядцам-беспоповцам — а старообрядцы отличались своей книжной культурой. Стоит предполагать, что так хорошо Ломоносова подготовили в любом случае в духовной среде.
Отъезд в Москву был запланированным — он получил в воеводской канцелярии паспорт сроком на год и заручился согласием отца. Отъезд Ломоносов замыслил, очевидно, после знакомства с Иваном Каргопольским, прибывшим в Холмогоры в 1730 году. Каргопольский учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве, затем 6 лет провел во Франции, в частности, слушая лекции в Сорбонне. В Холмогоры он приехал преподавать языки в Словесную школу, основанную архиепископом Холмогорским и Важеским Варнавой, его бывшим учителем в академии. В регионе были необходимы переводчики — через единственные пока порты шла активная торговля с Западом.
Спустя два месяца Ломоносов отправляется в Москву и сразу же попадает на аудиенцию у ректора Академии, архимандрита Заиконоспасского монастыря Германа. Именно ему Ломоносов якобы «соврал» о том, что он дворянин. Разумеется, «соврать», не предъявляя никаких документов, в разговоре с иерархом такого уровня было невозможно. Ломоносов наверняка был известен Герману, который всего через четыре месяца сменил умершего Варнаву в качестве архиепископа в Холмогорах.
Место на Никольской улице, где находилась Славяно-греко-латинская академия. Заиконоспасский монастырь действует до сих пор
Блат блатом, но Ломоносов, поступив в Академию, начинает демонстрировать бешеные интеллектуальные способности. Первые успехи — в латыни, языке европейской учености. Ломоносов начинает учить его в январе 1731, но к июлю уже говорит и делает переводы, в ноябре 1732 года учит стихосложение по учебнику, написанному на латыни.
В 1734 он готовится к рукоположению в священники — логично для человека, заканчивающего лучшую духовную академию страны. Тут-то и приходится разобраться в происхождении: сначала он говорит, что он сын священника, а на следующий день признается, что из крестьян. Паспорт, выданный ему при отъезде с родины, он «потерял». И это происходит в Московской синодальной конторе, части Синода, «правительства» русской церкви. Контора, как ни в чем не бывало, рекомендует Заиконоспасскому монастырю рукоположить Ломоносова… Никто и ухом не ведет насчет лжи Ломоносова о своем происхождении и того, что у него вообще нет никаких документов — а он живет в Москве уже три года!
Был ли Ломоносов рукоположен? Неизвестно. Когда в следующем же году ректор Академии приказывает ему ехать в качестве священника в Карелию, он «отозвался» (не для того Михайло уехал с Севера, чтобы возвращаться!) Вот так вот, запросто отказался от приказа ректора. Но уже в ноябре 1735 ректор отправляет Ломоносова учиться в Петербургскую Академию наук.
Характер выдающегося учёного
Творчество Ломоносова никак не смягчало его крутой нрав. Современники утверждали, что Михаил Васильевич обладал огромной физической силой и мог запросто побить любого неугодного человека. Даже был один случай, когда рукоприкладство привело к суду и непродолжительному заключению. Известна только одна ситуация, но зная характер учёного, можно предположить, что их было много.
Самая известная история, которая с ним произошла, была зафиксирована на Васильевском острове. В ночное время суток Ломоносов спокойно прогуливался, пока на него не напали три пьяных матроса. Завязалась драка, в результате который двое убежали, а третьего Михаил Васильевич повалил на землю и задал несколько вопросов. В ходе беседы было выяснено, что матросы хотели ограбить человека, но не на того напали. Ломоносов забрал всю одежду матроса, и пошёл домой.
Детство и юность
Михаил родился 8 (19) ноября 1711 года в небольшой деревне Мишанинская, которая располагалась в Архангельской губернии. Мальчик с детства был очень трудолюбивым и любознательным. Он помогал отцу, который владел судном и перевозил на нем частные и государственные грузы.
Постигать азы грамоты он начал только с 12 лет. Наставником Миши стал Иван Шубный, сын которого Федот Шубин впоследствии стал известным скульптором. Также в обучении Ломоносова принимал участие Семен Сабельников, служивший дьяком при холмогорском архиерейском дворе. Через два года мальчик освоил основы грамотного письма и чтения.
Страсть Михаила к книгам в родном доме не поддерживали. Постоянные конфликты с мачехой на этой почве, делали жизнь юноши просто невыносимой.
Через некоторое время Ломоносов узнал о том, что отец собирается его женить. Ему пришлось притворится больным, чтобы отложить свадьбу. После этих событий молодой гений решил отправиться в Москву.
В естествознании
Корпускулярно-кинетическая теория
Защита теории
Одним из выдающихся естественнонаучных достижений М. В. Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла.
В середине XVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода, впервые выдвинутая Робертом Бойлем. В основе этой теории лежало представление о некой огненной (или холодообразующей) материи, посредством которой распространяется и передается тепло, а также огонь.
М. В. Ломоносов обращает внимание на то, что ни расширение тел по мере нагревания, ни увеличение веса при обжиге, ни фокусировка солнечных лучей линзой, не могут быть качественно объяснены теорией теплорода. Связь тепловых явлений с изменениями массы отчасти и породили представление о том, что масса увеличивается вследствие того, что материальный теплород проникает в поры тел и остается там
Но, спрашивает М. В. Ломоносов, почему при охлаждении тела теплород остаётся, а сила тепла теряется? Он доказал, что причиной теплоты является внутреннее вращательное движение связанной материи. Эти рассуждения имели огромный резонанс в европейской науке. Эта теория более критиковалась, нежели принималась учеными того времени. М. В. Ломоносов утверждал, что все вещества состоят из корпускул —молекул, которые являются «собраниями» элементов — атомов. В своей диссертации «Элементы математической химии», оставшейся незаконченной, он дает такое определения: «Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел… Корпускула есть собрание элементов, образующее одну малую массу». Атомы и молекулы (корпускулы и элементы) у М. В. Ломоносова часто также — «физические нечувствительные частицы», чем подчёркивается, что эти частицы чувственно неощутимы. Своей корпускулярно-кинетической теорией тепла М. В. Ломоносов предвосхитил многие гипотезы и положения, сопутствовавшие дальнейшему развитию атомистики и теорий строения материи, он не только подвергает критике наследие алхимии и ятрохимии, но, выдвигая продуктивные идеи, использовавшиеся им на практике — формирует новую теорию, которой суждено было стать фундаментом современной науки.
Физическая химия
Им были заложены основы физической химии, когда он сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества. Он пишет: «Физическая химия, есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях». Его метод подразумевал исследование связи физических и химических явлений.
Наука о стекле
Цветное стекло
В октябре 1748 года была, наконец, построена химическая лаборатория и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого Ломоносова. Он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также осуществлял пробы руд.
Здесь он провёл более четырех тысяч опытов и разработал технологию цветных стёкол (прозрачных и «глухих» — смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него. М. В. Ломоносов разгадал рецептуру красного стекла, известную еще со времен Древнего Рима, но утерянную. В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал Ломоносову исследования по разработке цветных стёкол.
О пользе стекла
В 1753—1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование. Усть-Рудицкая фабрика представляла собой в полной мере новое стекольное промышленное предприятие, и поскольку руководил ею создатель науки о стекле, ведущее место отведено было лаборатории, причём находившейся в процессе эксперимента и в постоянном совершенствовании. Сначала на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные «галантерейные изделия»: гранёные камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы — всё из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. Постепенно было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок.
Ранние годы
Будущий естествоиспытатель появился на свет в семье зажиточного крестьянина Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Мама Михаила умерла рано. С мачехой Феодорой Михайловной Усковой, с которой Василий Дорофеевич заключил второй брак, у Ломоносова сложились теплые и добрые отношения. Но и она скончалась в 1724 году. Третья жена отца Ирина Семёновна (в девичестве Корельская) произвела на мальчика впечатление злой и завистливой женщины.
Мать М.В.Ломоносова Елена Ивановна Сивкова
Детство Михаила Васильевича было тесно связано с рыбалкой. Он часто выходил в море с отцом на промысел палтуса и трески. И окружающая местность всегда порождала в голове юного ученого множества вопросов, на которые он пытался найти ответы. «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого приоткрыли двери в мир науки и сформулировали ещё больше вопросов. Любознательность и страсть к науке вызывали у отца и мачехи И. С. Корельской непонимание, и даже враждебность.
Несмотря на такое отношение к 14 годам юноша покорил грамоту и мог пояснять старшим недоступные им документы. Дьякон местной церкви, который был первым учителем мальчика, был очень удивлен способностям своего ученика. Он очень часто говорил юному Ломоносову, что необходимо продолжить обучение в таких больших городах, как Москва, Петербург или Киев. Но решился Михаил только когда случайно выяснил, что у семьи созрело решение его женить. Таким образом, в 1730 году будущий ученый мирового уровня сбежал в Москву с рыбным караваном. Пешком, ночью, ни с кем не попрощавшись, он догнал обоз на третий день и уговорил караванщиков взять его с собой.
Обучение в России
Древняя Славяно-греко-латинская академия не принимала обычных людей из рода крестьян, поэтому первый приезд в столицу сразу стал огорчением для Ломоносова. Однако он нашел выход из ситуации, подделал документы, по которым стал сыном холмогорского дворянина. Это помогло юноше поступить в академию.
Бедность его бросалась в глаза одноклассникам, которые были детьми знатных господ. В своих воспоминаниях Михаил нередко возвращался к тем дням, когда насмешки окружающих причиняли ему дискомфорт. Однако это не помешало парню прилежно учиться и стать одним из лучших учеников. В свободное от занятий время он проводил в библиотеке, где читал книги разного содержания.
Интересовали его произведения российских писателей, басни, поэзия, классическая и древнерусская литература. Список увлечений постоянно рос. В то же время парень увлекся физическими и химическими сочинениями. В 1734 году Ломоносов покинул Москву и прибыл в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучался в Киево-Могилянской академии. Но будущий ученый не нашел там достаточно материалов по физике и химии, поэтому детально изучил летописи священнослужителей современности и прошлых лет.
Парень страстно желал идти вперед, осваивать новые знания, его страсть к обучению была настолько сильной, что непременно покоряла всех преподавателей и тех, кто просто с ним общался. После возвращения в академию в 1735 году Ломоносов в числе еще нескольких учеников был отправлен в Петербург и зачислен в университет при Академии наук. Это событие не позволило ему дойти до богословского класса во время обучения в Москве.
Первой трудностью в Петербурге стало отсутствие знания немецкого языка. Именно с этого началось обучение избранных парней. Первое время они проживали при академии, но позже переехали в здание вблизи Невы, снятое руководством.
Юность и побег из дома
Михаил Васильевич всегда любил учиться, еще ребенком его завораживал русский язык, творчество писателей, их деятельность. Именно эта страсть особенно злила его мачеху, которая не считала, что мальчику стоит забивать себе голову наукой. Чтению и письму Михаила научил дьячок в местной церкви. Уже к 14 годам юноша мог четко и быстро читать, писать без грамматических ошибок.
На тот момент этого было вполне достаточно, поскольку далеко не каждый мальчик его возраста обладал подобными умениями и знаниями. Жизнь рядом с мачехой становилась невыносимой, но уйти Ломоносову было некуда, поэтому он терпел выходки женщины, несмотря на свой буйный нрав.
Когда Михаилу было 19 лет, мачеха решила, что пора женить парня. Это позволяло навсегда избавиться от его присутствия в доме. Отец был согласен, но сам Михаил не желал подчиняться. Для получения отсрочки он притворился тяжелобольным, поэтому свадьбу пришлось отложить.
Парень понял, что необходимо немедленно покинуть родной дом, поскольку другого способа избежать женитьбы он не видел. В декабре 1730 года Ломоносов вместе с компанией рыбаков решил бежать в Москву. В родной деревне он долго считался беглым, поскольку взял с собой только смену одежды и книги по грамматике и арифметике.
Путешествие беглеца в Москву длилось почти 3 недели, поэтому только в январе он попал в столицу, где решил продолжить обучение в академии. Точная дата прибытия парня в город неизвестна.
Первые шаги в карьере учёного
- В 1740 году Михаил принимает решение о возвращении в Россию, считая, что учёба во Фрайберге ему уже ничего ему не даёт. Преодолев много трудностей, попав в этот период против его воли на службу в прусскую армию, и сумев оттуда дезертировать, он, наконец, прибывает в Петербург в июне 1741 года.
- Руководством Академии молодой учёный направляется для изучения естественных наук к профессору истории и ботаники И. Амману. Под его руководством он разбирает коллекцию минералов и окаменелостей Кунсткамеры.
- В августе 1741 года Ломоносов передал для изучения академикам две диссертации по химии и физике, в надежде на их одобрение. Но время шло, а ответа не было.
- В конце ноября 1741 года он подаёт прошение о его назначении на должность в Академии только, что вступившей на престол императрице Елизавете Петровне. После её вмешательства учёный получает должность адъюнкта или другими словами помощника.
Жизнь и работа в России
Летом 1741 года, после возвращения на родину, Ломоносова направили изучать естествознание под руководством профессора Амману. Никакого жалования ему на период обучения не полагалось. Чтобы как-то выживать, Михаил для Минерального кабинета Кунсткамеры составлял каталог окаменелостей и минералов. Также написал две диссертации по химии и физике в надежде, что их рассмотрят, одобрят и он получит авторский гонорар.
Но его диссертации лежали мёртвым грузом, так как канцелярией Академии наук руководил тогда немец Шумахер, а он способствовал продвижению своих соотечественников.
К счастью Ломоноса, в ноябре 1741 года началось правление императрицы Елизаветы Петровны, Михаил решился написать к ней прошение о присуждении ему должности. И уже в начале 1742 года он был назначен адъюнктом физического класса, получил квартиру на две комнаты, свечи, дрова и 360 рублей годового жалования.
В 1745 году после защиты диссертации «О металлическом блеске» Ломоносов получил звание профессора химии.
В 1749 году при Академии наук проходило торжественное собрание, на котором Ломоносов произнёс своё знаменитое «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». С этого времени Михаил имел успех при дворе, сблизился с фаворитом императрицы Шуваловым И. И., а сама Елизавета Петровна пожаловала учёному мызу Усть-Рудица и четыре окрестные деревни, где он обустроил фабрику мозаики.
В 1757 году Ломоносов стал членом канцелярии Академии наук. Одновременно с этим была опубликована одна из самых известных его работ «Слово о рождении металлов от трясения земли».
В следующем 1758 году он стал управлять в Академии географическим департаментом и начал составление нового «Атласа России».
1759 год ознаменовался в его жизни выходом «Рассуждений о большой точности морского пути». Здесь учёный описал новые изобретённые им приборы, с помощью которых можно будет определять широту и долготу.
В 1761 году вышел его научный трактат «О сохранении и размножении российского народа».
Огромное значение для развития российской науки имели его работы:
- «О слоях земных»;
- «Краткое описание разных путешествий»;
- «Древняя Российская история»;
- «Первые основания металлургии или рудных дел»;
- «О пользе книг церковных в российском языке».
Скончался великий учёный в возрасте 53 лет от воспаления лёгких. Это произошло 19 апреля 1765 года. Его похоронили в Александро-Невской лавре.