Биография и творчество василия андреевича жуковского

Верная дружба

Все годы после знакомства и до самой смерти Пушкина Жуковский был для своего юного друга своего рода спасителем (или спасателем?). Темпераментный, вспыльчивый и прямолинейный Александр время от времени попадал в различные неурядицы, а мудрый и дипломатичный Василий Андреевич умел найти для него выход из любой ситуации.

Когда в 1820 году за неугодные царю строки стихотворений и резкие эпиграммы Пушкина готовились выслать в Сибирь, Жуковский, Карамзин и другие влиятельные люди добились, чтобы такая страшная мера была заменена переводом на юг страны. Благодаря этому Александру удалось сохранить службу и общественное положение.

Жуковский был рядом и в нелегкий 1824 год, когда крупная ссора с отцом грозила поэту судебным разбирательством, а это еще более усугубило бы его и без того не самое выгодное положение. Благодаря дипломатическому искусству Александр Сергеевич вновь увидел благосклонность царя и вернулся в высшее общество.

В 1825 году благодаря своему влиянию при дворе Василий Андреевич помог оправдать Пушкина, обвиненного в причастности к восстанию декабристов.

Именно Жуковский в числе немногих самых верных друзей не оставлял Пушкина и во время ссылки в Михайловское. Да и в любых сложных ситуациях он умел поддержать, хотя бы письмом.

Жуковский — друг Пушкина, который оставался рядом и в годы радостей, и в годы бедствий, не оставлял в болезни и даже на смертном одре.

«Людмила»

Жанры произведений Жуковского не ограничивались элегиями. В 1808 году выходит первая баллада — «Людмила», представляющая собой вольный перевод творения Г. Бюргера, немецкого поэта. Это произведение уносит читателя в неизведанный потусторонний мир, пугающий и манящий одновременно. Сюжет переносит читателя в средневековье, период ливонских войн 16-17-го веков. Главная героиня, Людмила, ждет своего любимого с поля боя и, не дождавшись, начинает роптать на судьбу. Мать пытается ее успокоить, говоря, что «рай — смиренным воздаянье, ад — бунтующим сердцам», и призывает быть послушной небесам. Однако Людмила теряет веру, и ее уделом становится ад вместо ожидаемой награды.

Мнение о теории относительности

Интересно, что в своих научных трудах и высказываниях он неоднократно отрицал теорию относительности. Теоретическое обоснование можно найти в его речи, известной под названием «Старая механика в новой физике». Она была произнесена в марте 1918 года на одном из заседаний математического общества в Москве.

В частности, Жуковский отмечал, что в 1905 году Эйнштейн встал на метафизическую точку зрения, которая возвела в физическую реальность решение математической проблемы. Сам русский ученый высказывал убеждение в том, что проблемы электромагнитной теории и световых скоростей возможно решить при помощи механики Ньютона и Галилея

На этом основании он называл сомнительной важность работ Эйнштейна в данной сфере

Эта тема интересовала его на протяжении многих лет, была предметом многочисленных споров и дискуссий, часто обсуждалась на семинарах и лекциях.

Лекции и теоремы

Вклад в науку Николая Егоровича Жуковского сложно переоценить. В 1904 году им была сформулирована теорема, которая подробно рассматривала количественную величину силы, необходимую для подъема в воздух самолета. В частности, с ее помощью удалось детально определить ключевые профили лопастей винта и крыльев самолета, разработать теорию воздушного винта.

На следующий год многими был отмечен доклад Жуковского, посвященный присоединенным вихрям. Считается, что именно эта работа заложила основы развития методов для определения подъемной силы крыла аэроплана. Данные открытия были им опубликованы уже в 1906 году в работе, посвященной падению в воздухе продолговатых тел.

Многие его исследования становились основой всевозможных лекций. Например, с 1910 по 1912 год он читал курс, посвященный теоретическим основам воздухоплавания. В нем отцу русской авиации Николаю Егоровичу Жуковскому удалось систематизировать свои экспериментальные исследования и теоретические работы, проделанные на базе Кучинского института

Также в них было уделено внимание исследованиям Чаплыгина. В частности, разработан специальный аппарат, предназначенный для решения задач по обтеканию крыла

В период с 1912 по 1916 год Жуковским был выведен принцип распределения скорости у лопасти винта, который в результате стал базовой основой для будущих воздушных винтов.

В годы Первой мировой войны Николай Егорович занимался обоснованием теории бомбометания, исследовал вопросы баллистики артиллерийских снарядов.

Характеристика Жуковского

Будучи зачисленным в Благородный пансион, он вел литературное сообщество, был его председателем. Деятельность в сообществе была организованной, все его участники руководствовались уставом. Значит, личности поэта присуще и умение вести общее дело, проявляя свой талант и способности. Наверно, именно эти качества послужили тому, что Жуковский (поэт) стал преподавателем самого Александра II.

Многочисленные источники утверждают, что Василий Андреевич был не только хорошим воспитателем, но и советником при дворе. Он много раз выручал ссыльных поэтов, в частности А. С. Пушкина, умел повлиять на мнение действующего императора, смягчить приговор, т. е. Жуковскому присущ и дипломатический дар.

Для романтика с душой поэта нехарактерна грубость. Напротив, с детства он отличался сентиментальностью, был чуток и чувствителен. Имел тонкую душевную организацию, и любое переживание глубоко его ранило. Стихи и переводы помогали выразить те чувства и боль, которые испытывал поэт, а читатели вдохновлялись четкими и емкими эпитетами, красивыми фразами, что пробуждали желание жить. Жуковский-поэт свою творческую задачу выполнил.

Анализ стихотворения «Певец» Жуковского

Исповедальная элегия «Певец» Василия Андреевича Жуковского – отражение душевного и творческого кризиса, настигшего поэта.

Стихотворение датируется 1811 годом. В этот период его автор, романтик, лирик по природе, по настоятельному совету друзей, берется за создание исторического эпоса. Впрочем, дело идет со скрипом. Он также охотно переводит чужие стихи, а вот своих почти не пишет. Вдохновение покинуло его из-за душевного смятения, вызванного мучительной любовной драмой. Смерть матери усилила его печаль. В жанровом отношении – меланхолическая элегия, романс, рифмовка опоясывающая, 6 строф. Насквозь романтическое, даже сентиментальное, стихотворение открывается картиной одинокой могилы. «Лира и венец»: античные атрибуты не столько музыканта, сколько поэта. Венцами награждали победителей поэтических состязаний. Душераздирающий рефрен завершает каждую строфу. Поэт делится своими чувствами не просто с читателями, а друзьями. Теми, кто может разделить его горе. «Минутный странник»: герой стиха разуверился в счастье слишком рано. Бледный и печальный, он зачах, почти как цветок, среди сорняков. Жизнь была к нему сурова. «Верный друг угас»: автобиографическая деталь. Прошло восемь лет со дня смерти друга юности В. Жуковского – А. Тургенева. «Любви муку»: еще одно доказательство, что автор аллегорически хоронит самого себя. Он так и не получил согласия матери М. Протасовой на их брак. В последних строфах поэт прославляет «верный путь к покою» – могилу. Заметим, что певцу он отводит место не на кладбище, а в уединенном месте на природе. Так он подчеркивает двойное одиночество героя – при жизни, и после смерти. В финале забвение властной рукой стирает всякую память о «бедном певце». Лексика возвышенная, витиеватая, местами устаревшая (вотще, глас, вкусила, нежну руку). Интонация страдальческая, жалобная. Эпитет «унылый» царит в стихе. Полно в нем и горестных умолчаний, будто прерываемых рыданиями, есть и междометие-всхлип (увы!). Множество повторов (миг, пел, конец, скорей). Обращение к лире: умолкни. Упоминаются и античные «зефиры» (то есть, ветер). Среди прочих эпитетов: прощальну песнь, красный мир (то есть, прекрасный, заманчивый), горестных сердец, желанным сном. Инверсия: встретил он. Пейзаж условный, но вполне живой. Перифраз, перечисления, монолог, музыка стиха.

«Певец» В. Жуковского впервые был представлен читающей публике на страницах журнала «Вестник Европы».

Литература

Творческий путь Василия Жуковского был тернист и непрост. Зарабатывать на жизнь поэзией или прозой писатель не мог, поэтому брался за переводы. Талант Жуковского на этом поприще высоко оценивали современники, в том числе Платон Бекетов, владелец крупнейшей типографии. Еще в Московском университетском пансионе Василий Андреевич познакомился с Николаем Карамзиным, который стал учителем и наставником для Жуковского на долгие годы.

Николай Карамзин

Реформатор русского литературного языка считал своим долгом критиковать творчество подопечного. Но Карамзин не забывал и о похвале. Учитель всегда подмечал удачные высказывания и обороты, используемые Жуковским в работах. С 1808 по 1820 годы поэт находился в романтическо-художественном поиске.

Это ярко проявляется в балладах того времени, к примеру в «Людмиле». Интересно, что произведение является творческим переводом работы немецкого поэта Г. А. Бюргера. В «Людмиле» Жуковский раскрывает лирические настроения, присутствующие в его жизни.

Иван Крылов, Александр Пушкин, Василий Жуковский и Николай Гнедич в Летнем саду

4 года потребовалось Василию Андреевичу на создание баллады «Светлана». В основе стихотворения лежит «Ленора», созданная Г. А. Бюргером. Произведение отличается от «Людмилы» жизнерадостностью и весельем. Друг Жуковского А.С. Пушкин высоко оценил работу мастера.

Неотъемлемой частью жизни Василия Жуковского оставались переводы. Поэт обладал природным даром, который позволял ему переводить лучшие стихи, баллады мировой литературы. Василий Андреевич полно раскрыл традиционную немецкую сказочность и передал волшебство стихотворения И. Гете «Лесной царь» во время перевода на русский язык.

Книга Василия Жуковского

Жуковскому нравилось творить, поэтому писатель часто переводил произведения известных поэтов, но при этом не забывал о собственном творчестве. В 1822 году Василий Андреевич знакомит общество с элегией, созданной в духе романтизма, – «Море». Автор словами передал свое восхищение красотой, которая окружает людей. Позже Жуковский приступил к переводу баллады «Кубок», созданной И. Шиллером. Переводчик трудился над работой 6 лет. В те времена не было нужды в дословном пересказе – достаточно было передать смысл, ощущения, эмоции произведения.

Стихи Василия Жуковского

Время от времени Василий Жуковский помогал детям постигать науки, в том числе литературу. Тесное общение с мальчиками и девочками разных возрастов подтолкнуло к написанию сказок. Около 30 лет потребовалось Жуковскому на создание семи сказок, которые и по сей день остаются популярными среди взрослых и малышей. В числе творений Василия Андреевича «Красный карбункул», «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек», «Тюльпанное дерево», «Кот в сапогах», «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке».

Собрание в кабинете Василия Жуковского

В сказках Жуковский предпочитал идти на яркие эксперименты. Писатель применял изобразительно-выразительные средства языка, играл со стихотворными размерами. Василий Андреевич увлекался нереальными, таинственными и отчасти страшными мирами, которые ярко проявлялись в творчестве Тика, Новалиса и Гофмана. Это отражалось в сказках Жуковского.

Сказки Василия Жуковского

Иногда возникал интерес у писателя к национально-поэтическому направлению. Творец пытался объединить таинственность Европы и местный фольклор в книгах сказок. За год до смерти Жуковский пишет два волшебных стихотворения «Котик и козлик» и «Птичка». Автор посвятил работы дочери и сыну.

Смерть

Василий Андреевич Жуковский долгое время проживал в Баден-Бадене. В 1851 году к нему пришла болезнь. Один глаз писателя перестал видеть, поэтому творцу рекомендовали проводить больше времени в темной комнате. Несмотря на проблемы со здоровьем, Василий Андреевич страстно желал вернуться на родину – в Россию. Поддерживали в этом писателя Чаадаев и Гоголь.

Могила Василия Жуковского

14 июля 1851 года семья Жуковских должна была отправиться в путь, но этого не произошло, так как у мужчины воспалился глаз. Самостоятельно писать и читать Василий Андреевич не мог. Литератору помогали супруга и камердинер. Состояние здоровья Жуковского стремительно ухудшалось, поэтому автор стихов и баллад просит приехать в Баден Вяземского.

Окончательно слег Василий Андреевич после смерти Гоголя. А 12 апреля 1852 года не стало самого писателя. Автор сказок «О царе Берендее» и «Спящей царевне» был похоронен в специальном склепе, на стенах которого высекли строчки его стихотворений. Зная любовь писателя к России, в августе 1852 года камердинер перевозит прах Жуковского в Петербург. Сейчас могила поэта, переводчика и учителя находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, недалеко от могилы Н. Карамзина.

Любовь

Жуковский безнадежно на всю жизнь влюбился в дочь своей сводной сестры Екатерины Буниной (Протасовой) — Машу, она тоже готова была ответить взаимностью, но ее глубоко верующая мать категорически запретила дочери даже мечтать о браке с Жуковским, который помимо отдаленного родства с девушкой являлся и учителем ее. В итоге Маша вышла замуж за друга великого композитора Бетховена — профессора Мойера, накануне испросив у самого Жуковского разрешения на брак со знаменитым хирургом. Поэт согласился. Вскоре после бракосочетания Маша умерла во время родов. Переживания поэта, связанные с любовью к Маше Протасовой, воплотились в романтических песнях Жуковского, представляющих лирический дневник его драматической любви.

  • Мой друг, хранитель-ангел мой,
  • О ты, с которой нет сравненья,
  • Люблю тебя, дышу тобой;
  • Но где для страсти выраженья?
  • Во всех природы красотах
  • Твой образ милый я встречаю;
  • Прелестных вижу – в их чертах
  • Одну тебя воображаю.

Маша Протасова. Рисунок В. Жуковского

Когда в 1810 году молодой, но уже знаменитый литератор Жуковский был приглашен в семью своей сестры, Екатерины Афанасьевны, давать уроки общей истории и истории искусств ее дочерям, Марии и Александре — он сразу же обратил внимание на старшую, совсем юную, 13-летнюю Марию. Девочка была необыкновенно милой, общительной, веселой, вся сияла радостью жизни и женственным лукавством

Чувство зарождалось постепенно. Когда лет через 20 Василий Андреевич пробовал коротко и доходчиво объяснить его друзьям, он сказал так: «Маша была своя, с ней было очень легко».

Казалось, все было против них. В 1815 году Жуковский, к тому времени уже признанный первый русский поэт, был вынужден, не настаивая на своих планах женитьбы на Маше, просить лишь об одном: иметь право хоть иногда видеть ее. Протасова-старшая фактически отказала влюбленным даже в возможности свиданий. Ситуация становилась все более безвыходной: было ясно, что несмотря на взаимность, несмотря на то, что Жуковский лихорадочно искал выход, все же обрести счастье им обоим не дано. И поэт делает выбор: освобождает Машу от всяких обязательств перед ним и просит ее думать прежде всего о себе, заботясь о своем счастье.

Апрель 1815 г. Жуковский пишет любимой: «Как ранее я от тебя одной ждал и утешения, и твердости, так и теперь жду твердости в добре. Нам надо знать и осуществить то, на что мы отважились. Речь идет не только о том, чтобы быть вместе, но и о том, чтобы быть этого достойными… Чего я желал? Быть счастливым с тобой! Из этого теперь должен выбросить только одно слово, чтобы все изменить. Пусть буду счастлив тобою! Возьми себе за правило все ограничивать только собой, поверь, что тогда все будешь делать и для меня. Моя склонность к тебе теперь словно бы без примеси собственного «я», и от этого она живее и прекраснее. Думай беззаботно о себе, все делай для себя — чего мне больше? Я буду знать, что я участник этого милого счтастья…».

Вынужденное замужество Маши, а затем и ее ранняя смерть в 1823 г. определяют трагизм мироощущения поэта. Последней встрече с Машей Жуковский посвятил стихотворение «9 марта 1823 г.»

Ты предо мною Стояла тихо. Твой взор унылый Был полон чувства. Он мне напомнил О милом прошлом…

Он был последний На здешнем свете.

Ты удалилась, 10 Как тихий ангел; Твоя могила, Как рай, спокойна! Там все земные Воспоминанья, Там все святые О небе мысли.

Звезды небес, Тихая ночь!..

Жуковский и Пушкин

Братья Чернецовы «Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич в Летнем саду»

В тот год, когда родился Пушкин, Жуковский находится в одном из лучших дворянских заведений, Благородном пансионе при Московском университете, и вскоре заводит знакомство с Карамзиным, братьями Тургеневыми, братьями Сергеем Львовичем и Василием Львовичем Пушкиными. С маленьким же курчавым Александром Сергеевичем пока что обыкновенное знакомство 20-летнего начинающего поэта с 4-летним ребенком. А в 1816 г. 33-летний Жуковский появляется в Царском Селе и заново знакомится с 17-летним Пушкиным. Буквально с первых встреч старший и младший подружились: отношения близкие, веселые, творческие и, главное, совершенно равные. Вскоре с единомышленниками они уже заседают в знаменитом литературном обществе «Арзамас», где не было проблемы отцов и детей, где все были дети и 17-летний Пушкин, и вдвое старшие Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, и даже 50-летний гость Карамзин: шуточки на равных, обмен стихами, никто никого не поучает.

В 1820 году Жуковский подарил молодому Пушкину — тому не было и 21 года — свой портрет работы Эстеррейха со знаменитой надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя. В тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». 1820 Марта 26. Великая пятница».

На этом же портрете Пушкин написал свой экспромт, адресованный Жуковскому:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

Портрет, подаренный Жуковским, был очень дорог Пушкину, он никогда с ним не расставался. Эта гравюра и сейчас висит над рабочим столом в кабинете последней пушкинской квартиры на Мойке. И дарственная надпись Жуковского, и пророческие строки «победителя-ученика» давно стали хрестоматийными.

Пушкин и умер на руках у Жуковского. Вот как пишет об этом он сам: «Жизнь кончена!» — повторил он внятно и положительно, «Тяжело дышать, давит!» — были последние слова его.

В эту минуту я не сводил с него глаз и заметил, что движение груди, доселе тихое, сделалось прерывистым. Оно скоро прекратилось. Я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха; но я его не приметил. Тишина, его объявшая, казалась мне успокоением. Все над ним молчали. Минуты через две я спросил: «Что он? — «Кончилось»,—отвечал мне Даль. Так тихо, так таинственно удалилась душа его. Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое свершилось перед нами во всей умилительной святыне своей.

Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это был не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! нет! какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание. Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг?»

Так простился Василий Андреевич Жуковский с Александром Сергеевичем Пушкиным…

К числу самых известных изображений Жуковского относятся портреты работы О. Кипренского, К. Брюллова, П. Соколова, Н. Чернецова, О. Эстеррейха, Т. Гильдебрандта, Ф. Крюгера, Е. Рейтерна.

В 1841 г. Жуковский подает в отставку, уезжает в Германию и женится на Елизавете Рейтерн, дочери его друга, немецкого художника. Жена его, более чем на 30 лет моложе его, была женщиной болезненной, поэтому Жуковский по семейным обстоятельствам  до конца жизни оставался в Германии. Умер он 12 апреля 1852 г., был похоронен в Баден-Бадене, но вскоре прах его перевезли в Петербург и захоронили в Александро-Невской лавре рядом с могилой Н.М. Карамзина.

Краткая биография Жуковского

Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783 г. в селе Мишенском, Тульской губернии. Его биография насыщена разными интересными событиями уже с первых лет жизни, хотя между исследователями по-прежнему нет единого мнения о том, каким на самом деле было детство Жуковского.

Детство и юность

Согласно самой распространенной версии, отец будущего поэта, Афанасий Иванович Бунин, был секундант-майором и помещиком. Однажды один из его сослуживцев подарил ему 2 сестер, захваченных в плен в Турции.

Вскоре младшая сестра погибла, и в живых осталась только одна девушка, по имени Сальха. На тот момент ей было всего 16 лет. Со временем она приняла крещение и стала называться Елизаветой Дементьевой.

Официальной женой Афанасия Бунина была Мария Григорьевна. Однако Бунин неоднократно изменял супруге с турчанкой.

В результате этих связей, у него родился внебрачный сын, названный Василием.

Портрет В. А. Жуковского, 1820-е

В скором времени его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, который проживал в богатом доме Буниных. Он дал мальчику свою фамилию и отчество.

Когда ребенку исполнилось всего 2 года, отец Бунина записал его в сержанты Астраханского гусарского полка, а спустя 4 года объявил, что он уже не сержант, а прапорщик.

В скором времени «солдат» был отправлен в отставку.

Первым учителем Жуковского стал его отчим Андрей Григорьевич. Через несколько лет Андрей Бунин познакомился с видным литератором Покровским.

Он договорился с ним, чтобы тот занялся обучением его внебрачного сына. Покровский согласился, однако ему не удалось найти подход к Жуковскому. В результате, он заявил отцу, что у Васи нет каких-либо способностей к учебе.

В 1791 г. в возрасте 75 лет умер Афанасий Иванович Бунин. Свое состояние он завещал четырем дочерям. Однако его супруга все-таки передала Василию 10 000 руб., что по тем временам было приличной суммой.

Когда Жуковскому исполнилось 8 лет, его отправили в Главное народное училище, из которого он вскоре был отчислен по причине «неспособности».

Портрет В. А. Жуковского, 1815

Недолго думая, он решает уехать к сводной сестре Варваре Юшковой. Приехав к ней, юноша впервые увидел домашний театр, расположенный на территории усадьбы.

Он был настолько им очарован, что сразу же захотел стать драматургом.

Первым произведением в биографии Жуковского была трагедия «Камилл, или Освобожденный Рим».

После этого он продолжает заниматься писательской деятельностью и уделяет много времени саморазвитию и изучению языков.

Однако отсутствие образования заметно сказывалось на качестве его произведений. Видя, насколько брату нравится литература (см. интересные факты о литературе), его сестра помогла устроить Василия в Московский университетский пансион.

Придя на экзамен, Жуковский продемонстрировал хороший уровень владения французским и немецким языками. Также ему удалось показать хорошие знания в отношении литературы, вследствие чего Жуковский был принят в учебное заведение.

Будучи студентом, он познакомился с Андреем Тургеневым, который дал ему множество полезных советов, и положительно повлиял на его творчество. Интересно, что именно в это время поэт начал писать свои первые стихи.

«Сельское кладбище».

В четырнадцатилетнем возрасте Жуковского определяют в Благородный пансион при Московском университете, где юноша с особым чаяньем изучает рисование, словесность, историю, французский и немецкий языки и где он скоро становится одним из первых учеников.

Уже в те годы поэт делает первые пробы пера, наиболее значительные из которых – стихотворение Майское утро (1797) и прозаический отрывок Мысли при гробнице (1797), написанные явно под влиянием Н.Карамзина (см. КАРАМЗИН, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ) и его Бедной Лизы. Сложилось так, что именно Карамзин – кумир тогдашней молодежи, известный писатель, стал для начинающего поэта и старшим другом, и литературным критиком. После того, как состоялось их знакомство, Жуковский отдает на суд старшему товарищу свой перевод элегии английского поэта Томаса Грея Сельское кладбище. В том же 1802 переработанная элегия благодаря стараниям Карамзина, тогдашнего издателя «Вестника Европы», была опубликована в этом престижном журнале. С этой-то публикации начинает восходить звезда Василия Андреевича и распространяться его слава как тонкого лирика, мастера «пейзажа души», по выражению историка литературы А.Веселовского.

В другой, написанной несколько позже, уже оригинальной элегии Вечер поэтический облик Жуковского уже вполне определен. В этой «медитативной» элегии главным оказывается переживание автора, эмоциональность, а язык поэта поражает своей музыкальностью, стройностью и «соразмерностью». Но Жуковский далек от описательного психологизма. Не случайно критики, рассуждая о его поэтике, не раз говорят о том, что в его стилистической системе зачастую большое значение приобретает символический вечерний пейзаж, спокойная, дремлющая природа, рассуждения на тему смерти, столь характерные для поэтики сентиментализма.

В эти годы Жуковский много работает, и уже в 1804 выходит первая книжка из его шеститомного перевода с французского Дон Кишота Сервантеса. Читатели были поражены – в общем-то сухой, вялый французский перевод заиграл под пером Жуковского русской, мелодичной, завораживающей речью.

Модернизм

К модернизму относятся многие течения: авангардизм, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм и сюрреализм. Некоторые из них проявились не только в литературе, но и в живописи. А некоторые, в частности Кубизм, наоборот, почти не нашли свое отражение в литературе.

Модернизм
Авангардизм Различные течения, оппозиционные по своему настроению традиционной культуре.
Символизм Посвящена отдельная страница
Акмеизм Посвящена отдельная страница
Футуризм Посвящена отдельная страница
Импрессионизм Возник в 1860 г. Активно развивался в 1870 — 1920 гг. Течение, в основу которого положено изображение мгновенных впечатлений от реальности.
Экспрессионизм Возник в 1910 г. Развивался на протяжении XX века. Ассоциативность, «эстетика морального шока», эмоциональная насыщенность.
Кубизм Возник в 1907 г. Развивался на протяжении XX века. Аналитическое восприятие вещей и явлений, отсутствие органических образов.
Имажинизм Возник в 1918 гг. Активно развивался в 1910 — 1920 гг. Посвящена отдельная страница
Сюрреализм Возник в 1910-1920 гг. Развивался на протяжении XX века. Хаотичное отображение действительности, алогизм.

Биография

Российский писатель, поэт, переводчик Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783 года. Известность пришла к творцу благодаря переводам и сказкам «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее».

Портрет Василия Жуковского

О рождении Василия Жуковского слагают легенды. Известно, что родителями талантливого писателя были секунд-майор и помещик Орловской, Тульской, Калужской губерний Афанасий Иванович Бунин и турчанка Сальха, которая после крещения получила имя Елизавета Дементьевна Турчанинова. В исторических справках сказано, что мужчина состоял в браке с Марией Григорьевной Буниной. Но союз не принес наследника помещику. Это стало причиной измен с наложницей Турчаниновой. Девушка подарила желаемого сына Бунину.

Андрей Григорьевич Жуковский усыновил мальчика, несмотря на то что при дворе знали, кто отец Василия. Отчим был из обедневших киевских помещиков. Историк литературы И. Ю. Виницкий считает, что ситуация с рождением наследника была более сложной, нежели представляют в многочисленных биографиях писателя.

Василий Жуковский в молодости

В 2-летнем возрасте Василий по требованию отца Бунина стал сержантом Астраханского гусарского полка. Через 4 года объявили о выдаче Жуковскому нового чина – прапорщика. Вскоре после этого юного солдата отправляют в отставку. В 1789 году к мальчику приезжает учитель Еким Иванович. К сожалению, должного педагогического навыка у немца не было, поэтому обучение на себя взял приемный отец Андрей Жуковский.

Через год семья Буниных перебирается в Тулу. Незамедлительно к Василию приглашают учителя Покровского. Педагог в то время слыл литератором и поклонником классицизма. Но неугомонный характер Жуковского привел к тому, что Покровский отказался работать с молодым человеком. Отцу Василия учитель заявил, что талант у парня отсутствует, поэтому смысла в обучении нет.

Василий Жуковский в молодости

Наследство Афанасия Бунина после его смерти перешло дочерям. Жуковскому досталось 10000 рублей. По тем временам это была значительная сумма. Еще год после кончины отца Василий посещал пансион Роде, затем сдал экзамены для поступления в Главное народное училище. Спустя несколько месяцев учебы в заведении Жуковского выгоняют за неспособность постичь науки.

Василий принимает решение о переезде к сводной сестре Варваре Юшковой. На территории усадьбы молодой женщины располагался домашний театр. Здесь Жуковский впервые осознал, что хочет стать драматургом. В 1794 году писатель создает первую трагедию по сюжету Плутарха «Камилл, или Освобожденный Рим». Позже из-под пера Василия появляется мелодрама, в основе которой лежит роман «Поль и Виргиния».

Молодой Василий Жуковский

Домашнее образование не могло дать необходимых знаний Жуковскому, поэтому сводная сестра определяет Василия в Московский университетский пансион. На экзамене поэт продемонстрировал высокий уровень владения французским и отчасти немецким языками. Комиссия пансиона оценила по достоинству знания литературы. В университете Жуковский подружился с Андреем Тургеневым. Молодой человек значительно повлиял на дальнейшее творчество писателя. В пансионе Василий Андреевич пишет первые стихотворения, в числе которых «Майское утро».

ЖУКОВСКИЙ И ПУШКИН

Происходит любопытнейшая метаморфоза: постепенно ученик становится также и учителем. Советы Пушкина не оставались безрезультатными. Однажды, под прямым влиянием А.С.Пушкина, Жуковский взялся за сочинение литературных сказок в народном стиле. Это было в 1831 году, когда оба поэта жили в Царском Селе. Состоялось своеобразное состязание. Сюжеты разрабатывались сообща.

Пушкин написал тогда “Сказку о попе и о работнике его Балде” и “Сказку о царе Салтане”, Жуковский – “Сказку о царе Берендее” и “Cпящую царевну”. Конечно, и в сказках Жуковского видно стихотворное мастерство, но, тем не менее, снова сказалась разность подхода.

Общей чертой характеров поэзии Пушкина и Жуковского считается гуманизм.

Но однороден ли этот гуманизм?

У Жуковского были качества доброго человека, он сочувствовал несчастным, принимал участие в их судьбе, заступался даже за политических преступников, ходатайствовал о смягчении участи осужденных.

В системе мышления Жуковского его понимание человека было всеобщим. У Пушкина по мере эволюции его мировоззрения складывалось иное понимание человека, его природы, понимание дифференцированности характеров, их обусловленности средой, обстоятельствами, движением истории.

При сопоставлении художественных систем Пушкина и Жуковского одним из определяющих критериев является критерий жизненных ценностей.

У Жуковского – вера в предопределенность судьбы, вера в то, что на этой земле надо уповать на провидение. Жизненная философия Пушкина – это философия активной деятельности и борьбы. Противоположность этих двух философских тенденций сказывается даже в поэтике, в стиле, в образной символике.

Убежденная вера в бренность земного существования привела к исчерпанности у Жуковского его самостоятельного творчества, и он рано перестал писать оригинальные произведения.

Чудесная элегия “Море” (1822) была последней. Как ни велик подвиг Жуковского в истории поэзии, но уже во второй половине 20-х годов он воспринимался только как переводчик.

Иначе сложилась судьба Пушкина, жизнь которого действительно осталась до конца поэмой.

Василий Андреевич Жуковский – (1783, Мишенское, Тульская губерния – 1852, Баден-Баден) – русский поэт, основоположник романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector