Описание памятника минину и пожарскому. история создания и автор памятника минину и пожарскому в москве
Содержание:
- История создания и установка
- Лжедмитрий I, II, III, польское войско и шведские притязания на русские земли
- Три варианта гардероба национальных героев
- Кто такие Минин и Пожарский?
- Другие достопримечательности Москвы, Россия
- Копии монумента в других городах России
- Подробности про Минина и Пожарского
- О каких событиях напоминает монумент
- Ополчение
- Что носили во времена Минина и Пожарского
- Важные детали
- Скульптурная композиция
- История создания монумента
- Символ русского духа
- История памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде
- Описание памятника
- Зачем русским героям античные одежды
- Причем тут церковь
- История памятника
- Куда делись сапоги
История создания и установка
1612 год Россия запомнила как год победы над польской интервенцией, год, когда народ смог объединиться под началом двух волевых людей и дать отпор неприятелю. Войско, освободившее столицу, возглавили князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин.
Идея об увековечивании в памяти поколений двух национальных героев возникла в Вольном обществе любителей словесности ещё в 1803 году, но прошло 15 лет, прежде чем замысел был претворён в жизнь. Изначально монумент в честь двухсотлетия победы над поляками должны были построить в Нижнем Новгороде. Это место было выбрано неслучайно: народные освободители князь Пожарский и земской староста Минин были родом именно оттуда. Кроме того, второе ополчение было собрано на пожертвованные средства нижегородцев.
На предложение вышеупомянутого общества Александр I ответил отказом в связи с нехваткой финансов. Дело двинулось с мёртвой точки в 1804-м, когда помощник ректора художественной академии, Иван Мартос, спроектировал модель монумента и представил её широкой публике. Работу высоко оценили, и в 1807-м была опубликована окончательная композиция. Общественный резонанс утих на год, а затем, уже в 1808-м, нижегородцы снова возвратились к вопросу о возведении памятника. Объединившись, как двести лет назад, они самостоятельно собрали средства и подали обращение императору – на этот было дано согласие. По итогам проведённого открытого конкурса сооружение скульптуры было доверено автору первых набросков – Ивану Мартосу.
1809-й год не был богат на пожертвования, и строительство пришлось приостановить. Место конечного расположения монумента было изменено: Иван Мартос придерживался мнения, что памятник должен располагаться в Москве, где произошла большая часть событий, и добился, чтобы государь позволил ему перенести скульптуру на Красную площадь.
К 1811-му году на создание монумента накопилось 136 тысяч рублей, и Мартосу было дано разрешение от Кабинета министров на начало работы. Скульптор с воодушевлением принялся за дело, не остановившись даже во время Отечественной войны 1812 года. Мастеру помогали его сыновья – с них он делал фигуры Минина и Пожарского – и скульптор И.Т. Тимофеев. Последний выполнял тяжёлую физическую работу: перетаскивал материалы, поднимал тяжести и в течение двух лет ежедневно смачивал глиняную группу.
Отливкой занимался мастер литейного дела Василий Екимов. После тщательной подготовки материала фигуры народных героев были отлиты всего за 9 минут. Екимов стал одним из первопроходцев, кто начал отливать скульптурные группы целиком, а не по частям. Отдельно были отлиты только меч, щит и шлем князя Пожарского.
В строительстве памятника также участвовали Самсон Суханов, Авраам Мельников – они занимались пьедесталом. После завершения работ все, кто создавал монумент, были щедро награждены государем.
Поскольку Иван Мартос работал над скульптурой в Санкт-Петербурге, в 1817 году монумент пришлось транспортировать в столицу через Онежское озеро, Рыбинск, Нижний Новгород и Коломну. В феврале 1818 года состоялось торжественное открытие объекта. Мартос расположил памятник Минину и Пожарскому, как и хотел, в Москве, прямо напротив входа в Верхние торговые ряды лицом к кремлёвским стенам. Однако в 1831 году из-за реставрационных работ на Красной площади и строительства Мавзолея памятник пришлось переместить к храму Василия Блаженного, где он находится и сейчас.
Лжедмитрий I, II, III, польское войско и шведские притязания на русские земли
Разброд, заговоры и анархия царили на территории России после смерти Бориса Годунова. Удельные князья воевали между собой. Самозванцы, прикрываясь именем царевича, набирали себе в армии польских панов, которые участвовали в мятежах против своего короля. Им не было пути домой, в Польшу.
Король польский, имея виды на Российский престол и земли, использовал ситуацию в свою пользу. Свергнув сидящего на троне Шуйского, московские бояре впустили в город польское войско. Под поляками оказались Борисов, Берея, Можайск. Полный беспорядок и анархия царили в стране.
Шведские власти, предложив русским свою помощь, затребовали Ливонию (Карелию). Впоследствии шведы захватили прибрежные участки Белого и Баренцева морей, овладели Ладогой, Орешком, Тихвином.
Три варианта гардероба национальных героев
От идеи создания памятника героям ополчения в 1802 году до его отливки литейным мастером Василием Евдокимовым в 1817 году, замысел монумента почти не менялся – все сразу сошлись во мнении, кого нужно водрузить на постамент. А вот «переодевали» народных героев несколько раз, да и позы их меняли.
В первой версии в лучших традициях классицизма фигуры облачили в античные одежды и разули. Минина одели в древнегреческий хитон, подпоясали, накрыли плащом. Вытянутой рукой он указывал на Кремль, который требовалось освободить от поляков, а другой – держался за меч вместе с Пожарским. Русский князь также был одет в античный хитон. Он словно устремлялся вперед, на что намекал развивавшийся за плечами плащ. На голове князя был римский шлем, а в поднятой руке – опять-таки римский щит.
В более позднем проекте 1809 года произошли серьезные изменения. С нижегородского старосты «сняли» плащ, а длинный хитон стилизовали под русскую рубаху. Пожарского «посадили», но одежду оставили все-таки античную, только щит попытались приблизить к русскому, изобразив на нем нерукотворного Спаса.
В окончательном варианте стилизованный хитон Минина слегка «подрезали» и украсили вышивкой, чтобы сделать более похожим на крестьянскую рубаху, и дополнили портами. Тем самым почти полностью избавив русского купца от античных одежд. А вот Пожарский так и остался в греческом хитоне. Только плащ решили спокойно положить на плечо князя, а его шлему и вовсе выпала доля стоять позади хозяина на скамье – так что увидеть шлем можно только обойдя памятник.
Кто такие Минин и Пожарский?
Гражданин Кузьма Минин (Косма Минин, Кузьма Сухорук) и князь Дмитрий Пожарский — русские национальные герои, организовавшие Второе народное ополчение, освободившее Москву от оккупации польско-литовскими интервентами, которая продолжалась с 1610 по 1612 год.
Инициатива создания ополчения исходила от торгово-ремесленного населения Нижнего Новгорода — важного хозяйственного и административного центра в те годы. Организация ополчения началась с действий Кузьмы Минина — мясника, с 1611 года — нижегородского земского старосты, который стал призывать посадский народ и городские власти к сплочению
По предложению Минина был начат сбор денег на найм военных специалистов, чтобы не получилось как с Первым ополчением, которое сумело занять почти всю Москву, но не смогло войти в Кремль и Китай-город и в итоге распалось. Согласившись с Мининым, жители города на общем собрании приняли решение, что каждый из них должен пожертвовать часть своего имущества на нужды ополчения, а кто не захочет, у того будет изъято всё его имущество.
«Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году» (1861, художник Михаил Песков)
На роль военачальника, который возглавит ополчение, нижегородцы выбрали князя Дмитрия Пожарского, родовое имение которого находилось неподалёку от Нижнего Новгорода. Князь как раз находился в нём и долечивал раны от ранений, полученных в предыдущих боях. Новгородцы восхищались его стойкостью, честностью и бескорыстием и несколько раз ездили к нему, чтобы предложить возглавить ополчение. Согласно обычаям и этикету того времени, Пожарский сначала отказывался от предложения горожан, но потом принял его с условием, что хозяйственными делами ополчения будет заведовать Кузьма Минин.
Ополчение состояло из отрядов горожан и крестьян центральных и северных регионов России. Его формирование началось в 1611 году и продолжалось по пути из Нижнего Новгорода в Москву, большую роль в этом сыграло население Ярославля. Численность ополчения не превышала 7-8 тысяч человек, на подступах к Москве к нему присоединились остатки первого ополчения во главе с князем Дмитрием Трубецким.
Поход на Москву был успешным: 1 ноября 1612 года ополчение заняло Китай-город, 5 ноября польские гарнизоны сдались и покинули Кремль, а 6 ноября войска Пожарского и Трубецкого торжественно вошли в главную московскую крепость.
Другие достопримечательности Москвы, Россия
Красная площадь
4 отзыва
Московский Метрополитен
3 отзыва
Храм Василия Блаженного
3 отзыва
Торговый Дом ГУМ
5 отзывов
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
4 отзыва
Царицыно Музей-Заповедник
4 отзыва
Московский Государственный Объединенный Музей-Заповедник
Центральный парк культуры и отдыха им. Горького
Стены и башни Московского Кремля
2 отзыва
Воробьевы горы
Алмазный Фонд
Ботанический Сад МГУ
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ)
Музей космонавтики
2 отзыва
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Мавзолей Ленина
Москвариум
Московский зоопарк
Третьяковская галерея на Крымском валу
Копии монумента в других городах России
Нижегородцы все-таки получили своего Минина и Пожарского. Историческая справедливость была восстановлена в 2005 году, когда в городе открыли копию столичного памятника. Ее автор – Зураб Церетели, а от оригинала новгородская реплика отличается лишь пятисантиметровой разницей в высоте и меньшей массой. Памятник установлен у подножия холма в центре Посада перед храмом Рождества Иоанна Предтечи. Именно на этом месте в 1611 году Кузьма Минин призывал народ собрать ополчение и освободить русскую землю от захватчиков.
Малая копия монумента украшает музей в Таганроге. В процессе реализации собственной идеи в начале XIX века ее выполнил автор памятника Иван Мартос.
Бронзовые каминные часы, украшающие Георгиевский зал Кремля, также повторяют тему памятника предводителям народного ополчения 1612 года.
Еще одна уменьшенная копия была установлена в 2017 году на территории детского сада в городе Ирмино. Выбор места для памятника кажется очень странным, но легко объясняется представителями Международного гуманитарного автопробега «Большая Россия». На одной из шахт близ городка в 1935 году зародилось стахановское движение, и участники автопробега решили отметить этот исторический факт, подарив городу Минина и Пожарского.
Подробности про Минина и Пожарского
Призыв патриарха Гермогена оказывается услышанным на востоке страны, в Нижнем Новгороде. Нижегородский земский староста, мещанин Кузьма Захарович Минин (Сухоруков), обращается ко всему народу со страстным призывом собрать средства на то, чтобы вооружить новое ополчение, которое освободило бы Москву и навело бы порядок в стране.
Воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский, которого Минин знал лично, и к которому решено было обратиться с просьбой возглавить ополчение, к тому времени уже прославился знанием тактики и личной храбростью. Согласившись повести ополчение на Москву, он с первых дней показал себя незаурядным стратегом и искусным политиком.
Ополченцы, двигаясь на север, а затем к Москве, проходят через Балахну, Юрьевец, Решму, Кинешму, Кострому, Ярославль. К ним присоединяются всё новые и новые отряды. За полгода ополчение превращается в большую армию, которая подходит к Москве и осаждает ее. В результате второе ополчение выполняет свою миссию.
«Поляки сдают Кремль, и наступает совершенно новый период в развитии страны, – говорит Игорь Данилевский. – Теперь встает вопрос, кто же станет новым царем. Среди прочих претендентов в этих выборах участвовал и князь Дмитрий Пожарский. Но в последний момент на заседание Земского собора, который должен был решить этот вопрос, приходят казаки, которые предлагают своего кандидата. И этот кандидат устроил всех. Юный Михаил Романов, сам еще почти мальчик, но сын Филарета Романова, авторитет которого признают все слои общества. И на российском престоле оказывается новый царь, который стал родоначальником династии Романовых. Этим и завершается длительная эпоха смутного времени».
О каких событиях напоминает монумент
Почему же Минин и Пожарский оказались так любимы в народе? Ведь средства на памятник в их честь собирали всем миром. Пожертвования приходили от земств и частных лиц даже из самых дальних уголков России.
Известно, что эти герои возглавили народное ополчение, которое в 1612 году освободило Москву от польской интервенции. Именно этим событиям посвящен и День народного единства, который мы отмечаем ежегодно 4 ноября.
В этих условиях страна стала крайне уязвимой, чем тут же воспользовались соседи, захватившие часть русских земель. Вот что говорит в одной из своих лекций доктор исторических наук Игорь Данилевский: «Шведы на севере, поляки на западе, в Смоленске, где они захватили русскую делегацию во главе с Филаретом Романовым. Делегация эта вела переговоры с представителями польского короля Сигизмунда III. Польский король желал посадить на русский трон своего сына, малолетнего королевича Владислава».
Страна оказалась безо всякого руководства. По всей России в это время действуют самые разные вооруженные отряды. Кого там только не было. Это литовские банды, польские и шведские военные отряды, недовольные казаки, которые ходили поддерживать Лжедмитрия, но остались ни с чем. И все эти отряды безнаказанно грабили местное население по городам и деревням.
А что же в Москве? Там правила боярская Дума. Но возле столицы стояли отряды, верные Лжедмитрию II, и московские бояре их очень боялись. Поэтому они пригласили в Москву отряды поляков, захвативших Смоленск. «Оккупация поляками Кремля началась с приглашения, которое они получили от боярской Думы, а точнее, от временного правительства, которое называлось семибоярщина. Это была роковая ошибка, и последствия ее пришлось оплачивать кровью», – говорит доктор исторических наук Николай Борисов.
В этих условиях на волне народного недовольства стихийно собирается первое народное ополчение, состоящее из дворян и их холопов, казаков и необученных военному ремеслу слоев населения. Это ополчение доходит до Москвы и даже занимает Белый город, но затем встречает отпор от поляков. Но, хуже того, в их рядах начинаются принципиальные разногласия, поскольку руководители ополчения не могут найти между собой общего языка. Дворянство поссорилось с казачеством, началась взаимная резня и ополчение распалось.
Ополчение
Именно в это время Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским в Нижнем Новгороде было организовано народное ополчение. Это была регулярная армия, состоявшая из служилых людей и дворян.
Мудрый князь Пожарский дипломатично договорился со шведами и сумел выбить из Москвы польских шляхтичей вместе с несколькими десятками предателей-бояр. К нему присоединились князья нескольких городов. Большую ошибку Пожарский допустил, распустив дворян ополчения. Вооруженные казачьи отряды, отвыкнув за годы войны от нормальной мирной жизни, уничтожили Пожарского и посадили на престол Михаила Романова.
Что носили во времена Минина и Пожарского
Как пишет Максим Семков в монографии «Русский костюм в начале XVII века», во времена Минина и Пожарского традиционный мужской наряд был трехслойным. В качестве нательного белья использовали сорочку и порты. Поверх надевался распашной зипун и верхние штаны. Для выхода на улицу на домашнюю одежду надевали «третий слой» – кафтан, который носили «внакидку» или «в рукава», но никогда не подпоясывали (исключение – служилый кафтан). В непогоду кафтан могли дополнить однорядкой – аналогом кафтана, но долгополым до щиколотки, без воротника и с длинными рукавами, в которых сделаны прорези для рук.
Одежда зажиточных людей от простых отличалась лишь качеством тканей и декором. Например, верхний кафтан богатых почти всегда украшали застежки с нашивками из золоченого шнура, с плетеной тесьмой, пряденым серебром или золотом. Сапоги носили все мужчины-горожане поголовно, разве что совсем спившийся бедняк не мог найти денег хоть на поношенные сапоги. Но оба героя – и неродовитый Минин, и князь Пожарский – почти раздеты, да к тому же, без сапог. Хотя события Второго народного ополчения происходят осенью 1611 года.
Важные детали
Первоначальные идеи проекта памятника значительно отличались от окончательного варианта. Так Минин представал перед публикой в хитоне, Пожарский носил римский шлем, а оба они держались за меч, служивший композиционным центром монумента.
В окончательном варианте роль Минина также главенствующая, как и в первоначальных эскизах, но идейный замысел выглядит более строгим и законченным. Нижегородский староста призывает людей на борьбу с интервентами и передает меч Пожарскому. Князь должен возглавить народное ополчение, и его фигура символизирует готовность последовать призыву Минина и нижегородцев. Меч по-прежнему олицетворяет единство не только участников скульптурной группы, но и всего русского народа.
На барельефах по бокам постамента, выполненного из финского красного гранита, автор монумента изобразил нижегородских женщин и мужчин, приносящих пожертвования. Они возлагают их на символический алтарь Отечества в надежде на то, что их ценности помогут спасти родину из рук иностранных оккупантов. Обратная сторона пьедестала посвящена победе народного ополчения. Батальная сцена изображает бегущих посрамленных поляков, побежденных храбрыми воинами с Дмитрием Пожарским во главе. Князь изображен верхом на коне, в руке он держит меч, символизирующий единство народа во время Смуты.
Высота скульптурной группы составляет 4,5 м., пьедестала – около 3,7 м.
Скульптурная композиция
Скульптура художественно изображает момент формирования ополчения: Минин (слева), призывая Пожарского (справа) возглавить добровольцев, левой рукой передаёт ему меч, а правой указывает на захваченную врагами Москву. Пожарский сидит на прямоугольной тумбе, опираясь на круглый щит с изображением Спаса Нерукотворного, позади него стоит массивный княжеский шлем. Поза князя неустойчива и слегка неловка: приподнимаясь, он вытягивает вперёд одну ногу — это напоминает о том, что в момент формирования ополчения он ещё не оправился от прошлых ран и находился в Новгороде на лечении. Мужчины одеты в хитоны с добавлением русского узора, их торсы мощны, а лица выражают уверенность.
Центральным звеном в композиции является меч: непримечательный на первый взгляд, в действительности он хорошо проработан и украшен растительным орнаментом, а на рукояти изображены ромашки.
Массивный пьедестал памятника выполнен из красного финляндского гранита и украшен горельефами. Горельеф на лицевой стороне постамента изображает мужчин и женщин, подносящих пожертвования на алтарь Отечества: спины мужчин гнутся под тяжестью подношений, а женщины, преклонив колено, жертвуют свои украшения. Одежды людей напоминают античные хитоны, но на головах женщин — кокошники; позади женских фигур — отец, отдающий двух сыновей в ополчение. Горельеф на тыльной стороне постамента изображает батальную сцену и посвящён победе ополчения во главе с Пожарским: в левой части размещены бегущие из Москвы поляки, в правой — Пожарский на коне, топчущий неприятеля, и храбрые русские воины позади него.
Над лицевым горельефом на постаменте золотыми буквами написано посвящение: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».
Общая высота памятника составляет около 8,6 метра.
История создания монумента
В 1802 году студенты Петербургской академии художеств получили задание на историческую тему. Им было предложено набросать чертеж проекта памятного мемориала в честь подвига народных ополченцев, руководимых князем Дмитрием Пожарским и нижегородским старостой Кузьмой Мининым. Год спустя идея о возведении памятника была высказана и на заседании весьма авторитетного Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Однако, ее не поддержал император. Александр I был уверен, что собрать нужную сумму не получится, а в казне лишних средств, по обыкновению, не было.
Модель монумента представил в 1804 году адъюнкт-ректор Академии художеств. Проявив собственную инициативу, Иван Мартос уже в первом варианте глубоко отразил основной посыл, который заключался в роли Минина и Пожарского в освобождении земли русской от иноземных интервентов. Несмотря на отсутствие императорской поддержки, жители Нижнего Новгорода начали сбор средств, и к 1808 году нужная сумма была готова. Теперь Александр I поддержал петицию новгородцев и объявил конкурс на лучший проект. Победила работа Мартоса, и монарх распорядился установить будущий монумент в Нижнем. Скульптор отстоял свою точку зрения, и добился разрешения на возведение скульптурной композиции в столице, где проходили основные события Второго народного ополчения.
В 1811 году собранная сумма превысила 135 тысяч рублей, и Комитет министров Российской империи дал добро на строительство памятника в Москве. На родине Кузьмы Минина на собранные нижегородцами средства установили обелиск. Его можно увидеть рядом с собором Михаила Архангела в Кремле Нижнего Новгорода. В храме захоронен прах народного старосты.
Символ русского духа
Монумент возводили около полугода. Первоначально его планировали поставить у Тверской заставы на площади, где в наши дни находится Белорусский вокзал. Но Мартос был убежден в том, что памятнику следует стоять в самом сердце Отечества. Он добился реализации собственной идеи, и скульптурная композиция заняла место на Красной площади перед Верхними торговыми рядами. Минин и Пожарский смотрели на Кремль, по углам композицию освещали фонари.
Праздник открытия прошел 20 февраля 1818 года и был очень пышным. Стены и башни Кремля едва вместили всю желающую посмотреть на церемонию городскую публику. Мероприятие сопровождалось специально написанной ораторией композитора Дегтярева, а особую торжественность происходящему придавали сводные гвардейские полки, приглашенные из Петербурга. Императорская семья присутствовала на Красной площади в полном составе.
Общественность широко комментировала новый памятник, и практически все отзывы о работе Ивана Мартоса были восторженными. Скульптурная композиция на Красной площади называлась символом русской непобедимости, а имена героев, по словам Белинского, теперь не могли исчезнуть «в океане вечности».
История памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде
Возникновение ополчения, как мы уже знаем, связано с именами этих героев. История памятника ополченцам связана с 1803 годом. Тогда в Нижнем Новгороде существовало Вольное общество, объединявшее ревнителей науки и искусства. Члены этого общества выступили с идеей создания памятника героям Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде. В том же году начали собирать деньги на реализацию идеи, был объявлен конкурс на проект монумента.
В 1807 году по результатам конкурса была выбрана работа скульптора Ивана Мартоса. Она была одобрена и царствующим в то время императором Александром. Установление монумента стало очень важным событием для всего российского народа, так как памятник нёс в себе идею государственной свободы и единства народа.
Изначально его хотели установить в городе Нижнем Новгороде, где и было сформировано народное ополчение
После приняли решение установить памятник в Москве, так как он имел важность не только региональную, но и государственную
В 2005 году копию монумента установили на родине Пожарского и Минина, так как именно отсюда стартовала волна народного возмущения, приведшая в итоге к освобождения государства от польской и шведской оккупации.
Описание памятника
Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.
Фигура Минина безраздельно
господствует в композиции. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука,
вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему
народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо хотя и напоминает своими
чертами лицо Зевса, но подстриженные в скобку волосы придают ему характер
русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху.
Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и
уверенность. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в
античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но
основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина. В одной руке
Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый
Мининым. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе
фигуры, символически устанавливая их единство. Претерпел некоторые изменения
лицевой барельеф: он стал лаконичнее, фигур стало меньше и трактовка их —
выразительнее. Барельеф разделен на две части. В правой — группа мужчин
приносит обильные пожертвования, в левой — группа женщин. По сравнению с первым
вариантом эта группа стала ещё более выразительной. Коленопреклоненные женщины
непросто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают
их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны. Одежды на них
античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.
Барельеф на памятнике Минуну и Пожарскому
Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И
Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 г. сражался в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.».
На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части — на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой — группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей.
Однако этот барельеф менее удался
Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые
так характерны для творчества Мартоса
Важно отметить, что барельеф с
приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф,
посвященный Пожарскому, — на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение
Минина, но и роль в освобождении Москвы
Как добраться
Доезжаете до станции метро
«Охотный ряд», выходите и направляетесь через Манежную площадь к Красной
площади, которую нужно пройти, что называется, насквозь – пока не дойдете до
храма Василия Блаженного. У входа в него и находится этот символ освобождения –
памятник Минину и Пожарскому.
Москва и Подмосковье. М.,
Искусство. 1979.
Андрей Анатольевич Минин
КАРТА САЙТА – УЗНАЙ МОСКВУ!
Зачем русским героям античные одежды
Чтобы понять, почему идея русского скульптора-монументалиста Ивана Мартоса с облачением русских героев в античные одежды получила одобрение, достаточно вспомнить слова русского историка Ивана Забелина. В книге «Минин и Пожарский» он пишет об уникальном умении «воспитывать героев», которым обладали древние греки и римляне. Выполнение гражданского долга они возводили до уровня подвига, который сохранял имена конкретных людей в народной памяти, да и мировой истории, на века. Такая героизация помогала древним грекам и римлянам воспитывать патриотов. Возможно, то же самое пытался сделать и русский скульптор Мартос?
Почему тогда Минина в итоге почти лишили визуального статуса античного героя, оставив только на Пожарском греческий хитон? У того же Забелина можно прочесть, что Минин занимал в Нижнем такое положение, что дополнительно «внушать уважение» при помощи одежды необходимости не было. Нижегородцы добровольно выбрали его судным начальником за честность и порядочность, справедливость и разумность. В нем и без античных одеяний видели человека почти идеального, обладающего высокими патриотическими добродетелями и кристальной честностью. И такой образ для потомков сохранили исторические хроники современников Минина.
А вот князь Пожарский, по мнению большинства историков-современников, был «человек малоспособный». Как пишет Забелин, он не совершил ничего незаурядного, того, что обнаружило бы его непревзойденные способности военачальника. «Его не все любили и не все слушались», – подчеркивает Забелин. А будучи военачальником, он совершал поступки, которые, с точки зрения современников, являлись недопустимыми ошибками.
Поэтому неслучайно Мартос посадил Пожарского, а ключевой фигурой композиции сделал Минина. И недаром на князе в итоговой версии сохранились одежды античных героев – они должны были напомнить потомкам, что при всей заурядности Пожарский стал для Минина именно тем, кто способен повести ополчение на Москву и освободить столицу от польских захватчиков.
Причем тут церковь
Именно в этот момент ситуация меняется. «Сейчас не все знают, что Русская церковь веками была хранительницей культуры, служила ориентиром не только духовным, общественным, но и политическим, – говорит историк, старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Екатерина Алексеева. – Время смуты начала XVII века – самый яркий пример объединяющей роли церкви в истории государства Российского. Никто не ожидал, что в ситуации затяжного политического кризиса можно найти выход. Бит и выгнан из столицы первый Русский патриарх, морят голодом и держат под стражей следующего святителя – патриарха Гермогена, московские бояре предали город польскому гарнизону, на русский престол готовы выбрать королевича из веками соперничающей с Русью Речи Посполитой».
История памятника
Впервые идея установки памятника Минину и Пожарскому возникла в 1802 году, когда Императорская Академия художеств предложила их подвиг в качестве рабочей темы студентам. Спустя год русский писатель и просветитель Василий Попугаев высказал конкретную идею об установке памятника им и патриарху Гермогену, но она не была поддержана императором Александром I, посчитавшим, что на монумент не удастся собрать достаточно средств.
Однако, в 1804 году скульптор Иван Мартос по личной инициативе выполнил модель памятника, и публика положительно её оценила. После этого разговоры прекратились до 1808 года, когда жители Нижнего Новгорода вновь подняли вопрос о сооружении монумента и начали сбор средств на него. На этот раз император поддержал идею, дав разрешение на проведение конкурса на лучший проект памятника. В конкурсе приняли участие скульпторы Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Степан Пименов, Жан-Франсуа Тома де Томон и ряд других, но лучшим был признан проект Ивана Мартоса. 1 ноября 1809 года была объявлена всенародная подписка на сбор средств для установки памятника, и в 1811 году удалось собрать 136 тысяч рублей. Изначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, на что дал распоряжение император, но Мартос считал, что он должен стоять в Москве, и сумел добиться разрешения на это, а в Нижегородском Кремле вместо памятника установили памятный обелиск.
Работа над моделью памятника началась ещё в 1811 году, скульптору не помешала даже начавшаяся Отечественная война 1812 года. При работе над фигурами Минина и Пожарского Мартосу позировали его сыновья, проект неоднократно изменялся: так, в первом проекте Минин был одет в плащ и левой рукой указывал на Москву, а Пожарский устремлялся вперёд, высоко подняв щит, свободными руками они оба держались за меч. Позже одежды мужчин упростились, а композиция стала более спокойной. Для отливки памятника был заключён договор с литейным мастером Академии художеств Василием Екимовым, который одним из первых стал отливать фигуры целиком, а не частями. 5 августа 1816 года впервые в России сложная композиция, включающая фигуры двух людей, была отлита за один раз — отдельно отливали лишь меч, щит и шлем. Гранитные блоки для пьедестала были произведены петербургским скульптором-камнетёсом Самсоном Сухановым в Выборгской губернии, а его проект разработал зять Ивана Мартоса — архитектор Авраам Мельников.
В 1818 году началось строительство памятника. Сначала его хотели установить у Тверской заставы, но Мартос желал видеть его на Красной площади, и скульптору уступили: памятник установили перед Верхними торговыми рядами лицом ко Кремлю. Торжественная церемония открытия состоялась 20 февраля 1818 года: в ней принял участие император Александр I и все члены императорской семьи, а также прибывшие из Петербурга 4 гвардейских полка, задействованные в параде в честь открытия монумента
Церемония прошла с успехом и привлекла внимание горожан: крыши ближайших зданий, а также стены и башни Кремля были заполнены людьми
Советские годы не прошли для памятника бесследно: на него обрушились потоки критики, публицист Владимир Блюм назвал его «историческим мусором», а писатель Демьян Бедный в стихотворении «Без пощады» отозвался о бронзовых героях как о «двух казнокрадах». К счастью, сносить памятник не стали, но в 1931 году в связи со строительством Мавзолея и ради освобождения площади для проведения парадов его перенесли к стенам Покровского собора, где он стоит и в наши дни. Решение о переносе монумента принял сам Иосиф Сталин.
20 февраля 2018 года памятник отметил 200-летний юбилей.
Куда делись сапоги
Первое, на что обычно обращают внимание, – это босые ноги Минина и Пожарского. Нежели они собрались воевать без сапог? Или пожертвовали всем, чтобы добыть денег на ополчение? Всё оказывается чуть сложнее
Возможно, отсутствие сапог – еще один символ. И, как ни странно покажется, но символ истинной православной веры. Достаточно вспомнить, что апостолы, а вслед за ними и большинство русских православных подвижников не носили сапог. Босым ходил и преподобный Иринарх Затворник – тот самый, что благословил князя Пожарского на ратный подвиг. К православной символике отсылает и дата 4 ноября. В этот день православные отмечают праздник иконы Казанской Божьей Матери – благодарят чудотворную помощницу, символизирующую народное единение и торжество православия, за помощь в спасении Москвы и России. Именно перед этой иконой князь Пожарский молился в ночь перед походом, который закончился славной победой.