Лучшие cтихи фета а.а

Биография

 Родился поэт в семье орловского помещика Афанасия Шеншина и Шарлотты-Елизаветы Беккер, покинувшей родную Германию. Получал знания юный литератор в немецком частном пансионате Крюммера, где впервые проявилась его любовь к поэзии и филологии. Дальнейшим образованием Фета занимался уже Московский университет.

 В 1845 году, когда Афанасий закончил обучение в университете, его ждала военная служба. Спустя 12 месяцев трудолюбивый лирик получил свое первое военное звание. В 1853 году по долгу службы прибыл в Санкт-Петербурге, после перевода в местный гвардейский полк. Уже через год  молодой человек служил в Балтийском порту, воспоминания об этом периоде легли в основу дальнейших мемуаров “Мои воспоминания”. В отставку Фет вышел в 1858 году, поселившись после окончания военной службы в Москве. Но и про северную столицу он не забывал – частенько наведывал в Петербург, ища вдохновения и встречаясь с друзьями юношеской поры.

 В 1857 году Афанасий Афанасьевич сделал предложение Марии Боткиной, являющейся родной сестрой известного литературного критика. В дальнейшем Фет приобрел имение в Мценской уезде, где они вдвоем с женой занимались развитием сельского хозяйства: выращивали зерновые культуры, содержали небольшую конную ферму, держали крупный рогатый скот, разводили пчел и птиц. Прибыль, полученная с семейного хозяйства, являлась основным источником дохода семьи.

 В 1867 году Фета избрали на должность мирового судьи. Судейская практика литератора продлилась 11 лет и завершилась в 1878 году.

 Умер поэт от сердечного приступа, по непроверенной информации перед этим он пытался свести счёты с жизнь, совершив неудачную попутку самоубийства. Похоронен лирик в селе Клейменово в семейном имении.

 Творческий путь

 Произведения Фета печатали в газетах и журналах еще во время его учебы в университете. Первая полноценная работа юного лирика вышла в свет в 1840 году – это был сборник стихов “Лирический пантеон”, написанный в соавторстве с университетским приятелем Аполлоном Григорьевым. В 1842 году выходят публикации в журналах “Отечественные записки” и “Москвитянин”.

 Во время службы, Афанасий Афанасьевич не забывает и о творческой составляющей своей жизни. Второй сборник появляется в 1850 году, а в 1856 – уже готов третий. Данные работы получают положительные рецензии критиков и опытных журналистов. Немного позже Фет познакомится с редакцией “Современника” и даже заведет приятельские отношения с местными литераторами. Хорошие отзывы о произведениях позволяют поэту получить признание и у простого населения.

С 1862 года по 1871 выпускаются новеллы, рассказы и очерки, в том числе цикл произведений “Из деревни”,  “Записки о вольнонаемном труде” и двухтомное собрание стихотворений. Фет четко разделяет литературную деятельность, считая поэзию инструментом для выражения романтических чувств, а прозу – отражением реального положения вещей.

 Позже в свет выходят выпуски “Вечерних огней”. В 90-ых годах появляется книга “Мои воспоминания”, описывающая весь жизненный путь Фета, а после смерти публикуют вторую книгу с мемуарами – “Ранние годы моей жизни”.

Стихи Фета для детей

Ель рукавом мне тропинку завесила…

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом всё гудет и колышется,
Листья кружатся у ног,
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Мама! глянь-ка из окошка…

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Учись у них — у дуба, у березы…

Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Уж верба вся пушистая…

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.

Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Вечер

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Сосны

Средь кленов девственных и плачущих берез
Я видеть не могу надменных этих сосен;
Они смущают рой живых и сладких грез,
И трезвый вид мне их несносен.

В кругу воскреснувших соседей лишь оне
Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают
И, неизменные, ликующей весне
Пору зимы напоминают.

Когда уронит лес последний лист сухой
И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья, —
Они останутся холодною красой
Пугать иные поколенья.

Превращения

Давно, в поре ребяческой твоей,
Ты червячком мне пестреньким казалась
И ласково, из-за одних сластей,
Вокруг родной ты ветки увивалась.

И вот теперь ты, куколка моя,
Живой души движения скрываешь
И, красоту застенчиво тая,
Взглянуть на свет украдкой замышляешь.

Постой, постой, порвется пелена,
На божий свет с улыбкою проглянешь,
И, весела и днем упоена,
Ты яркою нам бабочкой предстанешь.

Творчество

Будучи одним из самых утончённых лириков, Фет поражал современников тем, что это не мешало ему одновременно быть чрезвычайно деловитым, предприимчивым и успешным помещиком.

Известная фраза, написанная Фетом и вошедшая в «Приключения Буратино» А. Н. Толстого — «А роза упала на лапу Азора».

Фет — поздний романтик. Три основные его темы — природа, любовь, искусство, объединяемые темой красоты.

Переводы

  • обе части «Фауста» Гёте (—),
  • целый ряд латинских поэтов:
  • Горация, все произведения которого в фетовском переводе вышли в 1883 году,
  • сатиры Ювенала (),
  • стихотворения Катулла (),
  • элегии Тибулла (),
  • XV книг «Превращений» Овидия (),
  • «Энеида» Вергилия (),
  • элегии Проперция (),
  • сатиры Персия () и
  • эпиграммы Марциала ().

В году Афанасий Фет за перевод произведений Горация был награждён полной Пушкинской премией, став первым из её лауреатов (до того премия присуждалась лишь в половинном размере).

В планах Фета был новый перевод Библии на русский язык, поскольку синодальный перевод он считал неудовлетворительным, а также «Критики чистого разума», однако Н. Страхов отговорил Фета переводить эту книгу Канта, указав, что её русский перевод уже существует. После этого Фет обратился к переводу Шопенгауэра. Он перевёл два сочинения Шопенгауэра: «Мир как воля и представление» (1880, 2-е изд. в 1888 г.) и «О четверояком корне закона достаточного основания» (1886).

Фет – помещик деятельный

В 1860 г. он на капитал супруги покупает хутор Степановка, где практически безвылазно хозяйствует на протяжении 17 лет. На хуторе Фету-помещику принадлежит двести душ. Он полностью погружается в организацию и ведение хозяйства. На творчество времени практически не остается. Он становится «убежденным и цепким русским аграрием». Афанасий Афанасьевич, отдавая много времени и сил новому для себя делу и отличаясь не только поэтическим даром, но и житейской мудростью, добивается уважения в обществе. Свидетельством признания является исполнение им обязанностей мирового судьи.

Эффективное хозяйствование Фета-помещика способствовало капитализации им средств, заработанных им в сельскохозяйственном производстве. Он фактически заработал своим трудом свое богатство.

Особенные мотивы лирики Афанасия Афанасиевича

Основные характеристики лирики Афанасия Фета – это ассоциативность, неясность и музыкальность. В стихах его представлена не дикая природа, а пространство человеческой жизни. Например, не море, а пруд, не свист ветра, а звуки музыки, не лес, а сад. «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…». Не все помнят, когда родился и умер Фет, но многие читатели знают наизусть эти хрестоматийные строки, принадлежащие перу Афанасия Афанасиевича.

Мир поэзии Фета состоит из образов чистой красоты. Для этих стихотворений не нужны никакие внешние раздражители, какие-либо особые причины или общественные события. И именно эта камерность и позволяла Фету оставаться поэтом в течение десятилетий. И как будто бы не замечать своего старения. Афанасий Афанасиевич родился в 1820 году, а оборвалась жизнь Фета в 1892-м. И необходимо отметить, что именно на последнее десятилетие, на 1880 годы, пришелся абсолютный расцвет его творчества.

Интересные факты биографии Фета

  • Много в биографии Афанасия Фета интересных фактов из жизни. Будущий поэт появился на свет 23 ноября (5 декабря) 1820 года в селе Новосёлки Орловской губернии. Событие это произошло в семье отставного ротмистра Афанасия Шеншина и Шарлотты-Елизаветы Беккер. Интересно отметить, что на момент рождения Афанасия его мать была замужем за другим человеком и носила иное имя – фрау Фёт. Однако подкуп священника помог скрыть незаконное происхождение младенца и записать его под именем отца – Афанасием Шеншиным.
  • Великий Сократ сказал, что всё тайное рано или поздно становится явным. Так произошло и в жизни Фета. Когда Афанасий был ещё совсем юным – 14 лет, неожиданно вскрылся факт подлога, началось следствие и молодого человека лишили фамилии, титула дворянина, наследства и гражданства. Вернуть фамилию отца и восстановить доброе имя своей матери стало делом всей его жизни.
  • В 1873 году благодаря заслугам перед отечеством и накопленному состоянию поэту удалось вернуть себе фамилию отца и дворянское звание. Тогда он написал своей жене, чтобы отныне ненавистная им фамилия Фет никогда более при нём не упоминалась.
  • Первый сборник стихов Фета «Лирический пантеон» вышел в свет в 1840 году, когда Афанасий был ещё студентом Московского университета. Кстати, при наборе книги была допущена опечатка – буква «ё» в фамилии юного литератора обернулась в «е».

    Так Афанасий сменил фамилию дважды и стал Фетом.

  • После окончания Московского университета перед Фетом вырисовывались не самые радужные перспективы. Первое и самое главное – он был лишен каких-либо наследственных прав, а литературная деятельность приносила весьма скромный доход. Надеяться было не на что, и он принял решение поступить на военную службу.
  • Однажды полк, в котором проходил службу офицер и начинающий поэт Фет, расположился недалеко от поместья Крылово. Хозяином имения был некий помещик Лазич, который часто приглашал офицеров в гости. Последние охотно соглашались: их прельщало общество прекрасных девушек – дочерей хозяина. В одну из них – Марию Лазич, и влюбился Фет. Чувство оказалось взаимным.
  • Однако этому союзу не суждено было состояться. Фет считал себя не вправе предлагать руку и сердце Марии. Кроме чувств и верности ему было нечего предложить ей. Да и за ней не давали богатого приданного. Он считал, что нескончаемая бедность, неустроенность и отсутствие каких-либо перспектив способны уничтожить любые, даже самые светлые чувства.
  • Мария Лазич отказывалась верить в решение Фета. Она продолжала надеяться и верить, что их брак возможен. Но он оставался непреклонен. В конечном счете, его упрямство и твердость убили её: девушка умерла от бесчисленных ожогов, когда на её платье попала непотушенная спичка. Случайность это была или нет – неизвестно, но Фет всю жизнь винил себя в её гибели.
  • И вновь будущее не сулило ничего хорошего: его «идеальный мир» давно разрушен, его сердце разбито, денег нет, титула тоже. Что делать?

    Он нашел единственный выход – жениться на девушке с большим приданным, чтобы в дальнейшем её связи и деньги помогли вернуть ему имя и титул. Вскоре состоялось венчание Фета и Марии Петровны Боткиной – богатой, но уже давно не юной, и к тому же не блистающей красотой девушке. Союз этот неожиданно оказался счастливым. Конечно, страсть между ними была невозможна, но они приобрели главное в семейной жизни – взаимоуважение.

  • С творчеством у Фета тоже не всё складывалось благополучно: за двадцать с лишним лет не было продано и тысячи экземпляров его книг. Дело в том, что литературой того или иного времени всегда руководит какой-либо девиз. Поэт Фет не мог и не хотел писать под негласным лозунгом того периода – «польза, дело, практика», призывающим бороться с крепостничеством, всеобщим бесправием и несправедливостью. Он был глубоким лириком, бесконечно восторгающимся окружающей природой и красотой.
  • Таковой была и его жизнь. Он был дружен с Иваном Тургеневым и Львом Николаевичем Толстым. Последнему он неоднократно писал, жалуясь и рассуждая о духе времени. Он говорил, что Тургенева, заботящегося о судьбе русского народа из Парижа, почитают за патриота, а его требовательного и строгого помещика, который не словом, а делом даёт возможность заработать крестьянину – узурпатором и врагом России.
  • За художником Ильёй Репиным ходила недобрая слава. Все известные люди, которые позировали ему для написания их портретов, вскоре умирали. Так, композитор Мусоргский ушёл из жизни через несколько дней, а литератор Писемский – через три месяца. Предрекали преждевременную кончину и Фету. Но поэт обманул судьбу. Он скончался через одиннадцать лет под написания его знаменитого портрета.

Брак по расчету

Справедливо рассудив, что на армейской службе он вряд ли достигнет своей цели – дворянского титула, Фет берет длительный отпуск. Взяв с собой все накопленные гонорары, поэт устремляется в путешествие по Европе. В 1857 году в Париже он неожиданно женится на Марии Петровне Боткиной, дочери богатого торговца чаем, которая, ко всем прочему, была родной сестрой литературного критика В. П. Боткина. Судя по всему, это и был тот самый брак по расчету, о котором так долго мечтал поэт. Современники очень часто спрашивали Фета о причинах женитьбы, на что тот отвечал красноречивым молчанием.

В 1858 году Фет приезжает в Москву. Его опять одолевают мысли о скудности финансов. Видимо, приданое жены не в полной мере удовлетворяет его требованиям. Поэт очень много пишет, много издается. Зачастую количество произведений не соответствует их качеству. Это подмечают и близкие друзья, и литературные критики. Серьезно охладела к творчеству Фета и публика.

Семья

Афанасий родился в 1820 г. в Орловской области (ранее Орловская губерния) в знаменитом Мценском уезде. Его мать Шарлотта-Елизавета Беккер была немецкой поданной. Ш.-Е. Беккер была замужем за немецким небогатым служителем городского суда с незапоминающимся длинным немецким именем Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт. Имеет Фёт через «ё». Иоганн Фёт развелся с Беккер, затем повторно женился и в 1826 г. умер. После смерти он не оставил никакого наследства своей бывшей жене и сыну.

Накануне развода в 1820 году в Дармштад приезжает русский помещик дворянского происхождения Афанасий Неофитович Шеншин. С ним знакомится Елизавета Беккер. Они влюбляются друг в друга. Елизавета к тому времени была беременна вторым ребенком. Шеншин тайно увозит будущую жену в Россию. Они обвенчались только в 1822 году, когда мальчику было уже 2 года. Мальчика крестили и нарекли в миру Афанасием Афанасьевичем Шеншиным. При рождении мальчик был записан кровнорожденным сыном родителя А. Н. Шеншина.

Ранее законнорождённым мог быть ребенок, рожденный в браке. Поскольку брак состоялся через два года после рождения будущего поэта, то признать его кровным сыном удалось с трудом. Есть мнение, что это было сделано за взятку.

Когда юноше исполнилось 14 лет, судьба сыграла с ним злую шутку. В церковной канцелярии всплыла тайна его рождения, выяснилось, что была совершена ошибка, что он не родной сын дворянина Шеншина, а потому не может иметь дворянский титул. Афанасий Неофитович был признан отчимом Фета. Об этом было издано официальное церковное сообщение.

В браке Шеншина и Беккер было несколько совместных детей. К. П. Матвеева — это старшая сестра Фета. Родилась в 1819 году. Все остальные братья и сестры были рождены в семье Шеншина:

  • Л.А. Шеншина в 1824 г.,
  • В.А. Шеншин в 1827 г.,
  • Н.А. Борисова в 1832 г.,
  • П.А. Шеншин в 1834 г.

Были дети, которые умерли в раннем возрасте — Анна, Василий и, возможно, еще одна Анна. Детская смертность была очень высокой даже в богатых семьях.

Подробнее биография Фета

Афанасий Фет — переводчик и поэт-лирик. Его стихи уже несколько поколений являются частью школьной программы.

Он родился в 1820 году в селе Новосёлки, что неподалеку от Мценска — уездного города Орловской губернии. В селе находилось имение его отца, отставного военного Афанасия Неофитовича Шеншина. Он обвенчался заграницей в 1820 году с его будущей матерью, Шарлоттой Фет, которая носила фамилию бывшего мужа. Именно эта фамилия и досталась её сыну: когда мальчику исполнилось 14 лет выяснилось, что православное венчание было совершено после того, как Афанасий появился на свет. Духовная консистория лишила мальчика фамилии отца, а вслед за этим — дворянских привилегий.

Фет получил хорошее домашнее образование. В 14 лет его отправили в немецкий пансион города Верро, что ныне в Эстонии.

В 18 лет поступил в Московский университет на юридический факультет, но скоро перешел на факультет словестности. Обучался 6 лет: с 1838 по 1844 годы.

Именно во время обучения в университете Фет публикует первые стихи. Его дебют состоялся в 1840 году: сборник стихов «Лирический пантеон» появился в печати. Он начинает сотрудничать с «Отечественными записками» и «Москвитянином».

После окончания университета поэт решил попытаться вернуть себе дворянское звание, поступив на службу кавалеристом в армию в 1845 году. Уже через год ему присвоили офицерское звание. Но, к сожалению, он так и не получил дворянскую грамоту, её давали только со звания майора.

Это был тяжелый период в жизни Афанасия Фета. Он сильно переживал из-за смерти его возлюбленной — Марии Лазич. Она погибла при пожаре. В это время он посвятил её множество стихов.

В 1853 году он был переведен в гвардейский полк, который находился в Санкт-Петербурге. Там он сблизился с кружком журнала «Современник». В него входили: Тургенев, Дружинин, Некрасов. Особую роль занимала дружба с Тургеневым, который помог составить и опубликовать новое издание стихов Фета в 1856 году.

В 1857 году Фет женился. Его избранницей была Мария Боткина — сестра литературного критика Василия Боткина. Мария не отличалась особенной красотой, но зато имела за собой большое приданное. Именно эти средства позволили поэту купить имение Степановка. Он решил выйти в отставку и заняться обустройством имения, которое было немаленькое: 200 десятин земли. Его друзья расценивали этот поступок, как измена литературе. Действительно, из его пера стали выходить только заметки о сельском хозяйстве и небольшие литературные очерки. Фет объяснял это тем, что его творчество никому не интересно.

К творчеству писатель вернулся только спустя 17 лет, когда продал улучшенное имение и купил дом в Москве. Теперь он был не бедняком, а известным орловским помещиком. Писатель снова примыкает к своим друзьям. Он усиленно занимается переводом классической немецкой литературы.

К 1892 году состояние поэта стало резко ухудшаться: он стал задыхаться, испытывая ужасные боли, у него почти пропало зрение. В последние месяцы жизни он часто думал о самоубийстве. Умер 21 ноября 1892 года.

Обучение в университете и новое знакомство

В этот же период Фет Афанасий Афанасиевич был послан в Ливонский город Верро, где был принят в немецкую школу-интернат. Без имени, семьи и гражданства мальчик чувствовал свою особую ущемленность. В эти же годы юноша начал открывать в себе поэтический талант, при помощи которого отстранялся от реальности и погружался в мир творчества.

В 1837 году Фет Афанасий Афанасиевич — по решению Шеншина — был переведен в школу-интернат города Москвы, принадлежащую Михаилу Погодину. А уже в следующем году будущий поэт поступает в университет, чтобы заняться изучением законов и филологии. Там он знакомится с Аполлоном Григорьевым, своим однокурсником, и они становятся очень близкими друзьями.

Вскоре Афанасий даже переехал в дом Аполлона на Малой Полянке, где поселился в маленькой комнатке на верхнем этаже

В дальнейшем многие современники будут отмечать, что Аполлон Григорьев своими идеями оказывал немаловажное влияние на творчество молодого Афанасия Фета

Издания

  • Лирический пантеон: / А. Ф. — Москва: тип. Селивановского, 1840. — 19 с.
  • Стихотворения А. Фета. — Москва: тип. Н. Степанова, 1850. — 162 с.
  • Оды Квинта Горация Флакка: В 4 кн. / Пер. с лат. А. Фета. — Санкт-Петербург: тип. Королева и К°, 1856. — , IV, 130, с.
  • Фет А. А. Стихотворения. Ч. 1. — М., 1863.
  • Фет А. А. Стихотворения. Ч. 1. — М., 1863.
  • Мир как воля и представление / Артур Шопенгауэр; Пер. А. Фета; . — Санкт-Петербург: тип. М.М. Стасюлевича, 1881. — XXXVI, 490 с.
  • Фет А. А. Наши корни: / Деревенского жителя . — Москва: Унив. тип. (М. Катков), 1882. — 56 с.
  • Фет А. А. Вечерние огни. Вып. 1. — М., 1883.
  • Фет А. А. Вечерние огни. Вып. 2. — М., 1885.
  • Фет А. А. Вечерние огни. Ч. 3. — М., 1888.
  • Фауст: Трагедия Гете / Пер. А. Фета. Ч. 1—2. — Москва: тип. А. Гатцука, 1882—1883.
  • К. Гораций Флакк / В пер. и с объясн. А. Фета. — Москва: тип. М. П.Щепкина,1883. — 485 с.
  • Сатиры / Д. Юния Ювенала; В пер. и с объяснениями А. Фета. — Москва: тип. М. Г. Волчанинова (б. М. Н. Лаврова и К°), 1885. — 245 с.
  • Элегии Тибулла / В пер. и с объясн. А. Фета. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1886. — XVI, 90, II с.
  • XV книг Превращений / Публия Овидия Назона; В пер. и с объясн. А. Фета. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1887. — , XXIV, 793, с.
  • Элегии Секста Проперция / Пер. А. Фета. — Санкт-Петербург: тип. В. С. Балашева, 1888. — 178 с.
  • Энеида Вергилия / Пер. А. Фета, со введ., объяснениями и проверкой текста Д.И. Нагуевского, орд. проф. Имп. Казан. ун-та. Ч. 1—2. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1888. — 196 с.
  • Сатиры Персия / А. А. Фета. — Санкт-Петербург: тип. В. С. Балашева, 1889. — 5 с.
  • Фет А. А. Мои воспоминания. Ч. 1. — М., 1890.
  • Фет А. А. Мои воспоминания. Ч. 2. — М., 1890.
  • Эпиграммы / М. В. Марциала; В пер. и с объясн. А. Фета. Ч. 1—2. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1891. — Ч. 1. — 465 с.
  • Эпиграммы / М. В. Марциала; В пер. и с объясн. А. Фета. Ч. 1—2. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1891. — Ч. 2. — 467 с.
  • Горшок = Aulularia: / Пер. А. Фета. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1891. — VIII, 76 с.
  • Фет А. А. Ранние годы моей жизни / А. Фета. — Москва: т-во тип. А. И. Мамонтова, 1893. — , 548, VI с.
  • Скорби Овидия = (Tristia) / Пер. А. Фета. — Москва: т-во тип. А. И. Мамонтова и К°, 1893. — , 146 с.
  • Лирические стихотворения А. Фета: в 2 ч.: (с приложением портрета и факсимиле). — Санкт-Петербург: Тип. брат. Пантелеевых, 1894. Ч. 2. — 1894. — , 357, с.
  • Герман и Доротея / Пер. А. А. Фета; . — Санкт-Петербург: А. Ф. Маркс. 1901. — 85 с.
  • Полное собрание стихотворений А. А. Фета / А. А. Фета; под ред. Б. В. Никольского. Т. 1. — Санкт-Петербург: Издание А. Ф. Маркса, 1901.— CXII, 496 с.
  • Полное собрание стихотворений А. А. Фета / А. А. Фета; под ред. Б. В. Никольского. Т. 2. — Санкт-Петербург: Издание А. Ф. Маркса, 1901. — XVIII, 654 с.
  • Полное собрание стихотворений А. А. Фета / А. А. Фета; под ред. Б. В. Никольского. Т. 3. — Санкт-Петербург: Издание А. Ф. Маркса, 1901.— VIII, 486 с.
  • Избранные стихотворения / А. А.Фет; Под ред. Л. М. Сухотина. — Берлин: Ефрон. . — 213с.
  • Фет А. А. Стихотворения и поэмы/ Вступ. ст., сост. и примеч. Б. Я. Бухштаба. — Л.: Сов. писатель, 1986. — 752 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)
  • Стихотворения Катулла / В пер. и с объясн. А. Фета. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1886. — XXXII, 140, IV с.
  • Стихотворения / А. Фет. Рис. В. Конашевича. — Петербург: Аквилон, 1922. — 45 с.
  • Фет А. А. Вечерние огни / Изд. подгот. Д. Д. Благой, М. А. Соколова ; отв. ред. Д. Д. Благой. — М. : Наука, 1971. — 800 с. — (Литературные памятники / Председатель ред. коллегии Н. И. Конрад). — 50 000 экз.
  • Фет А. А. Собрание сочинений и писем в 20 т. — Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2003—… (издание продолжается).
  • «Полное собрание стихотворений А. А. Фета с вступительными статьями Н. Н. Страхова и Б. В. Никольского и с портретом А. А. Фета. Приложение к журналу „Нива“ на 1912 год.» Санкт-Петербург, издание Т-ва А. Ф. Маркс, 1912
  • Полное собрание стихотворений / А. А. Фет; Вступ. ст., ред. и прим. Б. Я. Бухштаба. — Ленинград: Советский писатель, 1937. — XXV, 816 с., 18 л. фронт., ил., факс.: ил. — (Библиотека поэта / Под ред. М. Горького. Ред. коллегия: М. Горький, И. А. Груздев, Б. Л. Пастернак, В. М. Саянов, Н. С. Тихонов, Ю. Н. Тынянов)
  • Liryki / Afanasij Fet; Oprac. i wstępem opatrzył Gabriel Karski. — Warszawa: Państw. inst. wydawniczy, 1964. — 163 с.
  • Večery a noci / Afanasij Afanasjevič Fet; Z ruských originálu vybral a přel. Ivan Slavík. — Praha: Státní nakl. krásné literatura a umění, 1964. — 172 с. — (Světová četba / Řídí Rudolf Vápeník; Sv. 32)
  • Лирика / Афанасий Фет; Подбор и прев. от руски Никола Фурнаджиев. — София: Народна култура, 1969. — 166 с.
  • Pasión por la naturaleza y el amor: lírica: / Afanasi Fet; trad. de Tomás Nuño Oraá. — : , 2008 (Bilbao: Euskoprint 2000).

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892). Биография в датах и фактах

Тема: Фет Афанасий Афанасьевич

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) — русский лирик, прославившийся как «поэт чувства» и «фанатик красоты». Будучи приверженцем «чистого искусства», он разрабатывал в своем творчестве «вечные» темы любви, красоты, природы, «поэзии души», искусства.

Жизнь А.А. Фета в датах и фактах

Предположительно между 29 октября и 29 ноября 1820 г. — родился в поместье помещика Афанасия Шеншина, в селенье Новоселки Мценского уезда Орловской губернии; при рождении был записан под фамилией отца.

1834 г. — был отправлен на обучение в городок Верро, расположенный в Лифляндии (ныне Эстония).

Находясь там, будущий поэт получил от отца известие о том, что его фамилия была изменена на фамилию «Фёт» вследствие открывшихся «печальных обстоятельств» его рождения.

Это событие принесло ему немало страданий и обрекло на годы борьбы за возвращение утраченного положения в обществе.

1837 г. — был перевезен в Москву и отдан в пансион М.П. Погодина — известного писателя, историка и журналиста. Тогда же Фет увлекся сочинением стихов.

1838 г. — поступил в Московский университет, где сначала обучался на юридическом факультете, а затем перешел на словесное отделение философского факультета.

В студенческие годы Фет получил признание со стороны самых авторитетных ценителей изящной словесности, в частности, Н.В. Гоголя, отметившего его талант, и В.Г.

 Белинского, одобрившего его первый поэтический сборник «Лирический Пантеон», изданный в 1840 г. за подписью «А. Ф.».

1845 г. — по окончании университета поэт поступил на военную службу в Кирасирский полк, расквартированный в Херсонской губернии, тем самым надеясь вернуть себе, в соответствии с законами того времени, дворянский чин. Армейские обязанности он успешно сочетал с поэтическим творчеством, что и засвидетельствовал расцвет его литературной славы в 1850-е гг.

В 1848 г. Фет познакомился с М. Лазич, к которой он пережил глубокое любовное чувство, но с которой в силу социальных и материальных причин не смог обвенчаться. Вскоре девушка погибла, и эта утрата оставила глубокую рану в душе поэта. Образ Марии Лазич присутствует во многих фетовских стихотворениях.

В 1856 г. — совершил путешествие по Европе, в течение которого побывал в Германии, Франции и Италии.

1857 г. — женился на М. Боткиной.

1858 г. — вышел в отставку и поселился в Москве. Материал с сайта //iEssay.ru

В 1860 г. в родном Мценском уезде Орловской губернии поэт купил хутор Степановку и, выстроив там дом, зажил жизнью деревенского помещика. Погрузившись в хлопоты по имению, он на какое-то время забросил литературное творчество, но со временем вновь к нему вернулся.

В годы добровольного «бегства в Степановку» Фет активно переводил поэзию античности (Анакреонта), Востока (Саади, Гафиза), немецких и французских авторов (Гете, Гейне, Мюссе, Беранже). Его перу принадлежит также первый русский перевод знаменитого трактата немецкого философа А.

 Шопенгауэра «Мир как воля и представление».

В 1863 г. — было издано собрание сочинений Фета.

Начиная с 1883 г., последовательно выпускал сборники своих стихотворений под общим заглавием «Вечерние огни», благодаря которым он вновь взошел на вершину славы.

21 ноября 1892 г. — поэт умер.

На этой странице материал по темам:

  • афанасий афанасьевич фет краткое содержание
  • биография фета таблица
  • краткая биография фета по датам
  • биография фета по датам
  • афанасий фет в датах

Огромное значение лирики Фета

Именно в то время, когда Афанасий Фет был хозяином своего замечательного имения в Курской губернии, он пишет наиболее восхитительные свои стихи. Тогда поэт обрел стабильность и счастье в семейной жизни. Фет, фото которого сегодня знакомо даже самому маленькому читателю, стал один за другим выпускать в свет сборники под одним и тем же названием «Вечерние огни». Четыре вышли в свет, пятый был подготовлен к печати.

Любой человек может увидеть в этих последних стихах всю ту же молодую душу поэта, который не столько погружен в повседневность, сколько склонен за каждой деталью видеть философскую ее глубину. И это неслучайно. Потому что ранние, еще университетские увлечения философией в его зрелые годы вылились в систематические занятия.

Афанасий Афанасьевич занимает особое место в русской поэзии девятнадцатого века. Без Фета не было бы российских символистов, творчества Александра Блока, Константина Бальмонта и многих других замечательных поэтов. Именно на основе лирических открытий Афанасия Фета возникли целые направления в поэзии двадцатого столетия. В первую очередь символизм. Значение поэзии Фета, таким образом, очень велико.

Личная жизнь

По своей натуре Афанасий Фет был достаточно неординарной личностью. Многие видели в нем серьезного и задумчивого человека.

Вследствие этого его поклонники не могли понять, как такой закрытой личности удавалось живо, ярко и легко описывать природу и человеческие чувства.

Однажды летом 1848 г. Фета пригласили на бал. Знакомясь с приглашенными гостями и наблюдая за танцами, он заметил черноволосую девушку Марию Лазич, которая была дочерью отставного генерала.

Интересно, что Мария уже была знакома с творчеством Афанасия Фета, поскольку любила поэзию.

Вскоре между молодыми людьми началась переписка. Позже девушка вдохновила Фета на написание множества стихов и сыграла не последнюю роль в его биографии.

Тем не менее, Афанасий Фет не захотел делать Марии предложение, поскольку та была так же бедна, как и он сам. В результате их переписка прекратилась, а вместе с тем и какое-либо общение.

В скором времени Мария Лазич трагически умерла. От случайно брошенной спички ее наряд загорелся, вследствие чего она получила множество ожогов несовместимых с жизнью.

Некоторые биографы Фета утверждают, что смерть молодой красавицы была самоубийством.

Когда писатель получил определенную популярность и смог улучшить свое материальное положение, он отправился в путешествие по городам Европы.

За рубежом Фет познакомился с состоятельной женщиной Марией Боткиной, которая позже стала его женой. И хотя этот брак был не по любви, а по расчету, супруги прожили вместе счастливую жизнь.

Творчество

Особенная и осложненная во многом, судьба со своими драматическими событиями характерна для творчества Фета.

У Афанасия Афанасьевича была долгая и беспокойная жизнь. Появился он и рос в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и его супруги Шарлотты Беккер. В 14-летнем возрасте мальчик узнал, что был рожден вне брака. Когда он учился в немецком пансионе, находившемся в одном из городов Прибалтики, Афанасию пришло письмо, где говорилось, что теперь юноша будет жить под фамилией Фета. И тогда поэт почувствовал на себе все тяжелые последствия, которые были связаны с его новой фамилией.  Именно здесь Фет почувствовал первые порывы к поэтическому творчеству.

 Свои творения Афанасий Афанасьевич продолжал сочинять с особым усердием и в пансионе профессора Погодина, где готовился к экзаменам в Московский университет. Первым благословил на его занятия творчеством Гоголь. Радостный Фет решает выпустить свои стихи отдельным сборником, заняв немного денег у прислуги. Книга «Лирический Пантеон» все-таки была опубликована в 1840 году и получила одобрительный отзыв со стороны Белинского. Одобрение этого литературного критика помогло Фету реализовать свои возможности на литературном поприще и дальше. Поэт принимается усиленно печатать свои сочинения в «Москвитянине» и «Отечественных записках».

 В 1845 году Фет резко меняет свою судьбу, отбыв из Москвы и поступив на службу в один из полков в Херсонской губернии. Теперь он мог дослужиться до потомственного дворянства и тем самым хоть немного вернуть себе утраченное. Однако его творческая деятельность ослабевала. До дворянства ему так и не удалось дослужиться, и в 1853 году он переводится в полк, находящийся недалеко от Петербурга. В 1856 году выходит переработанный сборник стихов, получивший высокую оценку со стороны Некрасова. И Фет начинает развивать активнейшую литературную деятельность.  Он пробует себя в художественной прозе. Переводит труды Гейне, Гете.  В 1857 году сочетается законным браком с дочерью богатейшего московского чаеторговца Марией Боткиной и выходит в отставку. В последствии купив небольшое имение, он становится мценским помещиком и продолжает писать. В 1863 году он издает новое собрание своих работ в двух частях, которые так и остались до конца нераспроданными. Дальше он покупает еще одно поместье-Воробьевку и его избирают в уезде мировым судьей. Но Фет не оставил литературу. В 1883 году он выпускает книгу «Вечерние огни». Далее под этим же названием вышли сборники и в 1885,1888 и 1891 годах.

 Друзья организовали торжественный юбилей, посвященный 50-летию поэтической деятельности Афанасия Афанасьевича. Однако ограниченность читательской аудитории вызвала у него горечь и печаль. С некоторых пор Фета стали мучить старые недуги. И 21 ноября 1892 года поэт покончил жизнь самоубийством.   И в наше время стало вероятно, что лирика Фета доставляет читателям огромное эстетическое значение.

3, 4, 6 класс

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector