Залы большого кремлевского дворца
Содержание:
- Владимирский зал Кремля
- Литература
- Что посмотреть
- Что посмотреть
- Интерьер
- Структура и архитектура
- Как добраться до Большого Кремлевского дворца
- Строительство Большого Кремлевского дворца
- Что можно увидеть во дворце
- Царь-пушка
- Соборы Московского Кремля
- Как добраться
- Оружейная палата
- Интерьер
- Архитектура и интерьеры
- Полезная информация для посетителей
- Архитектура и интерьеры
- Успенский собор
- Примечания
- Георгиевский зал
- Зал воинской славы
- Андреевский зал Кремля
- История
Владимирский зал Кремля
Владимирский зал Большого Кремлевского дворца необычен по своей планировке. В принципе, это квадрат со сторонами порядка 16 метров, но из-за устройства угловых ниш смотрится как восьмигранник.
В декоративном оформлении задействованы цвета, присущие российскому ордену в честь Святого Владимира.
Шатровый свод в виде 16-гранника выполнен с использованием керамических горшочков, что позволило и облегчить саму конструкцию, и придать помещению прекрасные акустические свойства. Освещение Владимирского зала Кремля осуществляется через специально устроенный вверху проем.
Лестничный марш выводит посетителей в помещения Теремного дворца.
Фото 3. Владимирский зал Кремля и орден Святого Владимира
Литература
- Аксенова Г. В., Солнцев Ф. Г. Русский стиль: гений Фёдора Солнцева. — Москва: Слово, 2009. — 390 с. — ISBN 978-5-387-00083-6.
- Вестник архивиста / Ассоциация обществ архивистов независимых государств. — Москва: Типография Роскомархива, 2002. — 446 с.
- Девятов С. Глядит величаво на город и реку // Родина. — 2011. — Вып. 8. — С. 8—17.
- Девятов С. В. Московский Кремль из глубины веков. — Москва: РООССА, 2014. — 333 с. — ISBN 978-5-91926-180-3.
- Евдокимов Д. В. Кремль и Красная площадь. — Москва: ИТРК, 2003. — 272 с. — ISBN 5-88010-160-6.
- Либсон В. Я. Возрождённые сокровища Москвы. — Москва: Московский рабочий, 1983. — 256 с.
- Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и другие. Кремль. Китай-город. Центральные площади. — Москва: Искусство, 1983. — 504 с. — (Памятники архитектуры Москвы).
- Маркова Г. А. Большой Кремлёвский дворец. — Москва: Московский рабочий, 1975. — 143 с.
- Родимцева И., Калмыкова С., Загородняя И. и другие. Московский Кремль. Путеводитель. — Москва: Московский рабочий, 1990. — 288 с.
- Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. — Москва: Центрполиграф, 2013. — 908 с. — (Москва и Подмосковье. История. Памятники. Судьбы). — ISBN 978-5-227-04778-6.
- «Русские праздники»: о торжествах, устроенных в 1849 году в Москве по случаю освящения только что построенного Большого Кремлёвского дворца // Московский журнал. История государства Российского / Аксенова Г. В.. — 2008. — Вып. 5 (209). — С. 10—19.
- Сергиевская И. Г. Москва парадная. — Москва: Алгоритм, 2014. — 736 с. — ISBN 978-5-4438-0588-7.
- Фабрициус М. П. История Московского Кремля. — Москва: АСТ, 2007. — 410 с.
Что посмотреть
Вход осуществляется со стороны Благовещенского собора. Попасть внутрь можно исключительно в составе экскурсионной группы.
Вход в здание находится со стороныи Благовещенского собора
Внешнее убранство — одновременно и строгое, и вычурное. Фасад украшен лепниной и резными элементами в стиле 17-го века. Эти детали не выбиваются из общего ансамбля Кремля, отсылая к классическому русскому стилю. Если смотреть на строение сверху, можно увидеть террасу, образованную от выступа первого этажа. Окна каждого яруса украшены по-своему. К примеру, на первом этаже в оконных проемах установлены тонкие простенки, напоминающие закрытую галерею. В качестве облицовочного материала использовался натуральный камень. На втором этаже окна разделены пилястрами и украшены декоративными наличниками в русском стиле. Самая высокая точка — «трибуна», где расположена золотая балюстрада. На фасаде красуются исторические гербы государств, входивших в Российскую империю.
Что посмотреть
Большой Московский Кремль занимает площадь около 27,5 гектаров — это настоящий музей под открытым небом с двадцатью башнями, семью храмами и колокольней «Иван Великий», пятью дворцами и массой других построек.
Московский Кремль, вид сверху
Его территория обнесена крепостными стенами общей протяженностью около 2 235 метров и высотой до 80 метров. По верху стен проходит 1 045 знаменитых зубцов, что получили историческое название «ласточкин хвост». В большинстве из них есть узкие бойницы, устроенные еще в те времена, когда стены были необходимы для обороны крепости.
Зубцы «Ласточкин хвост»
Самой высокой из 20 башен, выстроенных по периметру Кремля, является Троицкая, а самой привлекательной для туристов — Спасская, на которой находятся всем известные куранты. Интересно, что все башни имеют в основании квадратное сечение, и лишь три угловые — круглое.
Интерьер
Прямоугольный Екатерининский зал достигает в длину 21 метр, его ширина составляет 14 метров, высота — 7 метров. Помещение располагается в стороне от ордерной анфилады, в северной части к нему примыкают Ореховая гардеробная, Парадная гостиная и опочивальня. Через Кавалергардскую гостиную с южной стороны зал также соединён с тронным Андреевским залом. Бау-адъютант Михаил Фабрициус так описывал первоначальный вид Екатерининского зала:
… помещается трон её императорского величества под балдахином из малинового бархата, а на спинке тронного кресла — вензель императрицы, начальницы ордена святой великомученицы Екатерины. Стены обтянуты белой шелковой материей и украшены знаками ордена на лентах. |
Историк Пётр Бартенев отмечал, что в начале XX века стены помещения отделали муаром орденских цветов — розовым и серебряным. Позднее зал декорировали светло-серебристой муаровой тканью в обрамлении орденской ленты. За исключением воссозданного тканевого убранства отделка зала хорошо сохранилась и почти не реставрировалась. Потолок комнаты представлен крестовидными сводами, опирающимися на два массивных пилона. Освещают помещение три золочёные бронзовые люстры и шесть канделябров из тонкого хрусталя на мраморных подставках. Зал украсили рельефными изображениями ордена святой Екатерины, отличавшимися от оформления других помещений декором из искусственных алмазов. Люнеты стен разделены на три части и отделаны розовым искусственным мрамором. Парадные двери выполнены из палисандра, амаранта, платана и других ценных пород деревьев. Они декорированы позолоченным изображением святой Екатерины, размещённым в серебряном поле. Девиз и знаки награды, инкрустированные искусственными алмазами, тоже украшают стены и двери комнаты. Стукковые работы в помещении были выполнены русскими мастерами.
Пилоны, поддерживающие своды, выделены малахитовыми пилястрами, которые изготовили на заводах предпринимателей Демидовых. Колонны завершаются строгими бронзовыми капителями. По сторонам от входов стены также оформлены идентичными пилястрами, изготовленными на заводе дворян Турчаниновых. Изначально в зале находился трон императриц, помещение не было обставлено мебелью, позднее престол демонтировали, а в комнате разместили стулья и столы в формах позднего классицизма. Сложный геометрический орнамент паркета Екатерининского зала выполнен по рисункам художника Фёдора Солнцева. Рисунок разделён на шесть зон фризом, расположенным между пилонами и по периметру зала. Ромбовидный узор отмечен розетками в местах пересечения, ячейки занимают изображения ордена и крупные розетки с тёмными и светлыми лепестками. Основу композиции составляют трилистники, стилизованные лилии и растительные побеги. В передней части выделяется виньетка с четырьмя заострёнными концами, по бокам от которой вытянутые овалы с двумя остриями. Пространство возле окон выложено светлым деревом с узкими полосками чёрного дуба.
Структура и архитектура
Старейший храм Москвы, бережно сохранённый во внутреннем дворе исполинской резиденции
Дворец построен в псевдорусском стиле. При строительстве мастера ориентировались на древнерусские традиции, это было продемонстрировано включением в ансамбль древних палат и теремов. С наружного фасада дворец выглядит трехэтажным, но фактически состоит из двух этажей. Первый этаж выступает вперед и образует наверху открытую террасу. Окна дворца, построенные в форме арок и разделенные узкими простенками, придают ему вид закрытой галереи. Двухъярусный фасад второго этажа поделен пилястрами и сплошь украшен резными белокаменными наличниками окон в стиле русской архитектуры XVII века. Помещения второго этажа двусветные. В центре здания над крышей возвышается трибун, который завершается золоченой балюстрадой. Трибун перекрыт фигурной кровлей, на скатах которой с двух сторон помещены часы, а с двух других — часовые колокола. Сейчас действуют только часы. У парадного входа в Большой Кремлевский дворец расположен большой мраморный вестибюль. Во внутреннем убранстве дворца присутствуют элементы разных стилей — классицизма, рококо, барокко.
Внешний фасад дворца.
В дворцовый комплекс, помимо вновь построенного здания, были также включены сооружения XVI—XVII веков: Грановитая палата, Теремной дворец, Золотая царицына палата и дворцовые церкви, включая древнейшее из сохранившихся до настоящего времени здание Москвы — церковь Рождества Богородицы на Сенях (1393 г.). Во внутреннем пространстве находился один из древнейших храмов столицы — собор Спаса на Бору, снесённый советской властью в 1933 году.
Своим главным фасадом дворец выходит на Кремлёвскую набережную. В наружной отделке здания использованы мотивы Теремного дворца: так, окна выполнены в традициях русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Согласно задумке Николая I, дворец должен был стать памятником славы русского воинства. Так, его пять парадных залов — Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский — названы в честь пяти орденов Российской империи, а их оформление выдержано в соответствующей стилистике.
Как добраться до Большого Кремлевского дворца
Все желающие могут самостоятельно добраться до достопримечательности в самом сердце Москвы — это несложно. Точный адрес: Москва, Россия, 103132. Как добраться от аэропорта Домодедово:
-
Вариант 1
Автобус:маршрутом №308 ехать одну остановку до ст.м. Домодедовская. Время в пути — 44 мин.
Метро:по зеленой ветке (Хоровно) ехать 10 остановок до ст.м. Театральная. Время в пути — 29 мин.
Пешком:1,2 км.
-
Вариант 2
Автомобиль:на юго-восток по трассе А-105 в сторону Каширского шоссе, затем свернуть на Москворецкую набережную. Расстояние — 45 км.
Как добраться от Курского вокзала:
-
Вариант 1
Метро:по синей ветке от ст.м. Курская ехать 2 остановки до ст.м. Арбатская. Время в пути — 4 мин.
Пешком:750 м.
-
Вариант 2
Автомобиль:на север по Садовому кольцу в сторону Москворецкой набережной. Расстояние — 5,1 км.
Строительство Большого Кремлевского дворца
Летом 1773 г. был заложен первый камень в фундамент новой императорской резиденции. Однако, автор проекта архитектор Баженов не учел всех особенностей грунта и местности, и вскоре после начала работ возникла опасность обрушения Архангельского собора. Стена соседствующего со стройкой храма покрылась трещинами, а его фундамент начал уходить в землю. Работы были остановлены. Вплоть до 1838 г. в Кремле лишь обновляли и восстанавливали старые постройки, восстанавливали их после пожаров 1812 г. и надстраивали дополнительные этажи к уже имеющимся резиденциям и дворцам.
И все же новое время требовало свежих идей, а обновление Москвы после победы над Наполеоном было не просто технической необходимостью. Обществу требовался современный символ статуса императорской власти, и Николай I принял решение построить в Кремле коронационный дворец.
С поручением Константин Тон справился на отлично. В 1837 г. рабочие под руководством зодчего разобрали старый дворец Елизаветы Петровны вместе с Конюшенным двором. Проект предполагал композиционное единство новой постройки с древними кремлевскими сооружениями. В комплекс новой императорской резиденции предполагалось включить Потешный дворец с Грановитой палатой, домовые храмы и новое здание Оружейной палаты. В марте 1838 г. вышел царский указ о немедленном начале строительства. 30 июня в фундамент дворца был заложен первый камень, а под цоколь угловой части – медная табличка со сведениями о заказчике – императоре Николае I и подрядчике – архитекторе Константине Тоне.
Что можно увидеть во дворце
В наши дни на сцене дворца показывают спектакли театра «Кремлевский балет». Этот театральный коллектив был основан в 1990 году, и в его первых постановках танцевали ведущие солисты Большого театра страны.
Сегодня в спектаклях театра участвуют музыканты самых известных оркестров России. Во Дворце Съездов показывают классические балеты «Макбет», «Руслан и Людмила», «Щелкунчик», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Волшебная флейта», «Дон Кихот», «Спящая красавица» и «Жизель».
Кроме того, здесь проходят фестивали балета, детского, студенческого творчества, благотворительные программы и творческие вечера. На сцене выступают именитые оркестры, хоры, камерные музыкальные коллективы, популярные актеры и известные солисты. Здесь играют джаз и рок, звучит авторская и народная песня, популярная музыка и романсы, а также демонстрируют свое мастерство хореографические ансамбли.
Каждый год в Государственном Кремлевском дворце организуют главную Новогоднюю елку России. В советские годы билеты на нее было почти невозможно достать, так их распределяли среди детей номенклатуры и между отличниками школ Москвы. Представления с елки транслировали по телевидению, а подарки для участников запаковывали в красивые пластиковые коробки, сделанные в виде Спасской башни Кремля.
Отражение Арсенала
Царь-пушка
Царь-пушка является самой большой пушкой в мире, за что и получила такое название. Была изготовлена в 1586 году на московском Пушечном дворе Андреем Чоховым по приказу царя Федора Ивановича. Ее вес 40 тонн, лафета — 15 тонн, ядра — 1 тонна, длина ствола — 5,34 метра, калибр ствола — 890 мм. Бронзовый ствол пушки украшен орнаментами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича.
Из Царь-пушки за всю ее историю не было сделано ни одного выстрела. Четыре чугунных ядра, сложенные у ее подножья, как и лафет, были отлиты в 1835 году и носят декоративный характер. Царь-пушка занесена в Книгу рекордов Гинесса, как орудие с самым большим калибром.
Соборы Московского Кремля
Архитектурный ансамбль формируют три храма, в центре находится Успенский собор. История собора началась в 1475 году. Он является старейшей полностью сохранившейся постройкой среди всех кремлевских зданий.
Изначально строительство проходило в 1326-1327 годах под руководством Ивана I. После завершения строительства собор служил домашней церковью митрополита Московского, который поселился в предшественнике нынешнего Патриаршего дворца.
К 1472 г. ныне разваленный собор был разрушен, а затем на его месте было построено новое здание. Однако оно рухнуло в мае 1474 года, возможно, из-за землетрясения или из-за ошибок в строительстве. Новую попытку возрождения совершил великий князь Иван III. Именно в этом соборе служили молебны перед важными походами, короновали царей и возводили в сан патриархов.
Архангельский собор посвящен Архангелу Михаилу, покровителю русских правителей, был построен в 1505 г. на месте одноименной церкви 1333 года. Он построен итальянским архитектором Алоизио Ламберти да Монтиньяна. Архитектурный стиль сочетает традиционную древнерусскую религиозную архитектуру и элементы итальянского Возрождения.
Благовещенский собор расположен на юго-западном углу площади. В 1291 г. здесь была построена деревянная церковь, однако спустя столетие сгорела и была заменена каменной церковью. Собор из белого камня на фасадах имеет девять луковых куполов и предназначается для семейных церемоний.
Время работы соборов: 10:00 до 17:00 (выходной – четверг). Единый билет для посещений обойдется в 500 рублей для взрослых и 250 рублей для детей.
Как добраться
Государственный Кремлевский дворец стоит в западной части Московского Кремля. Выходят к нему через территорию Александровского сада, приземистую Кутафью башню и Троицкий мост. А до входа на кремлевскую территорию добираются пешком от станций московского метрополитена «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая».
Вид дворца от Арсенала
Вестибюль метро «Боровицкая» находится ближе всего ко Дворцу Съездов. От него нужно пройти по Боровицкой площади до пересечения с ул. Манежная, а дальше идти по Александровскому саду до Кутафьи башни. Дорога от метро занимает 10-12 минут.
Оружейная палата
Оружейная палата — это музей-сокровищница, в ее 9 залах собраны древние государственные регалии XIV–XVII веков, коллекция карет и тронов, парадная одежда царей и императоров, ювелирные изделия русских мастеров, оружие и многое другое. Коллекция изделий иностранных мастеров XIII–XIX веков в Оружейной палате — это посольские дары, привезенные из различных стран.
Здесь хранится символ самодержавия — знаменитая шапка Мономаха (конец XIII – начало XIV века), которой венчали на царствие русских царей. В 1682 году была создана шапка Мономаха второго наряда, когда на престол венчались сразу два царя — братья Иоанн V и Петр I. Для младшего Петра московские мастера изготовили вторую шапку Мономаха. Здесь же можно увидеть величественный двойной трон, сделанный для царей-соправителей, а также уникальную коллекцию пасхальных ювелирных яиц Карла Фаберже.
Интерьер
Вид на царское место в Андреевском зале, середина XIX века
Вид на царское место в Андреевском зале, 2012 год
Десять квадратных колонн из белого мрамора разделяют комнату на три нефа, что создаёт аналогию с храмовым зодчеством. Над ними расположен сводчатый потолок, который также был необычен для дворцовой архитектуры. Столбы украшены позолотой, а капители — изображениями двуглавого орла и апостола Андрея Первозванного, распятого на косом кресте. Вдоль стен помещены гербы всех областей и губерний страны, портал отделан лепниной с вензелями Петра I, основавшего орден, Павла I, установившего статус награды, и Николая I, в правление которого был построен зал. Стены помещения обиты плотной шёлковой тканью лазурного оттенка, двери декорированы орденскими крестами и цепями, а сложный рисунок паркета изначально был выложен по эскизу художника Фёдора Солнцева.
В центральной части зала напротив входа располагается царское место, отделённое шестиступенчатым подъёмом. Для коронации каждого монарха изготавливался новый престол с его вензелем. Зона расположения тронов была декорирована шатровым куполом, который в парадные дни украшало полотно из меха горностая, после реставрации его заменили искусственной копией. На спинке и потолке балдахина находятся рисунки двуглавых орлов, на стене поверх шатра — позолоченное изображение всевидящего ока. Некоторые исследователи полагают, что символ был выбран как обозначение Святой Троицы в христианстве.
Помещение освещается десятью бронзовыми люстрами и 35 бра, на которых в общей сложности закреплено 2095 лампочек. В комнате были установлены два камина из особо прочной серо-фиолетовой конгорской яшмы, огранку которой во время строительства дворца выполнила Колыванская шлифовальная фабрика. Один из современников архитектора так описывал замысел декоративного убранства комнаты:
В этой зале особенно видна идея единства русской народности, православия и самодержавия. Здесь вся Русь, все её представители окружают трон своего монарха как верные его подданные, как его дети… Над первым ярусом окон по поясу карниза, кругом всей залы размещены гербы всех царств, княжеств, областей и губерний, составляющих одно неразрывное целое, одну величайшую в свете монархию, управляемую одним главою, одушевляемую одной мыслью и чувством — и сильную своим единством… В верху между окнами… крест апостола Андрея, повешенный на Андреевской цепи, которая, как золотой венок, окружает Андреевскую звезду, этим — крестом, венком и звездою — довершается высокая идея залы — над каждым царством, областью и губернией, словом: над всею Русью, везде виден её покровитель — святой Андрей Первозванный. |
Архитектура и интерьеры
Внешний вид холла, 1964 год
Кремлёвский дворец съездов выполнен в стиле советского модернизма, который обозначил отход от сталинской архитектуры. Здание характеризуют стилистическая целостность и монументальность. Как отмечают исследователи, его «объемно-пространственная композиция, архитектурное решение фасадов и парадных интерьеров тесно связаны между собой». Спокойная геометрия сооружения, строгость его форм и акцент на мелких членениях подчёркивают важные общественно-политические функции дворца.
Дворец имеет прямоугольную форму и объём около 40 тыс. м³. В нём насчитывается более 800 помещений. Центральную часть здания занимает зрительный зал на 6000 мест. В плане зал образует квадрат, а его сцена, балкон и партер организуют единое архитектурное пространство. Зал декорирован вертикальными деревянными рейками, форма и крепление которых служат лучшему отражению звука. Расположение мебели и интерьеров также способствует улучшению акустических возможностей. Специальная техника позволяет осуществлять перевод на 12 языков. К основному залу примыкает банкетный, второй по размеру, из него открывается вид на Московский Кремль. Вокруг двух центральных пространств здания расположены остальные помещения: фойе, подсобные, артистические и технические комнаты.
Историк архитектуры Андрей Иконников отмечает открытость внутренней планировки дворца и его интерьеров. По его мнению, в постепенных переходах между фойе и вестибюлями задействован принцип «переливающегося построения пространства», что символизировало преемственность с архитектурными экспериментами советского авангарда 1920-х.
Во внешнем облике здания вертикальные выступы сочетаются с зеркальными проёмами между ними. Фасады облицованы белым уральским мрамором и золотистым анодированным алюминием. Во внутренней отделке использованы красный карбахтинский гранит, коелгинский мрамор и узорчатый бакинский туф, различные породы дерева. Над главным входом был расположен золочёный герб СССР, изготовленный скульптором Алексем Зеленским. Позднее символ убрали на склад и заменили на герб Российской Федерации. Внутренним оформлением
дворца занимался художник Александр Дейнека, выполнивший мозаичные эмблемы в банкетном зале и фриз в фойе. Профиль Ленина в зале заседаний сделал художник Андрей Мыльников, барельеф на фасаде Дипломатического корпуса — мастера Николай Брацун и Юрий Орехов.
Полезная информация для посетителей
Кассы Государственного Кремлевского дворца расположены недалеко от Кремля, на ул. Воздвиженка, 1. Они работают каждый день, без выходных, с 12.00 до 20.00.
Пройти в Кремль можно только через контрольно-пропускные пункты. Проход по билетам во Дворец Съездов начинается за 1 ч 45 мин до начала концерта или спектакля. В здание не пускают с рюкзаками, портфелями, свертками и громоздким багажом. Если имеется такой багаж, его нужно оставлять в платной камере хранения, которая находится на территории Александровского сада.
Следует иметь в виду, что во время мероприятий внутри дворца не разрешено пользоваться мобильными телефонами, видеокамерами и фотоаппаратами.
Архитектура и интерьеры
Внешний вид холла, 1964 год
Кремлёвский дворец съездов выполнен в стиле советского модернизма, который обозначил отход от сталинской архитектуры. Здание характеризуют стилистическая целостность и монументальность. Как отмечают исследователи, его «объемно-пространственная композиция, архитектурное решение фасадов и парадных интерьеров тесно связаны между собой». Спокойная геометрия сооружения, строгость его форм и акцент на мелких членениях подчёркивают важные общественно-политические функции дворца.
Дворец имеет прямоугольную форму и объём около 40 тыс. м³. В нём насчитывается более 800 помещений. Центральную часть здания занимает зрительный зал на 6000 мест. В плане зал образует квадрат, а его сцена, балкон и партер организуют единое архитектурное пространство. Зал декорирован вертикальными деревянными рейками, форма и крепление которых служат лучшему отражению звука. Расположение мебели и интерьеров также способствует улучшению акустических возможностей. Специальная техника позволяет осуществлять перевод на 12 языков. К основному залу примыкает банкетный, второй по размеру, из него открывается вид на Московский Кремль. Вокруг двух центральных пространств здания расположены остальные помещения: фойе, подсобные, артистические и технические комнаты.
Историк архитектуры Андрей Иконников отмечает открытость внутренней планировки дворца и его интерьеров. По его мнению, в постепенных переходах между фойе и вестибюлями задействован принцип «переливающегося построения пространства», что символизировало преемственность с архитектурными экспериментами советского авангарда 1920-х.
Во внешнем облике здания вертикальные выступы сочетаются с зеркальными проёмами между ними. Фасады облицованы белым уральским мрамором и золотистым анодированным алюминием. Во внутренней отделке использованы красный карбахтинский гранит, коелгинский мрамор и узорчатый бакинский туф, различные породы дерева. Над главным входом был расположен золочёный герб СССР, изготовленный скульптором Алексем Зеленским. Позднее символ убрали на склад и заменили на герб Российской Федерации. Внутренним оформлением
дворца занимался художник Александр Дейнека, выполнивший мозаичные эмблемы в банкетном зале и фриз в фойе. Профиль Ленина в зале заседаний сделал художник Андрей Мыльников, барельеф на фасаде Дипломатического корпуса — мастера Николай Брацун и Юрий Орехов.
Успенский собор
Успенский собор был построен в 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти по указу великого князя московского Ивана III. За образец был взят Успенский собор города Владимира.
Шесть веков собор занимал культовое место в жизни государства — здесь венчали на царство, короновали императоров, совершали царские бракосочетания, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали важнейшие государственные акты, отмечались военные победы торжественными молебнами. В XIV – XVII веках здесь хоронили митрополитов и патриархов. В усыпальнице Успенского собора находится 19 захоронений.
Коронация Николая II в Успенском соборе
Последняя коронация в Успенском соборе прошла в 1896 году, когда короновались последний российский император Николай II и его жена Александра Федоровна.
Примечания
-
. Администрация президента России (2018). Дата обращения: 23 сентября 2018.
- ↑ , с. 8.
- ↑ , с. 50.
- ↑ , с. 47.
- ↑ , с. 131.
- ↑
- ↑ , с. 52.
- ↑ , с. 78.
- , с. 14.
- , с. 102—103.
- , с. 13—24.
- , с. 14, 17.
- Повседневная жизнь Кремля при президентах. — Москва: Молодая гвардия, 2005. — 336 с. — ISBN 5-235-02845-7.
- , с. 62.
- , с. 154.
- ↑ , с. 49.
- , с. 78.
-
Диана Плиева. . ТВ Центр (2018). Дата обращения: 23 сентября 2018.
-
. ВВП (2018). Дата обращения: 23 сентября 2018.
- , с. 60.
-
. Msk-Guide.ru (2018). Дата обращения: 23 сентября 2018.
- , с. 9.
- , с. 339.
- , с. 16.
- ↑ , с. 357.
- ↑ , с. 91.
- , с. 51, 52.
- .
- ↑ , с. 237.
- , с. 48.
-
. Достопримечательности Москвы (19 февраля 2017). Дата обращения: 23 сентября 2018.
- , с. 8—9.
- , с. 34.
Георгиевский зал
Это один из самых монументальных и красивых залов, посвященный самому высокому ордену Российской империи — ордену Георгия Победоносца. Знаком ордена является золотой крест, покрытый белой эмалью с изображением Георгия, поражающего змея.
Орден имеет четыре степени отличия. Им награждали офицеров и воинские части за проявленные в бою смелость и мужество, а также за выслугу лет. Всего этим почетным воинским званием было награждено около 11 тысяч кавалеров и регулярных воинских соединений. Их имена Вы увидите на настенных досках зала.
Каждый из пилонов зала завершается витой колонной и скульптурой работы Ивана Витали, символизирующей область или царство Российской империи.
Напольное покрытие — подлинный паркет работы 1845 года, выполненный из 20-ти ценных пород дерева, привезенных из Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Одно из украшений зала — копия памятника великим новгородским героям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, установленному на Красной площади.
Основные цвета зала — белый и золотой: свод, отделанный лепниной, и скульптуры зала белые, имена георгиевских кавалеров и воинских соединений на досках золотые. Позолочены также и шесть люстр, отлитых из бронзы.
Георгиевский зал удивляет своей строгостью и масштабностью. Это храм русской доблести, памятник ратным подвигам русского оружия. Как и раньше здесь проходят правительственные приёмы и встречи, вручаются награды.
Зал воинской славы
Георгиевский зал еще называют залом воинской славы. Здесь по обе руки на мраморных панелях золотыми буквами выгравированы имена кавалеров ордена, а также полков, экипажей и батарей, удостоенных Георгиевских знамен. Впрочем, специалисты это определение считают слишком лирико-поэтическим.
BED_0383
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
«Изначально это была не лирика, а политика, — замечает научный сотрудник Большого Кремлевского дворца Анастасия Павлова. — Еще на этапе проектирования дворца император Николай I решил, что залы дворца будут посвящены орденам, утвержденным в российском государстве. Почему в этом был политический смысл? Николай I считал, что это будет его благодарность тем людям, которые служили Отечеству и были награждены этими орденами. В каждом зале представлены знаки соответствующих орденов — крест, звезда — и цвета обивки: это цвет ленты, на которой носили крест. В Георгиевском зале было решено на стенах записать фамилии награжденных орденом и названия воинских частей и флотских экипажей, дабы прославлять армию, флот, героев».
Церемонию освящения дворца наметили на Пасху 1849 года. Сначала в одном из домовых храмов дворца отслужили пасхальную литургию, затем процессия крестным ходом прошла по всем залам.
«Освящал дворец митрополит Московский Филарет. В этом самом зале он произнес речь и назвал дворец вот так красиво: храмом славы победоносному русскому воинству — чертогом Георгия. Дал лирико-поэтическое определение, которое потом и разошлось».
BED_0588
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Последняя дореволюционная запись была сделана в 1885 году. Следующая появилась только в 2008 году, после событий в Абхазии и Южной Осетии. Кстати, в зале вы не найдете имен награжденных за поход в Китай в 1900 году или героев русско-японской войны 1904–1905 годов, поэтому в 1990-х годах возникла идея восстановить справедливость и добавить новые имена.
«Табличек еще много, но посчитали, что менять исторический облик в виде дополнительной тысячи человек — места могло бы и не хватить, — объясняет Анастасия Михайловна. — Совсем недавно мы отвечали на письмо, которое было адресовано в администрацию президента, но спустилось к нам, чтобы мы квалифицированно ответили по поводу всех этих надписей. Наверное, можно будет как-то решить вопрос: разместить на стенах или завести отдельные списки, которые будут храниться в зале. Но вообще в облик зала нельзя вносить изменения. По закону».
Андреевский зал Кремля
Андреевский зал Большого Кремлевского дворца называют еще и тронным. Свое название получил по ордену в честь Святого апостола Андрея Первозванного. В первоначальном виде сохранялся с 1849 по 1932 годы, после чего, в Советское время, был объединен с соседним Александровским для создания Зала заседаний ВС СССР. Восстановили его в период с 1994 по 1998 годы по проекту С.В. Демидова.
Десять позолоченных пилонов Андреевского зала, как и также оформленные двери, украшают цепи и кресты из атрибутики российского ордена Андрея Первозванного. Поверх оконных проемов размещены гербы губернских образований, которые существовали в Российской империи.
В торце Андреевского зала Кремля размещается престол, исполненный с оборудованием мест под три стилизованных трона для царствующих особ – Николая II, его супруги Александры Федоровны и матери Марии Федоровны, а также импровизированные сени с подлогом из горностая. Настоящие троны и сени сегодня можно увидеть в залах Оружейной палаты Кремля.
Поверх престола размещено лучезарное Всевидящее око, выполненное из золота.
Фото 1. Андреевский зал Кремля и орден Андрея Первозванного
История
Основная статья: Большой Кремлёвский дворец
Инаугурация Владимира Путина в Андреевском зале, 2000 год
До строительства Большого Кремлёвского дворца на месте той его части, где расположен Андреевский зал, размещались разнообразные постройки. Во времена правления Ивана III на этом участке находились покои великой княжны Софьи Фоминичны, а в XV—XVII веках часть территории занимал с Верхним Набережным садом, в прудах которого на потешных кораблях осваивал морское дело Пётр I.
В 1838—1849 годах на этой земле был возведён Большой Кремлёвский дворец, ставший главной резиденцией монархов во время пребывания в Москве. Архитектором проекта выступил Константин Тон, который организовал в здании и жилые, и парадные комнаты. Андреевский зал считался главным в анфиладе официальных помещений, посвящённых военным наградам Российской империи. Он соответствовал старейшему ордену Андрея Первозванного, который в 1698-м учредил Пётр I. Некоторые исследователи полагают, что убранство помещения должно было стать мемориалом заслуг монарха.
Зал использовался для торжественных мероприятий, в его стенах проходили коронации Александра II, Александра III и Николая II. Изначально центром помещения являлся трон действующего монарха, украшенный резьбой и драгоценными камнями. В конце XIX века на постаменте расположили три сидения вместо одного: для императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны. Во время церемоний, проходивших в этих палатах, только они имели право сидеть.
После Октябрьской революции Андреевский зал был передан в ведомство Главнауки, однако в 1924 году перешёл в ведение ВЦИК. Через два года по указанию коменданта Кремля Рудольфа Петерсона царское ложе разобрали. В это время в парадных залах дворца проводились конгрессы Коминтерна, съезды и встречи на высшем уровне. В 1933—1934 годах по проекту архитектора Иллариона Иванова-Шица Андреевский и Александровский залы объединили и перестроили для проведения заседаний Верховного Совета СССР.
В 1993 году президент России Борис Ельцин распорядился восстановить исторический облик палат. В книге Константина Михайлова «Москва, которую мы потеряли» сказано, что одной из возможных причин воссоздания облика зала могло быть желание президента выселить из Кремля депутатов, заседавших в перестроенных залах. В 1994—1999 годах в палатах проводилась реконструкция с применением компьютерного 3D-моделирования, архивных документов и чертежей. Руководителем проекта выступил реставратор Сергей Васильевич Демидов, в разработке интерьеров также участвовал художник Илья Глазунов. Гербы, украшавшие комнату, и многоцветный деревянный паркет были воссозданы Владимиром Андреевичем Агейченко. Для точного воспроизведения пола использовали 23 вида древесины, среди которых были и африканские породы. По легенде, один из мастеров так переживал за воспроизведение лепнины рабочими, что четыре дня ночевал на полу Андреевского зала. Однако, несмотря на историческую точность восстановленного интерьера, некоторые расхождения с оригинальным устройством встречаются. Так, для создания сводов применяли бетон, что позволило заметно сократить срок выполнения работ.
После реконструкции помещение использовалось для торжественных встреч и мероприятий. По традиции, заложенной в 1999 году Борисом Ельциным, в стенах палаты проводятся приёмы для выпускников военных вузов. Кроме того, комната используется для заседания Госсовета и встреч иностранных послов. Именно в Андреевском зале проходит инаугурация президента России.