Особенности иконы святой праведной анны, бабушки христа
Содержание:
Житие праведной четы
икона святой Анны
Сведения о жизни супружеской четы, а также о ранних годах Богородицы дают нам апокрифы – тексты, не принадлежащие к каноническим, но частью своей благословленные церковью и используемые как исторические документы. Это, прежде всего: «Протоевангелие Иакова», а также «Евангелие детства Фомы», «Книга о Рождестве святой Марии» и «История Благословенной Девы Марии».
Благодаря им, известно, что святые проживали в Назарете Галилейском, городе на севере Израиля.
Оба супруга вели род от знатных семей: Анна – от семени Левия и Иуды, благословленных Богом, а родословная Иоакима восходила к царскому дому Давида.
Жили они богато, но праведно: на каждый церковный праздник отделяли от имущества часть добра и жертвовали церкви. Не забывали и о нищих, отделяя милостью нуждающихся и убогих.
Печаль матери Пресвятой Богородицы
В любви, согласии и достатке проходила жизнь супружеской пары, но не было у них детей .
В иудейском обществе это считалось наказанием Господним за грехи. Иудеи порицали не саму бездетность супругов, а тот факт, что из их дома не мог выйти Мессия – Спаситель рода человеческого, чье рождение предрекали в своих предсказаниях ветхозаветные пророки. Родить дитя, «дать сына Израилю» считалось священной обязанностью каждого правоверного иудея.
Не проходило ни дня, чтобы Иоаким и Анна не скорбели о своем неплодии.
Однажды, во время какого-то крупного храмового праздника, Иоаким принес в церковь дары Господу, но первосвященник Иссахар отверг их, а книжник Рувим вскричал:
Великая скорбь объяла сердце Иоакима, но отправился он не домой, а в пустыню, где пастухи выпасали принадлежащих ему овец. Там он предавался своей горести в течение сорока дней, не вкушая хлеба, молясь Господу и размышляя. В свою очередь Анна, оскорбленная за своего мужа, обиженная за себя, горько плакала дома.
Чудесное долгожданное зачатие
Оба супруга настолько страдали, что Господь призрел на их мольбы о чадородии и послал Ангела, дабы возвестить благую весть: Божиим изволением зачнет Анна дщерь, через которую спасутся все народы мира. В подтверждение истинности своих слов Ангел сказал Иоакиму:
Обрадованный, взволнованный Иоаким исполнил все в точности и действительно увидел Анну там, где было предсказано. Муж и жена горячо обнялись и возблагодарили Бога, пославшего им такую чудную весть.
Через положенный срок Анна родила дочь; нарекли ей имя – Мария. Трех лет отроду малютка была введена во храм – ей надлежало исполнить обет, данный ее родителями Богу, и посвятить свою жизнь Творцу.
Отец ее, святой праведный Иоаким, преставился всего через несколько лет после введения Богородицы во храм, в возрасте восьмидесяти лет от роду. Мать маленькой Марии недолго пережила любимого супруга и отошла ко Господу через два года после его кончины. Было ей – семьдесят девять лет, вдовство же свое она доживала при храме, где пребывала ее благословенная дочь.
Погребены в Гефсиманском саду, под Елеонской горой рядом с Иерусалимом. Неподалеку от места их захоронения располагаются могила Иосифа Обручника и гробница Пресвятой Марии.
Церковь Иакова Ростовского
В 1725 году к Троицкому собору Зачатьевского монастыря был пристроен придел, который спустя сто лет разобрали и на его месте возвели самостоятельный храм, который получил название Церковь Иакова Ростовского. Церковь строилась с благословения и под чутким руководством архимандрита Иннокентия и была завершена в 1836 году. Деньги на строительство храма пожертвовала графиня Орлова, близкая знакомая императрицы Екатерины II. Анна Алексеевна Орлова-Чесменская после смерти отца стала обладательницей многомиллионного состояния и как-то так получилось, что одновременно с этим почувствовала тягу к духовной жизни, много общалась со своим духовным отцом архимандритом Фотием и жертвовала немалые деньги монастырям. Спасо-Яковлевский монастырь стал первой обителью, куда богатая графиня направила свои средства, а позднее очень много денег было направлено в Юрьев монастырь Новгородской области.
Церковь Иакова Ростовского
Церковь Иакова Ростовского вплотную пристроена к Зачатьевскому собору и многим даже кажется, что это один храм, но это не так. Яковлевская церковь считалась теплой и, в отличие от других монастырских храмов, отапливалась круглый год.
Яковлевская церковь
Слева церковь Святого Иакова, справа храм Зачатия святой Анны
Мы немного забежали вперед и из 1725 года сразу оказались в середине XIX века, когда закончилось строительство Яковлевского храма, что было довольно легкомысленно, потому что за эти сто лет произошло много знаменательного в жизни монастыря. В 1752 году во время ремонта пола в Троицком соборе были обретены мощи Дмитрия Ростовского, а в 1757 году он был канонизирован.
Практически сразу же число паломников в монастырь увеличилось, была заведена книга, в которую люди записывали исцеления, происходившие с ними после поклонов мощам святого. За 11 лет (1753-1764 года) в ней появилось 288 записей, и эту книгу можно увидеть и сейчас, если отправиться в архив Ростовского музея. В 1764 году приказом Екатерины Второй Спасо-Яковлевский монастырь получил высшее звание ставропигиального и стал подчиняться непосредственно Святейшему Синоду.
Вид на церкви Яковлевской обители с монастырской стены
Тогда же к монастырю были приписаны здания, относящиеся к Спасо-Песоцкому монастырю, в том числе и сохранившийся до наших дней Спасо-Преображенский собор, а сам монастырь Спаса-на-Песках упразднен. Предположительно каменный храм Спаса Преображения был построен в 1600 году, а сам монастырь начал свою историю еще в XIII веке.
Стена Яковлевского монастыря и церковь Спаса Преображения
Спасо-Преображенский собор
В XVIII веке монастырь продолжал строится и развиваться: деревянные стены были заменены каменными, над восточными воротами появилась колокольня, а образ крепости дополнили башни, которые были размещены в углах.
Каменная ограда Спасо-Яковлевского монастыря
Ажурные башни ограды
Башня на стене Яковлевского монастыря
Колокольня над восточным входом
Колокольня монастыря
Башни монастыря
Литература
- Баталов А. Л. К вопросу о происхождении крещатого свода в русской архитектуре XVI в // Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча. — М., 2006. — С. 47—66.
- Из научного наследия Л. А. Давида // Реставрация и исследование памятников культуры. — М., 2001. — С. 6—34.
- Подъяпольский С. С. К вопросу о восточных элементах в московском зодчестве XV—XVI вв // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья XVI в. — СПб., 2003. — С. 6—34.
- Орлов А. Описание московской Зачатьевской, что в углу г. Китая церкви // Московские епархиальные ведомости. — 1852. — № 38. — С. 349.
Святые места Москвы, помогающие забеременеть
Храм святой праведной блаженной Матроны Московской в Покровском женском монастыре.
Матрона Московская является самой известной и почитаемой в России святой. Считается, что ее мощи обладают чудотворной силой и помогают исцелиться от разных болезней, в том числе и от бесплодия. Помолиться Матроне Московской приезжают паломнике со всего мира. Ежедневно мощам святой поклоняются более тысячи человек, а в выходные очередь растягивается на 8 часов.
Кроме храма Покровского монастыря в Москве и Подмосковье имеются и другие места, где можно помолиться перед иконой святой. Храмы и часовни Матроны Московской расположены:
- в Дмитровском районе Москвы;
- в Беляево, район Теплый Стан Москвы;
- на Курском вокзале;
- в г. Верея Московской области;
- в г. Икше Московской области;
- в г. Лобня Московской области.
Известны случаи исцеления от бесплодия даже не православных людей, которые приходили к вере, только после совершения чуда. Это святое место Москвы, которые стоит посетить для обретения веры в чудо.
Получить бесплатную консультацию врача
Зачатьевский монастырь
В 1584 году в Москве, на месте древней обители, сгоревшей во время великого пожара, был возведен Зачатьевский монастырь. Основателем его считается царь всея Руси Федор Иоаннович, жена которого, Ирина Годунова, долгое время страдала бесплодием. После того, как на территории обители был освящен храм в память Зачатия Анны Девы Марии, царица смогла забеременеть, и родила долгожданную дочь.
Ирина Годунова молилась о рождении ребенка перед иконой Богоматери «Милостивая», которая сохранилась в обители до настоящего времени. Зачатьевский монастырь – это одно из святых мест в Москве, помогающих забеременеть даже тем женщинам, которые отчаялись обрести счастье материнства.
Праведным Захарию и Елисавете Господом было послано великое испытание – бесплодие, которое у евреев считалось наказанием за грехи. До самой старости они не могли обзавестись детьми, но сохранили любовь и преданность Богу. За это Господь избрал их родителя Иоанна Предтечи и Крестителя Христова, самого чтимого после Пресвятой Богородицы Святого.
Обратиться в молитвах к Захарии и Елисавете в Москве можно перед иконами в старинной церкви, расположенной над западными вратами Донского монастыря и в Храме Покрова Пресвятой Богородице.
Храм Тихвинской иконы Божьей матери
Издавна считается, что чудотворная икона оберегает всех младенцев и является их покровительницей. Недаром ее еще называют деткой. Молитвы Тихвинской Божьей матери помогают детям в скором выздоровлении от болезней, улучшают отношения в семье. Женщины обращаются к иконе с молитвой, когда не могут зачать ребенка, а также в период беременности и непосредственно перед родами.
Эти святые православные места города Москвы, помогающие забеременеть, стали для многих семей настоящим спасением на пути к счастливой жизни. Молитвы перед иконами способны сотворить чудо, о чем и свидетельствуют слова Христа «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам».
Случаи чудесной помощи в наши дни
В Зачатьевском женском монастыре в Москве есть икона Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, почитающаяся чудотворной. Этот монастырь является местом паломничества всех бездетных пар нашей страны. Вот только несколько случаев наступления беременности по молитвам святым Иоакиму и Анне:
«Я не могла забеременеть 11 лет, обращалась к врачам. Одни говорили, что не видят никакой причины, чтобы мне не забеременеть, другие, что только ЭКО мне поможет, третьи – что даже и ЭКО не поможет. Я стала ездить по святым местам. Летом 2009 года посетила монастыри Кипра. А осенью я приехала в Зачатьевский монастырь. Заказала молебен святым и праведным Иоакиму и Анне на полгода. Молилась и в храме, и дома. Просила и Пресвятую Богодицу, и святых Иулианию и Евпраксию. По врачам уже не ходила. А в 2010 году, когда мне уже было 40 лет, я забеременела. В 41 год родила девочку (в 2011 году). Назвала Марией. И беременность, и роды (кесарево сечение) прошли, с Божьей помощью, благополучно и ребеночек родился здоровым. Не знаю, как благодарить Господа нашего Иисуса Христа за это счастье».
Вера
«Благодарю Пресвятую Богородицу и святых праведных Иоакима и Анну за их скорую помощь. В 2011 году, в начале лета, была в Зачатьевском монастыре и заказала на полгода молебен святым праведным и Анне о разрешении неплодства, так как 17 лет не имела детей. Не прошло и половины срока заказанных молебнов, как после Петрова поста забеременела и в 2012 году, на Пасху, 15 апреля в 6 часов утра, после причастия, по милости Божией, родила дочку быстро и без осложнений. В этом году приехала с дочкой, которую назвали Серафимой, благодарить Матерь Божию и святых Ее Родителей. Слава Богу за все! Не буду скрывать , что молилась и святой блаженной Матроне, и ее тоже благодарю. Благодарю и всех насельниц Зачатьевского монастыря, ведь это они так усердно за нас молятся. Низкий поклон вам, дорогие матушки!»
Фотиния (Светлана) Е. 2013 г. Троица
«Мы с мужем живем уже 20 лет в браке. Повенчались в 2004 году. Детей у нас не было. Сначала я не хотела, думала, рано, успею еще. А после 30 лет стала уже волноваться, а после 35 была уже в отчаянии. Болезни разные были, операции, унывала часто. Осенью 2011 года подала записку на молебен о даровании ребенка. Дома молилась святым праведным Иоакиму и Анне. Уже записалась в клинику чтобы делать ЭКО, но когда подошла моя очередь, мне уже это не понадобилось: я забеременела. В феврале родилась наша дочка Кира. Слава Богу за все! Благодарю святых праведных Иоакима и Анну. Прошу Ваших святых молитв, матушка настоятельница, помолитесь за нас».
Михаил и Татьяна Е.
Все случаи чудотворений взяты с официального сайта Зачатьевского монастыря
История терпения земных прародителей Иисуса Христа поистине безгранична. Но их пример также показателен: иногда Господь посылает нам испытания по известному одному Ему Промыслу, а нам остается только терпеть и уповать на милость Всевышнего. Образ Зачатия Анны запечатлел в себе всю ту полноту человеческих чувств, когда появляется радостная надежда обрести долгожданное дитя как величайшую ценность, скрепляющую и освящающую узы брака и делающую семью полноценной.
Реставрация
В 1954—1957 годах храм был изучен и отреставрирован (натурные исследования и проект реставрации Л. А. Давида совместно с Б. Л. Альтшуллером и С. С. Подъяпольским). Целью реставрационных работ было удаление позднейших наслоений памятника (начиная с XVIII века) и восстановление форм архитектуры XVI века. Приделы св. Мины, св. Екатерины и гульбище, появившиеся в XVII веке, были признаны имеющими «историческое и историко-архитектурное значение», их создатели, по мнению реставраторов, достигли «определённого композиционного равновесия и гармонии» с основным древним ядром храма. Эти позднейшие постройки были сохранены.
Как большую удачу реставрационных работ Давид отметил обнаружение и восстановление первоначальных порталов, считавшихся утраченными. Храму были возвращены три перспективных портала с килевидными завершениями — того типа, который является «классическим для раннемосковской архитектуры». В то же время не было обнаружено никаких следов гульбищ или лестниц, которые должны были бы вести к этим порталам.
Парк Зарядье — новая достопримечательность Москвы. Парящий мост над Москва-рекой. Незабываемая архитектура павильонов, где выверен каждый изгиб и каждая форма. Ледниковая камера и «образцы природы» со всей России. А еще — церкви Зарядья, как «историческая» часть парка!
Сейчас мы их все посмотрим, но прежде, вспомним, что было на месте парка еще 30 лет назад. Это Варварка. На заднем плане что-то гигантское.
Гигантское и ужасное. Отель «Россия», который построили в 1967 году на месте старых кварталов.
Но вот что интересно. Постройка отеля разрушила облик района (это, кстати, были довольно злачные кварталы), но при этом спасло церкви. Их не стали сносить, а наоборот оставили и отреставрировали, поскольку после революции они, по сути, были заброшены. Это сделали, чтобы с одной стороны продемонстрировать туристам: вот, мы храним историю, и церкви у нас не только в Кремле. А с другой: показать, как эти остатки истории малы и меркнут на фоне «величественного» гостиничного комплекса. Тогда казалось, что масштаб отеля должен оттенить собою храмы.
Архитектура
Вид храма в XIX веке. Фотография Николая Найдёнова 1882 года
Церковь Зачатия Анны — бесстолпный храм с крещатым сводом. Основной объём, почти квадратный в плане, установлен на подклете. С востока расположена полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукруглым же сводом. Гладкий цоколь из белого камня занимает всю надземную часть подклета и обведён горизонтальной тягой. Фасады (за исключением апсиды), что характерно для построек той эпохи, разделены на три части лопатками и увенчаны трифолиями, отделёнными горизонтальным поясом. Стены сложены из известняка мячковского типа (подклет, храм до пояса; внутри известняком стены выведены до пят свода) и маломерного кирпича (пояс храма, стены выше пояса, карниз апсиды, трифолии) на известковом растворе. Толщина стен — 108—127 см у храма и 105 см у алтарной апсиды.
Ленточный фундамент основного объёма и апсиды — из бутового камня на известковом растворе. Заложен на глубину 2,6 м от древней дневной поверхности.
Массивный барабан, венчающий основной объём, изначально не имел окон и был украшен снаружи нишами, которые обрамляют узкие пилястры с декоративными ложными арками, придающие сооружению стройность. Четыре окна в барабане, ориентированные по сторонам света, были пробиты позднее. С равной вероятностью, барабан мог быть как открыт внутрь помещения, так и отделён от него, возможно, деревянной конструкцией. Его основание декорировано десятью (вместо обычных восьми) кокошниками. Верхняя часть карниза барабана была утрачена при строительстве в XVII веке луковичной главы.
Изначально храм был покрыт чёрнолощёной черепицей со стрельчатыми окончаниями. Остатки первоначального покрытия были обнаружены над юго-западным углом храма во время реставрации. Последнее по времени создания покрытие церкви (на момент реставрации середины 1950-х годов) — четырёхскатная кровля.
Придел Мины, возведённый в начале XVII века, тоже имеет крещатый свод и узкий глухой барабан с ложными окнами.
Как отмечает Давид, расположение церкви было чрезвычайно выигрышным: здание возвышалось над Великой улицей, и из-под арки Косьмодемьянских ворот, на входе в Китай-город, вид на храм открывался на фоне панорамы Московского Кремля.
История храма
Своё интригующее название церковь Зачатия Анны, что в Углу получила по сложившейся вокруг неё городской застройке. Дело в том, что в прошлом Зарядье было густро застроенным городским районом, и церковь находилась на его окраине, примыкавшей к углу Китайгородской стены, то есть угол был совершенно осязаемым. К сожалению, в советские годы застройка Зарядья и Китайгородская стена были снесены (на территории района затевали эпичное строительство и планировали строить восьмую «сталинскую высотку»), поэтому для современных горожан обозначение «в Углу» более не выглядит таким очевидным.
Точная дата основания храма неизвестна, но первое упоминание о нём относится к 1493 году, когда, ещё будучи деревянным, он сгорел при крупном городском пожаре. Впоследствии церковь отстроили в камне: впервые каменная постройка упоминается в Переписной книге 1626 года, но точный год строительства также остаётся неизвестным.
В первой четверти 17 века (возможно, в 1617 году) к церкви пристраивают придел в честь великомученика Мины Котуанского, в день памяти которого — 11 ноября — завершилось стояние на реке Угре, положившее конец монголо-татарскому игу. Возможно, придел был построен по заказу князя Дмитрия Пожарского в честь освобождения Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году. Второй придел — в честь великомученицы Екатерины — был построен в 1658-1668 годах, предположительно в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери по имени Екатерина; в то же время вокруг храма возводится опоясывающая его основной объём галерея. Кроме прочего, в 16-17 веках при нём существовала звонница.
С именем Дмитрия Пожарского также связана любопытная история, произошедшая с церковным колоколом. В 1610 году купец Иван Твердиков купил и пожертвовал храму французский 30-пудовый колокол, отлитый в 1547 году. В Смутное время, когда Москву заняли польско-литовские интервенты, колокол был украден и вывезен из церкви; некоторое время его судьба оставалась неизвестной, но в 1617 году князь Пожарский узнал, что колокол кем-то продаётся, выкупил его и вернул в храм. Насколько правдива легенда — неизвестно, но колокол так или иначе находился на звоннице, а затем и на колокольне храма вплоть до советских лет, когда его сняли и передали на хранение в Покровский собор.
За свою историю церковь не раз обновлялась и перестраивалась. В частности, в 17-18 веках вместо трёхлопастного завершения фасадов над основным объёмом была возведена четырёхскатная кровля, а в 1752 году при церкви вместо прежней звонницы строят двухъярусную колокольню. К середине 19 века в храме также появляются приделы Девяти мучеников и мучеников Виктора и Викентия.
Фото: вид на Зачатьевский храм из Мокринского переулка, 1935, pastvu.com
В 1920-х годах Зачатьевский храм был закрыт, в его стенах разместились конторские помещения. Интерьеры и убранство храма было утрачено, однако, он оставался под охраной государства как памятник истории и не был снесён при расчистке Зарядья от застройки. В 1954-1957 годах здание было изучено и отреставрировано по проекту архитектора Льва Давида с целью удаления наслоений памятника начиная с 18 века и приведения его к формам 16 века. Колокольня при этом была снесена (на её месте появилось крыльцо), а вместо четырёхскатной кровли восстановили трёхлопастные завершения фасадов. Помимо основного объёма, у храма сохранили приделы великомученика Мины и великомученицы Екатерины, а также опоясывающую здание галерею-гульбище.
После распада Советского Союза храм было решено возвратить Русской Православной Церкви, и в 1994 году он был освящён.
По мнению архитектора Льва Давида, который занимался реставрацией Зачатьевского храма в советские годы, расположение церкви было весьма удачным: он заметно возвышался над Великой улицей, и при взгляде от Косьмодемьянских ворот Китайгородской стены вид на храм открывался на фоне Покровского собора и развёрнутой панорамы Московского Кремля.
В наши дни Великая улица и Китайгородская стена ушли в прошлое, но и сегодня храм может похвастаться довольно любопытным соседством: Парящий мост и футуристичное здание филармонии в парке «Зарядье» — совсем не рядовой фон для исторического памятника.
Церковь Зачатия Анны, что в Углу находится по адресу Москворецкая набережная, 3 (на территории современного парка «Зарядье»). Добраться до неё можно пешком от станции метро «Китай-город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.
Церковь Зачатия Св. Анны, что в Углу
Москва — город тысячи маршрутов и многих тысяч достопримечательностей. И как в любом городе с древней историей есть в Москве скрытые, не бросающиеся в глаза места, здания и явления, составляющие тем не менее саму суть этого многогранного, многопланового города.
