Музей-квартира пушкина на арбате

Дом дяди

Старая Басманная улица, дом 36

Дом в стиле классицизма, где жил Василий Львович Пушкин, родной дядя поэта, был излюбленным местом Александра Сергеевича. Его всегда тут очень тепло встречали. Здесь он делал свои первые стихотворные наброски (которые, конечно же, давал прочесть дяде, тоже поэту), здесь, в библиотеке Василия Львовича, находил для себя массу интересных книг. Чуть позже именно дядя перевел стихи племянника на французский язык.

В целом Василий Львович сильно повлиял на судьбу племянника, настояв на его поступлении в Царскосельский лицей. В годы учебы в лицее, кстати, юного Александра приняли в общество «Арзамас», в котором состоял и Василий Львович.

6 июня 2013 года в особняке В.Л. Пушкина открылся дом-музей. От оригинальной обстановки остались только планировка, двери, старинная печь и часть дубового паркета. А вот предметы мебели, книги, картины и многое другое пришлось собирать буквально по крупицам. Специалистам удалось воссоздать интерьеры передней, залы, столовой, кабинета и комнаты «Опасный сосед», названной в честь фривольной поэмы Василия Львовича. В последней находятся портреты членов «Арзамаса» и издания их произведений.

По Арбату с Пушкиным

Но вернемся на старый Арбат. Его особая прелесть в сохранившихся старинных доходных домах. В одном из таких, под № 53, на втором этаже снимала квартиру чета Пушкиных в 1831 году. Сюда молодой Александр привел супругу после венчания. В память об этом Бургановыми была создана скульптура, изображающая Александра и Наталью, молодых и влюбленных. Она расположена невдалеке от дома-музея, где молодые провели три медовых месяца супружества. Сейчас в доме № 53 расположен музей «Мемориальная квартира Пушкина на Арбате». Экспозиция занимает два этажа. Поэт с супругой прожили здесь недолго, однако работникам музея удалось воссоздать атмосферу того времени.

Я помню чудное мгновенье: первая встреча с Натальей Гончаровой

Тверской бульвар, дом 22

Зима 1828 года стала одной из самых теплых в жизни Пушкина. На одном из балов в доме танцмейстера Йогеля он, почти 30-летний, встретился с Натальей Гончаровой. Ей тогда было 16, она была хороша собой, строга и очень серьезна. На горячие признания поэта юная красавица отвечать не спешила, хотя Пушкин получил официальное разрешение ее семьи навещать ее дома. Он, как пишут в своих воспоминаниях его друзья, тогда твердо решил распрощаться с холостой жизнью, полной мимолетных увлечений, и мечтал о создании семейного очага.

Родители возлюбленной Пушкина имели на этот счет свое мнение, и, когда он попросил руки Гончаровой, ее мать уклончиво ответила, что та еще слишком молода для замужества. Тем не менее он не отступил и ухаживал за Гончаровой три года, пока не получил благословения. Во время одной слишком затянувшейся размолвки Пушкин даже объявил, что стихотворение «Мадонна» («…Чистейшей прелести чистейший образец»), написанное им Гончаровой, в действительности было посвящено другой женщине. Впрочем, все ссоры закончились к 1831 году, когда счастливый жених повел возлюбленную под венец.

Дом, который брал в аренду танцмейстер Йогель, не сохранился. Но романтическую прогулку по Тверской в память об этой встрече можно совершить и сегодня. А потом свернуть на Тверской бульвар, где любил гулять Пушкин, и дойти до церкви Вознесения в Сторожах у Никитских ворот, где 18 февраля 1831 года Наталья Гончарова стала женой поэта.

По крупинке

Сотрудники музея – настоящие энтузиасты своего дела. Все, что удалось разыскать в различных фондах, было бережно собрано. По сохранившимся свидетельствам и документам обстановка квартиры, в которой находится музей Пушкина (Мойка, 12), восстановлена настолько, насколько это возможно в современных условиях.

Некоторые вещи действительно сохранились. В шкафчике стоит графин из рубинового стекла, в котором поэт держал свою любимую мадеру, а рядом на подносе – остатки фамильного серебра: ложка и половник. За стеклом можно увидеть крошечную рубаху, в которой крестили сына поэта, и фрагмент ткани, которой были обиты стены (обои в те времена еще не практиковались).

С особенной любовью воспроизведены рабочий кабинет и библиотека поэта. Тут представлены свыше 4 тысяч томов, которые собрал он лично, а также еще около десятка тысяч книг на 17 языках.

Сохранился и письменный стол Пушкина, его любимое «вольтеровское» кресло с темно-розовой обивкой, дорожный сундук и шашка, подаренная друзьями. Еще один экспонат, которым по праву гордится музей Пушкина (СПб, Мойка, 12), – любимая чернильница поэта, украшенная фигуркой арапчонка в золотистых шароварах и с киркой. Сам Александр Сергеевич гордился своим происхождением, никогда не упускал случая подчеркнуть характерные особенности внешности, поэтому безделушка ему нравилась.

Подлинное перо, которое поэт держал в руках, помещено в опечатанный ящик с прозрачной крышкой. Видимо, подержаться за «волшебную» канцелярскую принадлежность находилось немало желающих.

Работа музея и цена билета

Александр и Наташа, сказание о любви которых сохранилось до наших дней, наполнили атмосферу этого дома духом вдохновения и бунтарства, нежности и противостояния, смелости и преданности. Особого внимания достоин музей-квартира Пушкина на Арбате. Описание нельзя передать словами, шикарные помещения необходимо видеть своими глазами.

И пусть недолгим было пребывание их в стенах дома на Арбате, история любви и бессмертное творчество А. С. Пушкина заставляют благодарных потомков вновь и вновь открывать двери в мир лирики чистых чувств поэта и его прелестной избранницы.

Музей-квартира Пушкина на Арбате открывает свои двери ежедневно, кроме понедельника и вторника. Цена билета — от 50 до 180 рублей — зависит от возраста посетителей. Экспозицию можно посмотреть бесплатно, если прийти сюда в 3-е воскресенье каждого месяца.

Дом графини из «Пиковой дамы». Точнее, его прототип

Улица Большая Дмитровка, дом 7/5

По этому адресу в пушкинские времена никакая графиня не проживала — это был комплекс доходных домов генеральши Глебовой-Стрешневой. В одном из них жил страстный карточный игрок и шулер, по свидетельству современников, Василий Огонь-Догановский. Пушкин, известный своей азартностью, частенько сидел за зеленым сукном у Огонь-Догановского и в 1830 году проиграл ему огромные деньги — 25 тысяч рублей. Уплатить долг чести он не мог и был вынужден просить победителя об отсрочке. Тот милостиво согласился. Возможно, в благодарность за это Пушкин спустя несколько лет вывел Огонь-Догановского среди персонажей «Пиковой дамы» под именем Чекалинского, с которым садится за свою последнюю игру Германн.

Дом Глебовой-Стрешневой, в котором собиралось лихое карточное общество, Пушкин использовал как прототип дома графини-картежницы, сыгравшей злую шутку с главным героем. Кстати, роковая комбинация «тройка — семерка — туз» после выхода повести, мгновенно ставшей популярной, ушла в народ. Пушкин позже писал в дневнике: «Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют (ставят. — Прим. mos.ru) на тройку, семерку, туза».

Подданный императора

Есть в кабинете и несколько тростей, с которыми Пушкин путешествовал по мостовым Северной столицы. Среди них – его излюбленная, из бамбука, с пуговицей Петра І вместо набалдашника. Вопреки всему, что о поэте рассказывали в советских школах, он вовсе не был таким уж борцом с царизмом. Да и монарх не зверствовал сверх всякой меры – до правителей СССР ему было очень далеко.

Известно, что Пушкин, находясь на смертном одре, просил у Николая І прощения за дуэль и получил милостивый ответ с обязательством не оставить забытой семью поэта. Эту записку хранит среди своих экспонатов музей Пушкина. Мойка, 12 — последний адрес поэта, так что письмо находится на месте.

Обещание свое, кстати, император сдержал, породив тем самым новый виток сплетен по поводу своей любовной связи с Натальей Николаевной (с кем только эту вечно беременную женщину только не связывали). Видимо, права Моника Беллуччи, говоря, что люди могут простить человеку ум и даже талант, но только не красоту.

Фото и видеосъемка

За фото- и видеосъемку ОБЩИХ ПЛАНОВ, а именно: любительскую фото- и видеосъемку без использования штатива, моноподов (устройства для сэлфи), вспышки и дополнительного освещения; малоформатными непрофессиональными фото- и видеокамерами, мобильными телефонами и прочими фото- и видеофиксирующими техническими средствами, без права публикации в печатных и электронных изданиях плата не взимается.

Стоимость 1 (одного) часа съемок в интерьерах музея с использованием фото в коммерческих целях, на выставках, в публикациях и иных целях демонстрации интерьеров Всероссийского музея А. С. Пушкина с ограничением доступа посетителей и сопровождением сотрудника музея — 10 000 (десять) тысяч рублей.

Съемки проводятся по предварительной заявке.  Количество публикуемых материалов (единиц) устанавливается отдельным договором.

Дом Шереметевых

Поварская улица, дом 27

Первым хозяином особняка на Поварской улице был граф Николай Шереметев. В связи с этим москвичи стали называть здание домом Шереметевых. С 1828 года здесь жил полковник Сергей Киселев — один из многочисленных друзей Пушкина. Они вместе ухаживали за сестрами Ушаковыми, Екатериной и Елизаветой.

Киселев снимал половину дома: три комнаты на первом этаже, семь — на втором, сени и кухню. Свою знаменитую поэму «Полтава» Александр Сергеевич впервые прочел именно здесь. В тот вечер в гостях у полковника были также поэт и переводчик Петр Вяземский, путешественник Федор Толстой (по прозвищу Американец), генерал-майор Александр Башилов.

Об этом событии сегодня напоминает памятная доска, установленная у центрального входа.

Архитектура

12-й дом на Мойке многократно подвергался перестройкам и изменениям. При Черкасове он был выстроен в голландском стиле – как фасад, так и внутренние помещения. В качестве материалов использовали голландский кирпич. При Жадимировском дом перестроили в духе раннего классицизма. Именно тогда – в начале XIX столетия – особняк получил ту конфигурацию и высоту, в каких мы наблюдаем его сегодня.


Основные черты архитектурной отделки фасада с тех времен сохранились. Менялись только отдельные детали

В 1980-е, когда принялись за полномасштабный ремонт здания, фасад перекрасили в желтый цвет, который он имел при жизни Пушкина.


Внутренний двор Музея-Квартиры А. С. Пушкина

Оригинальная внутренняя отделка дома со временем существенно изменилась. Особенно рьяно дом переделывали в начале XX века. Уничтожили парадную и черную лестницы. Значительно перестроили и знаменитую квартиру:

  • кухню и ванную обустроили в зоне прихожей
  • сделали дополнительные перегородки
  • построили новые камины и печи
  • поменяли дверные проемы

Но благодаря сохранившемуся плану квартиры и проведенным исследованиям реставраторы смогли воссоздать ее в том виде, в каком она была при Пушкине. В том числе послойно снимали краску со стен, пока очередной — 8-й слой — по цвету не совпал с описаниями интерьеров дошедших до  наших времен.

Музей

Музеефикация здания на Мойке 12 началась в 1924 году, когда квартиру поэта занял пушкинский кружок. Его члены занялись восстановлением жилища «солнца нашей поэзии». В 1927 году ряд комнат квартиры уже были открыты для просмотра.

Спустя 10 лет, к 100-летней годовщине гибели Пушкина обстановке постарались придать первоначальный облик. Однако ввиду неправильного понимания исторических источников не удалось избежать некоторых ошибок.


В 1952 году во дворе дома был установлен памятник Пушкину

В 1984 году начали капитальный ремонт, в котором принимали участие не только профессиональные реставраторы, но и добровольцы. Петербуржцы от мала до велика приходили на Мойку 12, чтобы помочь в ремонте жилища всеми любимого гения. Первым делом провели археологические исследования. Так был выявлен весь новодел во внутреннем убранстве дома.


