Фонтанный дом
Содержание:
- Анна Ахматова и Подолье
- Дворец в наши дни
- По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕССАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ В ФОНТАННОМ ДОМЕ»По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС7825704794
- Интересные факты
- История
- Краткая история
- Экспозиции музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме
- Экспозиции Фонтанного Дома
- Музейная коллекция
- Как добраться до Шереметевского дворца в Санкт-Петербурге
- История
- Мемориальная квартира Анны Ахматовой
- История появления музея
Анна Ахматова и Подолье
С Подольем Анну Андреевну Ахматову связывали многочисленные родственные связи. Эразм Стогов, её дед по материнской линии, служивший начальником канцелярии жандармерии киевского генерал-губернатора Дмитрия Бибикова, приобрел в Летичевском уезде имение Снитовка, в котором поселился вместе с семьёй. Дочери Эразма Стогова вышли замуж за помещиков из соседних сёл. Инна Эразмовна, мать Анны Ахматовой, овдовела вскоре после замужества; её муж покончил жизнь самоубийством. Оставшись без средств к существованию, она уехала из Подолья и снова вышла замуж за инженер-механика Черноморского флота Андрея Антоновича Горенко. Инна Эразмовна не раз приезжала в эти края, навещая сестру Анну Эразмовну, в замужестве Вакар, которая жила в селе Шелехово (ныне Слободка-Шелеховская). Несколько раз приезжала сюда и Анна Ахматова — в 1896, 1906, 1910, 1911, 1912 и 1914 годах.
Считается, что, вероятно, о доме своей тёти она написала следующие строки:
Сохранилась также её запись в дневнике:
Последний раз она приехала сюда в 1939 году, чтобы навестить могилы родственников. Недалеко от имения в Слободке находятся могилы её матери и тёти, которые прожили здесь свои последние годы.
Дворец в наши дни
В 2016 году закончилась реставрация Фонтанного дома Шереметевых, которая длилась 25 лет. В течении этого времени часть помещений Музея Музыки были недоступны для посещения.
Сейчас это объект культурного наследия и уникальнейший памятник архитектуры, в котором сумели восстановить ранее утраченный облик дворца. В 1990 году Шереметевский дворец вошел в состав Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
В музее представлено три основных направления:
- История рода Шереметевых и дворянский быт XVIII – XX веков;
- Уникальная коллекция музыкальных инструментов, в которую входит более трех тысяч экспонатов разных стран и эпох;
- Выставки частных коллекций
Помимо этого, во Шереметьевском Великокняжеском дворце проводят концерты. С афишей можно ознакомиться на сайте.
В музее можно заказать экскурсионное обслуживание для группы лиц, а также воспользоваться аудиогидом. На официальном сайте вывешен перечень экскурсий для детей.
В Шереметевском дворце организовывают фотосессии. Записываться на них необходимо заранее. Подробную информацию о стоимости и времени вы сможете получить на официальном сайте музея.
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕССАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ В ФОНТАННОМ ДОМЕ»По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС7825704794
Рейтинг организации:
Высокий
подробнее
ВНИМАНИЕ: для оценки рисков работы с данной организацией рекомендуем отчет
Должная осмотрительность ?
Статус: ?
Действующее
Дата регистрации: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
19.02.1997
Размещенные вакансии
ОГРН ? |
1027809210274 присвоен: 12.11.2002 |
ИНН ? |
7825704794 |
КПП ? |
784101001 |
ОКПО ? |
20507600 |
ОКТМО ? |
40910000000 |
Реквизиты для договора
?
…Скачать
Проверить блокировку cчетов
?
Контактная информация 7-81… Посмотреть
?
Отзывы об организации
?: 0 Написать отзыв
Юридический адрес: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
191014, г Санкт-Петербург, набережная Реки Фонтанки, 34
получен 20.01.2012
зарегистрировано по данному адресу:
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Руководитель Юридического Лица ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
ДиректорПо данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Попова Нина Ивановна
ИНН ? |
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС |
действует с | По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 12.11.2002 |
Учредители ? ()
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС АДМИНИСТРАЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 12.11.2002 , ИНН |
Основной вид деятельности: ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
91.02 деятельность музеев
Дополнительные виды деятельности:
Единый Реестр Проверок (Ген. Прокуратуры РФ) ?
Реестр недобросовестных поставщиков: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
не числится.
Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных (Данные РКН) ?
Регистрационный номер: |
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 78-16-002819 от По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 11.03.2016 |
Дата начала обработки: |
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 01.07.2003 |
Налоговый орган ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы №10 По Санкт-Петербургу
Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
01.07.2003
Регистрация во внебюджетных фондах
Фонд | Рег. номер | Дата регистрации |
---|---|---|
ПФР ? |
088027044996 |
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 17.12.1998 |
ФСС ? |
781800033778041 |
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС 01.03.2001 |
Коды статистики
ОКАТО ? |
40298000000 |
ОКОГУ ? |
2300231 |
ОКОПФ ? |
75203 |
ОКФС ? |
13 |
Финансовая отчетность СПБ ГБУК «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ В ФОНТАННОМ ДОМЕ» ?
В качестве Поставщика: , на сумму |
В качестве Заказчика: , на сумму |
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Судебные дела СПБ ГБУК «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ В ФОНТАННОМ ДОМЕ» ?
найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС |
Истец: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС , на сумму: 93 217,00 руб. |
найдено по наименованию (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС |
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Исполнительные производства СПБ ГБУК «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ В ФОНТАННОМ ДОМЕ»
?
найдено по наименованию и адресу (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС |
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Лента изменений СПБ ГБУК «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ В ФОНТАННОМ ДОМЕ»
?
Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?
Больше информации об организации — в Премиум доступе
Интересные факты
По пути в Музей Ахматовой в Фонтанном доме можно увидеть необычный обелиск — это памятник легендарной русской оперной певице и актрисе Прасковье Жемчуговой. Женщина прославилась не только своими талантами, но и происхождением — её родителями были крестьяне, но после успеха постановок крепостного театра Прасковья получила вольную грамоту. Певческие способности Жемчуговой высоко ценила и сама императрица Екатерина II.
Кирпичный забор вокруг Фонтанного сада периодически покрывают «автографами» поклонники. Тут можно увидеть и цитаты знаменитых ахматовских строчек, и прямые зарифмованные послания кумиру, обращённые в вечность. Разумеется, такое творчество в форме откровенного вандализма не может одобряться, но само появление надписей на жёлтой штукатурке гласит ровно об одном — наследие поэта живо, востребовано среди молодёжи и актуально до сих пор.
Дворец Шереметевых больше века привлекал видных деятелей искусства. Считается, что в его Аванзале художник Кипренский написал хрестоматийный портрет Александра Сергеевича Пушкина. Репродукция в виде карандашного наброска выставлена в одном из залов музея. Ахматова всю жизнь чувствовала присутствие «солнца русской поэзии» в доме, и не раз повторяла, что место обладает особенной энергией, которая помогает ей писать.
В саду есть и несколько других не менее интересных достопримечательностей — например, памятник Осипу Мандельштаму в виде не то постамента, не то могильной плиты. Есть и «скамейка стукачей» с частично выломанной спинкой и едва заметными «кровоподтёками». Это напоминание о печальном факте из биографии Ахматовой — в 1946-м году за её квартирой организовали слежку, сотрудники НКВД, сменяя друг друга, дежурили на скамье под окнами.
На выставочной деятельности работа не ограничивается, проект «Музей + Театр» в Фонтанном доме уже много лет радует постановками для всей семьи. На небольшой сцене в течение всего года ставятся лучшие произведения от классиков литературы — Экзюпери, Андерсена, Кэрролла и других именитых писателей. С 2013-го года открыт собственный фестиваль «Златая цепь», на котором демонстрируются лучшие спектакли.
Не только Эрмитаж может похвастаться котами — хвостатые смотрители есть и в музее Ахматовой в Фонтанном Доме. Зовут их — Рыжий, Персик и Кеша — у каждого из животных своя история появления, но все трое так и остались жить в уютном здании. Некоторые посетители считают своим долгом пообщаться с котами, благо, большую часть времени они на виду, и даже иногда позволяют себя гладить.
История
Всё началось в 1712-м году, когда Пётр I пожаловал своему сподвижнику Борису Шереметеву участок для строительства дома на берегу Фонтанки. По первоначальной задумке это была одноэтажная летняя усадьба, строительство которой завершилось через 30 лет, а в 1750-х надстроили второй этаж дворца. Так появился один из ярких образцов богато украшенного архитектурного стиля, который позже назовут русским или петровским барокко.
Уже в XVIII веке Фонтанный дом стал центром культурной жизни Петербурга. Внук основателя поместья, Николай Петрович Шереметев организовал здесь крепостной театр и оркестр, лично отбирая талантливых крестьян для певчего хора и даже оперных постановок. Само же здание неоднократно перестраивалось — появлялись флигели для прислуги, садовые павильоны, а интерьеры и внешнюю отделку дополняли лучшие мастера — Кваренги и Воронихин.
Спустя столетие дворец продолжал оставаться вотчиной Шереметевых, а слава его гремела на всю Европу. Сюда захаживали иностранные послы, в гостиных давали концерты Лист, Глинка, Берлиоз и другие видные композиторы. Так продолжалось вплоть до 1871-го года, когда наследники графского рода поделили участок, и со стороны Литейного проспекта начали строиться доходные дома, и почти десяток строений внутри сада, включая оранжерею и садовые флигели, решили снести.
Ассоциация музыкальных музеев и коллекционеров
Непростые времена продолжились и после Октябрьской революции. Последний собственник дворца Сергей Шереметев добровольно отказался от имения в пользу национализации, и вся территория усадьбы перешла под ведомство большевиков. Учитывая огромный вклад его семейства в историю города, новая власть открыла здесь Музей дворянского быта, который просуществовал вплоть до 1931-го года, пока его не закрыли по идеологической линии.
После войны в залах открыли детско-юношеский Дом занимательной науки, а несколько лет спустя сюда переехал Институт Арктики и Антарктики, занимавший большую часть помещений почти 40 лет. За это время дореволюционные интерьеры были практически полностью утрачены, и только в 1989-м власти задумались о реставрации исторического наследия. Год спустя дворец стал филиалом Государственного музея театрального и музыкального искусства.
Сегодня Фонтанный Дом — это не просто музейное собрание, а полноценный культурный и образовательный центр. Для детей и студентов тут проводят тематические экскурсии, посвящённые истории Петербурга, также проходят сезонные выставки и концерты. Из интересных событий высоко ценятся ярмарки музыкальных инструментов, где ведущие мастера России и мира представляют свои творения, которые всегда можно приобрести.
Шереметевский дворец официальная группа Вконтакте
Шереметевский дворец — Музей музыки: Афиша
Краткая история
История Шереметевского дворца начинается с 1712 года. Именно тогда, Петр I принял решение расширить границы города и жаловал участки земли своим приближенным. Один из участков на территории между рекой Фонтанкой и Лиговским проспектом правитель подарил Борису Петровичу Шереметеву.
Построенный дворец изначально стал их загородным имением с деревянными постройками.
В течении долгих лет имение переходило от отца к сыну. Уже в 1719 году после смерти графа Бориса Петровича, имение переходит во владение к сыну Петру Борисовичу. С 1788 года усадьбой владеет Николай Петрович. После скоропостижной смерти отца в 1809 году, имение переходит к сыну Дмитрию, которому на тот момент исполнилось всего 6 лет.
Последним владельцем усадьбы рода Шереметевых становится Сергей Дмитриевич Шереметев, получивший дворец после смерти отца и раздела имущества. Он владеет им до 1917 года. В 1917 году граф добровольно передает имение новой власти.
После революции, имение становится Музеем дворянского быта, но в таком статусе оно существует недолго. Впоследствии музей отдают в пользование казенным учреждениям того времени, которые нанесли существенный урон интерьерам дома Шереметевых.
Редкие картины, музыкальные инструменты, оружие, книги, собранные семьей Шереметевых, частично передали в музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Только в 1989 году в Шереметевском дворце создали Музей музыки.
Экспозиции музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме
На 2020 год музейное пространство поделено на семь залов с постоянной экспозицией, собственный театр и галерею для временных выставок.
Мемориальная квартира Анны Ахматовой
Знакомство с домом начинается на лестнице, которая служит своеобразной границей между переломной революционной эпохой и дворянской усадьбой — старинные перила заканчиваются на площадке у двери с номером 44 — за ней начинается прихожая и центральная экспозиция. Вещи оставлены так, будто здесь до сих пор живут — пальто на вешалке, приготовленные чемоданы, телефон на стене и вычищенная до блеска белоснежная кафельная печь.
Отдельно восстановлен облик кабинета Николая Пунина. Рабочее место с бумагами и подарками студентов из Академии Художеств, а напротив — небольшой журнальный столик, за которым Анна Андреевна любила писать стихи и работать над исследованиями творчества Пушкина. На стене вывешены редчайшие фотографии семейных хроник, портреты и рисунки, а за стеклом шкафа — личная сокровищница, где украшения и дорогие сердцу мелочи бережно сохранены спустя десятилетия.
Центральная часть — столовая и комната Ахматовой — это хранилище главных реликвий и место, воссоздающее дух грозных довоенных годов. Тут и чемодан, купленный для поездки к сосланному Мандельштаму, и «сундук флорентийской невесты», где хранился личный архив записей. Пример изящных искусств — фарфоровая статуэтка, слепленная с натуры в 1924-м году. На столике рядом — коробок ленинградских спичек, которым сжигались рукописи «Реквиема».
Юлия Абрамова, Официальная группа Музея Анны Ахматовой Вконтакте
Американский кабинет Иосифа Бродского
Несмотря на то, что один из видных поэтов-шестидесятников в Фонтанном доме не гостил ни разу, экспозицию без его вещей представить трудно. Молодого литератора познакомили с Ахматовой только в 1961-м году, и именно с её помощью и рекомендаций началась поэтическая карьера Бродского. Ему не суждено было остаться на родине — спустя 20 лет, после громких дел о тунеядстве, он эмигрировал в США, где и прожил до конца дней.
Первые экспонаты появились в ахматовском музее в 2005-м году, когда вдова поэта передала на вечное хранение несколько личных вещей из дома в маленьком городке Саут-Хедли, там Бродский поселился в 1980-х годах и тут же стал профессором одного из колледжей. В основном это были фотографии, документы и некоторые предметы, которые в лучшей мере отражают богатейший внутренний мир и неординарный талант опального поэта.
Пополнилась экспозиция и в 2015-м году, и здесь уже появились предметы интерьера из квартиры в Нью-Йорке. На сегодняшний день — это единственная постоянная выставка в Петербурге, посвящённая Иосифу Бродскому. Музей «Полторы Комнаты» на Литейном проспекте, где будущий поэт жил с родителями, только готовится к открытию, и его экспонаты никак не будут связаны с реликвиями в Фонтанном Доме.
Музей-квартира Льва Гумилёва
С 2004-го года музей в Фонтанном доме получил филиал — мемориальную квартиру знаменитого сына Ахматовой — историка и этнолога Льва Гумилёва. Находится она на Коломенской улице, на втором этаже дома № 1/15 — здесь учёный прожил последние два года жизни, и место считается единственной собственной квартирой. Обстановка в ней сохранена вдовой — Натальей Гумилёвой-Симоновской, проработавшей личной стенографисткой и секретарём мужа.
Основная часть экспозиции здесь — это рабочий письменный стол из ореха, богатый книжный шкаф и каталог с картотекой, по которой писались ключевые монографии. Супруга, будучи профессиональной художницей, дополняла интерьер, расписывая вещи в азиатском стиле с учётом научных изысканий Гумилёва. Здесь угадываются «звериные узоры» степных народов, пейзажные зарисовки и репродукции портретов монгольских ханов и героев эпоса.
Другой важной темой выставок являются родители Льва Николаевича — даже сложные отношения с матерью никак не изменили трепетного отношения, как к ней самой, так и к её гениальному поэтическому дару. Грустным напоминанием является кованная металлическая роза, лежащая в центре письменного стола — её сделал тот же скульптор, который отвечал за изготовление металлического надгробного креста на могиле Ахматовой в посёлке Комарово
Официальная группа Музея-квартиры Льва Гумилёва Вконтакте
Экспозиции Фонтанного Дома
На сегодняшний день экспозиции Шереметевского дворца поделены на две большие части — «Открытые фонды» с богатейшей коллекцией музыкальных инструментов и «Анфилада парадных залов».
Белая гостиная
Уникальный зал появился в усадьбе в середине XIX века, и уже тогда поражал гостей убранством. Для паркета специально заказали дерево из Англии, Швейцарии и Ямайки, а стены украсили золочёными элементами в сочетании с белоснежной отделкой. Вычурный стиль помещения назвали «вторым барокко», частично интерьеры сохранились и после революции.
Реставрация гостиной официально завершилась лишь в 2015-м году. Вернуть дух времени помогли скульптуры вакханок из усадьбы Останкино, также полностью восстановленный мебельных гарнитур, заставший ещё первых хозяев зала. Помещение просторное и прекрасно освещено, что позволяет в деталях рассмотреть ювелирную отделку.
Этрусская гостиная
Несмотря на название, интерьеры терракотово-чёрного зала не имеют ничего общего с племенами этрусков, а выполнены, скорее, в стиле поздней «помпейской» Античности. Техника росписи стен здесь не имеет аналогов — узоры наносились без грунтовки на идеально отполированную древесину, что в разы усложнило задачу реставраторам.
Именно эта комната в 1830-е была главной музыкальной гостиной, где в камерной обстановке выступали легендарные пианисты, композиторы и дирижёры. В память о славных годах стоят два сокровища — мемориальный рояль Глинки и клавишная арфа Дитца. Античный дух добавляют статуи двух гладиаторов, застывших в боевых стойках.
Малиновая гостиная
Ещё один «цветной» зал с необычной историей. Когда-то гостиная соединялась с соседней комнатой для бильярда, но в XIX веке её перестроили под нужды жены Дмитрия Шереметева. За название нужно благодарить французский штоф яркого малинового оттенка, а на потолке красуется лепнина с росписями в стиле «галантных сцен» и миниатюрной пасторали.
Сегодня здесь можно увидеть мраморный камин и хрустальную люстру, а вот у остальных экспонатов судьба куда интереснее. Например, малахитовая утварь в одной из витрин передана на музейное хранение от известного ленинградского коллекционера Валентины Голод. Обивку стен заказывали в Москве — большая часть подлинного штофа погибла в блокаду.
Симфонический оркестр
В 2019 году музыкальная часть экспозиции пополнилась огромной интерактивной витриной, которая в нетривиальной форме рассказывает посетителям об истории оркестровых инструментов. Все их можно послушать благодаря планшетам с наушниками, где звучат культовые классические произведения с интересными комментариями.
Интерактивности добавляют ящики с дополнительными инсталляциями, которые можно выдвигать, а также отдельные аудиогиды для детей, где в игровой форме с анимированными сказочными помощниками объяснят не самые простые вещи из мира музыки. Отдельно выставлена коллекция дирижёрских палочек — от Вагнера и Берлиоза до современников.
Крест «Монте Дженерозо»
Раздел частных коллекций украшает дар швейцарского художника и ювелира Вилли Инауэна — масштабная композиция «Гора Щедрости», представляющая собой серебряный крест с двенадцатью миниатюрами. Создавался арт-проект в течение 40 лет из драгоценных металлов и камней, найденных во время путешествий по нескольким континентам.
На противоположной стене висит фото с едва ли не самой известной работой ювелира — «Заучившимся Идиотом» — аллегоричным символом того, как избыток знания мешает успеху. Работает экспозиция по ограниченному графику всего 4 дня в неделю — в понедельник, четверг, субботу и воскресенье с 11:00 до 19:00.
Сайт администрации Санкт-Петербурга
Музейная коллекция
В настоящее время собрание музея насчитывает более пятидесяти тысяч единиц хранения. Особенно богата коллекция фотодокументов: в ней около тридцати тысяч экспонатов. В их числе фотографии и негативы, аудиоматериалы и видеозаписи. Основная часть коллекции — фотоснимки, запечатлевшие поэтессу, негативы таких снимков, а также несколько переснимков фотографий.
Около пятнадцати тысяч единиц хранения насчитывает коллекция книг. Начало ей было положено примерно за год до открытия музея. В коллекции не только книги стихов Анны Ахматовой, но и произведения ее современников. Наиболее ценные экспонаты коллекции были переданы музею вдовой библиофила Моисея Лесмана.
Часть коллекции, в которую входят различные рукописи и документы, насчитывает около четырех тысяч единиц хранения. Самые старые из рукописей и документов датированы второй половиной XIX столетия, самые новые относятся к началу XXI века. Здесь можно увидеть не только рукописи поэтессы, но и черновики произведений некоторых ее знаменитых современников.
Нужно сказать несколько слов и о коллекции изобразительных материалов (картин, набросков и т. д.). В ней около трех тысяч единиц хранения. Некоторые из экспонатов еще помнят удивительную атмосферу Серебряного века, другие появились значительно позже… Некоторые изобразительные материалы были созданы уже в наши дни. В коллекцию входит несколько портретов поэтессы, написанных при ее жизни.
Как добраться до Шереметевского дворца в Санкт-Петербурге
Достопримечательность находится в историческом центре, поэтому проблем с доставкой, как в рамках заказанного тура, так и самостоятельно, не возникает. Ближайшие станции метро — «Гостиный двор» и «Маяковская» — в первом случае нужно перейти Аничков мост и повернуть на набережную Фонтанки налево, во втором — свернуть направо, не доходя до моста.
Гораздо быстрее получится дойти от автобусной/троллейбусной остановки «Литейный проспект». Она находится перед Аничковым мостом. Ориентир — дворец Белосельских-Белозерских — он должен оставаться по левую руку, дальше — аналогично, свернуть направо на набережную, и останется пройти не больше 100 метров.
Насчёт такси следует запомнить два ключевых момента. Во-первых, лучше сразу пользоваться приложениями Uber, Maxim или сервисом от Яндекса — будет гораздо дешевле, чем у уличных водителей, а если заказывать машину заранее — шанс получить скидку. Во-вторых, со стороны Фонтанки участок бесплатной парковки есть только у перекрёстка с улицей Белинского, так что всё равно придётся идти пешком — таксисты не станут рисковать.
Тем, кто привык ездить самостоятельно, лучше ориентироваться по координатам навигатора — 59.936620, 30.345277, но и здесь ситуация с парковками не будет лучше. Дальше Фонтанного дома в сторону Невского проспекта есть небольшой платный участок — от 60 рублей в час, но лучше оставить транспорт со стороны Литейного — во дворе дома № 55 есть бесплатная стоянка.
История
Музей Ахматовой расположился в самом сердце северной столицы, где находится Южный флигель Шереметьевского дворца. В квартире своего мужа Николая Пунина, который являлся искусствоведом, а также по совместительству еще и историком, Ахматова прожила с 20-х гг. до 50-х гг. XX века. Квартира Пунина всегда была популярна среди представителей русской интеллигенции тех времен, ведь сюда частенько заглядывали такие известные личности, как К. Малевич, Е. Замятин, а также В. Маяковский. Ахматова боготворила Фонтанный дом, ведь здесь она писала, здесь сохранился дух истории, эмоции и чувства, которые она испытывала и которые нельзя было проявлять публично в своих стихах, ведь в тот период имелся один негласный документ, по которому все написанные ею стихи запрещались к печати. Кроме того, в стенах этого здания был арестован ее сын, после чего было положено начало написания «Поэмы без Героя».
Мемориальная квартира Анны Ахматовой
Расскажем подробнее об одной из частей экспозиции — мемориальной квартире поэтессы
Поднимаясь по ступеням в эту квартиру, обратите внимание на лестницу: это своеобразная граница, она отделяет роскошные дворцовые интерьеры минувших столетий от обычной ленинградской коммуналки середины XX века. Поднявшись по этой лестнице, вы увидите помещения мемориальной квартиры
— В прихожей посетители видят кафельную печь и обычную вешалку. Рядом — несколько саквояжей, стойка для зонтов… Именно так выглядели прихожие тех квартир, где в середине XX столетия проживала ленинградская интеллигенция. Интерьер позволяет сразу же после входа в квартиру начать погружение в атмосферу того времени.
— Кухня и коридор, которые вы увидите, изначально были предназначены для прислуги дочери графа Шереметева (напомним, что дворец строился в XVIII столетии для его семьи). В советское время ситуация, конечно, изменилась: кухней пользовались несколько жильцов коммунальной квартиры.
— В кабинете своего супруга Николая Пунина, историка искусства и художественного критика, поэтесса проводила немало времени: здесь она работала над статьями о творчестве Александра Пушкина. Здесь же она составляла биографию своего бывшего супруга Николая Гумилева, собирая воспоминания о нем, выдержки из писем… Воздух этого кабинета словно бы сохранил атмосферу тех далеких лет, когда Анна Ахматова склонялась здесь над письменным столом при свете неяркой лампы…
— Столовая когда-то была своего рода центром всей квартиры. В 20-е и 30-е годы XX века здесь звучал патефон, за большим столом играли в шахматы и принимали гостей. Столовая была известна среди друзей поэтессы как «розовая комната»: такое название она получила из-за цвета, в который были выкрашены ее стены.
— В мемориальной квартире вы можете увидеть интерьер комнаты, где поэтесса проживала в начале 40-х годов. Воспоминания друзей, посещавших квартиру в тот период времени, достаточно противоречивы. Кто-то называл комнату убогой, утверждал, что в ней царил полный «развал». Другие видели здесь множество красивых предметов, сохранившихся еще с дореволюционных времен. Некоторые друзья поэтессы даже рассказывали о «волшебном свете», наполнявшем комнату.
— Есть в квартире и другой «вариант» ахматовской комнаты — середины 40-х годов XX века. В ней восстановлена та обстановка, в которой поэтесса жила после возвращения в северную российскую столицу из эвакуации (из Ташкента).
— И, наконец, вы увидите так называемый «Белый зал». Там размещена литературная часть экспозиции. Название зала взято из «Поэмы без героя» (одного из самых известных произведений Анны Ахматовой). Эта комната перенесет вас из бытовых реалий коммунальной квартиры в удивительный мир поэзии — в котором, в сущности, и жила знаменитая поэтесса.
История появления музея
При содействии Фонда Культуры, Ленинградский горисполком принял в 1989 г. решение о создании музея, посвященного жизни и творчеству А.А. Ахматовой.
Одновременно с этим создали комиссию, под руководством Михаила Дудина, по изучению и сбору литературного наследия поэтессы.
Было собрано огромное количество материалов, документов и фотографий. Из самых потаенных, укромных уголков вынимались рукописи и книги, а также личные вещи. Удивительно, сколько людей, вопреки репрессиям и гонениям со стороны правящей власти, смогли сохранить ценные рукописи и реликвии в память о поэтессе.
Музей был открыт 24 июня 1989 г. в Санкт-Петербурге. Разместили его на территории Шереметевского дворца в Фонтанном доме. Мемориальная квартира устроена в южном садовом флигеле, построенном в 1845 г. архитектором И. Корсини. Через 66 лет архитектор М. Красовский достроил 3-ий этаж, где и располагается ахматовская коммуналка №44.
В 2003 г. музей Анны Ахматотой в Фонтанном доме разделили на 2 части:
- Первая половина – мемориальная квартира в стиле 20-40 годов XX-го столетия.
- Вторая часть – литературная экспозиция, определена строкой стихотворения поэта “ Я помню все в одно и то же время…”