По Москве с клубом «Восемь путешествий»: Церковь Зачатия Св. Анны
Такой «скрытой жемчужиной» несомненно является храм с непривычным названием — Церковь Зачатия Анны, что в Углу. По своему местоположению, урочище этого древнего храма без сомнения, названо от того, что здесь оканчивалась Великая, или Большая улица и тын с земляным валом.
Московская церковь Зачатия св. Анны, что в Углу.
Это место часто упоминается в летописях, актах и преданиях, что служит доказательством тому, что оно известно было в народной жизни по разным событиям. В пределах этого урочища издревле находилось Татарское подворье, может статься, то самое, которое переставлено сюда из Московского детинца супругой Иоанна III Софией. Кроме того, здесь была Черная Палата, или Большая Тюрьма с пыточным застенком и место крестного целования.
В первый раз летопись упоминает об этой церкви в 1493 году, когда она вместе с посадом и торгом пала жертвой пламени. В ужаснейший пожар 1547 года, опустошивший Москву, церковь уже была каменная. Говорится, что на ней сгорела деревянная крыша и своды обрушились. Тогда вокруг её стояли деревянные дворы и избы, которые испепелил пожар.
Среди них уцелела лишь деревянная хоромина подьячего Третьяка Теплова, и в ней сохранилась невредимо святочтимая владельцем икона Божией Матери «Одигитрия». Когда об это чуде узнал Царь Иоанн Васильевич, он приказал поднять к себе в палаты неопальную святыню, а поврежденную церковь восстановил, сделав в ней, вместо белокаменных обрушившихся сводов, новые кирпичные. Он обогатил храм иконами и утварью, из которых серебреное кадило, подсвечники и сосуды хранились в нем до 1812 года, а потом и сам чудотворный образ Богоматери был поставлен в возобновленном храме.
В Лихолетье, нанесшее Москве столько бедствий и разорений, в 1611 году, церковь опять пострадала от пожара, испепелившего весь Китай-город, и от хищничества не только иноземцев, но и мародеров, которые посягнули даже на церковные колокола, о чем свидетельствует надпись на колоколе, пожертвованном в Зачатскую церковь князем Дмитрием Пожарским.
В Царствование Михаила Фёдоровича, храм был восстановлен в прежнем виде. Церковь опекали и последующие российские государи. В советское время храм был закрыт, и здание использовалось для утилитарных целей, но, к счастью, не было снесено, хотя внутреннее убранство было полностью утрачено.
Архитектура Храма Зачатия Св. Анны
Если вы решите отправиться в автобусные туры по Москве http://888travel.ru/avtobusnye-tury-po-rossii , гиды клуба «Восемь путешествий» расскажут вам, что этот древний обетный храм привлекает внимание российских и иностранных туристов не только своей древней историей, но и уникальным архитектурным стилем, а также многочисленными памятниками литейного искусства, иконописи и, конечно, зодчества и разных веков, сохранившимися в ансамбле
Архитектура Храма Зачатия Св. Анны.
Квадратный в плане храм построен его из тёсаного белого камня с наполнением в средине булыжником и щебнем, так что белый камень составляет облицовку, традиционную для каменного строительства XV и XVI веков. Внешние очертания храма очень необычны. На каждой из внешних стен этого квадрата, архитектурные орнаменты были заменены тремя сходящимися кверху дугами, на таких арках или комарах лежала гонтовая кровля, но впоследствии они были выравнены кирпичом в прямую линию.
Из такой кровли выступает «шея», или «трибун» купола, как эта часть вставлена в кровлю отдельно, а не утвержденная на своей основе изначально. Такую несообразность можно видеть и в других древних и старинных церквях, в которых дуговая кровля заменена четырёхскатной, шатровой. Здесь над окнами опоясывают трибун валики, полукруглые и зубчатые, а окна украшены наличниками. Грушевидный купол, обитый сейчас окрашенным железом, раньше был усеян вызолоченными звездами. Верх его увенчан железным решетчатым вызолоченным крестом с полумесяцем в его подножии.
К восточной части пристроен алтарь, состоящий из одного полукружия, или абсида. Его полукруглый верх венчается такими же крестами, какие были на разобранной в Московском Кремле церкви Рождества св. Иоанна Предтечи под Бором.
Храм Зачатия Св. Анны является одной из древнейших и интереснейших в архитектурном плане церквей Москвы, и, в скором времени, несомненно, станет одним из главных украшений новой, строящейся парковой зоны в Зарядье.