Что происходит с домом мельникова
Содержание:
Дома для нового человека
Один из самых известных проектов Константина Мельникова — Дом культуры имени И.В. Русакова, расположенный на пересечении улиц Стромынки и Бабаевской. Здание, напоминающее формой огромную шестеренку, построено в 1927–1929 годах для работников Союза коммунальщиков. Это было время расцвета идеи нового быта и воспитания нового человека — домашние обеды заменил ассортимент фабрик-кухонь, а идеологически неверные походы в церковь — посещения клубов рабочих.
Мельников придумал установить места для зрителей в трех выдвинутых из здания секторах, нависающих над тротуаром, — такого до него никто в мире не делал. Еще одной изюминкой стал зал-трансформер, способный вместить от 250 до 1500 зрителей. Мельников разработал систему створок, которые при закрытии отделяли трибуны от сцены. В получившихся помещениях проходили занятия по рисованию, актерскому мастерству. До наших дней этот механизм не сохранился — после войны здание перестроили.
В 2015 году после реставрации в Дом культуры переехал Театр Романа Виктюка. Специалисты воссоздали исторический облик памятника архитектуры. В частности, были отреставрированы сцена, зрительные залы, балконы, фойе. В порядок также привели фасады, на которых восстановлены исторические надписи, воссозданы витражи. За основу планов по реставрации были взяты идеи самого Константина Мельникова. Буквально перед смертью архитектор составил проект по реконструкции памятника, который мог быть перестроен и переделан так, как бы он хотел. Реставраторы взяли это за основу и даже надпись о профсоюзе — школе коммунизма восстановили в полном объеме.
Гений, страсть и здание-шестеренка. Как устроен Театр Романа ВиктюкаЗавершены основные реставрационные работы в ДК имени Русакова
Трансформируемая сцена, передвижные перегородки и большое количество наружных лестниц — эти столь любимые решения Мельников использовал при создании других зданий. Так, основой клуба Дорогомиловского химического завода (Дорхимзавод имени М.В. Фрунзе), сооруженного в 1929 году на Бережковской набережной, выступает театральный зал с двумя уровнями балконов (бельэтаж и первый ярус), которые соединены между собой двумя симметрично расположенными боковыми лестницами. С промежуточных площадок лестниц можно попасть в фойе, вестибюль, библиотеку с читальным залом и на открытые террасы боковых фасадов. За счет большого количества остекленных поверхностей внутренние помещения клуба освещались обильным и ровным естественным светом. Столовую и кухню построили отдельно и соединили с основным корпусом переходом. Работы по реставрации здания проводились с 2003 по 2009 год.
За основу проекта клуба фабрики «Свобода», построенного в 1927–1929 годах на Вятской улице, была взята помещенная на корпусе первого этажа форма, напоминающая собой сигару. Она разрезалась на две равные части стеной, которая при необходимости могла подниматься. В результате получался зрительный зал вместимостью тысяча человек. После Великой Отечественной войны клуб, ставший Дворцом культуры имени Горького, переделали: окна заложили, лестницы убрали, а здание перекрасили. Таким оно простояло до 2000-х.
Особенностью клуба завода «Каучук» стал круглый вестибюль, опоясанный наружными лестницами. К слову, для строительства здания Мельникову достался угловой участок на пересечении Плющихи и 2-го переулка Тружеников. Однако архитектору удалось выразительно вписать здание в городскую застройку.
Земельный участок еще более сложной конфигурации был отведен под строительство клуба «Буревестник» на 3-й Рыбинской улице. Территория представляла собой неправильный пятиугольник, который Мельников характеризовал как «узкий с косой линией». У здания есть изящная четырехэтажная башня с огромными полукруглыми окнами. В фойе на первом этаже был запроектирован плавательный бассейн. Однако в этом районе Москвы на тот момент не было водопровода и канализации, поэтому планы пришлось изменить. Сейчас в клубе проходит реконструкция. В будущем здесь планируют открыть частный художественный музей русского абстрактного искусства.
Дом Мельникова. Жилые помещения.
Кухня и обеденная комната расположены на первом этаже, там же находятся две детские, гардероб, прачечная и ванная. Над ними, на втором этаже гостиная и спальня. На самом верхнем этаже высокого цилиндра находится мастерская Мельникова с выходом на террасу.
Зона спальни – более интимное пространство, освещаемое 12 шестигранными окнами, с гораздо более низким потолком, чем соседняя гостиная. Вся семья спала здесь, потому что у Мельникова была своя сложная теория о сне – он считал его целебным, почти мистическим. В комнате находились только бетонные платформы-кровати для архитектора и его жены и платформы поменьше для детей. Позднее они были заменены обыкновенными кроватями. Спальное место родителей было отгорожено от детских кроватей радиальными перегородками, не соприкасающимися с потолком.
Эзотерические идеи Мельникова о сне также отражались в другой необычной особенности этой комнаты. Он говорил, что изначально она была полностью золотой- стены, пол и потолок были окрашены в золотой цвет, также золотым было постельное белье. «Когда мы просыпались по утрам, — рассказывал Мельников, — мы чувствовали, будто плаваем в плотном золотом воздухе. Это непередаваемое ощущение».
Гостиная и мастерская Мельникова — самые большие и самые впечатляющие комнаты в доме. В высокой гостиной комнате находится стеклянная стена фасада. Открыв её четыре центральные панели, можно выйти в сад и на улицу.
Однажды группа студентов посещала дом Константина Мельникова, когда он еще был жив. Он рассказал им, что когда строительные леса убрали из гостиной, он встал в центр комнаты и закричал так громко, как только мог. Зачем? Когда сооружение Базилики Святого Петра с его гигантским куполом было завершено, великий итальянец встал под ним и закричал. Позже Микеланджело объяснил, что если бы купол рухнул, он похоронил бы под собой только своего незадачливого создателя. К счастью, и Микеланджело и Мельников были хорошими архитекторами, и их купола остались целыми.
Мастерская архитектора – это еще одно большое общественное пространство с 38 шестигранными окнами. Изначально она была окрашена в глубокий пурпурно-фиолетовый цвет, который, как говорил Палласмаа, создавал странную мистическую атмосферу.
Как ни странно, этот современный и нетрадиционный дом был обставлен антикварной мебелью, купленной за бесценок в 1920-х. Но из-за зацикленности Мельникова на чистоте и беспыльном интерьере мебели осталось крайне мало.
Мельников позже разработал свои идеи о лечебной ценности сна в его «лаборатории сна», предложенной в качестве компонента его утопического Зеленого Города. Это должно было быть рабочее общежитие, экологически регулируемое в каждом аспекте командой техников.
С 1930 по 1950 г. Мельников был подвергнут остракизму, и все его здания, особенно его дом, были резко раскритикованы. Это чудо, что он не был арестован, и что дом не снесли.
Только в 1965 году, когда ему с большой неохотой была посвящена выставка в штаб-квартире Московского филиала Союза советских архитекторов – организации, которая разрушила его карьеру много лет назад, о нем вновь стало позволительно говорить. Хотя спустя 4 дня выставка была закрыта и огласка была запрещена, это вызвало возрождение интереса к Мельникову. Дом в Кривоарбатском переулке стал известен всему миру.
Дети – жертвы пороков взрослых
Тринадцать
скульптур в центре Москвы, наглядно изображают пороки современного мира.
В 2001 году русский
художник Михаил Шемякин сконструировал необычную скульптуру: «Дети –
жертвы пороков взрослых», изображающую двух ничего не подозревающих детей,
играющих в окружении 13 злобных статуй.
13 «злых» скульптур
изображают алкоголизм, эксплуатацию детского труда, безразличие, наркоманию,
проституцию, садизм, невежество, лженауку, войну, бедность, воровство,
наказание Капитолием и пропаганду насилия. Каждая работа невероятно
детализирована, на ней изображены фигуры, приближающиеся к маленькому золотому
мальчику и девочке. Помимо детей, центральным элементом работы является
статуя, изображающая безразличие к этим порокам и изображающая человека с
закрытыми глазами, заткнутыми ушами и скрещенными руками.
Когда работа была впервые построена, были некоторые опасения, что «протянутые руки гротескного зла» могут напугать детей. Тем не менее, работы Шемякина сохранились, и их все еще можно увидеть к югу от Кремля на берегу Москвы-реки.
Дома для нового человека
Один из самых известных проектов Константина Мельникова – Дом культуры имени И.В. Русакова, расположенный на пересечении улиц Стромынки и Бабаевской. Здание, напоминающее формой огромную шестеренку, построено в 1927–1929 годах для работников Союза коммунальщиков. Это было время расцвета идеи нового быта и воспитания нового человека – домашние обеды заменил ассортимент фабрик-кухонь, а идеологически неверные походы в церковь – посещения клубов рабочих.
Мельников придумал установить места для зрителей в трех выдвинутых из здания секторах, нависающих над тротуаром, – такого до него никто в мире не делал. Еще одной изюминкой стал зал-трансформер, способный вместить от 250 до 1500 зрителей. Мельников разработал систему створок, которые при закрытии отделяли трибуны от сцены. В получившихся помещениях проходили занятия по рисованию, актерскому мастерству. До наших дней этот механизм не сохранился – после войны здание перестроили.
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
В 2015 году после реставрации в Дом культуры переехал Театр Романа Виктюка. Специалисты воссоздали исторический облик памятника архитектуры. В частности, были отреставрированы сцена, зрительные залы, балконы, фойе. В порядок также привели фасады, на которых восстановлены исторические надписи, воссозданы витражи. За основу планов по реставрации были взяты идеи самого Константина Мельникова. Буквально перед смертью архитектор составил проект по реконструкции памятника, который мог быть перестроен и переделан так, как бы он хотел. Реставраторы взяли это за основу и даже надпись о профсоюзе – школе коммунизма восстановили в полном объеме.
Инфографика: mos.ru
Москва, ул. Стромынка, д. 6
Смотреть на карте
Трансформируемая сцена, передвижные перегородки и большое количество наружных лестниц – эти столь любимые решения Мельников использовал при создании других зданий. Так, основой клуба Дорогомиловского химического завода (Дорхимзавод имени М.В. Фрунзе), сооруженного в 1929 году на Бережковской набережной, выступает театральный зал с двумя уровнями балконов (бельэтаж и первый ярус), которые соединены между собой двумя симметрично расположенными боковыми лестницами. С промежуточных площадок лестниц можно попасть в фойе, вестибюль, библиотеку с читальным залом и на открытые террасы боковых фасадов. За счет большого количества остекленных поверхностей внутренние помещения клуба освещались обильным и ровным естественным светом. Столовую и кухню построили отдельно и соединили с основным корпусом переходом. Работы по реставрации здания проводились с 2003 по 2009 год.
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Москва, Бережковская набережная, д. 28
Смотреть на карте
За основу проекта клуба фабрики «Свобода», построенного в 1927–1929 годах на Вятской улице, была взята помещенная на корпусе первого этажа форма, напоминающая собой сигару. Она разрезалась на две равные части стеной, которая при необходимости могла подниматься. В результате получался зрительный зал вместимостью тысяча человек. После Великой Отечественной войны клуб, ставший Дворцом культуры имени Горького, переделали: окна заложили, лестницы убрали, а здание перекрасили. Таким оно простояло до 2000-х.
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Москва, Вятская улица, д. 41А
Смотреть на карте
Особенностью клуба завода «Каучук» стал круглый вестибюль, опоясанный наружными лестницами. К слову, для строительства здания Мельникову достался угловой участок на пересечении Плющихи и 2-го переулка Тружеников. Однако архитектору удалось выразительно вписать здание в городскую застройку.
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Москва, ул. Плющиха, д. 64/6с1
Смотреть на карте
Земельный участок еще более сложной конфигурации был отведен под строительство клуба «Буревестник» на 3-й Рыбинской улице. Территория представляла собой неправильный пятиугольник, который Мельников характеризовал как «узкий с косой линией». У здания есть изящная четырехэтажная башня с огромными полукруглыми окнами. В фойе на первом этаже был запроектирован плавательный бассейн. Однако в этом районе Москвы на тот момент не было водопровода и канализации, поэтому планы пришлось изменить. Сейчас в клубе проходит реконструкция. В будущем здесь планируют открыть частный художественный музей русского абстрактного искусства.
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Москва, 3-я Рыбинская улица, д. 17
Смотреть на карте
Оркестр танцующих гармоний
Самая ранняя из сохранившихся работ Константина Мельникова — здание конторы Новосухаревского рынка, построенное в 1924 году. Работы начались после того, как было решено закрыть стихийный Сухаревский рынок. Под торговые ряды выделили участок пустыря между Большим Сухаревским переулком, Трубной и Садовой-Сухаревской улицами. По предложению Мельникова его застроили деревянными павильонами-киосками с витринами на обе стороны. В центре сходившихся тремя ровными лучами торговых рядов разместили контору, которая была единственным кирпичным строением на территории рынка. Помимо служебных помещений, там располагался трактир.
Сначала Мельников задумал сделать контору круглой, но потом, чтобы подчеркнуть идею с лучами, поменял композицию на треугольную. До сих пор в плане города здание представляет собой треугольник с одним обрезанным углом. В вершине треугольника Мельников расположил лестницу, которая со второго этажа становилась открытой и вела на плоскую крышу-террасу. Свойственную конструктивизму геометричность строения подчеркивают также вертикальные выступы на стенах и вытянутые окна, а на главном фасаде есть круглое окно-иллюминатор.
Общая планировка рынка была тщательно продумана с учетом расположения основных входов на его территорию. Мельников сделал ряды палаток разной величины и не только расположил их параллельно, но и создал живописную пространственно-планировочную композицию, которую сам назвал оркестром из танцующих гармоний.
Новосухаревский рынок просуществовал до 1930 года, а затем его территорию занимали мастерские для ремонта автомобилей. До конца 1990-х годов здание конторы Новосухаревского рынка несколько раз перестраивали и ремонтировали. В итоге кровля дома из плоской превратилась в скатную, был изменен цвет стен, а часть деревянных оконных рам заменили на пластиковые. При этом лестницу, ведущую на веранду, замуровали. Оригинальные двери за прошедшие годы были полностью утрачены.
Сейчас согласован проект реставрации и приспособления здания для современного использования. Ему также вернут исторический облик.
Клуб фабрики «Свобода»
Мы переходим на ул. Вятская, 41А в районе Савеловский. В 1929 году здесь построили клуб для Государственной мыльно-косметической фабрики «Свобода».
Именно этот проект их всех сооружений Мельникова подвергся наибольшим изменениям.
Так, изначально под полом зрительного зала был предусмотрен плавательный бассейн, но его решили не делать, так как на этом отрезке улицы отсутствовало водоснабжение и канализация.
Входы в клуб были запроектированы в виде четырех пандусов, ведущих на второй этаж: два из них расположены со стороны Вятской улицы и два – со стороны парка. Но во время строительства они были заменены на лестницы, а со стороны зоны отдыха их вовсе убрали. Из-за этих правок даже пришлось менять конструктив и расположение помещений в здании.
Архитектурное решение клуба было оценено современниками неоднозначно, а журнал «Строительство Москвы» назвал проект «образцом формалистического подхода».
За время эксплуатации здания многое поменялось, в нем располагались различные творческие коллективы и ДК. Сейчас он признан памятником архитектуры и охраняется ЮНЕСКО. Здесь работает банкетный зал.
Дом Мельникова
Мы заканчиваем нашу экскурсию в главном здании в жизни Константина Мельникова – его собственном доме. Он расположился в Кривоарбатском переулке, д. 10 в районе Арбат.
Мастер создал для себя и своей семьи уникальное строение не только по меркам 20-го века, но и 21-го. Здание проектировалось с учетом исключительно собственного вкуса и представлений архитектора о жилище и рабочей среде. При создании эскизов дома Мельников выступал сразу в двух ролях – заказчика и проектировщика – и мог позволить себе максимальную свободу.
Уникальным в доме Мельникова является еще и то, что в конце 1920-х годов, когда в СССР велось свертывание НЭПа, а по всей стране началось строительство домов-коммун, одному человеку разрешили возвести частный дом в центре столицы. Этому факту есть несколько объяснений:
- дом Мельникова был официально признанным экспериментальным сооружением;
- Мельников был уже всемирно известным архитектором;
- архитектор строил дом на свои деньги;
- участок был получен в награду от Советской власти за работу над первым саркофагом В.И. Ленина в 1924 году.
Конструкции стен и перекрытий дома-мастерской не только оригинальны, но и выполнены на уровне технических изобретений. Кстати, несколько из них Мельников потом запатентовал.
Стены выполнены из красного кирпича особой узорчатой кладкой, создающей ажурный каркас. В результате такой конструкции образовались 124 шестиугольных проема. Большая часть из них была заложена, но около 60 оставлены под окна и ниши.
В случае необходимости этот каркас позволяет, не ослабляя несущих конструкций, менять расположение оконных проемов, устраивая новые окна практически в любом месте стены и заделывая существующие. В процессе строительства ненужные ниши закладывались битым кирпичом и строительным мусором. Это позволило значительно удешевить стоимость возведения и сэкономить материалы. Как вспоминают современники, со стройки не было вывезено ни одной тачки мусора.
В итоге здание построили в виде двух разновысоких вертикальных цилиндров одинакового диаметра, врезанных друг в друга на треть радиуса. Если посмотреть на дом сверху, то его форма напоминает цифру 8.
Более низкий цилиндр со срезанной по вертикали южной частью венчает плоская крыша с открытой террасой. Возвышающийся над ним задний цилиндр имеет покатую кровлю.
В низком здании устроили единственный вход в дом с витражным остеклением всей стены с дверью. Остальные стены этой части памятника сделали почти глухими – вырезаны лишь пара окон внизу цилиндра. Во втором «корпусе» прорезали 57 шестигранных окон.
В здании спланированы три этажа, где разместились:
- коридор;
- столовая;
- кухня;
- коридор;
- санузел;
- комната хозяйки;
- рабочие комнаты детей;
- туалет;
- гостиная;
- спальня;
- мастерская Мельникова.
В подвале дома находятся камера калорифера, кладовая и погреб для хранения продуктов.
Сейчас здесь открыт Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых, ведется реставрация.
Фото : Главархив Москвы, mos.ru
История
Константин Мельников со своей женой на фоне строящегося дома, 1927—1929 годы
Фасад дома Мельникова в 2017 году
Здание
Основная статья: Дом Мельникова
Музей располагается в уникальном архитектурном памятнике — цилиндрическом доме архитектора Константина Мельникова, возведённом в 1927—1929 годах. Фасад здания полностью остеклён, а на круглых стенах размещаются шестиугольные окна.
Советские власти предполагали, что экспериментальная круглая форма здания может быть использована в будущем для строительства домов-коммун, поэтому дали разрешение Мельникову на возведение дома в центре города. Архитектор самостоятельно проспонсировал строительство дома, однако по причине того, что здание рассматривалось как опытно-показательное сооружение, Мельников был освобождён от земельной ренты.
Мельников завещал дом детям, в нём жил сын, однако половина, отведённая дочери, была продана и передана государству. Сын также передал свою половину государству при условии создания там музея Мельниковых. Государство поручило это Музею Щусева, который воспользовался правами на реставрацию. После юридических процессов со внучкой Мельниковых, проживавшей в здании, музей был открыт.
Музей
В 2013 году Музей архитектуры имени Щусева совместно с журналом «Проект Россия» объявили конкурс по созданию концепции развития Музея Мельниковых. Первое место занял проект «Тапки для Музея Мельниковых» архитектурного бюро Citizenstudio под руководством Михаила Бейлина и Даниила Никишина. План развития предполагал максимальное сохранение аутентичной мемориальной обстановки, единственным нововведением являлись круглые тапочки для посетителей, которые должны были создать чувство уюта. Музей начал свою работу в тестовом режиме в 2014 году, экспонатами стали как мемориальные вещи, так и сам дом-мастерская площадью 300 м². Для формирования экспозиции, посвящённой Константину и Виктору Мельниковым, из фонда Музея Щусева было передано около 500 единиц хранения: макеты, архитектурная графика, фотография, кинофильмы, архивные материалы, а также часть старой конструкции дома, сохранившейся в ходе реконструкции 1990-х годов. Также фотограф и исследователь русской архитектуры Уильям Брумфилд передал в фонд музея более 400 фотографий и диапозитивов, на которых было запечатлено здание.
В 2015 году во дворе дома была проведена выставка «Открытый Мельников» с чертежами и фотографиями из архива архитектора, а также инсталляции конкурсных проектов, среди которых Дом культуры имени Русакова и непостроенное здание Наркомтяжпрома.
В 2017 году Музей Мельниковых выиграл грант Фонда Гетти на углублённое обследование дома и на разработку программы по его сохранению и реставрации. Работы по анализу планируются завершить к концу 2018-го, в то время как масштабная реставрация начнётся в 2019 году и продлится несколько лет.
Ограждение, как и все, что мы делаем, прошло все согласования в Департаменте культурного наследия. Любое действие в доме Мельникова, как вы понимаете, рассматривается под микроскопом как доброжелателями музея, так и недоброжелателями. Но не в этом дело, мы осознаем ценность дома и сто раз отмеряем, прежде чем что-то там сделать. Почему вокруг дома появился овальной формы газон? Потому что он всегда был при Мельникове. Каждое наше действие основывается на документах, фотографиях, на реконструкции, которая была сделана еще в 1990-е гг. Или положение ковра в гостиной. Ковер Мельников привез из Парижа в 1925 г., а в 1929-м он положил его асимметрично к окну, и теперь он лежит под тем же углом. Директор Павел Кузнецов |
Также музей планирует открытие новой постоянной экспозиции в одном из хозяйственных помещений усадьбы Талызиных на Воздвиженке, которая будет посвящена биографии Константина Мельникова. Дизайн новых выставочных помещений был также разработан бюро Citizenstudio, в то время как куратором станет вторая внучка архитектора Елена Мельникова.
Миниатюрная Москва
Крохотная Москва была создана еще во времена СССР. А сегодня совершите путешествие в прошлое с этой моделью, площадью на 120 квадратных метров.
Созданная в 1977 году 300 рабочими к 60-летию большевистской революции, Миниатюрная Москва представляет собой очень подробное изображение столицы времен СССР. 120 кв.м модель – масштабный пропагандистский образец русского художника-диорамы Ефима Дешалита, который был разработан для посещения, восхищения и демонстрации того, что столица Советского Союза была великолепнее любой западной столицы.
Продуманная система
освещения делает модель очень реалистичной: каждое окно светится светом, есть
различия между дневным и ночным светом. Даже окна лодки на реке
светятся. Хотя модель больше не посещают лояльные члены партии, она
по-прежнему нравится любопытным туристам, которые хотят заглянуть в советскую
Москву прошлых лет.
Начало строительства и архитектура
Утвердили проект лишь к началу лета 1927, но и в процессе возведения Мельников продолжал прорабатывать внутреннюю планировку.
Стены жилища с устроенными двумястами шестиугольными окнами возводили при помощи особой кладки, которую разработал сам Константин Степанович.
Это новшество позволило не использовать в конструкции несущие столбы, а также стабилизационные перемычки.
В дальнейшем, часть разработок, которые были применены при строительстве этого дома в Кривоарбатском переулке, 10, архитектор запатентовал как изобретения и использовал в других своих проектах.
Стены дома Мельникова сложены из красного кирпича в виде ажурного сетчатого каркаса.
Кладка проводилась с четким сдвигом как вдоль стены, так и поперек нее, следствием чего стало возможным устроить на плоскостях порядка 100-200 оконных проемов:
Многие специалисты считают, что при проектировании конструкции здания Константин Мельников использовал и наработки инженера Владимира Григорьевича Шухова, с которым тогда тесно сотрудничал.
Преимущества цилиндрической формы зданий Мельников аргументировал экономией материалов, приводя при этом геометрические расчеты.
Архитектура в движении
Задумки архитектора были настолько новаторскими, что часто их приходилось упрощать, а часть творческих экспериментов так и осталась в проекте, намного опередив технические возможности своего времени. В стране попросту не было нужных средств, стройматериалов и квалифицированных рабочих.
Такой подход, когда внутреннее пространство здания или даже отдельные части сооружения активно меняются с помощью временных перегородок и других средств, специалисты называют кинетической архитектурой, или архитектурой в движении.
Несмотря на новаторские идеи, Мельников всегда принимал в расчет, как здание впишется в городскую среду.
«Мельников любил Москву и оценивал с точки зрения пешехода, как постройка будет в итоге смотреться. Он грамотно вписывал в выделенные под застройку участки свои сооружения, чтобы человек, который проходил мимо, мог его разглядеть и не ощущал себя замкнутым в этом пространстве», — объяснила Анна Кистанова.
Более того, по ее словам, Мельников всегда рассчитывал свои проекты с точки зрения пожарной безопасности, экономии строительных материалов. Благодаря многочисленным лестницам и дополнительным выходам они соответствуют и современным нормам пожарной безопасности.