Стол Пушкина, на котором было написано множество произведений. Их список размещен на стене — над столом

Помещениям и дверным проемам вернули их исторические размеры. Полностью поменяли полы — старые настилы не сохранились. Восстановили парадную лестницу. Вместо обоев стены покрасили красками на клеевой основе. Изначальный цвет стен смогли узнать благодаря расчистке.

Конюшни переделали под музейную библиотеку, а флигеля отдали администрации музея и хозяйственным службам.


Но главное – в точности был воссоздан пушкинский кабинет. Для посетителей музей снова открыл свои двери в феврале 1987 года
Ну что за музей в Петербурге без красивых люстр? Всё правильно. Их тут несколько

Музей

Музеефикация здания на Мойке 12 началась в 1924 году, когда квартиру поэта занял пушкинский кружок. Его члены занялись восстановлением жилища «солнца нашей поэзии». В 1927 году ряд комнат квартиры уже были открыты для просмотра.

Спустя 10 лет, к 100-летней годовщине гибели Пушкина обстановке постарались придать первоначальный облик. Однако ввиду неправильного понимания исторических источников не удалось избежать некоторых ошибок.


В 1952 году во дворе дома был установлен памятник Пушкину

В 1984 году начали капитальный ремонт, в котором принимали участие не только профессиональные реставраторы, но и добровольцы. Петербуржцы от мала до велика приходили на Мойку 12, чтобы помочь в ремонте жилища всеми любимого гения. Первым делом провели археологические исследования. Так был выявлен весь новодел во внутреннем убранстве дома.


Стол Пушкина, на котором было написано множество произведений. Их список размещен на стене — над столом

Помещениям и дверным проемам вернули их исторические размеры. Полностью поменяли полы — старые настилы не сохранились. Восстановили парадную лестницу. Вместо обоев стены покрасили красками на клеевой основе. Изначальный цвет стен смогли узнать благодаря расчистке.

Конюшни переделали под музейную библиотеку, а флигеля отдали администрации музея и хозяйственным службам.


Но главное – в точности был воссоздан пушкинский кабинет. Для посетителей музей снова открыл свои двери в феврале 1987 года


Ну что за музей в Петербурге без красивых люстр? Всё правильно. Их тут несколько

Жилищный вопрос

В начале XIX века возможность приобрести дом была далеко не у всех петербуржцев, даже у обеспеченных. Это коснулось и семьи Александра Сергеевича Пушкина, который постоянно переезжал из одного снятого дома в другой. Только летом семья Пушкиных жила на даче.

Пушкин снял первый этаж в здании на Мойке, 12, которое принадлежало статс-даме княгине Софьи Григорьевне Волконской. Софья Григорьевна была сестрой декабриста С.Г. Волконского и супругой дальнего родственника министра двора князя П.М. Волконского.

В договоре о найме Пушкин писал, что снял нижний этаж из 11 комнат на 2 года. В обслуживающий персонал поэта и его семьи входило 12 слуг.

Квартира на наб. Мойки была выбрана неслучайно. В детстве он жил с дядей на Мойке, только под номером 40. Также на набережной работала кондитерская Вольфа и Беранже, где проходили встречи современников и судьбоносная встреча с дуэлянтом. Кроме того, дом находился рядом с Зимним дворцом, куда Пушкин должен был приходить как камер-юнкер Николая I.

В этом здании поэт занимался редактированием «Современника», написал предисловие к «Капитанской дочке» и ответ Чаадаеву. Отсюда он уехал на дуэль с Дантесом и здесь провёл последние часы.

Дом Кологривовых

Тверской бульвар, дом 22

На месте, где сейчас находится МХАТ имени Горького, раньше располагался дом Кологривовых. Там часто давал балы танцмейстер Петр Йогель, к которому на уроки танцев ходила вся московская элита. С самых ранних лет Пушкина тоже водили туда — на детские балы.

А потом, спустя много лет (Пушкину было почти 30), в один из вечеров он встретил в этом особняке шестнадцатилетнюю Наталью Гончарову. Поэт влюбился. По воспоминаниям его друзей, страсть была настолько сильной, что Пушкин был буквально одержим мечтой жениться на этой девушке, которая первое время была к нему достаточно холодна.

Александр Сергеевич ухаживал за Натальей долгих три года. За это время было все — и вспышки нежности, и размолвки. Во время одной из них Пушкин объявил, что стихотворение «Мадонна», написанное для Гончаровой, на самом деле посвящено другой женщине. Однако, несмотря ни на что, в 1831 году пара отправилась под венец.

Экспозиции

Параллельно с ремонтом дома реставрировали музейные экспонаты. В первую очередь — старинную мебель

Особенное внимание уделили письменному столу поэта и конторке, за которой он писал, лежа на диване. Всем этим занимались специалисты Эрмитажа

Затем принялись за создание художественного проекта музея. С максимальной точностью сделали копии старинных рукописей, писем, счетов и прочих документов, принадлежавших Александру Сергеевичу. Они стали частью экспозиции музея. Подлинники находятся в Пушкинском Доме (ИРЛИ РАН).

При входе в музей посетителям предлагают сначала посмотреть вводную экспозицию, которая повествует о последних годах жизни Пушкина в Петербурге, его смертельной дуэли, а также об истории дома на Мойке.

На третьем и втором этажах находятся художественные произведения, среди которых:

  • портреты друзей и знакомых Пушкина
  • различные гравюры
  • литографии
  • акварельные рисунки
  • скульптуры
  • произведения декоративно-прикладного характера

На цокольном этаже, перед входом в Музей-квартиру Пушкина можно ознакомиться и с откликами, которые оставили в связи с гибелью поэта его современники. Тут же хранятся свадебные туфли Натальи Гончаровой.

На 2 и 3 этаже расположены вещи Пушкина и его семьи. В них можно увидеть рукописи поэта, а также известные полотна. Например, портрет Пушкина, написанный В. А. Тропининым.

Гости музея всегда дивятся «нащокинскому домику» – миниатюрной копии дома дружившего с Пушкиным дворянина П. Нащокина. Все детали домика сделаны из тех же материалов, что были использованы в оригинальной постройке.


Кий — тоньше зубочистки, а бильярдные шары размером с гранулы пенопласта. Неудивительно, что в отсутствие «этих наших интернетов» современники Пушкина могли часами как дети резвиться с потешным домиком. И «жарить» на вертеле мышонка воображая, что это поросенок


В окне за столиком видна ручка входной двери в комнату, где расположен нащокинский домик. Столовые приборы поражают своими крохотными размерами, как башмачки новорожденных. В целом процедура осмотра домика, даже в наше время, напоминает вторжение в частную жизнь семьи миньонов — все очень точно, очень маленькое и натурально выглядит.


Стол для карточных игр, рояль — судя по всему это гостиная комната. Удивительно, но созданный мастерами того времени рояль — действующий. Известно, что жена Нащокина играла на нем вязальными спицами.

Среди иных экспонатов: походная банкетка М. И. Кутузова, грамота Елизаветы Петровны, пожалованная А. П. Ганнибалу – прадеду поэта.


В числе реликвий музея можно увидеть жилет, который был на Пушкине во время дуэли — на нем сохранились следы крови, прядь его волос и посмертную маску


Начало экспозиции очень живописное. Атмосфера здесь соответствующая


В столовой находится план квартиры, который был составлен после смерти поэта Жуковским. В комнате жены Пушкина повешен ее портрет кисти А. П. Брюллова, а на туалетном столике – духи Натальи Николаевны, ее чудесный браслет из кораллов, шелковые и бисерные кошельки и другие предметы.


На airbnb написали бы — бабушкин ремонт. А здесь бьются за сохранение исторической атмосферы

Туалетный столик Натальи Гончаровой старательно отсвечивает изящный для своего времени флакончик для духов и другие дамские принадлежности. К сожалению, ни одной личной вещи детей Пушкина не сохранилось, за исключением крестильной рубашки старшего сына.


Детская комната. В дальнем углу ковра стоит маленькая скамеечка для ног. А на ней — маленькие пинетки. По нашим меркам, довольно грубой работы. Милая вещица навевающая тоску, если начать размышлять об этом.

История дома-музея в селе Михайловское

Земли, на которых стоит Пушкинский заповедник, были пожалованы прадеду Пушкина — Абраму Петровичу Ганнибалу — императрицей Елизаветой в 1742-м году. Когда он умер, в 1781-м году, деревня Устье Опочецкого уезда Псковской губернии перешла по наследству его сыну Осипу Абрамовичу. Тот переименовал усадьбу в Михайловское, выстроил на территории имения дом, разбил красивый парк с аллеями и цветниками.

Мать поэта получила Михайловское в 1818-м году. Но Пушкин посетил впервые усадьбу еще за год до этого. Второй раз он приехал сюда в 1819-м. Затем именно в Михайловском поэт проводил два года своей ссылки, с 1824-го по 1826-й год. После этого Александр Сергеевич еще 4 раза навещает свое родовое гнездо, в начале зимы в 1826-м, в 1827-м, 1835-м и весной 1836-го года. Последний его визит был связан с печальным событием — он приезжал на похороны своей матери в Святогорском монастыре. В этом же году имение стало его собственностью, а через год, после смерти Пушкина, досталось его детям.

В начале XX века усадьба дважды горела, в 1921-м году ее восстановили, а в 1922-м превратили в музей. С 2013-го года постановлением правительства Михайловское было сделано объектом культурного наследия федерального значения. Большая часть построек усадьбы были разрушены в годы Великой Отечественной войны, а затем воссозданы с нуля по сохранившимся фундаментам.

Елена Яхонтова

Экскурс в пушкинскую Москву

На первом этаже собрана информация о духе того времени:

  1. Сохранились документальные свидетельства о том, какой была Москва в XIX веке, какими архитектурными красотами она была полна.
  2. Собраны материалы, повествующие посетителям о культурном окружении, в котором развивался талант Пушкина, литературных обществах, с которыми он был связан невидимой нитью.
  3. Имеются даже свидетельства о мальчишнике перед свадьбой Пушкина, о гостях, присутствующих на венчании.
  4. Потомкам передана информация о тех днях, которые провели молодожены в Москве после свадьбы.

Многих современников привлекает музей-квартира Пушкина на Арбате. Это место действительно достойно внимания.

Самых честных правил: дом дяди поэта

Старая Басманная улица, дом 36

Считается, что именно Василий Львович Пушкин научил маленького Александра Сергеевича писать стихи. Так это было или нет, сейчас установить довольно сложно. Но в том, что дядя повлиял на взгляды племянника на современную литературу, можно не сомневаться. Именно он способствовал тому, чтобы юный Александр был принят в престижный Царскосельский лицей, где его талант заметил «старик Державин».

Еще в лицейские времена (обучение длилось шесть лет) Александр Пушкин был принят в общество «Арзамас», выступавшее против архаики и напыщенности в современной литературе. Дядя и племянник состояли в «Арзамасе» оба — Василий Львович был одним из самых старших его членов.

Дом дяди на Старой Басманной был одним из любимых мест поэта. Именно сюда он нанес свой первый визит, вернувшись в Москву после Михайловской ссылки в 1826 году.

6 июня 2013 года в особняке Василия Пушкина открылся дом-музей. В нем воссозданы интерьеры передней, залы, столовой, кабинета и комнаты «Опасный сосед», посвященной горячей полемике «Арзамаса» с обществом «Беседа любителей русского слова», ратовавшим за сохранение идеалов классицизма. «Опасный сосед» — название фривольной поэмы Василия Львовича, пародирующей классический жанр путешествия: ее герои едут не из Петербурга в Москву, например, а из Москвы в некий бордель на окраине. Столкнувшись с ужасающими сценами разврата, главный герой бежит прочь от куртизанок и опасного соседа, сподвигшего на поход. В зале «Опасный сосед» в Доме-музее Василия Пушкина можно увидеть портреты членов «Арзамаса» и «Беседы…» и издания их произведений.

Бесплатные аудиогиды в приложении izi.TRAVEL

Музей представляет бесплатные аудиогиды в приложении izi.TRAVEL. Установите приложение в свой мобильный телефон и скачайте аудиоэкскурсии. Страница музея https://izi.travel/ru/d45a-gmii-im-a-s-pushkina

  • Гиды по постоянной экспозиции и зданиям Музея

    – Главное здание (на русском, английском, французском, немецком, китайском и японском языках): обзорная экскурсия по Главному зданию включает историю музея, описания залов и 34 экспонатов.– Египетская погребальная пелена II века н.э. (на русском, английском языках)– Искусство импрессионистов на жестовом языке – образовательный видеокурс для глухих и слабослышащих посетителей– Обзорная экскурсия по Главному зданию на русском жестовом языке – образовательный видеокурс для глухих и слабослышащих посетителей– Большой путеводитель по Галерее стран Европы и Америки XIX-XX веков на русском и английском языках– 10 шедевров Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков (аудиоэкскурсия по 10 шедеврам Галереи)– Импрессионисты Пушкинского (10 картин, 10 художников, 10 звёзд, 10 увлекательных историй)– Музейный городок– Импрессионизм из коллекции Пушкинского музея (тематическая экскурсия по залам импрессионистов на русском и английском языках)– Творчество Пабло Пикассо (тематическая экскурсия по залу на русском и английском языках)– Творчество Анри Матисса (тематическая экскурсия по залу на русском и английском языках)

  • Гиды по действующим выставкам

    – по выставке «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина»

  • Гиды по прошедшим выставкам

    – по выставке «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1»– по выставке «Томас Гейнсборо»– по выставке «Русский Йорданс». Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России»– по выставке «Восточный джаз / East West Jazz»– по выставке «Щукин. Биография коллекции»– по выставке «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное»– по выставке «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа»– по выставке «Античное собрание семьи Карисаловых»– по выставке «Афишемания. Французская реклама конца XIX — начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина»– по выставке «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники. Из Музея и Королевского парка Каподимонте и ГМИИ им. А.С. Пушкина»– по выставке «Пикассо & Хохлова»– по выставке ««Парижские вечера» баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера»– по выставке «Стражи времени. Керамическая скульптура Древнего Китая»– по выставке «Анатомия кубизма»– по выставке «От Тьеполо до Каналетто и Гварди»– по выставке «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо»– по выставке «Скульпторы и livre d’artiste»– по выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»– по выставке «Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии»– по выставке «Хаим Сутин. Ретроспектива» — на русском языке и на французском языке (экскурсия Клер Бернарди, куратора выставки)– по выставке «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)» — на русском языке– по выставке «Памятные древности свеев». Нумизматическая коллекция Элиаса Бреннера (1647 — 1717) и Павла Григорьевича Демидова (1738 — 1821)»– по выставке «Александр Тышлер. Игра и лицедейство»– по выставке «Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства»– по выставке «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России»– по выставке «Сокровища Нукуса. Из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого (Узбекистан)» (по Главному зданию и по Отделу личных коллекций)– по выставке «”Капричос”. Гойя и Дали» (авторская экскурсия от куратора выставки Бориса Фридмана)– по выставке «Ясумаса Моримура. История автопортрета» («монологи» художников – истории персонажей, присутствующих на фотографии «Симпозиум автопортретов». Истории придуманы Ясумасой Моримурой)– по выставке «Видеть невидимое»– по выставке «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства» (на русском или английском языке)– по выставке «Наметив контуры резцом…»– по выставке «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии»– по выставке «Джорджо Моранди. 1890–1964»– по выставке «Цай Гоцян. Октябрь» на русском и английском языках

  • Квесты

    • – квест от студентов Клуба юных искусствоведов  «При чем здесь Пушкин?» (по Музейному городку)– квест от студентов Клуба юных искусствоведов  «Оживший Пушкинский» (по Главному зданию)

    • Следите за появлением новых аудиоэкскурсий!

Первая квартира Пушкина после женитьбы

Улица Арбат, дом 53

Пушкин и его молодая жена очень любили свою квартиру, в которую переехали сразу после свадьбы. Это было уютное жилье с модными лиловыми бархатными обоями с набивным цветочным узором. А главное — там было очень много книг. Также в распоряжении новобрачных оказались кухня, антресоли, конюшня и каретный сарай. Друзья, по многу раз приезжавшие в гости, не уставали удивляться: Пушкин, когда-то охотно проводивший время в трактирах, вдруг стал домоседом, обзавелся хозяйством.

Однако из квартиры Александр и Наталья вскоре уехали, прожив в ней всего три месяца. Причина — теща поэта, которая буквально не давала молодым вздохнуть свободно. На лето супруги сняли дачу в Царском Селе, а потом обосновались в Санкт-Петербурге.

Сегодня в доме № 53 на Арбате находится Мемориальная квартира А.С. Пушкина.

Английское собрание

Тверская улица, дом 21

Английское собрание — это первый в России джентльменский клуб. Он был основан в 1770 году. В члены клуба принимали мужчин разных сословий и национальностей, но только по рекомендации и после анонимного голосования. Время проводили весело: светские разговоры, карточные игры, обеды и другие развлечения.

В 1831 году Английское собрание обосновалось во дворце графов Разумовских на Тверской улице, чуть позже особняк стал собственностью клуба. Пушкина приняли в клуб в 1834 году, поэт стал его частым посетителем. А сам дворец, кстати, он увековечил в поэме «Евгений Онегин»: «Балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах».

Музей-квартира Пушкина на Мойке 12

Удивительно, но Александр Сергеевич никогда не имел собственного жилья в Петербурге.

Все время, которое он проводил в городе, поэт жил на съемных адресах.

Квартира, находящаяся по адресу Набережная реки Мойки, 12, была шестой по счету, в которую Пушкин въехал после женитьбы на Наталье Гончаровой. Здесь они прожили всего несколько месяцев до его роковой дуэли 29 января 1837 года.

Здание на набережной Мойки было построено в 1720 году и принадлежало семье Волконских, друзьям Александра Сергеевича.

Его квартира помещалась в бельэтаже.

В комнате, служившей кабинетом, сохранилось более 4000 книг на разных языках, собранных Пушкиным.

Дожили до наших дней письменный стол и кресло, сидя в котором он закончил свою повесть «Капитанская дочка» и начал работу над «Историей Петра Великого».

В музее также хранятся личные вещи, посмертная маска, медальон с прядью волос поэта, портреты его жены и детей, а также жилет, в котором Пушкин стрелялся с Дантесом.

Самым необычным и таинственным экспонатом считается «линевский портрет», создание которого приписывают полковнику Линеву.

Мнения ученых о времени создания портрета разняться – некоторые полагают, что он был написан за несколько дней до смерти, другие, — что автор писал портрет по памяти. Все уверены, что человек, написавший портрет, смог передать в нем все то сострадание, с которым он относился к Пушкину. У многих, видевших этот портрет, возникает необъяснимое чувство тоски, поэтому особо впечатлительные люди приписывают портрету некие мистические свойства.

Музей в доме № 12 по набережной реки Мойки открыли уже при советской власти, в 1937 году, к столетию со дня гибели поэта.

Интерьер семи из одиннадцати комнат квартиры был восстановлен по чертежам, выполненным Жуковским после смерти Пушкина и некоторым другим документам.

Музей Пушкина, как и большинство мемориальных квартир служит не только для проведения экскурсий. Его также можно назвать культурным центром, где проводятся различные семинары, сборы, конференции и литературные вечера.

Ежегодно, 10 февраля (по старому стилю – 29 января), в день смерти поэта, проводится вечер памяти. А в 14 часов 45 минут, в тот роковой миг, когда перестало биться его сердце, неизменно наступает минута молчания.

Стоимость входного билета:

  • взрослые (иностранцы) — 200 рублей
  • взрослые (граждане России) — 120 рублей
  • студенты, пенсионеры — 50 рублей
  • дети до 16 лет — бесплатно

Часы работы:

  • среда-понедельник с 10:30 до 18 часов
  • Выходной — вторник и последняя пятница месяца
  • Кассы закрываются за час до закрытия музея

museumpushkin.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector