Апачи

Чероки

Военная раскраска чероки

Индейцы чероки входили в группу так называемых «пяти цивилизованных племен»: они очень долго и упорно воевали с европейцами, но в результате приняли христианство, переняли их культуру и преуспели в фермерстве и ремеслах. К сожалению, правительство США, еще недавно лояльное этому племени, насильно выселило их на неплодородные земли.

Во время миграции погибло множество чероки, а по прибытии они обнаружили себя на пустошах почти без средств к существованию. Эта история получила у индейцев название «Дорога слез».

Современные чероки

Чероки создали собственную уникальную письменность, взяв идею у европейцев. Вождь Секвойя, понявший силу написанного слова, но не владевший грамотой, разработал собственную буквально с нуля. Более того, он провел кампанию по распространению своей письменности, и уже на его веку около 90% всех взрослых чероки умели читать и писать.

Интересные факты:

  • Большинство записей Секвойи не сохранились, так как их сожгла его жена, искренне убежденная в том, что ее муж одержим злыми духами.

  • Известные люди, в которых течет кровь чероки: Барак Обама, Джонни Депп, Квентин Тарантино, Элвис Пресли и даже Джими Хендрикс.

Заключительный раунд войны апачей с американцами

В заключительном действии на главную роль выдвинулся генерал Нельсон А. Миллз, выслужившийся в битвах с киовами и дакотскими племенами. Миллзу уже не нужна была, как Серому волку, помощь индейских следопытов. В борьбе с индейцами он использовал другую тактику: из пяти тысяч самых лучших солдат Миллз сформировал знаменитые «летающие колонны».

Остальные отряды Миллза вели поиск колодцев и всех источников воды в Аризоне и Нью-Мексико: апачи должны были погибнуть от жажды. Десятки вспомогательных отрядов, «летающие колонны», первые гелио — графические группы охотились за двадцатью мужчинами, тринадцатью женщинами и шестью детьми! И не могли их поймать!

Джеронимо в это время видели в аризонских Белых горах, в мексиканских Сьерра-Мадре: в долине Святого креста он напал на ранчо Текка. Как вихрь проносился по Мексике и югу Соединенных Штатов! Имя его не сходило с уст.

Семь тысяч апачских мужчин, женщин и детей в резервациях следили за борьбой двадцати неукротимых — непобедимых и неуловимых воинов Джеронимо.

Миллзу хорошо было знакомо упорство апачей. И он помнил «правило, Шеридана». А поскольку без какой- либо причины нельзя убить апачей, проживающих в резервациях, Миллз предложил Шеридану пойти на хитрость, которую семьдесят лет назад применили против индейцев на юго-востоке.

Тогда семинолы, крики, чироки были изгнаны за Миссисипи. Не поступить ли так же с апачами, изгнав их, правда, в другом направлении? Миллз направляет в Вашингтон «делегацию» сговорчивых апачей — для переговоров.

Но даже «делегацию» самых сговорчивых, которым была поручена роль апачских коллаборационистов, в Вашингтоне уговорить не удалось. Тогда Миллз сажает «делегацию» на поезд, провожая их в резервацию, и в доказательство своего уважения к дружески расположенным индейцам снимает их на полпути с поезда и вместо Аризоны отправляет в тюрьму, в крепость Форт-Мерион вo Флориде.

За «делегатами» во флоридскую тюрьму были брошены сотни других апачей. Первыми среди них оказались члены «индейской полиции», без которых ни Круку, ни Миллзу никогда бы не удалось одолеть Джеронимо.

Бесконечная погоня утомила, в конце концов, Джеронимо. Во время новых мирных переговоров вождь поставил одно-единственное условие — свободное возвращение апачей в резервацию в Аризоне. Миллз с плохо скрываемой радостью ответил:

Вождь, отданный на милость своих врагов, не имел сил сопротивляться. Чтобы он снова не ускользнул, его стерегли пять тысяч солдат. И тогда Джеронимо, последний вождь свободных апачей, вынужден был в наручниках сесть в поезд и расстаться со своей родиной — Страной апачей.

Печальное путешествие закончилось на другом конце Америки, в Форт-Мерион во Флориде. Здесь в заключении апачи провели восемь лет, затем их перевели в другую крепость, на этот раз в Форт-Силью в Оклахоме. Двадцать восемь лет апачи томились в тюрьме!

Когда Джеронимо умер в 1909 году в Форт-Силью, ему было девяносто лет. Он больше так и не увидел Страны апачей, склонов Белых гор, Аризону, Техас, Нью- Мексико, не увидел и Чиуауа, где были убиты его молодая жена и трое сыновей, за которых он мстил целых тридцать лет.

Спустя годы, 10 апреля 1930 года, вблизи городка Накори-Чика со склонов Сьерра-Мадре спустились свободные апачи, о которых никто не слышал уже тридцать лет. Они убили нескольких жителей штата Сонора, а затем, по сообщению агентства печати, основывающегося на показаниях свидетеля этого нападения аризонского инженера Уайта из Таскона, «попытались вернуться в свои неприступные скалистые горы».

Все средства хороши

Племена апачи всегда значительно уступали противнику как в вооружении, так и в численности

Однако, на их стороне было отличное знание местности, навыки и умение воевать в привычных условиях и что немаловажно высокий боевой дух

Все это в совокупности с тактикой засад и набегов позволило им победить в нескольких серьезных сражениях. Колонисты в своей борьбе не гнушались любыми способами для изгнания индейцев с необходимых для себя земель.

Коренное население убивали, спаивали спиртными напитками, а нередко под видом помощи одаривали одеялами и одеждой зараженной бациллами кори, тифа и других заболеваний, от которых у аборигенов не было иммунитета. После таких подарков индейцы вымирали целыми племенами. Появилась пословица: «Хороший индеец — это мертвый индеец».

В результате всех этих действий сначала колонистов, а затем и правительства уже США племена апачей либо полностью истребили, либо загнали в отведенные для постоянного проживания резервации. Принадлежащие индейцам со времен сотворения мира земли заняли просвещенные, а значит более достойные переселенцы из «старого света», нередко грабители и убийцы, бежавшие оттуда от ожидающей их виселицы.

Разрешение медного спора

В декабре 2014 года президент Барак Обама подписал Закон о государственной обороне от 2015 года, согласно которому земли, священные для апачей в Аризоне, будут переданы компании Resolution Copper Mine , совместному предприятию, принадлежащему Rio Tinto и BHP Billiton . Закон открыл путь для обмена землей, в соответствии с которым Resolution Copper получит 2 422 акра земель национального леса в обмен на передачу федеральному правительству 5 344 акра частной земли.

Предложение или наездник в разделе 3003 закона, под названием «Юго — Восточная Arizona Land Обмен и Закон Сохранения», позволит RCM разрабатывать и эксплуатировать подземный медный рудник 7000 футов (около пяти Empire State зданий) в государственной собственности Тонто National Лес недалеко от Верхнего , Аризона . На территории расположен кемпинг Oak Flat Campground площадью более 2400 акров, усеянный петроглифами, историческими и доисторическими местами. Бывший председатель племени Сан-Карлос-Апачи Вендслер Нози-старший из прикомандированного к закону всадника сказал : «Это политика Конгресса в худшем случае, скрытая повестка дня, которая разрушает права человека и религиозные права».


Национальный лес Тонто

Племя апачей Сан-Карлоса под руководством председателя Терри Рамблера возглавило решительную оппозицию обмену землей RCM. И Национальное общество Одюбона в Тусоне, и глава Гранд-Каньона Sierra Club в Аризоне вместе с Национальным конгрессом американских индейцев присоединились к борьбе за захват земель Резолюцией. Группы коренных американцев и защитники окружающей среды беспокоятся о воздействии на окружающие районы, включая крутые скалы в Apache Leap. Джеймс Анайя , бывшая Организация Объединенных Наций Специальный докладчик по вопросу о правах коренных народов, говорит , что без общины и племенной поддержки, Rio Tinto должна отказаться от своей резолюции Copper горнодобывающего проекта. Министр внутренних дел США Салли Джуэлл заявила, что «глубоко разочарована положением« Резолюция медь » , в котором не рассматриваются земли, считающиеся священными для соседних индейских племен».

К январю 2015 года более 10 004 000 подписали петицию президенту Обаме «Мы, народ | Остановить захват земель апачей». Джоди Джиллетт, специальный помощник президента по делам коренных американцев, быстро дала официальный ответ Белого дома , пообещав, что администрация Обамы будет сотрудничать с компанией Rio Tinto, материнской компанией Resolution Copper, чтобы определить, как работать с племенами для сохранения их священных мест. .

В марте 2016 года кемпинг Oak Flat был внесен в Национальный реестр исторических мест . Хотя обозначенный участок, который определен в Национальном реестре как «Исторический район Чичил Билдаготил», не остановит работу медного рудника Резолюшн, федеральное агентство должно оценить влияние проекта на объект, прежде чем принимать меры. Законопроекты, внесенные в 2015 году сенатором Берни Сандерсом (штат Вермонт) и членом палаты представителей Раулем Грихалва (штат Тусон), отменят сделку по обмену землей, но ни один из них не получил слушания. Новый закон был внесен депутатом Грихалва 17 января 2019 года с обещанием внести в Сенат сопутствующий законопроект, который будет спонсировать Берни Сандерс.

Кто такие апаши

Типичный апаш в представлении добробпорядочных граждан

Апаши были криминальной субкультурой парижских предместий в так называемую «Прекрасную эпоху». Этот период длился с последних десятилетий XIX века вплоть до начала Первой мировой. Главными приметами того времени были появление кино и множества автомобилей, уличных кафе и бульваров, взлет наук и инженерии. По иронии общее развитие затронуло не только все общество, но и его темную, криминальную сторону.

Типичный апаш со своей девахой.

С какого-то момента простая гопота с окраин Парижа тоже потянулась к культуре, их больше не устраивала роль обыденных бандитов и огородного пугала для добропорядочных граждан. Хулиганы хотели видеть себя романтиками, безумными и неистовыми джентльменами удачи, и тогда они негласно провели то, что теперь принято называть «ребрендингом».

В то время появилось кино и в Париже гремело шоу Буффало Била с индейцами, ковбоями и прочей атрибутикой Дикого Запада. Понятно, что во время этого шоу будущие апаши занимались тем, что чистили карманы зрителей и выслеживали жертв для ограбления, но зрелище так запало в душу простым околокриминальным пацанам, что они полностью сменили внешний вид и повадки.

Банды молодых грабителей, воров и дебоширов начали называть себя «апаши», то есть «апачи», но на французский манер. В моду вошли жеваные колышущиеся на ветру рубахи с широким открытым воротом и яркие шарфы-повязки на горло. Кроме того, настоящему апашу, стремящемуся быть модным, просто необходима была крутая кепка и начищенные до зеркального блеска остроносые штиблеты. Почему-то считалось, что именно так выглядели настоящие американские индейцы.

Апаши в естественной среде обитания.

Апаши считали себя наследниками апачей не только в моде, но и в отношении к жизни. В какой-то момент они действительно заигрались в индейцев и начали видеть себя эдакими городскими партизанами и гордыми первобытными воинами, которые борются с этим проклятым миром буржуа, круассанов и автомобилей.

Настоящие хардкорные и непримиримые апаши начали делать себе татуировки на лицах, нападать на полицейских и грабить прохожих средь бела дня. Это считалось очень крутым и достойным занятием для любого пацана с окраин. Их становилось все больше, их культура развивалась, они выдумали свой собственный язык, который был совершенно непонятен посторонним, переименовали собственные районы по образу Дикого Запада и начали придумывать друг другу клички на индейский манер.

Apashe сейчас

Apashe охотно вступает в коллаборацию с исполнителями из разных стран. На его счету — дуэты с GrandBuda, Lia, Dope D.O.D. и многими другими. В 2019-м он записал хулиганский сингл Uebok с российской рэпером-блогером Инстасамкой, а через год создал ремикс на хит белорусского певца Макса Коржа «Малый повзрослел».

Apashe — Battle Royale feat. Panther

В том же 2020-м, как упоминалось выше, творческую биографию продюсера обогатил второй полноформатный альбом Renaissance.

Во время карантина Джон не забывал и об онлайн-шоу, проведя концерты для своей группы во «ВКонтакте», радио Record и фестиваля Room Service.

Культура

Хикариллы традиционно являются матрилокальными и состоят из матрилинейных кланов. Они включили некоторые практики своих соседей- пуэбло в свои традиции. Они известны своими прекрасными корзинами, сделанными из характерных ромбов, крестов или зигзагов, а также изображений оленей, лошадей или других животных. Они известны своей вышивкой бисером и способностью создавать скрипки Apache .

В 1970-х годах примерно 70% хикарильев продолжали придерживаться своих традиционных религиозных убеждений.

По данным на 2000 год, около 70% племени исповедуют организованную религию, многие из которых являются христианами . На хикарилле говорит примерно половина членов племени, в основном пожилые мужчины и женщины.

Церемониальные практики состоят из:

Праздник полового созревания, называемый на языке Хикарилла «кеста», — это обряд посвящения для девочек или молодых женщин.

Ежегодные мероприятия включают:

  • Праздник маленького бобра с пау-вау , родео , тягловой лошадью и забегом на пять миль в середине июля.
  • Каменное озеро Фиеста с церемониальными танцами , родео и бегами 14 и 15 сентября.

Добыча меди на земле Апачей

В 1822 году апачи впервые изменили своим принципам. На их собственных землях, в Аризоне, охотники за пушниной (их апачи не считали врагами и позже пустили на свои территории) нашли в городке, названном позже Санта-Рита, медь. Право на строительство медных рудников на земле апачей получил богатый торговец из соседнего штата Чиуауа дон Франциско Мануэль Альгуа.

Дон Франциско хорошо понимал, что правительственное разрешение не поможет добыть ему ни фута меди, если он одновременно не заручится согласием аризонских и ньюмексиканских апачей и их главного вождя, которого мексиканцы по-испански называли Хуан Хосе.

Дон Франциско предложил Хуану Хосе водку, которая апачам так пришлась по вкусу, ткани, лошадей и даже оружие, много оружия в обмен на право добывать медь в Санта-Рита и свободное прохождение караванов в Чиуауа. Хуан Хосе принял условия. А с оружием, которым горнопромышленник Альгуа заплатил за возможность эксплуатировать свои шахты, часть племени во главе с Черным ножом напала на сонорские гасиенды, поскольку этих индейцев не устраивало мирное соседство с медными шахтами. Однако территории, где были расположены гасиенды, не принадлежали дону Франциско.

Пятнадцать лет сохранялось это странное положение. Апачи не трогали шахты торговца из Чиуауа, который добывал медь прямо из сердца их земли, и вместе с тем ежемесячно нападали на его родной штат, на гасиенды и ранчо, расположенные к югу от Чиуауа.

Убийство жены Джеронимо

Непримиримость Джеронимо имела свои корни. Он родился в лагере мимбреньо в семидесятые годы, после посвящения его в мужчины, он женился на самой красивой девушке своего племени и, как утверждала молва, на самой красивой девушке всех апачских племен в Аризоне. Ее звали Алопе. Племена Гойатлая и Алопе в то время жили в мире с бледнолицыми штата Чиуауа, что позволяло апачам раза два в год появляться на рынках в городах штата, где индейцы меняли свои изделия на пинолу и другие товары. Как-то раз апачи собрались на рынок в Касас-Грандес. Недалеко от этого городка они разбили свой лагерь. Дети и женщины, среди них была и Алопе с тремя маленькими сыновьями, остались в лагере, а мужчины отправились в город. Когда через несколько часов веселые апачи вернулись с рынка в лагерь, все их женщины и дети были убиты.

Случилось это так. О приходе большой группы апачей — мимбреньо в Касас-Грандес знали не только креольские жители штата Чиуауа, но и креолы из других штатов северо-западной Мексики. В соседнем штате Сонора правил тогда жестокий тиран генерал Карраско. Он решил укрепить свою власть, напав на ненавистных, внушающих страх апачей. Поэтому со своим войском он перешел границу штата Чиуауа, подошел к Касас-Грандес и из укрытия наблюдал за лагерем апачей. Как только мужчины ушли в город, генерал напал на лагерь, подверг истязаниям несколько десятков детей, женщин сначала отдал на потеху своим солдатам, а затем убил. Первой жертвой Карраско стала Алопе.

Когда Джеронимо с мешком пинолы для детей и украшениями для своей красавицы жены вернулся с рынка, он нашел ее обезображенный труп в своей палатке. И Джеронимо поклялся мстить до самой смерти. Однако нашелся другой человек, который отомстил за беззащитных женщин и детей. Через несколько месяцев их жестокий убийца был отравлен в Соноре своими людьми. Массовое убийство индейцев не помогло тирану удержаться на троне.

Дискография

Альбомы

  • 1993 No Reservations UK No. 36
  • 1995 Make Way for the Indian (Island / Universal Music UK) — с участием мирового хита «Boom Shack-A-Lak»
  • 1997 Реальные люди / Дикий Восток (Warners Sweden / Sunset Records)
  • Карма 2000
  • 2005 Время перемен
  • 2007 Садху — Движение (TIPS Music India)
  • 2012 Home Run (Universal Music, Индия)
  • 2013 Это то, что есть (Universal Music India / Sunset Entertainment Group)
  • EP (2016) (Sunset Entertainment Group)
  • 2017 в Ja … (Sunset / Universal India)
  • 2018 в выходные (Sunset Ent.)

Синглы и EP

Год Один Пиковые позиции Альбом
Великобритания IRE NED БЕЛ (FLA) GER AUT Австралия NZ
1991 г. «Кино над Индией» Без оговорок
«Чок там»
1992 г. «Дон Раджа»
«Брак по договоренности» 16
1993 г. «Чок там» (переиздание) 30
Nuff Vibes EP 5 8 10 24 32 13 34 19 Nuff Vibes EP
» Бум Хижина-А-Лак » 5 5 3 1 3 6 1 2
«Movin ‘On» (благотворительный сингл) 48 только один
1995 г. «Дорогу индейцу» (с Тимом Догом ) 29 Дорогу индейцу
«Raggamuffin Girl» (с Фрэнки Полом ) 31 год
1997 г. «Lovin ‘(Позволь мне любить тебя)» 53 Настоящие люди
«Настоящие люди» 66
2005 г. «Om Numah Shivaya» (благотворительный сингл, посвященный цунами)
Время перемен
» Израильтяне » (совместно с Десмондом Деккером ) 239 34
«-» обозначает выпуски, которые не попали в чарты или не были выпущены.

Другие одиночные игры:

  • 1992 «Fe ‘Real» UK № 33 ( Maxi Priest с участием индейцев-апачей)
  • 1994 Благотворительный сингл «Music Relief» № 12
  • 1994 «Магазин Wrecxx» Великобритания № 26 ( Wreckx-N-Effect с участием Apache Indian)
  • 2005 «ROMEO» (JINE MERA DIL LUTEYA FEAT APACHE INDIAN / JAZZY B)
  • 2006 «Teriyan Adawaan» (Прит Харпал)
  • 2007 «Ground Shaker 2» (Куди Дехи Лагди, Аман Хайер)
  • 2012 «Габро» (Мисс Пуджа)
  • 2013 «Беги, беги» (песня на телугу, написанная Деви Шри Прасадом для Иддараммаилатхо )
  • 2013 «Celebrate» с участием Ракхава (продюсер Джим Бинц)
  • 2014 «Kakinada Kaaja» (песня на телугу, написанная А.Р. Бочукришной для Расагуллы)
  • 2015 «Dil Legi» Fran & Nash с участием APACHE INDIAN
  • 2015 «Пагал Джия» с Шибой Хан
  • 2015 «Кризис выборов» (продюсер Чарли Хайп)
  • 2015 «Pretty Baby» со StereoNation и Bally Sagoo
  • 2016 «Змея и неудачник» (Адот) с участием Apache Indian
  • 2017 «Марьяна»

История

Эсса-кета, вождь равнинных апачей

Kiowa-Apache

В начале 18 века равнинные апачи жили в верховьях реки Миссури и были тесно связаны с народом кайова. Они отличались этнически и говорили на другом языке. Равнинные апачи вступили в этот союз с кайова для взаимной защиты от враждебных племен.

Зарегистрировано, что многие кайова-апачи не изучали язык кайова , предпочитая общаться со своими союзниками, используя сложный равнинный индийский язык жестов , в котором кайова были в прошлом мастерами (вероятно, разработав большую часть системы).

Даже до контакта с европейцами их численность никогда не была большой, и в 1780 году их население оценивалось в 400 человек.

Кайова-апачи и кайова мигрировали на Южные равнины примерно в 1800 году. По Соглашению о Медицинской ложи в 1867 году кайова и кайова апачи поселились в Западной Оклахоме и Канзасе. Они были вынуждены перебраться к югу от реки Вашита к Красной реке и Западной Оклахоме вместе с команчами и кайова. Период резервации длился с 1868 по 1906 год. Переход от вольной жизни равнин к ограниченной жизни резервации был для одних семей более трудным, чем для других. Перепись 1890 года показала 1598 команчей в резервации Форт Силл, которую они разделили с 1140 кайова и 326 кайова апачей.

Некоторые группы равнинных апачей отказались селиться в резервациях и были вовлечены в восстания кайова и команчей, в первую очередь в Первую битву при Адобских стенах, которая была крупнейшим сражением Индийских войн. Это будет последняя битва, в которой туземцы отбили армию США на Южных равнинах.

В 1966 году племя организовало бизнес-комитет и вернуло федеральное признание.

Социальная организация

Социальная организация кайова апачей разделена на многочисленные расширенные семьи ( kustcrae ), которые собирались вместе (для охоты, собирательства) как местные группы ( gonka ). Следующим уровнем было разделение или банда, группа гонков (которые собирались вместе для взаимной защиты, особенно во время войны).

Во времена, предшествующие резервации, существовало по крайней мере четыре местных группы или гонка, которые часто объединялись для ведения войны между соседними племенами и поселениями.

Мрачная речная культура

Apache связаны с гнетущей реки культуры западных равнин, обычно приписываемых Палома и Quartelejo (также Cuartelejo) апачей. Керамика хикарилла-апачей также была найдена на некоторых участках комплекса Дисмал-Ривер. Некоторые представители культуры Мрачной реки присоединились к кайова-апачам в Блэк-Хиллз в Южной Дакоте . Из-за давления со стороны команчей с запада и пауни и французов с востока, кайова и оставшиеся люди культуры Дисмал-Ривер мигрировали на юг, где они позже присоединились к народам липан-апачей и хикарилла-апачей .

Апачи-чирикауа откапывают топор войны

Вечером того же дня, на Перевале апачей, Кочис со своими людьми напал на дилижанс из Калифорнии, единственный пассажир был убит, кучеру удалось выпрячь одну из лошадей и уйти от апачей. Когда Веском, забрав нескольких пленных, уехал со стоянки чирикауа, апачи захватили почтовую станцию на перевале, ее начальника Уоллса и его помощников Лайенза и Джордана.

На другой день апачи чирикауа захватили пять дилижансов и небольшой конвой, которые поднимались на Перевал апачей. Кочис предложил американцам обменять его воинов на служащих почтовой станции и пассажиров пяти дилижансов. Американцы отказались. Тогда на глазах у парламентеров начальника почтовой станции Уоллса привязали к хвосту коня Кочиса. Уоллс погиб в страшных мучениях.

Неосмотрительный Веском ответил массовыми убийствами: он приказал повесить всех пленных апачей. Тогда апачи-чирикауа выкопали топор войны и присоединились к воюющим племенам.

Мангас Колорадас со своими зятьями нанес удар по Пинос-Альтос: там промышляли золотоискатели, с которыми Колорадас еще «не рассчитался» за прошлые годы. Семидесятилетний великан атаковал город диггеров со всех сторон и в течение нескольких часов захватил его.

Постепенно Мангас Колорадас захватил и другие города Страны апачей, где ранее проживали американцы, так что в годы гражданской войны власть в Аризоне снова перешла в руки апачей. И их враги вновь вынуждены были прибегнуть к хитрости.

История апачей

Существует несколько гипотез относительно миграции апачей. Одни утверждают, что они двинулись на юго-запад от Великих равнин. В середине 16-го века эти мобильные группы жили в палатках, охотились на бизонов и других диких животных и использовали собак, чтобы тащить повозки, загруженные их имуществом. Значительное количество людей и широкий ареал были зарегистрированы испанцами в 16-м веке. Апачи — это древний вольный народ, который давно одомашнил собак.

Испанцы описали равнинных собак как очень белых, с черными пятнами и «не намного больше, чем водяные спаниели». Равнинные собаки были немного меньше, чем те, которые использовались для перевозки грузов современными инуитами и северными коренными народами в Канаде. Недавние эксперименты показывают, что эти собаки могли тянуть грузы до 50 фунтов (20 кг) в длительных поездках со скоростью до двух или трех миль в час (от 3 до 5 км/ч). Теория миграции на равнинах связывает народность апачей с культурой реки Мрачных — археологической культурой, известной, прежде всего, по керамике и остаткам дома, датированными 1675–1725 гг., которые были раскопаны в Небраске, восточном Колорадо и западном Канзасе.

Ссылки

Генеральная
  • Брукс, Клинтон Э .; Рив, Фрэнк Д.; Беннетт, Джеймс А. (1996). Форты и набеги: Джеймс А. Беннетт, Драгун в Нью-Мексико, 1850–1856 гг. Пресса Университета Нью-Мексико. ISBN  0-8263-1690-5 .
  • Касселлс, Э. Стив. (1997). Археология Колорадо , исправленное издание. Боулдер, Колорадо: Johnson Books. ISBN  1-55566-193-9 .
  • Дэвидсон, Гомер К. (1974). Блэк Джек Дэвидсон, командующий кавалерией на западной границе: жизнь генерала Джона У. Дэвидсона. AH Clark Co. 72. ISBN  0-87062-109-2 .
  • Эйзельт Б. Сандей. (2009) Апачи Хикариллы и археология региона Таос . Между горами — за горами. Документы Археологического общества Нью-Мексико Vol. 35, Альбукерке.
  • Горенфельд, Уилл. (Февраль 2008 г.). «Битва при Сьенегилье». Журнал Дикий Запад.
  • Гринвальд, Эмили. (2002). Перенастройка резервации: Nez Perces, Jicarilla Apache и Закон Дауэса. Пресса Университета Нью-Мексико. ISBN  0-8263-2408-8 .
  • Кессель, Уильям Б .; Вустер, Роберт. (ред.) (2005). Энциклопедия индейских войн и войн . Нью-Йорк: факты в файле. ISBN  0-8160-3337-4 .
  • Раджтар, Стив. (1999) Индийские военные объекты: Путеводитель по полям сражений, памятникам и мемориалам. Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc.
  • Веларде Тиллер, Вероника Э. (2011) Культура и обычаи индейцев апачей . Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд из ABC-CLIO. ISBN  978-0-313-36452-5 .

Апачи

11.11.2014 18:43

Апачи − группа индейских народов на юго-западе США, относящихся к американской расе большой монголоидной расы и принадлежащих к южной атапаскской лингвистической семье. Сами апачи называли себя «inde» или «nide», что означает в переводе «люди». Слово «апачи», введенное испанцами, по одной версии взято из языка юма и означает «сражающийся человек». По другой версии оно происходит из языка зуни и переводится как «враг».

Апачей можно разделить на шесть региональных групп: чирикахуа, населявшие юго-запад Нью-Мксико, юго-восток Аризоны и мексиканские штаты Сонора и Чиуауа; кайова-гатаки, кочевавшие по южным равнинам Колорадо; западные апачи-койотеро с востока Аризоны, включающие в себя северных и южных тонто, сибекью, апачей Белых гор, сан-карлос; мескалеро, район обитания которых простирается на восток от Рио-Гранде до реки Пекос; липан, проживающие к востоку от Хикарилла; хикарилла, населяли юго-восток штата Колорадо, север штата Нью-Мексико и северо-запад Техаса.

Приблизительно в 850 году нашей эры апачи поселились на равнинах Юго-Запада. Предположительно, они пришли с северной или центральной части современной Канады и расселились в пустынных районах штатов Чиуауа и Сонора и в пустынях Великого бассейна. Апачи вели кочевой и полукочевой образ жизни. Основными их занятиями были охота и собирательство. Липан, хикарилла и западные апачи заимствовали у пуэбло оросительное земледелие и возделывали тыкву, кукурузу, фасоль. Апачи были прирожденными воинами и совершали набеги на соседние племена.

Племенная организация у апачей была слабой. Они жили широкими независимыми родственными группами, в которых родство определялось по материнской линии. Каждая группа состояла из больших семей или кланов. Во время войн соседствующие группы объединялись для борьбы с общим врагом.

В конце 1500-х годов на территорию апачей вторглись испанцы и постепенно стали продвигаться на север. Индейцы оказывали стойкое сопротивление колонизаторам. В 1598 году Нью-Мексико становится испанской колонией, и война апачей с испанцами ожесточается.

С 1840-х годов начинается колонизация земель апачей американцами. К 1868 году, не смотря на упорное сопротивление апачей, большинство их племен были подчинены. В 1872 году были покорены чирикахуа, а в 1886 году был уничтожен последний оплот сопротивления апачей, возглавляемый Джеронимо. После этого все их племена были поселены в резервации.

В наши дни в США в резервациях проживает тринадцать различных племен апачей: три племени живут в штате Оклахома, пять − в штате Нью-Мексико, пять − в штате Аризона. Их общая численность составляет около тридцати тысяч человек.

Tags:

  • апачи
  • индейцы
< Предыдущая   Следующая >

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Провал переговоров Крука

«Огненная вода» вновь разожгла индейских воинов. Когда наступило утро, в лагере уже отсутствовало около сорока человек. Среди них были Джеронимо и Нахито. Остальные апачи — в том числе Ульзано — остались в лагере ждать Серого волка.

Крука неприятно поразил поступок Джеронимо. Враги индейцев во главе с генералом Филом Шериданом требовали от Крука нарушения обязательств, принятых относительно апачей, и их полного аннулирования. Но Серый волк не дал согласия.

Отказ Крука был последним актом честной борьбы. Правило, по которому будет разыграно заключительное действие апачских войн, сформулировано генералом, Шериданом:

Борьба с колонистами

Апачи, впрочем, как и все индейцы Северной Америки, не были спокойными и миролюбивыми племенами. Напротив, это были жестокие, храбрые и умелые воины, отличные охотники и непревзойденные следопыты.

А народность Липан-апачи вообще считались самыми свирепыми и кровожадными среди индейцев Южных равнин. Индейские племена испокон веков воевали между собой, поэтому практики в военном деле им было не занимать. Пришлые колонисты сразу столкнулись с огромными трудностями и опасностями.

Первыми с ними познакомились испанцы еще в XVI веке, высадившись на берегах открытого ими континента. Затем главными врагами апачей стала Мексика, ставшая независимой от Испанской короны. Следующими стали американцы создавшие Соединенные Штаты Америки. Справедливости ради стоит отметить, что в те времена никаких США и в помине не было. Зато уже были апачские войны против американцев.

Начало серьезных конфликтов новоявленных американцев и апачей датируется 1847 годом. Поводом служило, естественно нежелание апачей пускать на свои территории переселенцев, которые в поисках лучших плодородных земель и обширных пастбищ, стали интенсивно распространяться вглубь индейских территорий.

Целью конфедератов и ополченцев было согнать индейцев с плодородных земель на более непригодные для развития земледелия и выпаса скота пространства. Впоследствии места, куда насильственно пытались загонять индейцев, получили название «резервации».

Апачские войны длились с 1849 по 1886 год, а местами конфликты возникали вплоть до 1924 года. В конечном итоге победили, естественно, переселенцы и это не удивительно. Если численность апачи постепенно, но уверенно убывала, то ряды колонистов постоянно пополнялись многочисленными эмигрантами со всего света, прибывающими в благословенную Америку.

Экономика

Экономика Jicarilla Apache Nation основана на добыче полезных ископаемых , лесном хозяйстве , играх , туризме , розничной торговле и сельском хозяйстве , включая:

  • Нефтяные и газовые скважины, принадлежащие и управляемые племенем. Солнечная ферма мощностью 50 МВт строится на землях племен.
  • Пиломатериалы.
  • Разведение крупного рогатого скота и овец.
  • Государственные служащие резервации, среди которых около 50% членов племени.
  • Деловые сотрудники Дульсе.
  • Традиционные искусства, в том числе плетение и гончарные изделия.
  • Казино Apache Nugget, принадлежащее племени, к северу от Кубы, Нью-Мексико и гостиница и казино Best Western Jicarilla в Дульсе.
  • Племя также владеет и управляет радиостанцией KCIE (90,5 FM) в Дульсе, Нью-Мексико.

Хотя середина двадцатого века принесла дополнительные экономические возможности, среди членов племен преобладают высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни . Из Путеводителя Тиллера по стране индейцев: экономические профили американских резерваций , издание 2005 г .:

— 14,2%.
Рабочая сила — 11051 чел.

Люди Хикариллы живут в домах и ведут образ жизни, аналогичный образу жизни других американцев. Стоимость продуктов в местных продуктовых магазинах выше, чем в крупных городах США. Они имеют доступ ко всем современным удобствам и пользуются им в соответствии со своими желаниями и финансовыми возможностями. Высокий уровень безработицы и бедности привел к высокому уровню преступности , чему в значительной степени способствовал высокий уровень злоупотребления , составляющий в среднем 1,7% среди коренных американцев США и достигающий 30% в некоторых сельских районах или резервациях.

Команчи сменяют апачей

В первой половине XVIII веке апачи были разгромлены и вытеснены из Великих равнин на юго-запад команчами. Тут сыграло роль то, что команчи были кочевниками. И, выяснив расположение ранчерий, могли заставать апачей врасплох во время земледельческого сезона. Ответные удары часто наносились в пустоту.

Стало ясно правило 3: кочевые племена сильнее полуоседлых.

Был создан племенной союз во главе с команчами. Южную часть равнин, где он господствовал, наводя ужас на испанские владения и соседние племена, сейчас иногда называют империей команчей — или Команчерией. Именно она стала новым культурным центром Великих равнин. Да, земледелию там больше не было места. Господствовала набеговая экономика. Индейцы невольно повторяли модели, которые когда-то существовали в Старом Свете. Так, кочевники Великой степи — например, печенеги — терроризировали и грабили соседей-земледельцев, а в XI веке создали массу проблем и Византийской империи. Главная разница в том, что у индейцев не было стад овец и коров. Их заменяла охота на бизона.

Чтобы защититься от набегов кочевых индейцев, некоторые полуоседлые племена(например, пауни) начали возводить компактные поселения, окружая их рвом, валом и частоколом. Но пауни продолжали нести большие потери от кочевников и в XIX веке — став их злейшими врагами.

(Фото: Энди Томас)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector