Колокол

Размещение колоколов

Карильон, который использует православная церковь, представляет собой простую конструкцию, подвешенную невысоко от пола на вертикальных столбиках. Инструментом очень удобно управлять, не прилагая при этом больших усилий, однако его практически не слышно на большом расстоянии.

Чтобы колокольный звон был слышен за несколько верст, звонницу начали устанавливать отдельно от здания храма. Позже ее стали присоединять непосредственно к собору, делая неотъемлемой частью архитектурного комплекса. В XIX столетии колокольню располагали на крыше самой церкви. Так как последняя всегда возводилась выше других строений, звук разносился практически по всему городу.

Этимология

Слово звукоподражательное, с удвоением корня (*kol-kol-), в древнерусском языке известно с XI века. Восходит предположительно к той же основе, что и древнеиндийское *kalakalah — «неясный глухой звук», «шум», «крик» (для сравнения в хинди: колахал — «шум»).. Форма «колокол» сформировалась, вероятно, по созвучию с общеславянским *kol — «круг», «дуга», «колесо» (для сравнения — «колесо», «около» (во’круг’), «коловорот» и т. д.) — по соответствию формы.

В других индоевропейских языках встречаются родственные по происхождению слова: лат. calare — «созывать», «восклицать»; др.-греч. κικλήσκω, др.-греч. κάλεω — «звать», «созывать»; нем. Glocke — «колокол», литовское kankalas (от kalkalas) — колокол и др.

В германской ветви индоевропейских языков слово «колокол» восходит к праиндоевропейскому *bhel- — «издавать звук, шум, рёв»: англ. bell, н.-в.-н. hallen, hel, свн hille, holl, и др.

Другое славянское название: «кампан» происходит от лат. campāna, итал. campana. Данное название в честь итальянской провинции Кампания, которая одна из первых в Европе наладила производство колоколов. На Востоке кампаны появились в IX веке, когда венецианский дож Орсо I подарил 12 колоколов императору Василию Македонянину.

Дхаммадези (Мьянма)

История самого большого и тяжелого колокола окутана тайнами и загадками. Отлили его специально для буддийского храма Шведагон (Рангун).

Юго-восточная сторона пагоды Шведагон. Монах идет по фасаду, демонстрируя масштаб ступы

В 1484 г. колокол весом около 300 тонн был установлен рядом с пагодой. Для литья использовался сплав из меди, золота, олова и серебра. Надписи, украшающие его, были инкрустированы сапфирами и изумрудами.

Дхаммадези

В 1608 г. пришли португальцы и решили переплавить удивительный колокол на пушки. Отряд наемника-авантюриста Фелипе де Бриту переместил колокол на плот, чтобы переправить по реке. Плот не выдержал веса и треснул, а шедеврутонул. Катастрофа произошла в месте, где сливаются Янгон и Баго. Предположительно, Дхаммадези, покрытый илом, так и лежит на дне. За последние 25 лет предпринято минимум 7 серьезных попыток его обнаружить, но безуспешно. Поиски продолжаются.

Загляните сюда:

Церковные и храмовые колокола

В восточном мире традиционными формами колоколов являются храмовые и дворцовые колокола: маленькие колокола звонят от резкого удара палкой, а очень большие — от удара снаружи большой качающейся балкой. ( См. Изображения большого колокола Мий-дера ниже.)

Техника нанесения ударов используется во всем мире для изготовления некоторых из самых больших башенных колоколов, потому что раскачивание самих колоколов может повредить их башни.

В Римско-католической церкви и среди некоторых высших лютеран и англиканцев в маленькие ручные колокольчики, называемые Sanctus или священные колокола , часто звонит служитель на мессе, когда священник поднимает сначала хозяина, а затем чашу сразу после того, как он произнесла над ними слова освящения (момент, известный как Возвышение ). Это указывает собранию, что хлеб и вино только что были преобразованы в Тело и Кровь Христа (см. Преображение ), или, в альтернативном учении Реформации , что Христос теперь телесно присутствует в элементах, и что Священник держит их, чтобы они увидели Самого Христа (см. единосущность ).

В русском православном колокольном звоне не двигается весь колокол, только колокольчик. Сложная система канатов разработана и применяется уникально для каждой колокольни. Некоторые веревки (меньшие) играются вручную, а большие веревки — ногами.

Колокола в японской религии

Японские синтоистские и буддийские колокола используются в религиозных церемониях. Сузуи , омофон, означающий одновременно «прохладный» и «освежающий», представляет собой сферические колокольчики, содержащие металлические шарики, издающие звук изнутри. Колокольчик с полусферическим резервуаром — это колокол Кейна , в который бьют снаружи. Большие подвешенные храмовые колокола известны как боншо . (См. Также ja: 鈴, ja: 梵 鐘).

Колокола в джайнизме, буддизме и индуизме

Jain , индуистские и буддийские колокола, называемые « Ghanta » (IAST: Ghaṇṭā) на санскрите, используются в религиозных церемониях. См. Также поющие чаши . Колокол висит у ворот многих индуистских храмов и звонит в момент входа в храм.

Куранты

Набор колоколов (всяких величин), настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами. Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры. Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах. В России часы-куранты на Спасской башне являются одними из древнейших в мире. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находились также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной колокольне настроенные куранты существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы Сысоевича. В настоящее время на строй К

обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев, построивший акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел, состоящий из набора 56 камертонов и особого аппарата, подобного метроному. Гармонически настроенные К

протоиерея Израилева находятся: на колокольне Аничковского дворца, Казанского собора в Петербурге, в дворцовой церкви в Ореанде, Киеве, Нижнем Новгороде, Гефсимании близ старого Иерусалима при храме Марии Магдалины (см. «Журнал Русского Физико-химического Общества», т. XVI, г. и стр. 17, «Русского Паломника», г., № 17). Набор маленьких К., применявшийся к комнатным часам, носил также название курантов.

Часы-куранты башни городской думы в Санкт-Петербурге. Видны циферблат и колокол, снаружи которого установлен специальный боёк

Крупнейшие колокола мира

Название,место расположения Страна расположения,где и кем отлит Год отливки Весkg Высотаcm Диаметрcm
Колокол счастья,
г. Пингдингшан провинции Хэнань
Китай 2000 116 000 811 512
Мингун,
пагода Мингун около г.Сагаинг
Бирма 1790 90 500 780 495
Большой колокол,
Chion-in temple, Киото
Япония 1633 74 000 330 280
Большой колокол,
храм Дачжунсы, Пекин
Китай 1415 46 500 675 330
Maha Gana, Shive-do-gon Бирма 1791 42 250 242 229
Летающий Дракон,
Kyushu-district Rengein-Tanjyoie temple
Япония 1977 37 500 280
World’s Largest Swinging Bell,
Gotenba City
ЯпонияRoyal Eijsbouts, Нидерланды 2006 36 000   397
The World Peace Bell,
Ньюпорт, штат Кентукки
СШАPaccard&Co, Франция 1999 30 000   360
Колокол Эмилле, Kyongju Южная Корея 771 25 000 333 227
Святой Петр,
Кельнский собор, Кельн
Германия, г.Апольда Генрих Ульрих 1923 24 000 322 320
Колокол из Todaiji temple, Нара Япония 7321200 new 23 600 412 277
Maria Dolens, Rovereto-Trento ИталияCastelnovo, P. Capanni 1964 22 639 336 321
Колокол на городской башне, Пекин Китай 1389 22 605 300 229
Gate Bell, Chag Roo, Сеул Южная Корея 1468 22 000 280 230
Pummerin II, собор св. Стефана, Вена Австрия, литейня St. Florian в Линце 1951 21 383 294 314
Etienne,  кафедральный собор г.Маркхам, Онтарио КанадаPaccard&Co, Франция 1986 18 960    
La Savoyarde,базилика Sacre Coeur, Париж Франция, Annecy, Georg Paccard 1891 18 835   303
Колокол карильона Riverside Church, Нью-Йорк США,Gillett&Johnston 1928 18 560    
Колокол собора Primada в Толедо Испания, Alejandro Gargollo 1753 17 515 225 293
Great Paul, собор св. Павла, Лондон Великобритания, John Taylor&Co. 1881 17 002 269 290
Колокол карильона университета Чикаго СШАGillett&Johnston 1929 16 780    
Колокол кафедрального собора г.Сенс Франция, Auxerre, Gaspard Mongin-Viard 1563 16 230    
The Founder’s Bell, 1 Union Bank Build. Philadelphia, Pensylvania СШАGillett&Johnston 1926 15 770    
Campanone, собор св. Петра, Рим Италия 1785 15 700   250
Great George, кафедральный собор, Ливерпуль Великобритания, John Taylor&Co. 1937 15 013   290
Колокол собора Зальцбурга Австрия,Oberascher, Salzburg 1961 14 256    
Колокол Stiftskirche, Neustadt ГерманияBochumer Ver., Bochum 1949 14 000   321
Big Ben,
Вестминстер, Лондон
Великобритания, Whitechapel 1858 13 760 220 274
Santa Maria de Guadelupe, Metropolitan Cathedral, Мехико Мексика 1791 13 000    
Колокол собора Notre Dame, Париж Франция 1685 12 800    
, Дрезден Германия, г.Апольда
Франц Шиллинг
1899 11 511 205 256
Gloriosa,
собор св.Марии, Эрфурт
Германия, Gerhardus Wou 1497 11 450 254 257

Стоит вспомнить еще об одном колоколе-гиганте. Этот колокол
был отлит в Японии в 1903 году и весил 164 т. Увы, до наших
дней колокол не сохранился: в 1942 г. он был расплавлен
для военных нужд.

Данные о размерах и особенно весе
колоколов, приводимые различными источниками,
зачастую сильно расходятся. Например, знаменитый
корейский колокол Эмилле по одним
данным весит около 25 т, а по другим — 18,9 т.
В книге Percival Price «Bells and Man» приводится вес 72 т,
однако, исходя из такого веса и размеров колокола, он должен
был бы иметь толщину стенок более 50 см, что явно противоречит
данным о толщине стенок — около 20 см. Наиболее надежным,
по-видимому, является все же указание веса колокола около 25 т.
Другой пример — второй в мире по величине действующий колокол
Мингун по сведениям агенства
Myanmars.NET весит 90,5 т. А по данным других источников вес
Мингуна колеблется от 87 до 101 т

Поэтому к приведенным в
таблице цифрам нужно относиться с известной осторожностью,
несмотря на то, что сведения источников были критически
переработаны.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 декабря 2016.
  2. Полный церковнославянский словарь протоиерей Григорий Дьяченко
  3. Валенцова М. М. О магических функциях колокольчика в народной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. — М.: Индрик, 1999.
  4. Фрэзер Дж. Дж. Глава V. Золотые колокольчики // Фольклор в Ветхом завете = Folk-Lore in the Old Test Testament. — 2-е изд. — М: Политиздат, 1990. — С. 486—509. — 542 с.
  5. Опарин А. А. «И камни возопиют…»: Монография. — Харьков: Факт, 2000. ISBN 966-7099-99-7
  6. Н.Н. Рубцов, 1962. История литейного производства в СССР. Изд. 2. Ч. 1. М., 1962.
  7. В.И. Афанасьев, Литейное дело в Пскове в XVI в. // Социальнополитическая история СССР. Сб. статей аспирантов и соискателей. М.;Л., 1974. С. 91112; Он же. Документальные материалы XVII в. о литейном производстве в России в «Основном собрании грамот» // Проблемы источниковедческого изучения рукописных и старопечатных фондов. Л., 1979
  8. Рогаль-Левицкий Д. Р. Гл. 4. Ударные инструменты, «Колокольчики» // Современный оркестр. — М.: Государственное Музыкальное издательство, 1953. — Т. 2. — С. 357. — 448 с.
  9.  (недоступная ссылка)

Виды колокольного звона

Красивый мелодичный звук, который мы часто слышим по праздникам, бывает несколько видов.

Благовест

Представляет собой одиночные, размеренные удары в большой колокол. Сначала звонарь медленно выводит три протяжных звона, а после их затихания продолжает бить с равномерными паузами. Услышать благовест можно по великим церковным празднествам или во время Пасхального поста.

Перезвон

Переливающийся, торжественный перезвон обычно используется перед особо значимыми священнодействиями: Крещенской службой, Божественной литургией и пр. В нем можно услышать все три вида колоколов, которые звонят по очереди, образуя радостную, светлую мелодию.

Перебор

Это скорбный звон на минорный лад. Его используют во время панихиды или погребальных богослужений. Сначала звонарь медленно ударяет по очереди в каждый инструмент: от зазвонного до благовестника. После стихания последнего звука он начинает звонить во все колокола, повторяя этот порядок несколько раз.

Разновидности колокольного звона в православии

Трезвон

Выводится он по аналогии с перебором, то есть включает все инструменты сразу. В народе его называют «во все тяжкие». Священнослужитель трижды берется за карильон, делая между сессиями небольшие паузы.

Трезвон, который возвещает о светлых праздниках, вызывает у прихожан ликование и радостное настроение.
Интересная информация

Набат

Сегодня набат – явление довольно редкое. Во времена Руси его использовали гораздо чаще, оповещая мирян о грядущих или уже случившихся страшных событиях. Как правило, одиночные, тревожные звуки, доносящиеся с колокольни, означали какое-то стихийное бедствие, пожар или набег вражеской армии.

Колокольный звон можно назвать неизменным атрибутом православия, а колокол – символом церкви. Начиная с X столетия его использовали по случаю радостных, а иногда и горестных событий. Эта традиция сохранилась до наших дней, а потому на каждый церковный праздник мы слышим радостный, торжественный перезвон.

1.

Зигмунд (Польша)
Установка Зигмунда, картина Яна Матейко

Колокол, названный в честь польского короля Сигизмунда I, был создан в 1520 году в Кракове и до сих пор является одним из национальных символов Польши. С отливкой колокола связаны насколько легенд. Например, в прежние века все были уверены, что изготовлен он из переплавленных пушек – то ли молдавских, то ли русских. Эту теорию современные историки опровергают, ссылаясь на даты знаменитых сражений, но вот еще одну версию проверить сложнее. Согласно распространенной легенде, в расплавленный металл (смесь меди и олова), придворный поэт бросил струну от своей лютни. Она наделила колокол чудесным чистейшим голосом, который способен не только сзывать народ на собрания, но и разгоняет тучи – как на небе, так и на душе. Кроме того, звонкий гигант может выполнить желание человека, если загадать его правильно. Для этого надо левой рукой дотронуться до языка Зигмунда, а правую приложить к своему сердцу.

Карильон

Название — от (фр. carillon). В отличие от курантов, способных исполнять лишь ограниченное количество произведений, предусмотренных при изготовлении подобно тому, как это имеет место музыкальной шкатулке, карильон представляет собой подлинный музыкальный инструмент, позволяющий исполнять весьма сложные музыкальные пьесы. Карильон установлен на колокольне Петропавловского собора в Петербурге по инициативе бельгийского карильониста Йозефа Виллема Хаазена в начале XXI века. Подробная история карильона Петропавловского собора в Петербурге: В Петропавловской крепости находится самое большое количество колоколов в мире. В 2001 году на первом ярусе колокольни был установлен карильон — дар Фландрии Санкт-Петербургу, состоящий из 51 колокола диапазоном 4 октавы. Стоит он около 300 тысяч долларов и был приобретен директором голландской Мехеленской карильонной школы Йо Хаазеном на пожертвования 352 спонсоров из десятков стран. Среди дарителей — фонд Романовых и королевская чета Бельгии, благодаря которым в карильоне появился самый тяжелый колокол весом более трех тонн.
На колокольне Петропавловского собора сформировался уникальный комплекс колоколов — голландских и русских. Из 103 колоколов, расположенных на четырех уровнях соборной колокольни, 31 колокол датируется 1757 годом — это сохранившаяся часть второго голландского карильона.
История часов Петропавловского собора с боем и курантами началась в 1720 году, когда в Петербург из Голландии был доставлен часовой механизм, комплект из 35 колоколов и клавиатура карильона. В 1725 году на колокольне Петропавловского собора во втором ярусе была устроена русская звонница. Благовест, раздававшийся с Петропавловского собора, служил сигналом к началу колокольного звона во всех петербургских храмах.
К началу XX века русские колокола звонницы обветшали, и 27 новых колоколов для звонницы были изготовлены в 1905 году гатчинским заводом А. С. Лаврова. После Октябрьской социалистической революции часы остановили. В 1937 году их неудачно пытались настроить на исполнение «Интернационала». Часть колоколов подверглась механической обработке и была испорчена. В 1947 году началась реставрация курантов Петропавловского собора, и через пять лет русские колокола бывшей звонницы начали вызванивать первые такты гимна Советского Союза. Гимн исполнялся четыре раза в сутки вплоть до 1989 года, когда куранты вновь остановили для комплексных реставрационных работ.

Способы колокольного звона

Способов колокольного звона, характерных для нашей стра­ны, два: очепной и язычный. Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к кото­рой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой. Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным. При очепном способе звона можно использовать неболь­шие колокола. Если же вес колоколов достаточно большой, сис­тема их крепления усложняется, а большие нагрузки приводят к быстрому износу подвижных частей, а также разрушению са­мих стен колокольни.

Когда при царе Борисе Годунове отлили колокол в 1500 пу­дов (около 24 тонн) и подвесили его на специально построенной для этого звоннице, то чтобы раскачать его понадобилось сто че­ловек.

Звонница с церковью Входа Господня в Иерусалим

Основная статья: Звонница Ростовского кремля

Колокол «Сысой» на звоннице с церковью Входа Господня в Иерусалим на территории архитектурного ансамбля Ростовский кремль

В 1682—1687 годах при митрополите Ионе к юго-востоку от Успенского собора была построена звонница, увенчанная четырьмя главами и имевшая 15 колоколов, наибольший из которых, «Сысой», имеет массу около 2000 пудов и обошёлся в 10 000 рублей. Набор колоколов сохранился до настоящего времени. Колокол «Сысой» отлит мастером Флором Терентьевым в 1688 году. Второй по весу колокол «Полиелейный» весит 1000 пудов, третий, «Лебедь» — 500 пудов. На этих колоколах была записана в 1974 году пластинка «Ростовские звоны», которая явилась заметным явлением в культурной жизни страны.

Звонница четырёхъярусная, состоит из двух поставленных вплотную зданий. В одном здании, с тремя открытыми проёмами в четвёртом ярусе, размещается большая часть колоколов. Другое здание с более высоким четвёртым ярусом построено специально для колокола «Сысой». Каждый из четырёх пролетов имеет луковичную главку на глухом барабане. Здание звонницы отличается простотой и гармонирует со зданием собора. Декоративное убранство звонницы скромное, прясла расчленяют стены на четыре части в соответствии с проёмами. Однако доминируют не вертикальные, а горизонтальные линии карнизов. Проёмы в верхней части имеют килевидные завершения, повторяют килевидную форму закомар собора.

В звоннице размещена церковь Входа Господня в Иерусалим.

Очищение

Мощность колокольного звона настолько сильна, что очищает вокруг себя пространство, насыщает его любовью и добром. Звуковые волны с колоколен распространяются в виде креста, этим объясняется мощный положительный эффект на физическое тело и духовное состояние человека. Доказано, что при помощи колокольных вибраций снижаются вирусные заболевания и приходит в норму психоэмоциональное состояние.

Для лечения и очищения души звон колоколов можно прослушивать в записи на качественных носителях и без использования наушников. Минимум один раз в году рекомендуется наслаждаться живым звучанием.

Получить позитивное влияние можно лишь при условии, что звуки не раздражают человека. Сеанс звукотерапии, даже при живом колоколе, не должен превышать 20 минут.

Разновидности колокольных звонов обладают различными способностями и целительными свойствами. Но положительное воздействие зависит от силы веры человека в Бога.

История Большого Колокола

Во времена постройки Храма пробуждения огромный Колокол Юнлэ (Yongle Bell) хранился в Храме Долголетия (Ваньшоусы). Названный по имени царствовавшего Юнлэ (1403-1424) династии Мин (1368-1644), он был отлит в 1406 году и насчитывает 6,8 метров в высоту, внешний диаметр колокола составляет 3,3 метра, весит он 46,5 тонн. Впрочем, колокол известен не столько своими размерами, сколько выгравированным на его поверхности текстом религиозного содержания из 230 000 иероглифов (буддистскими сутрами).

Звук этого колокола достигает 120 децибел и слышен на 50 км окрест. Частота звуковых колебаний варьируется от 22 до 800 герц, а сам звук охарактеризован экспертами как богатый, глубокий и мелодичный.

Перенос колокола в Храм Пробуждения имел величайшее значение. В архивах от 4 месяца 11 года правления императора Юнчжэня можно найти следующую запись:

16 дня этого месяца Принц Чжуан и другие министры представили императору послание касательно перемещения колокола из Храма Долголетия. <Они> считают, что, так как Храм Пробуждения расположен на севере столицы юго-восточней Сада Совершенства и Чистоты, а также то, что колокол сделан из металла, то наилучшим местом для него будет этот храм. Если же колокол перенести на юго-восток столицы, то он будет располагаться на направлении Таньлан Мусин (Звезды Дерева), а значит металл и дерево будут подавлять друг друга, что делает эту часть города неподходящим местом.

Кроме того, Храм Пробуждения имеет пять залов, последний (задний) из которых связан с элементом Земля. Поэтому, если за ним построить еще один зал, то он будет символизировать взаимную связь Металла и Земли. Этот новый зал будет наиболее благоприятным местом для размещения колокола. Если Ваше Величество позволит, мы <…> представим вам чертежи нового зала для колокола.

Император одобрил эти планы.
выдержка из архивного документа периода правления императора Юнчжэня династии Цин

После получения императорского одобрения на протяжении 10 лет реализовывался проект строительства зала для колокола и его перемещения из Храма Долголетия. Завершен он был в 1743 году уже при правлении императора Цяньлуна.

Зал Большого Колокола стал ключевым в архитектурном ансамбле Храма Пробуждения. Конструкция стоит на огромном каменном основании и состоит из квадратной нижней части и круглой верхней, расписанной драконами. Это символизировало квадратную землю и круглые небеса по представлению тех времён.

Колокол висит на деревянных балках сотни лет. Балки эти уложены в три слоя и перекрывают друг друга так, чтобы вес конструкции распределялся равномерно. Крепятся они на 8 колоннах, держащих не только постоянную нагрузку от веса колокола, но и переменную во время землетрясений. Секрет в том, что колонны имеют небольшой уклон в сторону колокола. Этот так называемый «боковой угол» в традиционной китайской архитектуре позволил конструкции устоять при всех прошедших землетрясениях.

Когда Большой Колокол был перенесён в Храм Пробуждения, он стал важным элементом буддистских служб — звук разносился по округе на многие километры. Колокол стал так знаменит, что сам храм, где он размещался, стали называть Храмом Большого Колокола — это название со временем вытеснило оригинальное.

Прекрасной акустике колокола способствует небольшое углубление под колоколом. Это резонирующее каменное углубление в форме октагона 70 см в высоту имеет диаметр 4 метра и находится в 1 метре от колокола. Благодаря ему звон Колокола Юнлэ был слышен на 50 км от храма.

Классический колокол как музыкальный инструмент

Бронзовый колокольчик

Вид изнутри

Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определённую звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издаёт только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов более низкого строя невозможно вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблён колокол весом в 22,9 т. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31 т.), московского (70,5 т) или Царь-Колокола (200 т). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

В прошлом композиторы поручали этому инструменту исполнение выразительных мелодических рисунков. Так, например, поступил Рихард Вагнер в симфонической картине «Шелест леса» («Зигфрид») и в «Сцене волшебного огня» в заключительной части оперы «Валькирия». Но позднее от колоколов в основном требовалась только сила звука. С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые колокола в виде длинных трубок.

Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжён клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном. Играющий бьёт по пластинкам двумя молоточками. Этот инструмент иногда снабжён и клавиатурой.

Колокола в русской музыке

Православный храм с навершием в форме колокола

Колокольный звон широко применялся в творчестве русских композиторов XIX века. М. Глинка использовал колокола в заключительном хоре «Славься» оперы «Иван Сусанин», или «Жизнь за царя», Мусоргский — в пьесе «Богатырские ворота…» цикла «Картинки с выставки» и в опере «Борис Годунов», Бородин — в пьесе «В монастыре» из «Маленькой сюиты», Н. А. Римский-Корсаков — в «Псковитянке», «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китеже», П. Чайковский — в «Опричнике». Одна из кантат Сергея Рахманинова получила название «Колокола». В XX веке эта традиция была продолжена Г. Свиридовым, Р. Щедриным, В. Гаврилиным, А. Петровым и другими.

История

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.

Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.

В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом. Впрочем, «неблагочестивые» имена колоколов не обязательно свидетельствуют об их отрицательной духовной сущности: зачастую речь идет исключительно о музыкальных погрешностях (так, на знаменитой ростовской звоннице имеются колокола «Козёл» и «Баран», названые так за резкий, «блеющий» звук, и, наоборот, на звоннице Ивана Великого один из колоколов назван «Лебедем» за высокий, чистый звук). В средневековой христианской Европе церковный колокол был голосом церкви. На колоколах нередко помещали цитаты из Священного Писания, а также символическую триаду — «Vivos voco. Mortuos plango. Fulgura frango» («Живых зову. Мертвых оплакиваю. Зарницу укрощаю»). Уподобление колокола человеку выражается в названиях частей колокола (язык, тулово, губа, уши). В Италии до сих пор сохраняется обычай «крестин колокола» (соответствует православному освящению колокола).

Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило — коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, бытующим в разных регионах планеты, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов.

3.

Царь-колокол (Москва)
Памятник русского литейного искусства XVIII века, к сожалению, никогда не звучал. Интересно, что у него были два предшественника, которые тоже разбивались: Первый, Годуновский, отлитый в 1599 году, прослужил почти 50 лет, но раскололся во время пожара в Москве. В 1654 году, по указу царя Алексея Михайловича, отлили еще одного гиганта, превосходящего первого почти вчетверо (130 тонн вместо 33,6), причем сделали это русские мастера всего за год. Правда, через год службы он дал трещину, но, перезалитый мастером Григорьевым, звонил затем исправно. Он повторил судьбу первого колокола – через пол века раскололся при пожаре.
Царь-колокол в начале XX века

В 1730-м году императрица Анна Иоанновна приказала заново отлить разбитый колокол Григорьева. Неудачи преследовали его создателей с самого начала. Технические неисправности при работе с расплавленным металлом, пожары, смерть главного литейщика… Однако отливку завершить удалось. Неприятность случилась с колоколом уже во время нанесения декоративных украшений и надписей. Опять пожар в Москве, колокол упал с особых мостков, дал 10 продольных сквозных трещин, и от него откололся кусок весом 11,5 тонны. Хотя версий до сих пор рассматривается несколько. Возможно, что при отливке все-таки были допущены ошибки, которые затем списали на пожар.

Сигнальные колокола

Колокол, издающий громкий и резко нарастающий звук, издревле широко использовался в качестве средства сигнализации. Колокольный звон использовался для информирования о чрезвычайных ситуациях или нападения неприятеля. В прошлые годы до развития телефонной связи с помощью колоколов передавались сигналы пожарной тревоги. При возникновении пожара необходимо было ударить в ближайший колокол. Услышав звон пожарного далёкого колокола следовало немедленно ударить в ближайший. Таким образом сигнал о пожаре быстро распространялся по населённому пункту. Пожарные колокола были неотъемлемым атрибутом присутственных мест и других публичных учреждений в дореволюционной России, а местами (в отдалённых сельских населённых пунктах) сохранились и до настоящего времени. Колокола применялись на железной дороге для подачи сигналов отправления поездов. До появления проблесковых маячков и специальных средств звуковой сигнализации на гужевых повозках, а позже и на автомобилях экстренных служб устанавливался колокол. Тональность сигнальных колоколов специально делалась отличной от церковных, благодаря чему сигнал всегда можно было легко опознать. Сигнальные колокола также называли набатными.
На кораблях издавна используется рында — «судовой (корабельный) колокол», для подачи сигналов экипажу и другим судам. Так же в рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени.

Внутреннее убранство собора

В летописях сохранились указания о каких-то живописных работах в 1589 году.
В 1659 году роспись собора начала артель мастеров С. Дмитриева и Иосифа Владимирова. Работы тянулись долго и в 1669 году к ним подключились костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин. Пожар в 1671 году, поновление фресок в 1779 году и новая роспись в 1843 году уничтожили эти работы. При реставрации в 1950-х годах были обнаружены фрески XVII века, а в некоторых местах за иконостасом и более старые XVI века.

В нижней части стен, которая сохранилась от белокаменного храма, профессором Н. Н. Ворониным обнаружены фрагменты росписи XII века.

Сохранился иконостас в стиле барокко, выполненный в 1730—1740-х годах. Аналогичный иконостас имеется в Горицком монастыре Переславля-Залесского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector