Гатчинский парк
Содержание:
Коллекции Гатчинского дворца-музея
Ещё при первом владельце Гатчинского дворца — Григории Орлове началось формирование коллекций музея. Граф собирал охотничье оружие, живопись, произведения декоративно-прикладного искусства западноевропейских и восточных мастеров.
Когда Гатчинский дворец перешёл во владение великого князя Павла Петровича, последнему и стали принадлежать все коллекции Орлова. С 1796 по 1917 год дворец служил императорской резиденцией. В течение всего этого времени коллекции Гатчинского дворца постоянно пополнялись его владельцами.
После Октябрьской революции Гатчинский дворец открылся как музей. Уникальный факт состоит в том, что до Великой Отечественной войны дворец-музей оставался самым крупным из всех пригородных дворцов Санкт-Петербурга. Причём, дворец-музей был лидером как по площади, так и по количеству художественных ценностей — в его фондах насчитывалось свыше 54 000 экспонатов.
После Великой Победы все спасённые экспонаты из пригородных музеев собрали в Центральном хранилище музейных фондов. Из ценностей Гатчинского дворца-музея сохранилось чуть более 16 000 предметов.
В 1976 году начали реставрировать Гатчинский дворец, после открытия которого в мае 1985 года в его экспозицию вернулись немногим больше 8 000 экспонатов. Работа по возврату спасённых произведений продолжается по сей день. Пока некоторые из предметов находятся в распоряжении других музеев. Восполнение утраченных коллекций не прекращалось и ведётся поныне.
В настоящее время в его коллекции содержатся гравюры, литографии и фотографии; металлические изделия и оружие; предметы мебели, ткани и костюмы; редкая книга и научный архив; живопись, акварели и рисунки; нумизматика и старинные чертежи; бытовое собрание, фарфор и стекло; скульптуры и драгоценности, включая сами интерьеры, по которым проводят экскурсии.
Архитектура
Внешний облик Гатчинского дворца совместил в себе элементы средневекового замка и роскошной загородной усадьбы. В общий комплекс входят:
- центральный корпус;
- 2 полуциркулярные галереи;
- 2 служебных каре с внутренними двориками — Кухонное и Конюшенное (Арсенальное);
- две 5-тигранные башни — одна с часами, другая (сигнальная) с громоотводом.
Здание располагается на возвышенности, поэтому явно доминирует над всей округой. Северный фасад, выглядящий намного скромнее, обращен к Дворцовому парку и озеру, а южный, более величественный, — выходит на плац и Липовую аллею. Изогнутые полукружиями галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми каре, внешние углы которых сглажены восьмигранными башнями, подчеркивающими сходство дворца со средневековым замком.
В целом планировка строения органична, каждый архитектурный элемент расположен на своем месте. Фасады украшены пилястрами, полуколоннами, оригинальными парапетами и аттиками, замковыми камнями и рельефными сандриками. Поэтажные деления подчеркнуты антаблементами.
Гатчинский дворец графа Орлова
Григорий Орлов самолично взялся за возведение дворца. Для разработки проекта граф и Екатерина II пригласили итальянского архитектора Антонио Ринальди. Его работа удачно сочетала в себе элементы русской загородной усадьбы и английского охотничьего замка. В центральном корпусе дворца до 1950-х годов сохранялась медная доска с указанием дат начала и окончания строительства:
По завершению строительства Гатчинский дворец стал единственным замком в пригородах Санкт-Петербурга. Это было здание, которое состояло из 3-х связанных между собой частей. Основная часть — центральный трёхэтажный корпус с примыкавшими к нему двумя пятигранными башнями. На южной были часы, на северной — громоотвод.
Главный корпус был соединён двумя полуциркульными галереями с одноэтажными служебными каре — Кухонным и Конюшенным, что всё вместе представляло собой замкнутые четырёхугольники с внутренними дворами. По их углам располагались восьмиугольные башни.
Фасад дворца был облицован парицким известняком, который добывали близ Гатчины, в деревне Парицы. Облицовка вестибюля и парапета над карнизом была сделана из пудостского камня.
Вот дворце Григорий Орлов прожил недолго, графу не удалось в полной мере насладиться красотой и уютом его интерьеров. После его смерти, у его братьев в начале 1783 года Гатчину обратно выкупила Екатерина Великая и подарила в 1783 год своему сыну — великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I.
Цены на билеты в Гатчинский дворец в 2020 году
Стоимость посещения постоянных экспозиций Гатчинского дворца:
- для взрослых — 450 руб.;
- для учащихся школ и студентов — 200 руб.;
- для людей старше 65 лет — 250 руб.;
- для семей (2 взрослых с детьми) — 1100 руб.
Тронная Павла I, Константин
Родители могут воспользоваться уникальной возможностью знакомства ребенка с историческими материалами в игровой форме. Взятый в аренду за 250 рублей (+входной билет) «Музейный сундучок» раскроет множество тайн, станет сказочным проводником по дворцовым залам и даже переносным стульчиком или столиком. Программы различаются уровнем сложности и рассчитаны на детей 5–8 и 9–12 лет. Залог за «Музейный сундучок» составляет 1000 руб. Программа доступна со среды по воскресенье с 11:00 до 16:00.
Аудиогиды с обзорной экскурсией по Гатчинскому дворцу и с прогулкой по комнатам, где проживала семья императора Александра III, обойдутся по 200 руб. В качестве залога нужно оставить либо 2000 руб., либо водительское удостоверение.
Кабинет императора Александра III, Ирина
По «Карте гостя Санкт-Петербурга» вход в музей предоставляется бесплатно.
Право на фото-, видеосъемку в Гатчинском дворце:
- любительская — 100 руб.;
- свадебная фотосессия — 2000 руб.
Доступ к экспозициям в парке (Собственный сад, павильоны) и Приоратском дворце оплачивается отдельно. Цены на билеты можно уточнить здесь.
Подробно о льготах и праве бесплатного входа указано на интернет-странице дворца-музея.
Вид на Дворцовый парк, Ирина
Структура и схема Гатчинского парка
Крупнейшая часть Дворцового парка — выверенный в ландшафтном плане Английский сад был запланирован как пейзажный парк, в который входят Белое озеро (с Длинным островом) и имеющее форму полумесяца Серебряное озеро, а также островки Пихтовый, Захаров, прибрежная территория. Она делится на правобережную и левобережную. Достопримечательности Английского сада:
- Отреставрированная Колонна Орла. Известна как старейшее сохранившееся садово-парковое сооружение на территории 1770 года постройки.
- Павильон Орла- изящная ротонда в светлых тонах высотой 9,5 метров, расположившаяся у озера.
- Адмиралтейство с гаванью, где находились суда для прогулок по озеру.
- Березовый домик с порталом «Маска» с роскошным интерьером, воссозданный после войны в 1975 году. Изначально создает обманчивое впечатление, а внутри имеет шикарное убранство.
- Горбатый мост постройки 1800 года, соединяющий два острова на Белом озере.
- Терраса-пристань на Длинном острове, построенная по проекту Винченцо Бренны 1792 года, украшенная скульптурными композициями.
- Амфитеатр с четырьмя проходами, строительство которого не было завершено. Предназначался для проведения рыцарских боев и имел много дополнительных названий, а том числе «Петушиные бои».
- Лесная оранжерея, в которой выращивали редкие растения. Вскоре была разрушена, на данный момент не реконструирована.
- Турецкая палатка — шатер белого цвета с узорами и входом, который поддерживали 2 столба, существовавшая до XX века. На данный момент не реконструирована, а на ее месте длительное время располагались аттракционы.
Ландшафтная часть парка, примыкающая ко дворцу, имеет название «Собственный сад». Его особенность — разнообразие скульптурного декора и зеленые крытые аллеи, расположившиеся на небольшой площади. Опорная стенка украшена балюстрадой. В этом саду собрано больше всего скульптурных композиций.
Верхний и Нижний Голландские сады с живописными аллеями соединены друг с другом несколькими каменными лестницами. С Верхним соседствует Липовый сад, имеющий вытянутую форму. Здесь высажен газон, аллеи и проложены дорожки, каменные лестницы. Сады гармонично переходят один в другой.
Ботанических садов в Дворцовом парке тоже два — Верхний и Нижний. Их общая площадь — 4 гектара, в каждом есть ухоженный пруд: восьмигранный в Верхнем, круглый — в Нижнем. На территории высажены дубы, оформлены аллеи, разбиты дорожки, установлены гранитные лестницы, есть аптекарский огород. Рядом с садами располагается Цветочная горка в форме конуса, она вписана в рельеф местности.
Водный и Лесной лабиринты находятся в восточной части Белого озера. Лесной лабиринт — это сеть аллей, которые пересекаются в одной точке, откуда открывается прекрасный вид на Водный лабиринт. Последний находится в заливе Белого озера и представляет собой 4 малых острова с протоками. Внешне имеет сходство с лабиринтом, отчего и носит такое название.
Еще один регулярный сад, получивший название Остров Любви, располагается в центре искусственного острова Белого озера. К этому острову ведут два ажурных мостика. Здесь расположены террасы, используемые в качестве пристани для судов. 3 аллеи из деревьев и кустарников ведут к Павильону Венеры.
Ирина (dualia1)
История
Время строительства Большого Гатчинского дворца приходится на 1766–81 гг. Территория мызы была приобретена Екатериной II у князя Бориса Куракина и подарена за год до начала работ графу Григорию Орлову. Это была одна из благодарностей императрицы за участие ее фаворита в организации дворцового переворота, случившегося в 1762 г.
Архитектором был выбран итальянский мастер Антонио Ринальди, успевший прославиться своими работами не только на родине, но и в России.
Строительство дворца продвигалось неспешно. Коробка была возведена в 1768 г., оформление экстерьера закончилось в 1772 г., а внутренняя отделка затянулась до 1781-го. За 15 лет Екатерина II не единожды наведывалась в Гатчину, чтобы лично ознакомиться с ходом продвижения работ. После смерти Орлова в 1783 г., она вновь выкупила Гатчинскую мызу, но уже у графских наследников и подарила ее своему сыну, будущему императору Павлу I.
Тронный зал вдовствующей императрицы, Константин
В 1801 г. Гатчинский дворец вместе с угодьями перешел к вдовствующей императрице Марии Федоровне. Еще при жизни она распорядилась о порядке дальнейшего наследования загородного комплекса. Сначала он должен был перейти в вечное пользование Николаю I, а затем — к его прямым потомкам по мужской линии.
Первый раз Гатчинский дворец стал официальной императорской резиденцией в 1796 г. при Павле I. Второй раз это случилось в 1881 г. при императоре Александре III.
После отречения Николая II от престола, Временным правительством было принято решение о переводе императорских дворцов в статус национальных музеев. В дальнейшем его поддержали пришедшие к власти большевики. Гатчинский дворец открыли для широкой публики в мае 1918 года.
Голые стены Чесменской галереи, Константин
Основные события:
- июнь—август 1941 г. — в Удмуртию и Ленинград эвакуировано почти 12000 экспонатов музея. Остальные были спрятаны в подвалах и захоронены в парке;
- август—сентябрь 1941 г. — дворец поврежден в результате немецких бомбардировок;
- до января 1944 г. — период гитлеровской оккупации. Перед отступлением немецких войск здание было сожжено и заминировано, найденные ценности частично вывезены в Германию, частично — уничтожены;
- 1948 г. — проведен минимальный объем восстановительных работ. Вопрос о реконструкции музея отклонен безоговорочно;
- 1950–59 гг. — размещение во дворце Военно-морского училища и ВНИИ;
- 1960 г. — исключение объекта из списков архитектурных памятников;
- 1970-е — восстановление статуса архитектурно-исторического памятника;
- 1976 г. — начало реставрационных работ;
- 1985 г. — открытие для посетителей первых трех дворцовых залов и одной постоянной выставки.
После отклонения вопроса о воссоздании Гатчинского дворца-музея, сохраненные экспонаты были переданы 24 музеям. В родные пенаты уникальные предметы возвращаются с большим трудом. До сих пор многие из них находятся в «чужих» экспозициях.
Парадная столовая и Охотничий сервиз XVIII века, Ирина
Гатчинский дворец императора Павла I
Работы по расширению служебных помещений имеющегося дворца по решению Павла I начались в 1796 году, их проводил архитектор Винченцо Бренна, работавший в то время в Гатчине. После перестройки вместо открытых галерей появились стены, декорированные полуколоннами. Стены также появились на первом этаже в центре главного корпуса на месте открытых аркад и сквозного прохода в парк.
Обустройство комнат для семьи Павла I в главном корпусе дворца и в Арсенальном каре (бывшем Конюшенном) было начато в 1797 году. Помимо этого, занятую газонами площадь перед дворцом превратили в плац и окружили бастионной стеной. Со стороны парка на прилегающей к дворцу территории был разбит небольшой Собственный сад.
Назначенный Павлом I в 1799 году главный архитектор Гатчины Андреян Дмитриевич Захаров закончил надстройку Кухонного каре; по его проекту во дворце на месте существовавшей ещё с орловских времён старой церкви, в 1800 году возвели новую церковь.
Территория
Дворец окружен раскидистым парком. В нем находятся два малых интерьерных музея — Павильон Венеры (построен в стиле островного павильона в Шантильи) и Березовый домик (образует единый архитектурный ансамбль с порталом «Маска»). Уникальное здание похоже на средневековый замок, а в его интерьере преобладает стиль русского классицизма XVIII–XIX столетий.
Парковая территория граничит со Зверинцем, лесным Приоратским парком и Сильвией, которые тоже входят в комплекс исторических гатчинских парков. С юго-запада территория ограничена Красноармейским проспектом, с юго-востока — проспектом 25-го Октября. Совсем неподалеку находится железнодорожная станция Гатчины, от которой рукой подать до достопримечательности.
Главный усадебный парк изначально создавался с выверенной планировкой: аллеями и просеками, видовыми сооружениями. Водоемы — два небольших озера, пруды, речки и каналы — занимают примерно четвертую часть парка.
В сквер ведет 5 входов:
- у бывшей типографии по улице Соборной;
- возле Березовых ворот;
- около Большого дворца;
- с улицы Нестерова;
- возле Егерской слободы.
В озерах водятся зеркальные карпы, которых подкармливают посетители, водоплавающие птицы утки, чернети, чайки, лысухи, чомги. В парке можно послушать пение птиц соек, щеглов, синиц, зябликов, свистерелей, снегирей, покормить голубей и белок.
На территории обустроили только два туалета: во дворце и возле Адмиралтейских ворот. Перекусить можно в кафе во дворце или в быстропите у лодочной станции, которая располагается возле пруда с карпами и Березовых ворот.
bigunetsnic
Адрес, режим работы, проезд
Адрес: Гатчина, Красноармейский проспект, д. 1
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.00), выходной — понедельник, санитарный день — первый вторник месяца.
Проезд:
- на а/м — Киевское шоссе
- на электричке — от Балтийского вокзала
- на автобусе № 431 и на маршрутке № 18 и 18А — от ст. м. «Московская»
Кроме того, Вы можете заказать экскурсию по Гатчинскому дворцу и парку.
Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
- Дешевые авиабилеты: Aviasales
- Гостиницы и базы отдыха: Booking
- Туристическая страховка: Cherehapa
- Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Посмотреть все
История Гатчинского дворца
История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.
Дворец графа Орлова
В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.
Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.
Гатчина при Павле
После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.
В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.
Гатчинский дворец при Николае I и Александре III
Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.
Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.
Гатчина после революции
После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.
Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.
После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.